Экспертиза Алана У. Блэка (Австралия)

Алан У. Блэк
Адъюнкт-профессор социологии Университета Новой Англии,
Армидейл, Новый Южный Уэльс,
Австралия
I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Как социолог и эксперт в области религиоведения, я получил задание дать заключение по вопросу о том, является ли Саентология религией. Отвечая на этот вопрос, я не делаю никаких заявлений относительно того, правильна ли Саентология или ошибочна. Я скорее принимаю во внимание соответствие Саентологии критериям, которые обычно используются для описания религии. Эти критерии не имеют абсолютно четкого очертания: разные авторы предлагают различные толкования, начиная с У. Дж. Ранчимана,1 который использовал термин «религия» как синоним «идеологии», и заканчивая Вернером Коном,2 который утверждает, что английское слово «религия» является настолько сложным и столь сильно зависит от особенностей культуры, что было бы неуместно использовать его в отношении тех или иных аспектов незападных или нехристианских культур.
Тем не менее, большинство ученых в этой области едины в том, что религия представляет собой систему верований и практик, относящихся к сверхъестественному, божественному или трансцендентному. Используя эту посылку в качестве отправной точки, можно выявить различные характеристики, присущие большинству признанных религий, а может, и всем религиям. Чем полнее проявляются эти характеристики в отдельной системе верований и практик, тем с большей уверенностью можно считать эту систему религией.
Выявляя характеристики, обычно присущие религиям, я буду использовать концепцию, предложенную Нинианом Смартом, одним из ведущих ученых в области мировых религий.3 Поскольку я широко использовал элементы этой концепции в моих предыдущих работах,4 она подходит не только для целей настоящего исследования.
Я не являюсь саентологом. Формулируя свои заключения, я детально изучил саентологические публикации, наблюдал за деятельностью Церкви Саентологии в Сиднее и беседовал с некоторыми из последователей Саентологии. Я также знаком с многочисленными социологическими исследованиями Саентологии в других частях света.
Ниже я привожу основные работы по Саентологии, которые я изучил в рамках моего исследования. Они представлены в хронологическом порядке по дате публикации:
«Дианетика: современная наука о разуме» (1950)
«Дианетика: эволюция науки» (1950)
«Наука выживания» (1951)
«Продвинутая процедура и аксиомы» (1951)
«Саентология: история человека» (1952)
«Саентология 8-80» (1952)
«Саентология 8-8008» (1952)
«Лекции в Финиксе» (прочитаны в 1954 г., опубликованы в 1968 г.)
«Создание человеческих способностей» (1955)
«Саентология: основы жизни» (1956)
«Жили ли вы до этой жизни?» (1960 г., пересмотрена и дополнена в 1977 г.)
«Введение в саентологическую этику» (1968 г., пересмотренное и уточненное издание 1989 г.)
«Саентология 0-8: книга основ» (1970)
«Истоки и церемонии Церкви Саентологии» (1970)
«Миссия во времени» (1973 г., расширенная версия книги «Проверка рикола полного трака», 1968 г.)
«Дорога к счастью» (1981)
«Понимание Е-метра» (1982 г., пересмотрено в 1988 г.)
«Что такое Саентология?» (1992)
«Настольная книга саентолога», основана на работах Л. Рона Хаббарда (1994)
«40-я годовщина Церкви Саентологии» (1994)
Перечисленные публикации являются официальными изданиями Церкви Саентологии, и практически все они написаны Л. Роном Хаббардом. Те, что не полностью относятся к авторству Хаббарда, опираются в основном на его работы. Цитаты и ссылки, приведенные ниже, взяты из последних англоязычных изданий.
II. АСПЕКТЫ РЕЛИГИИ
В книге «Религиозный опыт человечества» (1969 г., переиздано в 1976 и 1984 г.г.) Ниниан Смарт утверждает, что религия обычно имеет шесть аспектов или характеристик. В своем последнем обзоре «Мировые религии: старые традиции и современные новообразования» (1989) он вновь оперирует этими шестью аспектами и добавляет седьмой. Эти аспекты описаны ниже:
II.I. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА И РИТУАЛЫ
Каждой религии обычно присущи особые практики, которыми занимаются ее последователи. Формы этих практик весьма разнообразны и могут включать в себя богослужение, чтение проповедей, молитвы, медитацию, исповеди, мессу, жертвоприношения, обряды перехода и другие священные действия. В некоторых случаях эти обряды очень тщательно проработаны и проводятся публично, например, причащение в Православной Церкви Востока, или священные обряды в религиях австралийских аборигенов. А иногда они не имеют конкретной формы и практически никогда не совершаются публично, например, медитации в Буддизме или уединенные молитвы, которые являются частью многих религиозных традиций. Использование слова «ритуал» для описания этих действий не обязательно означает, что религиозные практики проводятся по какой-то точно определенной форме, равно как и не подразумевает, что люди совершают эти действия просто по привычке. Многие ритуалы по своей форме имеют как внешний (видимый), так и внутренний (невидимый) аспекты.
II.II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ОПЫТ
Насколько разнообразны формы религиозных практик, настолько же многообразны и религиозные переживания, которые, согласно их собственным заявлениям, испытывают люди. Например, Будда говорил о просветлении, которое он испытал благодаря медитации. Иудейские пророки и пророк Мухаммед говорили об откровениях, которые легли в основу их религиозных учений. Известны некоторые просто поразительные случаи, например, обращение в Христианство, пережитое Павлом по дороге в Дамаск, ощущение экстаза в шаманизме центральных и северных регионов Азии или одержимость духами у шаманов из некоторых регионах Евразии, Африки и Тихого океана. Возможно, другие известные примеры религиозных переживаний не столь эффектны, однако те, кто, испытывает их, считает их реальными и показательными. К примеру, священный трепет, богоданное вдохновение, просветление, ощущение сияющей пустоты, уверенность в спасении, и т.д.
II.III. ПОВЕСТВОВАНИЯ И МИФЫ
Во многих религиях есть повествования. Это могут быть сказания о деяниях Господа, богах, других духовных сущностях, о жизненном пути духовного наставника, о чувстве духовной общности, и т.п. Сюда относятся и повествования из иудейских и христианских писаний о сотворении мира, о Десяти Заповедях, дарованных Моисею, и об исходе народа израильского из Египта по указанию Божьему. Кроме того, к повествованиям относятся бытующие в религии австралийских аборигенов истории о том, как священные существа придавали очертания их земле. В Исламе мы встречаем повествования о жизни пророка Мухаммеда, а в Буддизме – жизнеописание Гаутамы (Будды). Смарт обращает внимание на то, что он использует термин «миф» в его специальном значении (миф: в религии — сказание о богах и обожествленных героях, о происхождении мира и жизни), а не в значении «вымысел, выдумка; ложь». В большинстве дописьменных культур религиозные верования выражались главным образом в форме повествований и передавались изустно.
II.IV. ВЕРОУЧЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Главным образом после появления письменности вероучения в более или менее систематизированной форме стали, вероятно, отражением того, что первоначально передавалось в виде повествований, либо же (или в дополнение к этому) они возникли из других, более общих философских источников, по крайней мере частично. Содержание верований или вероучений в различных религиях сильно разнится, образуя широкий спектр: от учения о Троице в Христианстве до индуистского учения о непрерывном цикле смерти и рождения, в котором находится каждое живое существо; от учения о 99 именах Бога в Исламе до учения о Четырех Благородных Истинах в Буддизме о природе страдания, причине страдания, возможности прекращения страдания и методе пресечения страданий. В некоторых религиях, таких как Индуизм, Буддизм, Иудаизм, Христианство и Ислам созданы писания, в которых записаны религиозные повествования и вероучения.
II.V. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Смарт утверждает: «Мы обнаруживаем на протяжении всей истории, что в религиях обычно присутствует этический кодекс» («Религиозный опыт человечества», третье издание, стр. 9). Например, Буддизм учит, что человек в своих действиях должен руководствоваться Пятью Правилами, которые категорически запрещают убийство, воровство, прелюбодеяние, клевету и питье опьяняющих напитков. В Иудаизме есть Тора (свод законов), которая содержит не только Десять Заповедей, но и множество других наставлений, ритуалов и установок. Точно так же в Исламе есть Шариат, предписывающий множество моральных и ритуальных обязательств. В Христианстве Иисус обобщил свое этическое учение в заповеди «возлюби ближнего своего как самого себя». В определенной степени этический аспект религии может быть связан с ее вероучением и мифами. Например, запрет Будды на употребление опьяняющих напитков согласуется с его представлением о том, что подобные напитки препятствуют процессу самоосознания. Христианская доктрина любви к ближним соответствует повествованиям о поступках Христа и догме, гласящей, что Бог есть любовь. А строгие нравоучения Шариата соответствуют исламскому учению о том, что, в конце концов, каждый человек предстанет пред Судом Божьим.
II.VI. СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Хотя в принципе человек может иметь свои собственные религиозные убеждения и заниматься собственными религиозными практиками, не объединяясь при этом с другими верующими, большинство религий имеют ту или иную форму социальной организации. Главным образом в небольших обществах социальные институты, в которых осуществляется религиозная деятельность, могут быть полностью аналогичны тем, что осуществляют другую деятельность, например, хозяйственную. В других обществах существуют специальные религиозные организации, к примеру, христианские церкви, буддистские монашеские ордены, иудейские или мусульманские общины верующих. Даже в рамках такой богатой традициями религии, как Христианство, может существовать несколько моделей религиозной организации, например, официальная и иерархическая структура римско-католической церкви и более демократичная и неформальная структура некоторых протестантских церквей. Пусть не во всех, но во многих религиях есть официальные служители: гуру, монахи, священники, имамы, улемы, раввины, пасторы, шаманы и др.
II.VII. МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
В своей недавней книге Смарт добавляет седьмой аспект религии – материальный, приняв во внимание факт существования религиозных артефактов, мест богослужения, зданий, символов и т.д. Сравнительная значимость этих вещей в различных религиях различна. В некоторых небольших обществах нет отдельных зданий религиозного назначения; с другой стороны, целые участки естественной природной среды в таких обществах могут быть наделены религиозным значением. Например, священные места австралийских аборигенов или Гора Фудзи в традиционной народной религии Японии. Храмы, мечети и церкви образуют материальный аспект в Буддизме, Индуизме, Иудаизме, Исламе и Христианстве. В различных религиях существуют священные или символические предметы, например, тотемы, мощи, знаки, предметы для совершения таинств и обрядов и т.п. Важно отметить, что хотя все, или почти все, из вышеперечисленных аспектов присутствуют в каждой крупной мировой религии, акцент на том или ином аспекте может варьироваться от одной религии к другой, и даже от течения к течению в рамках одной религии. Смарт отмечает, что существуют религиозные течения и явления, в которых тот или иной аспект настолько слабо выражен, что кажется, будто он вовсе отсутствует. Небольшие общества, не имеющие письменности, не способны проявить вероучительный и философский аспект. Последователи современного Буддизма, сосредоточившись на медитации, этике и философии, уделяют мало внимания повествовательному аспекту. Что же касается некоторых недавно сформировавшихся групп, то они, вероятно, еще не успели в достаточной мере развиться, чтобы проявить материальный аспект.
Кроме того, существует так много людей, официально не принадлежащих ни к одному из религиозных сообществ, но имеющих свое собственное мировоззрение и занимающихся собственными религиозными практиками, что мы наблюдаем в обществе мельчайшие религиозные образования, не проявляющие ни одного из точных социальных аспектов религии. (Ниниан Смарт. «Мировые религии: старые традиции и современные новообразования», стр. 21).
III. ИССЛЕДОВАНИЕ САЕНТОЛОГИИ
Этот раздел посвящен исследованию Саентологии на предмет наличия в ней аспектов религии, описанных выше. Для удобства рассмотрения изменим порядок, в котором эти компоненты религии рассматривались выше.
III.I. ВЕРОУЧЕНИЕ И ФИЛОСОФИЯ
В «Настольной книге саентолога» сказано: «Основные принципы Саентологии гласят: вы являетесь бессмертным духовным существом. Ваш жизненный опыт выходит за рамки одной человеческой жизни. Ваши способности безграничны, даже если в настоящий момент вы этого не осознаете».
Таким образом, в Саентологии постулируется существование сущности, имеющей большое сходство с тем, что в других религиях называют душой или духом. Чтобы избежать путаницы с прежними представлениями о душе, в Саентологии эта сущность называется «тэтан». Это слово образовано от греческой буквы theta (q), символа мысли и жизни. Тэтан не является предметом и не является разумом. Он — создатель вещей. Это сам человек – неуничтожимая личность, индивидуум. Утверждается, что тэтан бессмертен и имеет неограниченные способности, включая способность создавать материю, энергию, пространство и время («Настольная книга саентолога», стр. xxiii; «Саентология: основы жизни», стр. 75).
III.II. ПОВЕСТВОВАНИЯ И МИФЫ
Тот аспект религии, который образуют повествования и мифы, представлен в работах Л. Рона Хаббарда, посвященных возникновению материальной вселенной, состоящей из материи, энергии, пространства и времени (сокращенно MEST — Matter, Energy, Space and Time). Хаббард утверждает, что «жизнь – это игра, состоящая из свободы и ограничений» («Саентология 8-8008», стр. 141). Чтобы иметь игру, тэтаны создали материальную вселенную MEST, которая наложила на них некоторые ограничения. Затем тэтаны постепенно стали запутываться во вселенной MEST, которую они же и создали, утрачивая при этом осознание своих безграничных способностей. Цель Саентологии – дать возможность тэтану заново открыть для себя свои безграничные способности. Достижение этой цели включает стирание содержимого так называемого «реактивного ума» — части разума, в которой регистрируется все, что происходит с человеком, когда он находится в состоянии полной или частичной бессознательности и при этом испытывает физическую боль или эмоциональную травму, как, например, после несчастного случая или под действием наркоза. Как утверждается в Саентологии, восприятия всего, что говорится или делается в непосредственной близости от человека во время этих травматических инцидентов, записываются в реактивном уме в виде инграмм.
Согласно учению Хаббарда, инграммы накапливаются не только в ходе нынешней человеческой жизни, но также и на протяжении предыдущих жизней. В книге «Жили ли вы до этой жизни?» (стр. 1) он утверждает, что «существование прошлых жизней в Саентологии доказано», и представляет множество рассказанных людьми историй о событиях из прошлых жизней. В предисловии к книге «Саентология: история человека» (стр. 1) Хаббард пишет о том, что «это правдивый, леденящий душу рассказ о вашей жизни в последние 60 триллионов лет». Он также пишет (стр. 3), что когда он ограничивался одитингом нынешней жизни человека, положительные результаты у людей, страдающих психическими или физическими заболеваниями, достигались медленно и были посредственными. Когда же он одитировал по «полному траку», включая прошлые жизни, результаты достигались стремительно и были весьма впечатляющими. В книге «Миссия во времени» (первоначально издана под названием «Проверка рикола полного трака») он рассказывает о времени, когда он был моряком в Карфагене примерно в 200 г. до н.э. Более того, он пишет (стр. 69): «Я знаю наверняка, где и кем я был в последние 80 триллионов лет». Хаббард также утверждает, что в одитинге он открыл свой полный трак, и что на этом полном траке модели устройства общества постоянно повторяются.
III.III. РЕЛИГИОЗНАЯ ПРАКТИКА И РИТУАЛЫ
Центральное место в Саентологии занимают особые религиозные практики, главной из которых является «одитинг» или «процессинг». Эта практика состоит в личном общении, происходящем между одитором, официально уполномоченным проводить одитинг (т.е., священником Церкви Саентологии или обучающимся на священника), и человеком, который хочет благодаря одитингу получить улучшения. Цель одитора – помочь другому человеку, который называется «преклир», обнаружить и стереть оказывающие на него негативное влияние отпечатки (инграммы) прошлого опыта. Во время сессии одитинга, которая обычно длится до 2,5 часов, одитор задает преклиру в определенной последовательности ряд вопросов и дает подтверждение каждому полученному ответу, прежде чем задать следующий вопрос. В ходе этого процесса одитор использует электропсихометр (Е-метр), чтобы облегчить поиск и обнаружение областей духовных страданий или трудностей. Существует множество процессов одитинга, каждый из которых разработан так, чтобы помочь преклиру улучшить свою способность быть лицом к лицу и справляться с различными ситуациями в жизни. Когда в определенной области жизни человека достигаются удовлетворительные результаты, переходят к проведению процессов одитинга в другой области жизни. Конечной целью, требующей много сессий одитинга, является достижение новых состояний существования, которые называются Клир и Оперирующий Тэтан. Мы остановимся подробней на этих состояниях в разделе, посвященном религиозным переживаниям.
Хотя одитинг в Саентологии имеет некоторое сходство с исповедью и пастырскими беседами в некоторых других религиях, он обладает собственными уникальными характеристиками и проводится по особой процедуре. Кроме того, религиозное значение этих процедур одитинга трактуется особым образом. Саентологи утверждают, что одитинг эффективен, как ничто другое.
III.IV. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ И ОПЫТ
Как уже отмечалось, главной целью Саентологии является помочь людям достичь состояния Клир. Это достигается благодаря стиранию всех инграмм, а значит, и всего «реактивного ума». Согласно учению Саентологии, становясь Клиром, человек восстанавливает и укрепляет свою индивидуальность, способность к созиданию, а также присущие ему изначально добродетель и порядочность. Рассказы людей, достигших состояния Клир, представленные в книге «Что такое Саентология?» (стр. 307-309), столь же эмоциональны, как и рассказы первых христиан о том, какие чудесные изменения произошли в их жизни после встречи с Христом. Саентологи утверждают, что состояния Клир нельзя было достичь до появления Саентологии. Состояния Клир никогда раньше не существовало. И не имеет значения, как велики могли быть способности человеческого существа, каким могуществом и силой оно могло обладать, реактивный ум все равно присутствовал и, находясь в скрытом состоянии, в конце концов вновь разрушал человека.
III.V. ЭТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Саентология учит, что продвижение по Мосту требует соблюдения высоких моральных и этических стандартов, и вместе с этим, по мере продвижения, возрастает способность соблюдать эти стандарты. В книге «Введение в Саентологическую этику» Хаббард утверждает, что в Саентологии важным достижением была разработка «основной технологии этики».
Хаббард употребляет термин «мораль» как свод правил хорошего поведения, которому люди договорились следовать, (стр. 24), в то время как этику он определяет как «действия, которые человек предпринимает по собственному усмотрению, чтобы достичь наибольшего выживания для себя и других по всем восьми динамикам (всего их 8)» (стр. 17). Хаббард делает акцент на рациональности этичного поведения: «Этика в действительности представляет собой рациональность, направленную на наивысший уровень выживания» (стр. 15), «Если бы моральный кодекс был по-настоящему рациональным, он мог бы одновременно считаться по-настоящему этичным. И только на таком высочайшем уровне можно эти два понятия полностью отождествить» (стр. 25).
III.VI. СОЦИАЛЬНЫЙ И ИНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ
Организации Класса V находятся на третьем уровне иерархии саентологических организаций. Они имеют право предоставлять одитинг и обучение до уровня Клир. Они руководят деятельностью полевых одиторов и миссий, предоставляют базовое обучение для священников, а также являются центрами проведения прочих саентологических церемоний и служб, о которых говорилось в предыдущих главах. Организации Класса V являются местом ежедневного предоставления центральных религиозных услуг, предлагаемых Церковью Саентологии.
В четырех крупных городах в разных частях света есть церкви более высокого уровня, которые предлагают более продвинутый саентологический одитинг и обучение. Обычно занятия в этих организациях проходят очень интенсивно и в течение целого дня. Очень часто в этих организациях проходят подготовку сотрудники местных церквей, чтобы затем вернуться в свои церкви и продолжить служение в качестве священников Церкви Саентологии.
III.VII. МАТЕРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Подобно мечетям в Исламе, церквям в Христианстве, храмам в Буддизме, Индуизме и Иудаизме, церкви Саентологии обычно украшены характерными религиозными символами. Среди этих символов особенно выделяется один, состоящий из двух наложенных друг на друга треугольников, в которые вплетена буква «S», обозначающая Саентологию. Треугольники символизируют фундаментальные элементы учения Саентологии. Вершины одного из треугольников обозначают Аффинити, Реальность и Общение. Согласно учению Хаббарда, вместе эти три элемента образуют понимание. Вершины другого треугольника обозначают Знание, Ответственность и Контроль. Считается, что эти компоненты жизненно необходимы во всех аспектах человеческой жизни.
Еще один распространенный символ Саентологии – крест в лучах солнечного света. Он похож на крест христианских церквей, но с добавлением еще четырех лучей, идущих от центра креста. Таким образом, получается, что 8 лучей саентологического креста представляют собой восемь динамик, упомянутых выше. Такой крест обычно носят священники саентологических церквей.
IV. ВЫВОД
Вышеприведенный анализ показывает, что в Саентологии присутствуют все семь аспектов религии, выделенных Смартом. Анализ также показывает, что хотя Саентология и имеет свои специфические особенности, многие религиозные верования и практики Саентологии аналогичны или похожи по своему содержанию на верования и практики других признанных религий.
Кроме того, вопрос о том, является ли Саентология религией, рассматривался Высоким судом Австралии в рамках дела «Церковь Новой Веры против Заведующего отделом по налогам с заработной платы» (см. сборник судебных решений № 57 [1983]: 785ff.). Суд единодушно пришел к выводу о том, что Саентология является религией. В своем решении судьи Мэйсон и Брэннан использовали два критерия религии: «(1) вера в сверхъестественное существо или первопричину; (2) признание правил поведения для придания силы своей вере» (см. сборник судебных решений № 57 [1983]: 785). Судьи Уилсон и Дин использовали четыре критерия для определения, является ли та или иная система взглядов и практик религией, а именно:
(1) данная система взглядов и (или) практик включает веру в сверхъестественное, то есть, веру в существование реальности, которая простирается за пределы того, что можно воспринять на уровне разума; (2) представления о природе человека, его месте во вселенной или его связи с вещами сверхъестественны; (3) последователи воспринимают эти представления о природе человека, его месте во вселенной или его связи с вещами как побуждающие их соблюдать определенные стандарты или правила поведения или участвовать в определенных практиках, имеющих сверхъестественное значение; (4) последователи представляют собой вполне различимую группу или группы, сколь бы непрочной ни была бы связь между ними, и как бы ни различались их верования и практики (см. сборник судебных решений № 57 [1983]: 785).
Кто-то из судей особо отметил, что к саентологическим религиозным верованиям и практикам были сделаны добавления с тех пор, как были сформулированы первые принципы Саентологии; что Церковь Саентологии не настаивает на том, чтобы ее приверженцы отказались от своей прежней конфессиональной принадлежности; и что в предоставлении саентологических услуг обращает на себя внимание довольно сильный коммерческий акцент.
Однако Суд пришел к выводу, что ни один из этих фактов не может служить поводом для того, чтобы лишить Саентологию религиозного статуса. Тем более что подобные явления можно наблюдать и у других признанных религий на разных этапах их развития.
В соответствии с представленным исследованием я считаю, что будет правильным считать Саентологию религией. Обладая ярко выраженными характеристиками, типичными для признанных религий, Саентология обладает и своими собственными, присущими только ей особенностями – специфическими верованиями и практиками, которые скорее выделяют Саентологию как религию, отличную от других религий, нежели как нерелигиозный феномен.
Алан У. Блэк
24 января 1996 г.
Примечания:
1. W.G. Runciman, “The Sociological Explanation of ‘Religious’ Beliefs,” Archives Europèennes de Sociologie 10 (1969): 149-191.
2. Werner Cohn, “Is Religion Universal? Problems of Definition,” Journal for the Scientific Study of Religion 2 (1962):25-33.
3. Смарт занимал должность профессора религиоведения в Университете Ланкастера (Великобритания) с 1967 по 1982 год. С 1976 г. он занимал должность профессора на факультете религиоведения в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре. В настоящее время Смарт является профессором сравнительного религиоведения в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре.
4. For example, Alan W. Black and Peter E. Glasner, eds. Practice and Belief: Studies in the Sociology of Australian Religion, Sydney: Allen and Unwin, 1983.