Экспертиза Гарри Хейно (Финляндия)

Гарри Хейно
Профессор богословия Университета Тампере,
Хельсинки, Финляндия

I. ОТСУТСТВИЕ ЧЕТКОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «РЕЛИГИЯ»
Религия и религиозные вероучения представляют собой настолько массовое явление, что ученые так и не смогли придти к соглашению относительно определения понятия «религия». В социологии религии Финляндии принято считать, что для религии характерно наличие пяти аспектов, сформулированных американскими экспертами Глоком и Старком.
1. Аспект переживаний (религиозные чувства, переживания, видения о Боге и т. д.).
2. Мировоззренческий аспект (представления о Боге, жизни после смерти, спасении).
3. Аспект ритуалов (индивидуальная и вероисповедная практика религии, например, молитвы, медитации, богослужения, церковные церемонии, касающиеся различных этапов в жизни человека).
4. Интеллектуальный аспект (знание кредо).
5. Аспект последствий (спасение, спокойствие духа, правильное поведение).
Обычно любое определение религии исходит из наличия определенного представления о вероучении, следование которому приводит к установлению гармонии между человеком и безусловным началом, лежащим в основе жизни, будь то Бог, Верховное Существо или Космическая или Этическая основа жизни. Во-вторых, для религии характерно наличие религиозных обрядов, ритуалов и норм поведения. В-третьих, для религии необходимо наличие определенной конфессии верующих или членов.
II. САЕНТОЛОГИ СЧИТАЮТ САЕНТОЛОГИЮ РЕЛИГИЕЙ
Саентологическая религия основана на трудах основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда. Саентологи не поклоняются Хаббарду, однако он, несомненно, является предметом благоговейного восхищения и приверженности. Саентологи полагают, что Хаббарду удалось создать религиозную философию и практические методы, с помощью которых можно с успехом реализовать общие по своей сути цели человечества и всех религий. Саентологи считают, что их религия — это религия XX века, которая позволит реализовать извечную мечту человечества сделать этот мир лучше и поможет людям обрести глубокую духовную индивидуальность. Сам Хаббард считал, что Саентология следует традициям древних религий, таких как Индуизм, ведическая религия, Даосизм, Буддизм, Иудаизм, Христианство.
III. ВЕДУЩИЕ СОЦИОЛОГИ РЕЛИГИИ СЧИТАЮТ САЕНТОЛОГИЮ РЕЛИГИЕЙ
Практически все справочники по новым религиям содержат раздел, посвященный Саентологии, и среди них следующие работы:
Эйлин Баркер, Профессор Лондонской школы экономики. «Новые религиозные движения: перспектива познания общества» (1982 г.), «Новые религиозные движения: практическое знакомство» (1989 г.);
Брайан Уилсон, заслуженный профессор в отставке Оксфордского университета. «Социальная значимость сектантства» (1990 г.);
Дж. Гордон Мелтон. «Энциклопедия американских религий» (1993 г.).
Саентология отнесена к категории религий в большинстве немецких публикаций, например, в «Энциклопедии религиозных групп», раздел «Отдельные группы и мировоззрения» (1991 г.).
Хорошим примером может послужить книга Брайана Уилсона, в которой он подробно остановился на том, почему Саентология является религией.
IV. ОТ ДИАНЕТИКИ К САЕНТОЛОГИИ
Изначально Дианетика была довольно ограниченной терапевтической техникой, разработанной Хаббардом. Она получила широкую известность в 1950 г., когда вышел в свет бестселлер Хаббарда под названием «Дианетика: современная наука душевного здоровья». Целью Дианетики является освободить человека от травмирующих переживаний и воспоминаний (или «инграмм») с тем, чтобы он смог достичь состояния, которое Хаббард называет «состояние Клир».
Практически незамедлительно Дианетика начала превращаться в Саентологию, в которой явно выражен элемент метафизики и духовности. Саентология построена на представлении о том, что сам человек является духовным существом, или тэтаном. Задачей Саентологии является вернуть тэтану, который попал в зависимость от материального мира и пребывает в неведении, осознание своей истинной духовной природы.
Ни одна религия не появлялась на свет в законченном виде. Проходили десятилетия и даже века, пока та или иная религия окончательно не оформлялась как религия. Например, теологическое представление и структура вероучения в Христианстве обретали форму на протяжении нескольких десятилетий. Поэтому было бы неправильно исходить из того, что Саентология должна была сразу обрести свою окончательную форму.
V. ТЕОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ
В Саентологии мало говорится о Боге. Тем не менее, в Саентологии присутствует вера в бога или в существование божественного начала. Здесь необязательно идет речь о теистическом представлении о боге как о личности; это может быть какое-то божество, Верховное Существо или, как его часто изображают саентологи, восьмая сфера влияния — динамика Бога.
Следует отметить, что далеко не во всех мировых религиях присутствует вера в Бога как в личность, т. е., в собственного Бога. Это справедливо, к примеру, для большей части Индуизма. А Буддизм Теравады по своей философской форме является чисто атеистическим. Несмотря на это он обычно имеет статус одной из главных религий.
VI. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ
Фундаментальным положением Саентологии является представление о том, что человек, прежде всего, является духовным существом, обладающим безграничной силой и способностями. Это духовное существо (тэтан) завладевает человеческим телом, когда оно рождается на свет.
Когда-то тэтаны попали в оковы материального мира, словно в ловушку, и утратили знание о своей истинной природе. В этом аспекте Саентология напоминает гностицизм и новые гностические движения, которые, как обычно считается, владеют утраченным (зачастую сохраняемым в тайне) знанием об истинном месте человека в жизни, и видят свою миссию в том, чтобы возродить в человеке исходное понимание его духовной и божественной природы, дабы он более не был связан ограничениями жизни и смерти.
VII. СПАСЕНИЕ
В соответствии с доктриной Саентологии, болезненный опыт, приобретенный как в этой жизни, так и в предыдущих воплощениях, препятствует рациональному поведению и духовному развитию. Задача саентологического одитинга — освободить тэтана от «реактивного ума» (оков плохих воспоминаний) и сделать спасение возможным.
Целью саентологического одитинга является достижение богоподобного состояния полного ОТ (Оперирующего Тэтана), в котором тэтан не связан никакими ограничениями в этой жизни.
Как и в индийских религиях, в Саентологии считается, что человек должен освободиться от бремени совершенных им ранее поступков (сравните с кармой в Индуизме и Буддизме), которые сложились в бесконечную цепь повторных рождений. Понятие спасения в Саентологии охватывает как эту жизнь, так и жизнь после смерти. В обоих случаях оно достигается продвижением по Мосту к полной свободе.
Помимо индивидуального спасения, Саентология видит свою миссию в том, чтобы привести планету в порядок и построить цивилизацию без безумия, преступности и войны. В терминологии Саентологии «выживание» является синонимом «спасения». Выживание включает в себя как эту жизнь, так и жизнь после смерти. Одитинг и Е-Метр, который используется во время одитинга, помогает человеку отыскать свою истинную, исходную индивидуальность.
VII. ЦЕРКОВЬ САЕНТОЛОГИИ
Церковь Саентологии — это религиозная организация с иерархической структурой и системой управления. На низшем уровне этой иерархии находятся полевые одиторы и возглавляемые ими дианетические группы. На следующем уровне находятся саентологические миссии, предоставляющие начальные дианетические и саентологические услуги. Саентологические миссии представляют собой своего рода пункты миссионерской деятельности, целью которых является привлечение новых членов. Когда миссия растет и ее деятельность расширяется, она обычно приобретает статус саентологической церкви. Священники Церкви Саентологии помогают прихожанам улаживать семейные и другие проблемы, проводят церковные церемонии Саентологии, такие как церемония именования, брачная церемония и похоронная церемония. Кроме того, священники проводят воскресные службы.
Организации размера Сент-Хилл являются главными церквями, которые специализируются на обучении одиторов высшего уровня. Эти главные церкви расположены в Лос-Анджелесе, Сиднее, Ист Гринстеде (Англия) и Копенгагене. Духовной штаб-квартирой всех саентологов в мире является Обслуживающая организация Флаг в Клируотере (Флорида), которая предоставляет церковные услуги самого высокого уровня. Обслуживающая организация Флагманского корабля предоставляет одитинг высшего уровня (ОТ VIII). Обучение проходит на корабле «Фривиндз», курсирующем в Карибском море.
Функции Материнской церкви выполняет Международная церковь Саентологии, расположенная в Лос-Анджелесе, которая планирует международные миссионерские кампании, составляет учебные материалы, а также переводит работы Хаббарда на разные языки.
IX. БОГОСЛУЖЕНИЕ
Саентологическая церковь проводит свои собственные богослужения. В церкви есть свои священники, проповеди и кредо. Во время богослужения могут прослушиваться записанные на пленку лекции Л. Рона Хаббарда. Кроме того, во время богослужения звучит «Молитва о полной свободе».
Справочная работа, составленная Материнской церковью, расположенной в Калифорнии, включает, среди прочего, описание церемонии именования, бракосочетания и похоронной церемонии. Церемония именования проводится для того, чтобы помочь тэтану, т. е. духовному существу, познакомиться со своим телом, и официально представить тэтана родителям, членам семьи и друзьям.
Тем не менее, богослужения и церковные службы не занимают центрального места в Саентологии, как, к примеру, в традиционных христианских церквях. Однако следует отметить, что спектр богослужений в разных религиозных традициях весьма разнообразен.
Возьмем, к примеру, типичный индуистский храм. Отдельные прихожане или семьи приходят в храм, что бы провести свои собственные ритуалы и попросить совета у своих религиозных наставников. При этом обычно не совершаются ритуалы, общие для всех. Кроме того, совершенно естественно, что в религии, где Бог понимается как безликая сущность, и в религии, исповедующей веру и общение с Богом как с личностью, молитвы имеют разный смысл и значение.
X. САЕНТОЛОГИЯ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЛИГИЕЙ
Из всего вышесказанного следует, что Саентология в ее нынешней форме представляет собой религию, которая предлагает ключевые религиозные услуги, имеет характерные верования и четко организованное религиозное вероучение.
Гарри Хейно,
Тампере
26 октября 1995 г.
Об авторе:
Доктор Гарри Хейно — профессор богословия Университета Тампере, Хельсинки, Финляндия.
Он является главой исследовательского центра Евангелической лютеранской церкви Финляндии.
В настоящее время он пишет книгу о религиях в Финляндии под названием «Во что верят в Финляндии».