Экспертиза В.А. Иванова (Казахстан)

Автор – Иванов Владимир Александрович, кандидат философских наук (специальность 09.00.06 – научный атеизм, религия (история и современность), религиовед.
Данная экспертиза текстуально (за исключение первой строчки) совпадает с экспертизой Трофимова Якова Федоровича, кандидата философских наук (специальность 09.00.06 – научный атеизм, религия (история и современность), доцента, профессора философии Карагандинского филиала Университета им. Д.А. Кунаева, ввиду того, что она является переработанным и дополненным разделом совместной книги: Иванов В.А., Трофимов Я.Ф. Религии Казахстана. Справочник. Алматы, 1999. Алматы: ВШП «Эдiлет», 1999. — 142 с. Кроме того, она базируется на положениях и выводах экспертизы, проделанной автором ранее, в 1997 году.

Саентология – это одна из немногих, значительных по численности верующих религия, которая возникла в двадцатом веке. Саентологи утверждают, что ими впервые создана работающая религиозная философия, которую можно применять, чтобы помочь человеку достичь более счастливого и наполненного существования. Л.Р.Хаббард пишет: “Цивилизация, в которой нет безумия, преступности и войны, где способный может процветать и где честный может иметь права, где человек свободен подняться до больших высот, — это то, что представляют собой цели Саентологии” (1, 98). Будучи быстро растущим религиозным движением на Земле, Саентология менее чем за полстолетия прочно встала на ноги и стала, по их утверждениям, активной силой, направленной на достижение позитивных изменений в мире. Саентология считает, что она помогает создавать умственное (душевное) здоровье людей и не конфликтует ни с какими религиями, так как признает существование множества богов и не требует от своих членов отказа от других религиозных верований.

Необходимо отметить, что религиозный статус Церкви Саентологии неоднократно становился предметом многочисленных судебных разбирательств в различных странах мира. Во многом это обусловлено отличием религиозной догматики и практики Церкви Саентологии от догматики и практики традиционных религий, а также ее активным прозелитизмом. Большинство судебных разбирательств Саентология выиграла. В настоящее время в качестве религиозной организации Церковь Саентологии признана в России, США, Швеции, Австрии, Греции, ЮАР и во многих других странах. В Казахстане Церковь Саентологии имеет государственную регистрацию в Алматы, Караганды и Усть-Каменогорске.

По своему вероучению Саентология представляет собой соединение некоторых идей индуизма и буддизма c учением Хаббарда. Священным Писанием признаются, главным образом, сочинения Л.Р.Хаббарда (“Саентология: основы мысли”, “Саентология 8-80”, Саентология 8-8008”, “Создание человеческих способностей”, «Дианетика: Современная наука душевного здоровья» и др.). В Писание саентологической религии также входят записанные на плёнку лекции Л. Рона Хаббарда о Дианетике и Саентологии. Это Писание включает в себя более чем полмиллиона печатных страниц, более 3000 записей лекций и около 100 фильмов.

Хаббард исходит из идеи переселения душ; индивидуальную душу он называет термином «Тетан», она предположительно существует около 300 миллионов лет. Утверждается, что «Тетан – это источник всего созидания и самой жизни. Впервые за всю историю человечества становится полностью очевидным, что дух бессмертен и обладает способностями, намного превосходящими те, которые до сих пор предсказывались. Экстериоризация тетана является воплощением тех идей, которые рисовали в своем воображении последователи мистицизма, спиритуализма и других подобных учений…»(2, 70). При этом экстериоризации (выходу Тетана за человеческое тело при сохранение контроля над ним) мешает то, что каждое прошлое существование Тетана в материальном облике накапливало определенный опыт, который Хаббард называет термином «Инграмм» – «полные, вплоть до последней точной подробности, записи каждого ощущения, присутствовавшего в момент частичной или полной бессознательности» (2, 65). Этот инграмм мешает человеку в его современном состоянии реализовывать себя, порождает неврозы и стрессы. Поэтому чтобы обрести умственное (душевное) здоровье, необходимо выявить инграмм и преодолеть его.

Единственным способом выявления и преодоления инграмма являются саентологические религиозные услуги: проверки, одитинг и технические курсы. Последние две услуги платные, в США они могут стоить десятки тысяч долларов, в Казахстане их стоимость определяется в сотни тенге и может доходить до нескольких десятков тысяч. Отметим, что из всех новых культов, проникающих в страны СНГ, единственно Саентология находится на самофинансировании. Платный характер этих услуг обуславливает многочисленные обвинения Саентологии в занятии коммерческой деятельностью, но необходимо учитывать, что сбор пожертвований практикуется во всех религиях, а в ряде религиозных объединений существует и установленная такса за совершение того или иного религиозного обряда.

В данном случае речь идет не о «продаже» определенных услуг, как это часто утверждается, а о получении определенных добровольных пожертвований за их предоставление. Нелепым было бы считать вознаграждение мулле за совершение обряда «жаназа» коммерческой деятельностью, или оплату православными какого-либо обряда коммерческой деятельностью Православной Церковью. Точно также и совершение одитинга в Церкви Саентология означает совершение именно религиозного обряда по освобождению души верующего от зловредного влияния инграмм. Сама же Церковь и ее священники, очевидно, должны получать за это вознаграждение для того, чтобы и Церковь и ее священники могли продолжать свою деятельность.

Одитинг — это применение саентологических процессов и процедур к кому-то натренированным одитором (человеком, обученным и квалифицированным в стандартном применении процессов Саентологии к людям с целью их улучшения. Слово одитор означает “тот, кто слушает”). Одитинг – это действие, состоящее в задании вопроса преклиру (человеку, который, через саентологический процессинг, узнает больше о себе и жизни, который находится на пути к становлению клиром), получение ответа на этот вопрос и подтверждение этого ответа. Одитинг также называется процессингом.

Клир – это название состояния, достигаемого посредством одитинга, или человек, достигший этого состояния. Клир — человек без аберраций, он рационален, поскольку приходит к наилучшим возможным решениям, основываясь на имеющихся данных и на собственной точке зрения. Клир не имеет инграмм, которые могли бы быть рестимулированы и нарушили бы правильность его расчетов, внося в них скрытую и неверную информацию. Термин происходит от английского слова “clear”, что значит “чистый”, “ясный”.

Клир в процессе дальнейшего обучения может достичь состояния Оперирующего Тетана, которое определяется как “способность действовать, не будучи связанными путами физической вселенной, — является главной частью конечного спасения, которого ищет саентологическая религия”(1, 55).

Проведение одитинга часто называют “терапевтической процедурой”, саентологические доктрины Хаббарда, по мнению критиков, в упрощенной форме воспроизводят теорию психоанализа. Однако такие утверждения не имеют под собой достаточных оснований. Французский авторитетный психолог В.Франкл верно констатировал коренное отличие терапевтической практики от религиозной: “Цель психотерапии – исцеление души, цель же религии – спасение души. Если, однако, религию, согласно ее исходной направленности, мало волнуют и заботят такие вещи, как выздоровление или предупреждение болезней, тем не менее по своим результатам – не намеренно — она оказывает психогиеническое, даже психотерапевтическое действие. Это происходит благодаря тому, что она дает человеку беспрецендентную возможность, которую он не в состоянии найти где-либо еще: возможность укрепиться, утвердиться в трансцендентом, в абсолютном. В психотерапии мы также можем зафиксировать аналогичный непреднамеренный побочный эффект, поскольку мы наблюдаем в отдельных случаях, что пациент в ходе психотерапии приходит обратно к давно утраченным источникам изначальной, подсознательной, вытесненной религиозности. Однако, хотя такое и случается, врач не вправе ставить себе такую цель. Ведь в этом случае он объединяется с пациентом на почве общей веры и действует, исходя из этого, но тем самым он уже с самого начала обращается с ним не как с пациентом”(3, 334-335). Саентологические процедуры не имеют никакого отношения ни к психотерапии, ни к психоанализу, ни к другим медицинским процедурам – они направлены на раскрепощение Тетана.

Не случайно, что п.25 Кодекса одитора требует: “Я обещаю не пропагандировать Дианетику и Саентологию как средство, предназначенное исключительно для излечения болезней или безумия, хорошо зная, что Дианетика и Саентология предназначены для получения духовных достижений” (2, 621).

Религиозные технологии Хаббарда никогда не претендовали на статус психотерапевтических и медицинских процедур, на их утверждение какими-либо государственными органами. Российский психиатр В.Е.Каган в своем экспертном заключении справедливо пишет: “ Сопоставление дианетических технологий с так наз. “новыми” психотерапиями, обращающимися к духовности и вере, показывает, что при существовании между ними некоторого формального сходства, дианетические технологии имеют принципиально отличные от них обоснования, цели и методы, исходя из чего они не могут быть признаны медицинской или немедицинской психотерапией. Опасения, связанные с медицинскими осложнениями одитинга и поэтому требующие для его проведения врачебной квалификации, не имеют под собой сколько-нибудь серьезных и достоверно доказанных оснований” (9, IV, 70).

Наряду с одитингом для достижения состояния клира, а затем Оперирующего Тетана, необходимо проходить многочисленные обучающие курсы: “Шляпа студента”, “Руководство по основам обучения”, “Ключ к миру”, “Новая грамматика”, “Ориентация в жизни” и т.д. Это саентологическое обучение, естественно, не соответствует какому-либо светскому, как, впрочем, и традиционному религиозному образованию: ”… саентологи сидят за столами и читают работы Л.Рона Хаббарда; под рукой у них есть словари. Некоторые люди слушают лекции Хаббарда, а другие тренируются в применении саентологических принципов – все это делается в точно изложенной последовательности. В классе нет учителей. Вместо этого супервайзер курсов ходит от человека к человеку, наблюдая за их продвижением по курсу… Супервайзер не читает лекций, а ткже не добавляет ничего своего в изложение предмета… помогает человеку понять материал, постоянно делая упор на понимание и применение” (2, 90-91). Каждому уровню обучения соответствует определенный одитинг. На высших уровнях обучения “студенты” допускаются до получения эзотерических знаний. Только таким последовательным путем человек проходит, как утверждает Саентология, Мост к полной духовной свободе. “Мост является метафорой, которую используют саентологи, описывая свой духовный прогресс. Мост дает человеку путь через пропасть зависимости от материального мира к высшим уровням существования – от непознанности к откровению” (1, 55-56).

При прохождении Моста большое значение имеет используемый одиторами прибор “Е-метр” (электропсихометр), который, по их утверждению, “регистрирует изменения, вызванные духовным существом в своем собственном разуме (т.е. передвижение умственных масс около него)… Определяя области умственной или душевной травмы, Е-метр помогает как одитору, так и преклиру точно определить, куда направить действия одитинга” (2, 539).

Наряду с саентологическим одитингом и обучением к религиозным обрядам в саентологии относятся: посвящение в священники, наречение имени, венчание, похороны, проведение богослужений. Каждую пятницу саентологи, их друзья и родственники собираются вместе, чтобы поздравить тех, кто достиг значительных духовных побед при продвижении по Мосту и подтвердить эти победы. Воскресное богослужение состоит из чтения “Кредо Церкви Саентологии”, из проповеди, составленной на основе работ Хаббарда, или же из прослушивания записанной на пленку лекции Хаббарда, группового процессинга. В ходе службы делаются объявления о предстоящих церковных мероприятиях и программах. Завершается служба тем, что священник читает “Молитву о полной свободе”.

Ежегодно саентологи отмечают следующие праздники: день рождения Л.Рона Хаббарда (13 марта), день первой публикации Дианетики (9 мая), День одитора (второе воскресенье октября), годовщину основания Международной ассоциации саентологов (7 октября), а также традиционные религиозные праздники, такие как Рождество.

Все саентологические одиторы должны быть посвящены в сан священников. Иерархия у священников отсутствует. Сама же Саентологическая Церковь имеет сложную иерархическую структуру, начиная от внештатных священников, миссий и поместных церквей и завершая Международной Церковью Саентологии и связанными с ней организациями (Международная ассоциация саентологов, Центр религиозной технологии, Пасторская международная духовная лига Хаббарда и др.).

Кредо Церкви Саентологии состоит в следующем: “Мы в нашей Церкви верим, что:
Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права;
Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться ее обычаев;
Все люди имеют неотъемлемое право жить так, как они считают нужным;
Все люди имеют неотъемлемое право защищать себя;
Все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им;
Все люди имеют неотъемлемое право свободно думать, свободно говорить, свободно писать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать свое несогласие с ними;
Все люди имеют неотъемлемое право обращать других людей в свою веру;
Душа человека имеет права человека;
Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должно отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях;
Никакая сила, меньшая чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них – открыто или скрытно.

И мы в нашей Церкви верим, что:
Человек в своей основе хороший;
Он стремится выживать;
Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им единства со вселенной.
И мы в нашей Церкви верим, что законы Бога запрещают человеку:
Разрушать себе подобных;
Разрушать душевное здоровье других;
Разрушать или порабощать души других;
Разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.

И мы в нашей Церкви верим в то, что дух может быть спасен и что лишь дух может спасти или исцелить тело” (2, 619).
Важным дополнением Кредо являются религиозно-этические кодексы: Кодекс одитора, Кодекс чести, Кодекс саентолога, Кодекс супервайзера, Кредо настоящего члена группы и Кредо хорошего и умелого руководителя. В 1980 г. Хаббард опубликовал моральный кодекс, который получил название “Дорога к счастью”, основные идеи которого соответствуют общечеловеческой морали: “Старайтесь не делать другим того, чего бы вы не хотели для себя самого. Старайтесь поступать с другими так же, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами” (2,437). Соблюдение этики внутри общин тщательно контролируется, для разбирательства нарушений существует специальный орган “Этический суд”. В случае серьезных нарушений используется крайняя мера – отлучение от Церкви.

Этический суд разбирает также и конфликты между саентологами: “ Саентологическое правосудие применяется точно в соответствии с рядом доступных для понимания и ясно описанных кодексов Церкви, которые выпущены для широкой публики и хорошо известны саентологам. Процедуры правосудия проводятся полностью в соответствии с этими кодексами; подозрения, личное мнение или предвзятость не играют здесь никакой роли. Кодекс защищает права любого саентолога, который находится на хорошем счету у Церкви… Любой саентолог может воспользоваться саентологической системой правосудия для разрешения конфликтов гражданского характера с другим саентологом или даже несаентологом. И поскольку саентологическое правосудие справедливо, экономично и осуществляется незамедлительно, саентологи считают его весьма ценным” (2, 210-211).

Некоторое время в Церкви Саентологии практиковался двойной стандарт морали – один для внутрицерковных отношений, а другой – для отношений с так называемыми “подавляющими личностями” (антисоциальными личностями, антисаентологами). По отношению к последним в соответствие с инструкцией “Честная игра” разрешалось нанесение любого вреда, использование лжи, обмана и т.д. В 1968 г. этот двойной стандарт морали был Хаббардом отменен, но данный факт зачастую замалчивается.

В соответствии со своими религиозными установками Церковь Саентологии принимает участие в благотворительных акциях и в работе по улучшению общества. Большое значение Церковь уделяет борьбе за права человека: издается журнал “Право на свободу”, основаны Гражданская комиссия по правам человека и Национальная комиссия по вопросам законности и общественной справедливости. На основе технологии Хаббарда действуют международная программа “Нарконон” по предотвращению наркомании и реабилитации наркозависимых, международная программа “Криминон” по перевоспитанию преступников, международный офис “Прикладного образования” по улучшению качества образования, фонд “Дорога к счастью” по повышению морального уровня общества.

Однако главным способом улучшения общества Церковь считает распространение саентологических идей во всех странах, превращение Церкви Саентологии в мировую религию, охватывающую большинство человечества. Эта задача, по нашему мнению, достаточно утопична, но не оригинальна. В частности, как пишет Дональд А. Мак-Гавран, один из теоретиков движения за рост христианских церквей, «деятельность миссий должна быть усовершенствована таким образом, чтобы обращенными становились не только отдельные люди, но «индивиды и общества». Властные структуры городов и сельских местностей должны складываться из христиан » (13, 23). Таким образом, задачи перед собой они ставят глобальные – полное изменение религиозной обстановки в мире, христианизацию всего населения. Аналогичные задачи перед собой ставят практически все религиозные объединения, кто – тайно, а кто – явно.

Церковь Саентологии действует уже почти 50 лет и доказала свою жизнеспособность. За это время сменилось два поколения, были преодолены попытки раскола Церкви, Церковь очищала свои ряды от “подавляющих личностей”. Немногочисленные скандалы с бывшими саентологами не подорвали авторитета Церкви, что подтверждается ростом числа ее поместных церквей и прихожан.

На основе всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

Церковь Саентология является одним из новых религиозных движений. В ней признается существование Бога, наличие у человека бессмертной души (Тетана), возможность освобождения Тетана от зависимости от материальной оболочки и приближения его к Богу. Важнейшими религиозными обрядами освобождения Тэтана являются саентологический одитинг и саентологические курсы обучения. Священным Писанием являются труды Л.Рона Хаббарда. В Церкви имеется духовенство и прихожане, регулярно проводятся богослужения. Поместные церкви подчинены Международной Церкви Саентологии (Лос Анжелес, США);

Церковь Саентология имеет право за осуществление своих религиозных процедур брать с прихожан добровольные пожертвования; Саентологический одитинг не является психотерапевтической медицинской процедурой;

Саентологические курсы обучения не являются вариантом общеобразовательного обучения.

Литература:
Саентология: теология и практика современной религии. Копенгаген, 1998.
Что такое Саентология. Всесторонний справочник по самой быстрорастущей религии в мире. М., 1998.
Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
Сиверцев М.А. Саентология: путь духовной самоидентификации (экспертиза). М., 1995.
Соболев С.С. Экспертная оценка (анализ) учения и деятельности религиозной организации саентологическая церковь. М., 1996.
Богданов В.В. Уважение к вере или Почему глупо воевать с саентологией? М., 1997.
Тихонравов Ю.В. Является ли Церковь Саентологии религиозной группой? Ответ положительный. Заключение эксперта-религиоведа на вероучение и практику Церкви Саентология.// Религия и право, 2001, N3.
Фаликов Б. НРД: проблемы религиозного статуса (на примере саентологии).// Религия и право, 2001, N2.
Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы.//Независимый психиатрический журнал. Вестник НПА. 1999, NN III, IV. Лебедев С. Возвращаясь к статусу саентологии.// Религия и право, 2002, N2.
Крылова Г. Саентология – религия или коммерция? // Религия и право, 2001, N2.
Вердикт: Саентология является религией. Международный обзор юридических заключений, решений судов и правительственных решений относительно церкви Саентологии. М., 2001.
Дональд А. Мак Гавран. Закономерности Роста Церкви. Спб., 1994.

Данное заключение содержит восемь страниц с указателем литературы.

к.ф.н., В.А. Иванов