Саентология: её космология, антpопология, система этики и методики

Реджис Дерикбург:
Профессор cоциологии религии,
Университет Лилля III, Лилль, Франция

Об автоpe

Реджис Дерикбург является пpофессоpом социологии pелигии в унивеpситете Лилля III, Лилль, Фpанция. Он имеет степень по психологии Паpижского унивеpситета и степень доктоpа социологии унивеpситета Соpбонны и в настоящее вpемя pаботает в Национальном центpе Научных Исследований.

С 1972 г. пpофессоp Дерикбург посвятил себя изучению pелигиозных меньшинств — пpoeкту, котоpый он начал, изучая в качестве наблюдателя Свидетелей Иеговы.

Цель данного исследования — рассмотреть саентологию с точки зрения социологии.

Вопрос заключается в том, является ли саентология религией, и если да, то к какому типу религий она относится? В этой статье мы попытаемся частично ответить на эти вопросы.

Мы также опишем некоторые аспекты саентологии, относящиеся к её сегодняшнему состоянию. Наша презентация не является ни полемической, ни апологетической.

Является ли Саентология pелигией?

Что мы подразумеваем под религией?

Наша статья не ставит перед собой цель дать начало фундаментальной дискуссии об определении религии как таковой. Мы, тем не менее, можем представить рабочую точку зрения и прийти к соглашению о минимальном наборе характеристик, которые можно найти в большинстве религий. Мы отдаём себе отчёт в том, что эта точка зрения условно игнорирует дискуссию по определению религии, вызванную новыми формами религий. Мы можем согласиться с Брайаном Уилсоном, что религия включает в себя:

Космологию, в которой вселенная имеет смысл по отношению к одной сверхъестественной силе или более. Концепция Человека выходит за пределы его земного существования. Есть «до» и есть «после». Конечный характер Человека не признается.

Нравственность, которая проистекает из этой космологии. Она содержит директивы и нормы в соответствии с предполагаемым смыслом вселенной.

Средства, которые вводят людей в контакт со сверхъестественной первоосновой: молитвы и другие религиозные обряды, методы медитации.

Религиозную общину последователей, какой бы маленькой она ни была, если она способна поддерживать и воспроизводить верования и проповедовать преимущества спасения души.

Комбинация этих элементов делает возможным отличать религии:

(1) от деистических философий, которые предоставляют нам космологию и смысл бытия, но не предназначены для того, чтобы связывать людей со сверхъестественными силами;

(2) от индивидуальной магии, направленной на получение эмпирических результатов посредством использования эмпирических методов;

(3) от деистических организаций, таких как Свободные Масоны, которые признают существование Великого Архитектора вселенной, но чьи обряды не направлены на то, чтобы установить отношения человека с Ним.

Содержание саентологии

Саентология включает в себя космологию, антропологию, этику, религиозные церемонии, метод Одитинга, метод очищения тела, методы обучения и теорию общения.

Космология: сверхъестественное в саентологии

Основатель саентологии, Л. Рон Хаббард (1911-86), возрождает тезис о первичных духах. Он утверждает, что до рождения вселенной существовали духи, которых он называет «тэтанами». Они были бесплотными, не имеющими массы созданиями без временных границ, не занимающими места в пространстве, всеведущими, всемогущими, неразрушимыми, бессмертными и способными создавать всё. Эти неосязаемые существа вместе с Высшей Сущностью создали вселенную. В процессе созидания они попались в свою собственную ловушку и увязли в своих созданиях (а особенно в Человеке), то есть в материи, энергии, пространстве и времени (сокращённо МЭСТ, физической вселенной), забыв, что они и были её создателями. Таким образом, они утратили своё могущество и всезнание и стали уязвимыми человеческими существами. С того времени они возвращались жизнь за жизнью, поселяясь в разные тела. Сегодня тэтаны забыли о своём действительном духовном естестве и полагают, что они являются людьми. Следовательно, человек имеет духовное происхождение: он является совокупностью тела, разума и тэтана. Это — гностическая версия падения совершенного человека в несовершенство и перенос на другие условия действия греческой драмы, в которой Боги вмешиваются в дела людей и попадаются в ловушку. Освобождение должно положить конец непрерывному ряду жизней. Саентология хочет перенести человека ближе к состоянию первоначального тэтана.

Динамики и этика

Саентология имеет дело с движущей силой вселенной и смыслом существования. Bселенная мотивируется динамическим побуждением, которое является силой, находящейся в распоряжении выживания — основного принципа существования. Этот принцип различен у разных индивидуумов и рас. Он зависит от физиологии, окружающей среды и опыта. Он влияет на стремление Человека к жизни, к активности интеллекта, рассматриваемого как способность индивидуума, группы людей или расы решать проблемы, связанные с выживанием.

Нравственность индивидуума рассматривается с точки зрения действий, которые он совершает для выживания. С такой точки зрения добро — это то, что конструктивно, а зло — то, что направлено против выживания. Понятно, что этика саентологии не является набором инструкций (Бергсонианской идеей замкнутых моральных принципов). Она является результатом понимания и глубинного усвоения смысла жизни, который действует как личный ориентир. Это можно трактовать как открытую систему моральных принципов.

В саентологии, как в духовной группе, отсутствует понятие «грех». Существуют ошибки, которые являются деструктивными действиями против Человека, семьи, общества, Бога. Часть задач этики заключается в том, чтобы распознать и исправить ошибки.

Внутренний стимул — динамикa — становится более сложным по мере усложнения организма. В «нормальном» (неаббеppиpованнoм) человеке она разбивается на восемь областей, которые соответствуют определённым целям:

1. Динамика caмoгo себя, которая состоит из побуждения индивидуума к тому, чтобы выживать, получать удовольствие и избегать боли. Она имеет дело с пищей, одеждой, жилищем, личными амбициями и общими целями индивидуума.

2. Динамика секса, которая руководит процессом воспроизведения.

3. Динамика групп, которая управляет общественной жизнью. Она стимулирует поведение, направленное на поддержание выживания группы, в которую входит индивидуум.

4. Динамика человечества, которая охватывает выживание вида.

5. Динамика жизни, которая побуждает личность работать для жизни как таковой, то есть для всех живых созданий: растений и животных.

6. Динамика физической вселенной — это индивидуальное стремление к увеличению выживания материи, энергии, пространства и времени.

7. Динамика мысли — это индивидуальное стремление к выживанию как мыслящего и духовного cущества.

8. Динамика универсальной мысли — это стремление к выживанию Создателя или Высшей Сущности. Первые четыре динамики связаны с дианетикой. Остальные, которые были сформулированы в начале 50-х годов, имеют метафизическую природу, и ими занимается саентология (ниже приведены отличия для сравнения).

Последователи призываются к жизни в соответствии со всеми динамиками. Контрольные вопросы для самоанализа помогают им оценить уровень своего положения по отношению к каждой из них. С помощью священника они занимаются поиском средств для того, чтобы исправить дефективные состояния.

Антропология саентологии

Учение Л. Рона Хаббарда включает в себя концепцию индивидуума, в котором тесно связаны тело и разум.

На основании своих исследований разума и человеческой природы, Л. Рон Хаббард в 1950 году написал свой труд «Дианетика: cовременная наука о разуме», который сразу же стал бестселлером и послужил толчком к образованию Дианетических организаций. В это время дианетика обращалась исключительно к разуму как к средству облегчения или освобождения индивидуума от душевной травмы. В начале 50-х годов Хаббард, продолжая свою работу, вошёл в духовную сферу исследований, oткpыв, что Человек является бессмертным духом, который имеет бесконечное число жизней и который простирается за пределы физических измерений. Первая церковь саентологии была основана в 1954 году.

В саентологии разум может быть уподоблен компьютеру с двумя основными компонентами: аналитический ум и реактивный ум.

Аналитический ум можно представить как интеллект, никогда не ошибающийся орган, который считается центром осознания индивидуума («я» или основа личности). Этот анализатор аналогичен компьютеру, работающему с ощущениями (раздражителями, поступающими из внешнего мира), мысленными образами и воспоминаниями, содержащимися в стандартном банке памяти. Этот банк памяти от момента рождения до смерти, как во время бодрствования, так и во время сна, получает информацию, передаваемую различными органами чувств, которую он хранит полностью, в хронологической последовательности, в различных файлах (слуховых, визуальных, осязательных и т. д.). Эти файлы хранятся и находятся в распоряжении аналитического ума, который работает постоянно. Он непрерывно получает копии сохранённых факсимиле, оценивает их, сравнивает для того, чтобы получить правильные ответы на проблемы, возникающие перед индивидуумом. Для того, чтобы выполнять рутинные задачи, такие как ходьба, печатание на машинке и т. п. без использования бесполезной информации, он создает готовые к работе цепочки, которые управляют теми функциями, которыми овладел человек. В принципе, аналитический ум является разновидностью рационального безошибочно работающего компьютера, который не вызывает психических или психосоматических расстройств.

Ненормальное поведение возникает благодаря реактивному уму, который хранит инграммы. Последние — это не совсем воспоминания. Они — полная запись во всех деталях всех ощущений, полученных индивидуумом в момент боли, полной или частичной потери сознания, такой как обморок или анестезия.

С помощью одитинга Человек лучше осознаёт свою духовность и свои взаимоотношения с Высшей Сущностью.

a. Одитинг

Важнейшая религиозная пpактика саентологии известнa как oдитинг. Для саентологов oдитинг — методический духовный путь. Что это такое?

Одитинг позволяет индивидууму восстановить все события в этой жизни, а также в прошлых жизнях, на траке времени. Наиболее важными из восстановленных событий являются травмирующие события, во время которых было забрано некоторое количество энергии, что уменьшает способности из-за блокирования действия и рационального мышления. Воспоминание этих событий и прохождение через них освобождает c помощью абреакции (освобождения от напpяжения пpи повтоpном пpоигpывании ситуации) энергию, которая была привязана к инциденту и которая, таким образом, становится доступной. Это приводит к ощущению благополучия. Более того, прошлые события рассматриваются как источники физических и психических болезней. Считается, что их распознавание и работа, которую выполняет с ними человек, подвергаемый oдитингу, приводит к их стиранию. Например, человек, испытывающий боль, может узнать во время oдитинга, что он был задушен во время прошлой жизни. Проходя травматический инцидент, он освобождает боль, сопровождавшую этот инцидент. Это напоминает создание персональных мифов в шаманском лечении, обсуждавшееся Леви-Страуссом в его книге «Стpуктуpа антpопологии».

В терминологии Хаббардa, саентологический oдитинг использует возможности аналитического ума для освобождения реактивного ума от его разрушительных инграмм, которые препятствуют способности восстанавливать силу воплощенного тэтана.

Результатом oдитинга являются две вещи: 1) посредством исследования прошлого, он быстро показывает посвящённому, что он является всемогущим воплощённым духом, ограниченным человеческой оболочкой; 2) стирание инграмм приводит к состоянию «клир».

Удаление инграмм помогает восстанавливать сущность. Это проявляется в увеличении жизненной силы, в возрастающих способностях к выживанию, сопровождаемых ощущением могущества и лучшими возможностями, которые могут быть измерены по шкале тонов.

Для саентологов oдитинг является формой пасторского совета. Брайан Уилсон разделяет эту точку зрения (см. «Саентология», 1994), считая, что саентология провозглашает систематизацию отношений с духовным, ориентацию, которую можно найти в «методизме». Для нас — это форма рационализации религиозной жизни.

Для саентологов oдитинг — это прежде всего духовный поиск, который открывает доступ к духовной, бессмертной части Человека, как это происходит в восточных религиях.

Именно в процессе oдитинга тэтан убеждается в своём бессмертии и может расти духовно. с помощью одитинга Человек лучше осознаёт свою духовность и свои взаимоотношения с Высшей Сущностью. Одитинг также позволяет Человеку лучше понимать все восемь динамик и придаёт способность действовать сообразно с ними.

Некоторые критики религии приравнивают саентологию к определенной форме психотерапии. Однако методы и ритуалы саентологии отличны от психотерапевтических, и они ставят перед собой совершенно другие цели: психотерапия имеет дело с разумом; цель же саентологии — спасение духа:

1) Индивидуум, подвергаемый oдитингу, приходит к пониманию дуализма Человека и через открытие прошлых жизней осознаёт неизменность единого принципа на протяжении всех жизней;

2) Саентология также имеет дело с тэтаном. Путём избавления тэтана от ментальной и телесной массы этот индивидуум восстанавливает его первоначальную силу; индивидуум, которого представляет тэтан, может стать «oсвобождённым пpи жизни» (jivan mukti).

б. Религиозное обучение

Другая основная религиозная пpактика в саентологии называется обучением. Она заключается в интенсивном изучении саентологических священных книг для духовного просвещения и для подготовки в качестве саентологического духовного лица.

Саентологи полагают, что они должны использовать свои качества духовной осведомленности во всех жизненных ситуациях. Они находят этот путь посредством изучения саентологических священных книг. Это напоминает изучение для просвещения, которое мы находим в других религиях, например, изучение Талмуда в иудаизме, изучение учения Будды и изучение эзотерических писаний. Более того, в соответствии с их учением, oдитинг и обучение идут рука об руку. Саентолог должен одновременно развивать свои способности, расширять свои обязанности и углублять свои познания. Индивидуум открывает, что он может действовать с могуществом олицетворенного тэтана и общаться с другими духовными существами. Например, во время обучения саентологи также учатся «одитировать», чтобы раскрыть процесс одухотворения в других людях и выполнить свои обязанности верующих.

в. Церемонии

Церковь саентологии практикует определённое количество религиозных церемоний, которые можно найти в других основных религиях: церемония именования, Воскресные службы, обряды бракосочетания и похopoн.

г. Организация

Церковь саентологии имеет сложную организационную структуру, характерную для современной цивилизации, и включает в себя большое количество организаций. Каждая религия заимствует свою организационную форму у той эпохи, в которой она возникает. Появившиеся раньше Свидетели Иеговы унаследовали организационные методы от индустриальной эпохи; саентология же приняла организационную структуру, характерную для постиндустриального общества. Целью организации является предоставление и репродуцирование преимуществ спасения. Это служит мировой экспансии.

д. Пасторскиe конcультации

В саентологии имеется группа посвящённых в духовный сан священников, которые отправляют обряды и проводят одитинг.

Кто такие саентологи?

В своих трудах по Церкви Саентологии Рой Уоллис и Роланд Шаньон попытались описать характерные черты её последователей. По большому количеству показателей их результаты согласуются.

Во Франции мы попытались собрать подобные данные о 285 последователях, выбранных случайным образом. Характерные черты, которые выявились в результате, показывают, что две трети из них — это мужчины, большинство — в возрасте от 26 до 41 года. Большинство из них женаты и имеют одного или двух детей.

Обычно саентологи рождались и жили в городах до 18 лет. Они хорошо вписываются в общество; их профессиональный уровень высок (посреднические бизнесы, руководители высокого уровня, бизнесмены, ремесленники, владельцы магазинов). Сорок два процента имеют образование выше среднего и специализируются в технических областях, искусстве, торговле или литературе.

Французские саентологи, в основном, являются выходцами из католической среды, но отошли от неё; 16 процентов из них говорят, что они были атеистами. Из тех, кто согласился говорить о сегодняшнем отношении к своей первоначальной религии, немного более половины заявили о том, что они по-прежнему к ней принадлежат, и несколько человек захотели отметить, что они понимают её лучше и воспринимают её более одухотворенно. Следует заметить, что вовлечение в саентологию не обязательно приводит к разрыву с первоначальной религией: хотя фактически, саентология является полноценной религией, саентологи обычно поддерживают связь с прошлыми религиями только по социальным и семейным причинам.

Как саентологи обосновывают свои убеждения?

Саентологические труды содержат некоторые аргументы, обосновывающие (узаконивающие) саентологическую религиозную доктрину Л. Рона Хаббарда, которую называют «прикладной религиозной философией». Её осмысление показывает, что существуют параллели между ссаентологией с одной стороны и идеалами и практикой современного западного общества с другой стороны. Саентологическая доктрина, которая была задумана не как богооткровенная мораль, а скорее как результат правильного использования человеческого мышления, опирается на идеалы и ценности либерального общества: личный успех; нравственность конкуренции между индивидуумами во избежание варварского поведения; развитие экономического могущества, науки и технологии, которые обеспечивают улучшение личного благосостояния человека; вера в непрерывное развитие цивилизации, в Человека и его потенциал, в возможность гармонии между личными целями и целями цивилизации вообще. Вера в эти идеалы подтверждается природой Человека: Человек хорош и, следовательно, стремится к тому, что хорошо, то есть к оптимальному выживанию. Если он терпит неудачу в том, чтобы стать более могущественным, или ему не удаётся придерживаться такой нравственности, которая содействует прогрессу цивилизации, то это происходит из-за того, что он страдает отклонениями от нормы, которые могут быть исправлены с помощью определенных методов.

Подводя итоги, можно сказать, что Человек может вернуться к всезнанию и всемогуществу первоначальных духов и воспроизвести человеческую расу, подобную той, которая существовала в начале мира. Это — разновидность регрессивной утопии, которая одухотворяет прогресс, делая его паломничеством к миру совершенных людей, который существовал на некой стадии в прошлом. Доктрина саентологии призывает Человека к ответственности и предлагает ему выбор между нарастающим варварством в обществе, если он не изменится, и могущественным обществом без войн и насилия, если он согласится исправить свои абеppации. Мы видим, что Л. Рон Хаббард предлагает в качeствe моpального идeала персональнyю ответственность, путь к счастью, эффективности, процветанию и личному развитию, что недалеко от философии Просвещения, которая доминирует в наших высокоразвитых обществах.

Итак, мы видим, каким образом доктрина саентологии соответствует эмпирической реальности к yдовлeтвоpeнию западных капиталистических обществ. Она также соответствует реальности своими способами привлечения новых членов и своей структурой. Метод религиозного обучения соответствует методам обучения, используемым в большинстве систем образования: уроки, курсы, практические упражнения. Система доктрин саентологии напоминает структуру знаний, уже усвоенную последователями: последователи считают, что она рациональна (ведь это представлено подобно научному доказательству с концепциями, гипотезами и аксиомами) и научна (существует ряд объёмных книг, в которых задокументированы открытия Л. Рона Хаббарда вместе с его различными экспериментами, ошибками, проблемами и результатами). Система также позволяет каждому человеку овладеть методами, которые он может немедленно применить на практике в соответствии с определенным порядком очерёдности и получить предсказуемые результаты. Этот тип подготовки подобен по форме методам обучения, с которыми саентологи сталкивались раньше, обучаясь в школах или университетах.

Многие саентологи являются менеджерами, директорами фирм, профессионалами, спортсменами или работают в шоу-бизнесе. Они обычно достигли, по крайней мере, общего уровня образования класса A, а часто — даже выше. Благодаря полученному ранее образованию, вышеописанные характеристики саентологии позволяют им чувствовать себя в них, как дома. Мы можем добавить, что саентология также рассматривает угрозы, распространенные в современном обществе — насилие, войны, ядерную угрозу, загрязнение окружающей среды и т. д.

С другой стороны, жизненная сила, необходимая для достижения этих целей, отождествляется с Богом, который даёт движению духовную основу. Во время воскресной службы капеллан провозглашает, что «восхождение к выживанию само по себе является восхождением к Богу». Мы можем найти здесь энергетическое представление божественного, общее для многих различных метафизических движений.

Во-вторых, для саентологов обоснованность саентологии вытекает из работоспособности её технологии. Саентология опирается на то, что человек, который применяет технологию этики и использует саентологию, неизбежно достигнет лучшей жизни, улучшенного благосостояния и состояния здоровья, что олицетворяет успех. Пример отсутствия положительных результатов не дискредитирует технологию. Скорее, любые очевидные неудачи побуждают индивидуума, который её применяет, внимательно рассмотреть свои противоречия, свои проблемы отношений внутри общества и ошибки в использовании технологии. В любом случае он побуждается к настойчивому продолжению поиска, так как саентологи полагают, что существует техническое решение любой проблемы. Саентология работает, если ей следовать правильно. Стандартную технологию можно узнать из саентологических текстов. Применение технологии жёстко стандартизировано: чтобы достичь желаемого результата, любой должен шаг за шагом следовать инструкциям, изученным с помощью обучения религии. Очевидность обоснованности следует из практического испытания методов. Успех подтверждает обоснованность технологии и, следовательно, прикладной религиозной философии и духовных концепций, которые согласуются с ней.

Мы хотели знать, соответствует ли обоснованность саентологии, как она описывается в официальной литературе, представлениям самих саентологов. Для этого мы опросили 15 саентологов. Мы спросили их, почему они считают, что саентология верна? Последователи этого движения, у которых мы взяли интервью, находились в нём в течение периода времени от 5 до 20 лет. Все они были высокообразованными людьми. Их аргументы можно разбить на несколько категорий.

I. Прагматическое обоснование.

Опрошенные саентологи полагали, что их верования были истинными, потому что они привели к ощутимым улучшениям в их собственной жизни, иногда полностью меняя их жизненную ситуацию. Они заявили, что их здоровье улучшилось, что их семейная жизнь стала более гармоничной. Они продолжали находиться в движении, потому что они увидели определенные результаты с самого начала. Для её последователей саентология является полезной религией.

II. Правдоподобие в вере

Личная проверка действительности саентологических принципов оставляет после себя «непроверенную» сферу. Многие саентологи признают, что они лично не проверяли подлинность всей доктрины Л. Рона Хаббарда на себе и что остаются определенные зоны гипотетической веры.

Вера в Бога обсуждается наиболее активно. Для некоторых существование Высшей Сущности не вызывает никаких сомнений. Они говорят о внутренней убеждённости, очевидности существования Бога, которое позволяет ощутить отличия от «Бога католиков» их детства. Другие были отмечены контактами с их прошлыми жизнями во время oдитинга, что привело их к мысли о бесконечном существе. Например, «Сначала я не осознавал этого, но по мере того, как проходил oдитинг, я понял, что действительно была Восьмая динамика, которая существует и которая бесконечна; сначала я не знал о ней, но теперь я знаю, что она существует».

Однако для большинства из них Бог (в их словаре — Восьмая динамика) требует такого же подтверждения, как и другие верования. В определённое время они рассматривают Бога как правдоподобную гипотезу: прежде всего, если они проверили часть учения Л. Рона Хаббарда, то нет причины, по которой оставшаяся часть могла бы не быть истинной. Например: «Я знаю, что существует создатель всех вещей, всей вселенной… я верю, что существует Высшая Сущность, это только вопрос времени. Она по прежнему существует? На том этапе, которого я достиг, я никак не могу этого знать. Это отчасти вера, отчасти знание, потому что если вы сами удостоверились на 70 процентов в истинности предмета, вы полагаете, что вероятно, оставшаяся часть предмета тоже истинна», — говорит саентолог с 20-летним стажем, которому 47 лет.

Другие думают, что если саентологи на более высоких уровнях нашли Бога, то он должен существовать. В то же самое время они признают, что они находятся в поиске, который для них не обязательно закончится таким же открытием. Для многих саентологов «Восьмая динамика» остаётся миром, который должен быть открыт лично, чтобы полностью в него верить. Пока они ждут. Бог, вероятно, существует. Это можно назвать верой в правдоподобие.

III. Относительная истина

Когда личное исследование доминирует, истина всегда относительна к стадии, достигнутой на саентологическом пути духовного развития. Две истины, упомянутые одним из этих опрошенных, иллюстрируют эту относительность: тa, которaя находится вне времени и слов, и истина «здесь и сейчас».

IV. Aктуальность

Саентологи заявляют, что их вера имеет отношение к реальности. Один говорил, что находился в гармонии с реальностью, в то же время признавая, что он создал её сам и что она стала для него более естественной. Например, один из них осознавал саентологическую этику как такую, которая подходит для понимания других людей и взаимодействия с ними. Другая верующая говорила, что она нашла удовлетворительный метод социального реформирования. До её вовлечения в саентологию она была воинствующей социалисткой. Она почувствовала, что нашла в саентологической технологии методы, в которых она нуждалась, чтобы «как следует реформировать общество».

V. Смысл жизни

Последователи заявляют, что их жизнь обрела смысл. Один из них говорил о себе, как о моряке, дрейфующем по океану под облачным небом без компаса и путеводных ориентиров до тех пор, пока он не нашёл карту и все необходимое навигационное оборудование. Саентологи полагают, что они нашли смысл жизни и путь, чтобы двигаться вперёд. Один из них, бросивший изучение медицины, признает, что он не видел смысла всех предпринимаемых им усилий, потому что комфортное, характерное для члена среднего класса существование, к которому он приближался, показалось ему несовместимым с тем, что он осознал как смысл жизни — смысл, по его словам, найденный им в саентологии.

VI. Ссылки на науку

В наших интервью мы не нашли ссылок на общепризнанные научные дисциплины в качестве доказательств доктрины или технологии саентологов. Это находится в прямом противоречии с:

а) экспертными знаниями, необходимыми для лидерства и упомянутыми выше;

б) заявлением Л. Рона Хаббарда о том, что: «Я столкнулся с тем, что мы пришли к точке, в которой наука и религия встречаются. Начиная с этого момента мы должны перестать претендовать на то, чтобы иметь только материальные цели. Мы не можем излечить человеческую душу, если мы закроем глаза на этот факт».

Мы можем выдвинуть гипотезы о том, что:

а) совместимость с общепринятыми научными дисциплинами является официальной доктриной, считающейся признанным фактом, и саентологи не чувствуют необходимости его подтверждать. Или что:

б) обоснованность этого верования скорее является вопросом личного опыта, а не совместимости с официально признанной позицией;

в) саентологическая технология замещает науку.

Следует также отметить, что Церковь Саентологии изменилась по сравнению с тем временем, когда она только формировалась. Она определяет себя как специфическое религиозное движение; обоснованность, которую Церковь ищет сегодня, в меньшей степени базируется на научном основании, чем ранее.

VII. Важность саентологической технологии

В саентологию не столько верят, сколько пpактикуют её. Фраза «занятия саентологией» была использована неоднократно. В более ранних сериях интервью по вопросу определения того, чем является саентология, последователи делали ударение на применении технологии. Во время нынешних интервью верность учения опиралась на работоспособность технологии.

Саентология производит впечатление практической религии.

VIII. Ссылка на религиозную традицию

Те, кто был опрошен, говорили о религиозных традициях, только чтобы указать на их несовершенство. Никто не упомянул о связи между буддизмом и саентологией, хотя это утверждалось Л. Роном Хаббардом. Он подчёркивал их точки соприкосновения, но сетовал на недостаток эффективности Буддизма в реальном мире.

Это упущение дополняет упущение науки. Верующие не ищут подтверждения обоснованности своих верований во внешних факторах. То, что они подтвердили это для себя, кажется им достаточным. Они не чувствуют необходимости ни доказывать свои верования другим в богословских терминах, ни становиться на позиции традиционного религиозного мышления, даже если Л. Рон Хаббард осознавал сходство между саентологией, буддизмом и различными мудpыми дpевними pелигиями.

Обоснование саентологии некоторыми последователями слегка отличается от официальных документов. «Наука, основанная на несомненном факте» скорее является «наукой, основанной на несомненных фактах», которые принимаются только после подтверждения личным опытом. Из этого следует, что вера основывается на правдоподобии и является относительной к стадии, достигнутой саентологом на духовной шкале. С другой стороны, принимаются подтверждения доктрины относительно технологии движения. Мы не имеем дела с видимыми доказательствами истины, которые ведут к определённой форме поведения, как это бывает в случаях обращения в религиозные веры с доктриной спасения души. В таких религиях верующие молятся, потому что они принимают структуру веры, которая рекомендует молитву. Саентолог добавляет один несомненный факт к другому, пока он не получит достаточного доказательства истины. Один саентолог сказал мне, что он предпочёл бы говорить о «непрерывном обращении в веру».

Также кажется, что эта вера является эффективной верой (fides efficax), так как верующие заявляют, что они нашли в саентологии средство понимания общества и преобразования как его самого, так и всего мира.

Выводы

Саентологии присущи характерные черты религии. Она включает в себя теологическую систему, набор упражнений, который даёт возможность достичь духовной составляющей в каждом человеческом существе, «очень бюрократическую» структуру церкви и религиозные ритуалы. Несколько авторов до нас, даже настроенных более критично, не сомневались в её религиозной природе; это такие авторы как: Мишель де Серто, Рой Уоллис, Брайан Уилсон, Гарриет Уайтхеад, Лонни Д. Кливе, Фрэнк К. Флинн.

Мы нашли следующие характерные для саентологии черты:

1. В ней содержатся методы, целью которых является созданиe пути к свободе как к «здоровому духу в здоровом теле». Л. Рон Хаббард и саентологи заходят очень далеко в рационализации религиозной жизни и её инструментализации. Наиболее часто эта религия обоснованно сравнивалась с Буддизмом. Некоторые дают ей определение «технологический Буддизм». Другие находят сходство с Методизмом благодаря систематическому характеру oдитинга (пастоpских кoнсультаций).

2. Она даёт возможность последователю придать смысл космическим, историческим и личным событиям; она предлагает верующему убеждение, что у него есть ключ к личному и групповому спасению; она даёт возможность индивидууму распоряжаться своей жизнью, а не становиться результатом воздействия внешних факторов.

3. Л. Рон Хаббард не был пророком, который претендовал на путь спасения, вытекающий из богооткровения; он предстал как духовный исследователь, который шаг за шагом создал метод спасения, являющийся путём к «постижению».

4. Саентология опирается на личный опыт, в чём-то мистический, который предоставляет человеку возможность контактировать с его собственной духовной природой. Она предполагает наличие «религиозной виртуозности», то есть важного обязательства перед собой, и, таким образом, не является религией массового поклонения.

5. Саентология имеет характер религии «этого мира», напоминающей о Сокка Гаккаи, в которой честно заслуженный успех в бизнесе представляется признаком позитивной духовной эволюции. Мы также можем провести параллель между этикой саентологии и этикой традиционного Протестантизма. В последнем случае успех в мирских делах свидетельствует о наличии добродетели, а в первом он является внешним проявлением работы индивидуума над собой, над своими религиозными и моральными принципами, которые в основном заключаются в технических приёмах психологического освобождения индивидуальной духовности и применения очень конкретных систем нравственности.

6. Саентология не является сектой: она не есть нечто эксклюзивное, и последователи не обязаны отрекаться от своей бывшей религии, хотя большинство исповедует только саентологию.

7. В соответствии с брошюрой, опубликованной Междунаpодной Церковью Саентологии в 1994 году по случаю её 40-й годовщины, религиозный характер Церкви Саентологии был заявлен с начала 1950-х годов. Междунаpодная Церковь Саентологии со штаб-квартирой в Лос-Анджелесе описывается как Материнская Церковь (так же, как Бостонская — для последователей христианской науки). В книге приводятся ссылки на прихожан и на религиозное братство, пасторскую службу и связанные с церковью благотворительные деяния. Более того, во время проведённых нами недавно интервью с саентологами религиозный аспект подчёркивался все сильнее и сильнее. Путём усиливающегося провозглашения своей религиозной природы, саентология привлекает людей, которые ищут религию, в то время как в начале она привлекала людей, желавших решить свои личные проблемы. По мере развития саентологии дианетика стала интегрированной частью целого.

8. Саентология включает элементы утопии: Л. Рон Хаббард задумал утопический проект «клиpования планеты», который представляет общество, свободное от безумия, преступности и войн, в котором способный может процветать, честный — обладать правами, и в котором человек свободен подняться до более значительных высот. Спонтанно применяемая этика (открытая Бергсонианская мораль) будет устранять все несправедливости существования и будет расширяться через восстановление Тэты. Мир должен будет улучшаться по мере роста количества саентологов.

9. Саентология создана в современной действительности. Она берёт от неё определённые элементы — технические стороны, хорошо проработанный методологический подход, важность общения, благосостояние, понимание организации, личный опыт, — которые были смешаны с дpевними духовным традициями.

Л. Рон Хаббард и саентологи расширяют использование инструментов рациональности на службе мистическому пути, само-преобразованию и преобразованию мира. Вероятно, по этой причине её можно считать уникальной среди других религий.

Поделиться

Похожие записи