Экспертиза Гэри Д. Боума (Австралия)

УНИВЕРСИТЕТ МОНАШ
КЛЕЙТОН, ВИКТОРИЯ, АВСТРАЛИЯ
Телефон: Адрес для телеграмм: Монаш, Мельбурн
Телекс:
Факультет антропологии и социологии
30 октября 1979 г.
Г-ну Хосе Ллатсе,
Администратору по юридическим вопросам
Церкви Саентологии,
Инкерман роуд 724
Колфилд Норт, Виктория, 3161
Справка
Меня попросили подготовить экспертное заключение по вопросу, является ли Церковь Саентологии (или Церковь Новой Веры) религиозной организацией. О моей профессиональной подготовке в данном вопросе свидетельствуют следующие ученые степени и звания:
Бакалавр гуманитарных наук, Колледж Кальвина (философия и греческий).
Бакалавр богословия, теологическая семинария в Принстоне (церковь и общество).
Магистр гуманитарных наук, Университет Корнелла (социология).
Доктора философии, Университет Корнелла (социология религии).
Я занимаюсь научным религиоведением более десяти лет. За это время я опубликовал целый ряд трудов по данной тематике, проводил симпозиумы, посвященные проблеме определения религии, читал лекции по социологии религии в университете Далхаузи, университете штата Мичиган и университете Монаш.
Я изучил следующие работы: «Саентологическая религия», «Церковь Саентологии» и «Устройство и принципы Церкви Новой Веры». Кроме того, я посетил Церковь Саентологии в Норт Колфилде, Виктория. На основании этих работ и моего посещения Церкви я сделал профессиональное заключение о том, что Церковь Саентологии можно отнести к категории религиозных организаций. Разрешите мне это пояснить.
Несмотря на то, что в религиоведении имеет место некоторая полемика вокруг определения религии, Церковь Саентологии, её верования и практики без сомнения подпадают под любое из существующих определений. Полемика в упомянутой области идёт вокруг практичности применения термина «религия» к группам, чьи смысловые системы не основываются на четко сформулированном веровании в сверхъестественное существо, первооснову или элемент. Поскольку кредо Саентологии со всей очевидностью опирается на такое верование и исходит именно из него, социологи религии единодушны в том, что в случае Саентологии они имеют дело с религией.
Эмиль Дюркгейм, один из основателей социологии религии, дал такое определение религии: «Религия представляет собой целостную систему верований и обрядов, относящихся к священным вещам… которые объединяют в единую моральную общину, называемую церковью, всех тех, кто признаёт эти верования и обряды». Герхард Ленски в своем фундаментальном исследовании «Фактор религиозности» определяет религию как «…систему верований о природе силы (сил), определяющей в конечном итоге судьбу человека, и связанных с ней обрядов, в которых участвуют члены группы». Если использовать эти определения религии, то определённо приходишь к выводу о том, что Саентология является религией.
Церковь Саентологии предлагает людям систему смысловых ценностей, содержащую ответы на ключевые вопросы жизни: «Откуда мы пришли? Куда направляемся? Как мы попадем туда? Как преодолеть препятствия на нашем пути?» Кроме того, предлагаемые данной системой ответы основаны на вере во всевышнего творца и служат основой для обрядов, совершаемых в группе. Согласно моей экспертной оценке, Саентология со всей определенностью удовлетворяет критериям религии. Нет никаких сомнений в том, что с социологической точки зрения Церковь Саентологии является религиозной организацией.
Хотя я твёрдо придерживаясь того мнения, что Церковь Саентологии является религиозной организацией, и отстаиваю её право наравне с другими религиями не подвергаться никакой дискриминации со стороны других людей, организаций, служб и правительственных учреждений, в то же самое время я не хочу сказать, что я одобряю, соглашаюсь или нахожу приемлемыми для себя её верования или практики. Кроме того, я не желаю создавать впечатление, что считаю Саентологию благотворной или опасной для отдельных людей или общества в целом. Это просто не установлено никаким систематическим и надежным способом в отношении этой религиозной организации и ее практик.
Искренне ваш,
Гэри Д. Боума
Доктор философии