Авторы: Юха Пентикайнен, доктор философии
и Марья Пентикайнен, доктор философии

Предисловие

Авторами настоящего экспертного исследования являются Юха и Марья Пентикяйнен. Краткая биографическая справка об авторах приведена ниже.

Юха Пентикяйнен, доктор философии, ведущий автор данного исследования, почетный профессор сравнительного религиоведения Хельсинкского университета (1972–2008). Преподавал в университете Тромсё, Норвегия (1995–1997), с 1998 года занимает должность профессора этнографии народов севера в Лапландском университете в Рованиеми. Работал приглашенным профессором религиоведения, культурной или социальной антропологии, фольклористики и скандинавских исследований в вузах по всему миру. Более 30 его книг, 350 статей, 10 фильмов и 10 музейных выставок удостоены международных наград и дипломов. В 1995 году был выдвинут в члены Академии наук и искусств Финляндии.

Ранее профессор Пентикяйнен занимал должность профессора и заведующего кафедрой религиоведения Хельсинкского университета, Финляндия, и института социологии при университете Тромсё в Норвегии. После получения в 1968 году степени доктора философии в университете Турку, в 1972 году ему была поручена разработка новой дисциплины «Религиоведение» в Хельсинкском университете. Он выступал в качестве приглашенного профессора религиоведения, культурной антропологии или социальной антропологии, фольклористики и скандинавских исследований в Калифорнийском университете (Беркли, Лос-Анджелес), Техасском университете (Остин), Миннесотском университете (Миннеаполис), университете штата Индиана (Блумингтон) и Римском университете Ла Сапиенца. Юха Пентикяйнен был делегатом от Финляндии в ООН и ЮНЕСКО и является членом и консультантом нескольких рабочих групп и комитетов, назначенных правительством и министерствами Финляндии. Юха Пентикяйнен проводил полевые исследования на всех континентах, кроме Южной Америки, и читал лекции более чем в 60 странах мира. В 1994 году был приглашен разработать новую дисциплину «Религиоведение» и сформировать кафедру религиоведения в Институте социологии при университете Тромсё.

Марья Пентикяйнен, доктор философии, защитила докторскую диссертацию в университете Тампере, посвятив её интеграции африканских и азиатских беженцев в Финляндии.

Марья Пентикяйнен читает лекции в университете Тампере и Хельсинкском университете, входит в состав различных экспертных групп и комитетов, выступает в роли консультанта правительства и парламента по вопросам иностранцев, иммигрантов, беженцев, их социальных проблем, ценностей и религий. Среди опубликованных ею работ диссертация «Культура как ключ» (1994), «Финская эмиграция и иммиграция» (1995) и составленный для ЮНЕСКО доклад об иностранцах и беженцах в Финляндии. В 1995 году она возглавляла секцию «Будущее семьи» на Международной конференции преподавателей вузов в Сеуле, Корея.

ВСТУПЛЕНИЕ

Эта работа о Церкви Саентологии был написана религиоведом совместно с социальным работником и социологом. Она посвящена истокам, истории и современному состоянию Церкви Саентологии. Ниже мы ответим на главный вопрос о роли и возможном религиозном статусе Саентологии: является ли Саентология религией?

У Саентологии короткая история. Она началась либо с публикации книги Л. Рона Хаббарда «Дианетика: современная наука о разуме» в 1950 году, либо с основания первой Церкви Саентологии в Лос-Анджелесе, Калифорния, в 1954 году. Оба эти события, разумеется, связаны с идеями и жизнью самого Хаббарда (1911–1986), которого называют Основателем, поскольку именно он разработал принципы Дианетики и учение Саентологии.

Саентология зародилась в Америке, и это придаёт Церкви определенное культурное своеобразие. Её родной язык английский, а уклад жизни настолько американский, что это, возможно, иногда мешает усилиям Церкви более широко распространять своё учение в неанглоязычных культурах. Несмотря на это, сегодня Церковь Саентологии заметно распространилась, выйдя даже за пределы западных стран.

За шестьдесят лет Церковь Саентологии обосновалась в 167 странах на всех континентах. Количество образованных организаций — более 11000, среди них церкви, миссии и прочие группы практикующих Саентологию, — и их число быстро растёт.

Этот рост особенно заметен в Восточной и Центральной Европе, а также на территориях бывшего СССР от Москвы и Санкт-Петербурга до Украины, Казахстана, Молдовы и до самой Сибири: 21 новая миссия в 1994 году и 24 в 1995 году. Венгрия, в которой более десятка миссий — ещё один центр деятельности Саентологии в Восточной Европе. С учётом тенденции Церкви к росту в таких отдаленных областях, как Китай, Австралия, Новая Зеландия, Африка и Латинская Америка, Церковь Саентологии как минимум в географическом отношении приближается к масштабам планетарного распространения.

Общее число практикующих саентологов или прихожан исчисляется в миллионах. Однако привести точное их количество сложно из-за специфики этой Церкви, которая не только является местом отправления религиозных обрядов, но еще и предоставляет рабочее пространство и является комплексным общественным центром для участников и всех интересующихся, и при этом не требует полновременного служения от людей внутри Церкви и за её пределами. Это типично для многих религиозных конфессий, члены которых связывают себя со своей традицией, но не присутствуют на богослужениях регулярно, включая и многих католиков, которые посещают воскресные службы в основном по таким праздникам, как Рождество и Пасха, и иудеев, которые в основном посещают синагогу в Дни трепета.

О ПОНЯТИИ «РЕЛИГИЯ»

Научным изучением религий на Западе занялись на заре XIX века благодаря истории мысли, обязанной своим становлением философам эпохи Просвещения в Европе XVIII века. Когда до научных кругов Европы дошла собранная исследователями и миссионерами новая информация о древних религиозных традициях (в частности, о философских учениях Индии и Дальнего Востока), возникла необходимость пересмотреть и переоценить само понятие «религия».

Это понятие, на тот момент означавшее только христианство и иудаизм — иногда ислам, — стало распространяться на такие восточные религиозно-философские учения, как индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм и так далее. Новая научная дисциплина, получившая название «история религии» или «сравнительное религиоведение», стала общей и предусматривала сравнительный подход.

Феноменология религии, как одно из её основных направлений, выявила такое разнообразие религий, что ученым-религиоведам сложно было сформулировать краткое определение, которое при этом охватывало бы неотъемлемые элементы религиозности как таковой и распространялось бы на любую религию мира, будь то в письменном или дописьменном обществе. Одна из множества попыток дать определение религии основывалась на понятиях «Бога» или «божественного» в качестве критерия, пока ученые не обнаружили, что буддизм, одна из так называемых мировых религий — по крайней мере теоретически — старался подчеркнуть свой особый статус «нетеистической» религии.

Узкое понятие религии, часто навязываемое скорее государственными чиновниками, чем религиоведами, в современном мире нуждается в пересмотре. Слово «религия», встречающееся в той или иной форме в большинстве европейских, т.е., германских, романских и славянских языков, происходит от латинского слова religio. Это понятие, в частности, включает в себя идею зависимости от чего-то «божественного». Принцип cuius regio eius religio (лат. чья страна, того и религия), соответственно, означал, что, начиная с XVI века, в Европе периода Постреформации император или герцог имел право определять, во что верить и как себя вести его соотечественникам. Проблема существования божественных или социальных «связей» такого рода, однако, характерна в основном для Запада, и по сути во многих культурах мира эта идея как таковая полностью отсутствует.

Так что подобные западные самоочевидные определения понятия «религия» могут применяться к восточным религиозно-философским традициям только насильно. Высказывалась даже идея, что три основных китайских учения — даосизм, конфуцианство и буддизм — вообще являются не религиями в западном понимании этого слова, а скорее «тремя Дао», или «путями» к одной точке назначения, что является принципом гармонии инь и ян.

Иными словами, на свете много культур, которые кажутся очень религиозными, несмотря на то, что они обходятся в своих языках без связанных с religio понятий. Это особенно относится к северным культурам старого и нового света, в которых мы проводили полевые исследования: люди проводят ритуалы анимизма и шаманства, не называя их религией. В качестве типичного примера такого подхода можно привести слова нанайской шаманки из Нижнеамурской области юго-востока Сибири, с которой мы беседовали в 1994 году: «Христианство — это русское. У нас только шаманы».

Ещё одна актуальная проблема касается роли многих современных функциональных альтернатив религии. Недавняя мировая история показывает, что попытки, скажем, коммунизма, марксизма и маоизма создать «нерелигиозное» государство и общество оказались безуспешными. Духовные вопросы человеческому сознанию явно интересны больше, чем считалось в этих и других материалистических и антропоцентрических идеологиях, возникавших как в прошлом, так и в этом веке.

ПЯТЬ ИЗМЕРЕНИЙ РЕЛИГИИ

«Не существует одного исчерпывающего и повсеместно принятого в научных кругах определения понятия «религия». Мы согласны с этим утверждением Брайана Рональда Уилсона и других специалистов и считаем нужным озвучить ниже определяющие признаки религии вместо того, чтобы давать общее определение. Судя по всему, к феномену, обычно называемому «религия», можно подойти с пяти сторон, которые обнаруживаются во всех письменных и дописьменных обществах, которые до сих пор удалось изучить.

1. Когнитивное измерение религии включает в себя факторы сознания и мышления, такие как представление о вселенной и мире, система ценностей, вера в существование «божественного», т.е. одного или нескольких богов или других сверхъестественных существ или сверхъестественные силы, которые, как считается, следят за судьбами людей, их потребностями и ценностями. Религии обычно сопровождаются преданиями, передаваемыми от одного поколения другому или от одного человека к другому, включая повествования, мифы и верования, касающиеся «иного».

Что касается источников, основное различие можно провести между письменными и дописьменными религиями. Но как устно пересказываемые мифы дописьменных религий, так и хорошо систематизированная теологическая догматика канонических текстов «книжных религий» и все религиозные философии, — все они имеют это религиозное измерение. Оно часто выражается в виде кратко сформулированных «символов веры», или кредо, которые публично провозглашаются последователями во время миссионерской деятельности таких духовных миссионерских религий, как, к примеру, христианство, ислам и буддизм.

2. Уровень воздействия, или эмоциональный уровень, обозначает религиозные чувства, установки и опыт. Люди обычно ощущают свою зависимость от чего-то сверхъестественного и в то же время чувствуют некую связь с ним. Религиозный опыт — это вид взаимодействия между естественным и сверхъестественным, состояние, в котором религиозный человек, или скорее традиция, проявляющаяся через него, реализует встречу с одним из сверхъестественных персонажей или одной из сверхъестественных сил, доминирующих в религиозных верованиях человека.

3. Конативный или поведенческий аспект религии на уровне действий рассматривается как форма поведения. Сюда входят ритуалы, разного рода условности, такие как жертвоприношения, молитвы, заговоры и заявления, с помощью которых человек, группа или общество могут методами, вытекающими из традиции, достигнуть определенного духовного единения или связи со своими сверхъестественными персонажами.

Ещё одна важная часть конативного измерения касается морали. Кроме ритуалов и обрядов религия обычно предполагает определенное этическое поведение. Это проявляется, например, в соблюдении определенных норм с целью достижения заявляемых ценностей, обретения обещанного данной религией воздаяния или возможного наказания за нарушение норм и существующих запретов.

4. Социальный фактор представляет собой фундаментальную составляющую любой религии. Религия обычно предполагает существование группы или сообщества, долг которого — оберегать религиозные представления последователей, вместе выполнять определенные задачи, а также контролировать культовые действия и нравственное поведение верующих.

Члены таких сообществ в более крупном масштабе, иногда размером с целое государство или же в форме малых групп, обычно совместно работают над достижением общих целей в этом или в «ином» мире, возложенных на них их общей религией. Хотя религиозное поведение даже сегодня очень социально и контролируется, официальные религии во многом потеряли прежнюю значимость. Вместо этого значение придается личной неосознанной и неустановившейся религиозности, и, соответственно, на смену многим функциям традиционных церквей пришли менее формальные культы.

5. На культурный уровень часто не обращают внимания, но это очень влиятельный и многогранный фактор для каждой религии. По сути, он проявляется в зависимости религии, как во времени, так и в пространстве, от экологической, социальной и культурной среды, в которой практикуется религия.

Две самые важные переменные «религий как культур» — это язык и этническая принадлежность. Следует особо учитывать, что для многих людей «религия» значит скорее «особый уклад жизни» или «стиль жизни», чем исповедание каких-то догматов или следование кредо. В современном мире сознаваемые национальные, этнические и зональные переменные даже так называемых «мировых религий» приобретают важность, когда люди обретают новую религиозно-социально-культурную идентичность после переезда в иное окружение, как беженцы в новой стране или среде, или перебравшись из сельской местности в город, или как иммигранты на улицах или в гетто мегаполисов третьего мира.

Вывод, который следует из всего рассмотренного нами выше, состоит в том, что понятие «религия» следует освободить от его теоретических и свойственных западной цивилизации коннотаций, а не пытаться втиснуть глобальный феномен во всей широте его проявлений в определение, которое этому феномену явно не подходит.

Мы приведем общее описание предыстории, вероучения и практик Саентологии, а потом рассмотрим Саентологию в разрезе пяти измерений религии, выделенных нами выше.

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ САЕНТОЛОГИИ

Концепцию Саентологии можно обнаружить в хорошо известных трудах Хаббарда, начиная с 1940-х годов, а в особенности с 1950 года, когда появилась его ставшая бестселлером книга о Дианетике.

Духовная и историческая взаимосвязь Дианетики и Саентологии настолько прочна, что их можно считать двумя сторонами одной монеты. В то же время слово «Дианетика» происходит от двух греческих слов: dia (через) и nous (душа), а «Саентология» означает «знание о знании» и происходит от латинского scio (знать) и греческого аналога logos. Тогда как принципы Дианетики были опубликованы в виде метода, предлагаемого в качестве эффективной «технологии разума», Саентологии придавалось значение религиозной философии.

Хотя английское слово science (наука) происходит от того же самого греческого понятия scio, представляется целесообразным избегать имеющегося ненужного смешения этих двух слов, просто произнося их по-разному. Как вариант решения, можно произносить слово scientology по-гречески, а science по-английски.

В 1954 году была основана первая Церковь Саентологии с собственным кредо (символом веры), сформулированным Л. Роном Хаббардом. Это кредо ясно указывает на то, что данное сообщество считает себя религиозной организацией. В нем провозглашены такие принципы, как: «Мы в нашей Церкви верим» в «равные» и «неотъемлемые права всех людей». Есть заявление о том, что человек «в основе своей хороший», а также есть четыре закона Божьих, которые «запрещают человеку» поступать определенным образом.

В учении Саентологии можно обнаружить сходство с такими монистическими восточными религиями, как индуизм, буддизм и в особенности даосизм. Неслучайно в справочниках по церемониям Саентологии её истоки связываются с мифологией таких религиозно-философских течений, как индуизм и буддизм, с учениями Аристотеля, Спинозы и св. Фомы Аквинского.

Согласно доктрине Саентологии, человек живет и стремится к выживанию в рамках восьми частично совпадающих плоскостей, называемых в теологии Саентологии «динамиками». Эти динамики расходятся от собственного «я» к семье, группам и далее к духовной вселенной (седьмая динамика) и к Верховному существу (восьмая динамика), также называемому Бесконечностью или Богом. Каждая следующая динамика включает в себя все предыдущие.

Понятие «Бог» в учении Саентологии существует, но не так, как в иудаизме, христианстве, исламе и других теистических религиях, корни которых уходят в религиозные традиции Ближнего Востока. В Саентологии Бог — это последняя из восьми динамик, которые человек стремится охватить и полностью познать. В этом смысле понятие Бога в учении Саентологии очень личное — полностью дать ему определение может только сам человек.

Хаббард развивает идею, знакомую и другим религиозным традициям, о том, что человек состоит из трех частей: тела, разума и духа (того, что он называет тэтан). Точнее, сам человек и есть тэтан. Это слово, образованное от греческой буквы тэта, используется в Саентологии, чтобы избежать путаницы с более ранними терминами, связанными с понятием «душа».

Путь к осознанию своей духовной природы в Саентологии лежит через «одитинг», который представляет собой одну из двух центральных религиозных практик этой религии. В одитинге тэтан участвует в религиозных службах все более и более высокого уровня, что позволяет ему справиться с травмирующим опытом, полученным в нынешней и в прошлых жизнях. Освобождение от него приводит к повышению осознания своей духовной природы. Вторая центральная практика Саентологии — «обучение», которое представляет собой тщательное изучение писаний Саентологии — текстов, записей и фильмов Хаббарда. Доктрина Саентологии утверждает, что духовного спасения в этой жизни можно достичь, только участвуя и в одитинге, и в обучении, уровни которых приведены в таблицы под названием «Мост к полной свободе».

Хаббард стал использовать слово «одитор» (от латинского audire, что значит «слушать») применительно к консультантам по Дианетике и Саентологии, которые помогают человеку, которого называют «преклир», избавиться от травмирующих и болезненных воспоминаний, хранящихся в реактивном уме, в ходе процесса, который называется «одитинг». Имеется много профессиональных уровней (классов) одиторского обучения, на прохождение многих требуются годы. По большей части одитинг проводится с помощью устройства под названием Е-метр (сокращение от электропсихометр), хотя изначально он не использовался, и его использование необязательно. Е-метр представляет собой предмет религиозного назначения и инструмент Церкви Саентологии, помогающий одитору.

Одитор не «консультирует» в традиционном смысле беседы с человеком (как, скажем, в психоанализе), а, прежде всего, слушает и пытается вызвать воспоминания у человека, участвующего в одитинге. Достигается это следующим образом: человеку задают серию определенных вопросов или дают команды, а Е-метр выдаёт одитору поддающиеся количественному определению данные о природе и характере сохранившихся и зачастую давно забытых воспоминаний, впечатлений и эмоциональных травм. Как уже говорилось, Хаббард учил, что эти воспоминания отпечатываются в сознании благодаря реактивному уму, точнее, в виде инграмм, как он это назвал. Образы записываются в инграммах даже до рождения (поскольку саентологи верят в дородовые впечатления) и располагаются на так называемом «траке времени», который тянется через всю жизнь (и прошлые жизни) человека в виде умственных образов-картинок.

Цель Дианетики состоит в том, чтобы очистить реактивный ум от банка инграмм благодаря одитингу и создать Клира — человека, не обремененного негативными эмоциями и опытом, который продолжает заниматься Саентологией, продвигаясь к состоянию, известному как «Оперирующий тэтан» (OT), в котором реализуются истинная природа и способности человека как духовного существа.

Опять же, возможно, ближайшей аналогией саентологическому «Мосту к полной свободе» — процессу, описанному выше — является путь к Просветлению в буддизме. Как отмечает религиовед Фрэнк Флинн, «использование в Саентологии элементов буддизма привело не к ослаблению воли в технологической цивилизации, а к наделению самой технологии символической силой, которая придает смысл жизни верующего. Некоторые могут посчитать это «иллюзией», другие подумают, что Саентология представляет собой не «новую религиозную молекулу», а нестабильную «амальгаму», но Саентология выделяется среди новых религий как индигенизация буддизма в обществе, основой которого является технология».

И действительно, хотя Хаббард специально не озвучивает связь между, скажем, Четырьмя благородными истинами и Восьмеричным путем в буддистской философии с уровнями продвижения по «Мосту к полной свободе», эта связь, тем не менее, очевидна. Таким образом, как и предполагал Фрэнк Флинн, саентологический «Мост к полной свободе» от преклира к Клиру и Оперирующему тэтану по крайней мере напоминает буддийский путь к Просветлению от страдания к способности справиться со страданием, устранению страдания и достижению Нирваны, но только постепенно и с помощью определенной технологии.

[divider text=”В начало”]

НОВАЯ «КНИЖНАЯ РЕЛИГИЯ» В ПОИСКАХ ОРТОДОКСАЛЬНОСТИ

Церковь Саентологии, как и традиционные религии, обладает большим объёмом литературы и полной библиотекой трудов, лекций и фильмов, посвященных исследованиям и открытиям Л. Рона Хаббарда в области природы Человека и духа. Эта библиотека, состоящая из множества книг, внушительных энциклопедических томов и тысяч записанных на пленку лекций, есть яркое свидетельство того, что Церковь Саентологии следует считать «книжной религией». Это направление прослеживается и у таких мировых религий, как, например, индуизм, буддизм, конфуцианство, даосизм, иудаизм, зороастризм, христианство и ислам.

Антология текстов, лекций и документов, написанных, записанных и выпущенных Л. Роном Хаббардом, составляет собрание священных текстов (писание) Саентологии. Они служат опорой усилий практикующих членов Церкви, которые зачастую посвящают всю свою жизнь их изучению и работе ради достижения целей Дианетики и Саентологии, то есть, ради достижения состояний Клир и Оперирующий тэтан.

Официальные тексты играют особую роль для саентологов в передаче знаний и традиций, которые очевидно считаются священными. То, о чём идёт речь в этих текстах, называется не «теология», а «технология»; это понятие имеет специфическое значение в кругах саентологов. Хаббард считается «источником технологии», его послание считается настолько уникальным и неизменным, что его никому нельзя интерпретировать. «Духовная преемственность» важна, но она связана не с людьми, как в большинстве христианских церквей, а с книгами; таким образом, никто в Церкви Саентологии не может претендовать на статус «посланника» и на право интерпретировать письменные или устные послания Хаббарда ни сейчас, ни в будущем.

Поэтому в 1982 году в Лос-Анджелесе была создана религиозная корпорация «Центр религиозной технологии» (ЦРТ), которая обладает «высшими церковными полномочиями в том, что касается стандартного и неискаженного применения религиозной технологии Л. Рона Хаббарда». Этот орган отвечает за «обеспечение чистоты религии и Писаний Саентологии». Долг этой организации — обеспечивать защиту текстов Хаббарда, но не интерпретировать их.

Создание ЦРТ символизирует явное движение в сторону ортодоксальности, что является общей характеристикой второго поколения при формировании любой религии. В процессе формирования религии, например, по причине богословских споров или по другим причинам часто необходимо создать «канон» религии, отделить «суть» догматов от «иных» текстов, чтобы защитить послание пророка и чистоту доктрины от еретических и раскольнических поползновений.

Этого можно достичь благодаря сохранению за Церковью авторских прав, товарных знаков и знаков обслуживания с целью предотвращения любых возможных отклонений и изменения технологий Дианетики и Саентологии и их сохранения в том виде, в котором их создал Л. Рон Хаббард. В этом отношении также имеется множество аналогий с другими религиозными традициями: религиозный пуризм существует среди мусульман, сохраняющих точные арабские слова и значения Корана, среди евангелических христиан, которые толкуют библейские тексты, руководствуясь языками оригиналов и намерениями авторов, и среди мормонов, которые владеют авторскими правами на свои уникальные писания «Книгу Мормона», «Учение и Заветы», а также «Драгоценную жемчужину». В Саентологии регистрация товарных знаков и обеспечение авторских прав выполняют такую же функцию по отношению к священному писанию, а именно, функцию обеспечения ортодоксальности и правильности, что в равной степени очень важно для увековечивания современных и защищенных законом собственных представлений Хаббарда о чистом и священном.

Еще один связанный с этим важный процесс — это полномочия Материнской Церкви. Учредительная Церковь Саентологии в Вашингтоне, округ Колумбия, была первой Материнской Церковью, пока в середине 1960-х эта роль не была передана Церкви Саентологии в Калифорнии. После основания Международной Церкви Саентологии (МЦС) в 1981 году эта роль, как и следовало ожидать, перешла ко вновь созданной организации, которая сейчас обслуживает все саентологические церкви из своей штаб-квартиры в Лос-Анжелесе.

[divider text=”В начало”]

ТРАДИЦИИ И УКЛАД ЖИЗНИ САЕНТОЛОГОВ

Последователи Хаббарда называют его Основателем. Это перекликается с важным разграничением, проводимым в сравнительном религиоведении между «основанными» и «этническими» религиями. У истоков первых стоит какой-то человек, даже если сам этот человек не считал, что он основал религию (Иисус, Конфуций, Лао Цзы). Что касается вторых, то в этих религиях не припомнить каких-либо имен, вместо них имеются устные этнические традиции. Необходимый процесс при формировании любой основанной религии происходит тогда, когда появляется внутренний круг последователей, собирающихся вокруг учителя и готовых за ним следовать. Когда несколько человек решили в 1954 году создать Церковь Саентологии, Л. Рон Хаббард, естественно, стал её духовным лидером. После того, как он решил сложить с себя обязанности директора растущей церкви, его статус Основателя со временем стал легендарным.

Зачастую критический для религии момент физической смерти основателя для Саентологии был не слишком проблематичным, поскольку Хаббард сложил с себя официальные обязанности руководителя своей Церкви ещё при жизни. Основателя стали почитать ещё до его кончины в 1986 году, и в каждой Церкви Саентологии по всему миру есть посвящённый ему кабинет. Как бы это ни произошло, подобный процесс в сравнительном религиоведении и феноменологии религии выделен как один из основных в формировании любой религии, старой или новой, которая считает, что имеет основателя.

Хотя церкви, миссии, иные центры и штаб-квартира Саентологии демонстрируют признаки эффективной социальной среды, в них неизменно имеются места для богослужения, святое место для еженедельных служений и семейных церемоний. Дух Основателя, который, согласно Писаниям Саентологии о выживании человека, присутствует даже после того, как «Л. Рон Хаббард покинул своё тело» в момент смерти в 1986 году, отражен во множестве его книг и фотографий.

Церковь Саентологии имеет свою собственную мифологию, касающуюся жизни и учения её Основателя. Она также имеет свой собственный годичный календарь знаменательных дат из жизни Основателя и истории Церкви.

Морская организация (Sea Org) — это особый орден, основанный в 1967 году, когда Хаббард решил оставить пост исполнительного директора Церкви и сосредоточиться на литературной деятельности на борту корабля. Люди, последовавшие тогда за ним первыми, стали ядром этой новой религии. Со временем эта группа стала легендарной моделью, которая считалась и почиталась как центральная группа самых преданных членов Церкви. Все члены Морской организации работают на благо своей религии полный рабочий день, находясь в штате Церквей более высокого уровня. Свидетельством их преданности является контракт с Морской организацией «на следующий миллиард лет».

Такой религиозный орден во многом напоминает круг учеников, собиравшихся вокруг основателей мировых религий, таких как Иисус или Мухаммед, или монашеский орден, собравшийся вокруг царевича Гаутамы, когда он стал Буддой. Это очень особое проявление религиозной мифологии и символизма. Как таковое, оно является одним из критериев, на основании которого мы приходим к заключению о том, что Саентология является новой религией.

Для членов религиозного ордена Церкви типично создание сообщества вроде большой семьи, посвящающей большую часть своего времени работе на Церковь и в Церкви, и в то же время заботящейся о повседневных и хозяйственных нуждах друг друга, и даже о детях друг друга. Такой уклад жизни настолько масштабен, что члены Морской организации обычно и партнеров для создания семьи находят среди своих коллег.

Большинство членов Церкви — это прихожане, которые проходят курсы, участвуют в одитинге и других мероприятиях Церкви Саентологии, но живут и работают вне Церкви. Они представляют все слои населения. Они живут согласно этическому кодексу и стандартам Саентологии, применяют принципы и методы Саентологии в своей жизни и учат своих детей жить и вести себя как саентологи. Саентологию часто называют «прикладной религиозной философией» и «эффективной технологией разума», которая, хоть и является частью новой мировой религии, при этом совместима с любой другой религиозной традицией.

Хотя теологически самой Церковью признается, что истины и применимость Саентологии совместимы с иными духовными и религиозными системами, верно также и то, что Хаббард рассматривал Саентологию как независимую религиозную традицию, предлагающую полноценное и исключительное средство спасения. Саентологи являются частью местной конгрегации и религиозного сообщества и в различной степени строят свою жизнь вокруг Саентологии как своей религии.

С точки зрения мифологии эта духовная связь в саентологическом учении выходит за обычные рамки человеческого существования. Вместо учения о реинкарнации, как, скажем, в индуизме и буддизме, Саентология разработала особую доктрину «прошлых жизней». Саентологи могут рассказывать о своих прошлых жизнях, например, во время одитинга, двигаясь к состояниям Клир и Оперирующий тэтан, к гармонии разума, достигаемой на последней стадии пути Саентологии к духовному просветлению. Всё это напоминает Просветление в буддизме.

Церковь Саентологии посвящает священников в духовный сан после того, как они прошли специальный курс подготовки священников. Подготовленные и рукоположенные священники, как мужчины, так и женщины, проводят церемонии в соответствии со справочниками церемоний. Важные священные действия охватывают как процедуры, связанные с проведением еженедельных воскресных служб, так и обряды инициации, связанные с ключевыми моментами в жизненном цикле человека. Церковь Саентологии в этом вопросе проявила тщательность, создав несколько видов церемоний наречения, венчания и похорон с типовыми проповедями, прочитанными Основателем.

Ещё одна важная организация, членство в которой доступно всем саентологам — это Международная ассоциация саентологов (МАС), основанная в 1984 году, которая финансирует общественные и гуманитарные программы Церкви, например, международную организацию «Молодежь за права человека», международный фонд «Дорога к счастью», «Прикладное образование», «Фонд за мир без наркотиков», «Криминон» и «Нарконон». Кроме того, массовое движение «Добровольные священники» мобилизует тысячи добровольцев для помощи людям после катастроф на местном, общенациональном и даже международном уровнях, как это было в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года и после землетрясений на Гаити и в Японии.

[divider text=”В начало”]

РОЛЬ САЕНТОЛОГИИ В МЕЖРЕЛИГИОЗНОМ ДИАЛОГЕ

Религии сегодня встречаются на городских улицах и в гетто, а не только в качестве части мирной идиллической картины; религии и мировоззрения сталкиваются там, где сталкиваются люди, в переходные периоды жизни и смерти, часто даже внутри семей. Это особенно относится к Церкви Саентологии, которая является современной, городской и ориентированной на семью религией.

Сегодня Церковь Саентологии очень активно участвует в межрелигиозном диалоге с представителями великих мировых религий, а также таких новых религий, как неоиндуистские и необуддийские движения. В рамках этих дискуссий обсуждаются не только религиозные проблемы, но и вопросы мира и войны, экологии и загрязнения окружающей среды, будущего семьи, роли женщин и т.п. Новые программы и задачи формируются на международном уровне. Кроме того, курс на межрелигиозный диалог и взаимопонимание соответствует этическим принципам, разработанным Основателем.

[divider text=”В начало”]

САЕНТОЛОГИЯ КАК НОВАЯ РЕЛИГИЯ

Памятуя об обсуждении перечисленных выше пяти категорий, теперь мы попробуем рассмотреть роль и место Церкви Саентологии в быстро расширяющейся группе движений, называемых «новыми религиями», обращая внимание в основном на учение, практики и организацию Церкви Саентологии. И вновь ключевой вопрос звучит так: является ли Саентология религией или нет? Настоящий доклад можно сравнить с исследованием Брайана Р. Уилсона, британского социолога религии, который изучал Саентологию на предмет следующих параметров, присутствующих в любой религии:

а. Верования, практики, взаимосвязи и организации, относящиеся к сверхъестественному, предельным интересам человека и т.п.,

б. Практики, представляющие собой послушание, почитание или богослужение,

в. Коллективный или групповой характер духовной жизни.

После тщательного изучения нескольких мировых религий Уилсон даёт подробное описание Саентологии как теологической системы и организации. Он делает важное заключительное заявление: «Религии со временем меняются» и «Религия как таковая изменяется».

Уилсон отмечает важный момент «изменения», делая упор на фактах, относительно которых мы разделяем его точку зрения: «новые религии» или «современные движения не будут удовлетворять по всем пунктам нашей (в целом классической) модели». В итоге Уилсон утверждает: «Саентология — это действительно религия, и её следует рассматривать как таковую».

[divider text=”В начало”]

Далее мы рассмотрим Саентологию с точки зрения пяти измерений религии.

А. Когнитивное измерение

Когнитивное измерение Саентологии подтверждается наличием уникального и чётко определенного представления о мире и вселенной, выраженного в её доктрине восьми динамик, которая делит бытие на восемь отдельных плоскостей, где на вершине находится царство духа и Бог. Вера саентологов в существование сверхъестественного заложена в их вере в истинное «я» как в дух — тэтан — и в бессмертие тэтана на протяжении огромного числа прошлых жизней, а также в их вере в мир духа и в Бога. Именно через призму этих сверхъестественных сил и Бога саентологи принимают решения в отношении своих судеб, потребностей и ценностей.

Саентологию определенно следует характеризовать как письменную или «книжную» религию. Её традиции передаются почти полностью через Кредо, тома с текстами писаний и лекции её Основателя.

Б. Измерение воздействия, или эмоциональное измерение

Измерение воздействия, или эмоциональное измерение Саентологии можно обнаружить в тесной связи между практиками Саентологии и сверхъестественным. Религиозный опыт в Саентологии обретается в одитинге и обучении, благодаря которым саентологи общаются со своей духовной реальностью. Это общение особо отмечается в одитинге, когда саентологический священник проводит тэтана через прошлые жизни для того, чтобы справиться с проявлениями духовных травм. Стараясь согласовать и привести в равновесие свои восемь динамик, саентологи вступают в общение с духовной плоскостью и с Богом. Саентологи считают себя и других духами (не телами), которые живут за пределами физического измерения. Они обычно имеют общую точку зрения и ощущают единство с другими существами и духовной вселенной.

В. Конативное или поведенческое измерение

Конативное или поведенческое измерение в Саентологической религии проявляется в её основных ритуалах — религиозных практиках одитинга и обучения — и в церемониях инициации, а именно, в брачных церемониях, похоронах и наречении. Доктрина Саентологии также призывает своих прихожан соблюдать высочайшие стандарты этичного поведения и предусматривает продвинутую систему правил поведения, которая служит им ориентиром. Эти правила можно найти в основных принципах «Системы этики и правосудия» Саентологии, а также в более специализированных кодексах, таких как Кодекс одитора, Кодекс супервайзера, Кодекс чести и Кодекс саентолога.

Г. Социальное измерение

Социальное измерение Саентологии отражено в сложной церковной архитектуре. Международная церковная иерархия Церкви Саентологии состоит из нескольких уровней и особых организаций, задача которых состоит в том, чтобы следить за соблюдением ортодоксальности и за деятельностью отдельных церквей. Существует Международная церковь Саентологии (МЦС), «Материнская Церковь» в иерархии церквей, которая следит за практикой и распространением религии по всему миру. Существует также Центр религиозной технологии, который непосредственно отвечает за чистоту Саентологического писания и ортодоксальную практику религии.

Отдельные церкви под руководством МЦС располагаются в иерархическом порядке, отражающем уровень оказываемых ими религиозных услуг. Есть, например, Обслуживающая организация Флаг Церкви Саентологии во Флориде, которая оказывает саентологические религиозные услуги самого высокого уровня, и различные «продвинутые организации» и «церкви размера Сент-Хилл», расположенные по всему миру, которые оказывают религиозные услуги промежуточного уровня. Ниже находятся местные саентологические церкви, саентологические миссии и независимые священники, проводящие службы более низкого и самого нижнего уровней. Каждый из этих уровней в свою очередь контролируется церковной организацией, подчиняющейся МЦС.

Д. Культурное измерение

Культурное измерение Саентологии богато и разнообразно. Хотя Саентология и новое движение, она обладает узнаваемой культурой, отличающейся множеством уникальных черт. Здесь есть собственная терминология (собранная в два отдельных словаря), включающая такие понятия, как «Тэтан», «Клир» и «Одитинг». Здесь есть собственный календарь знаменательных дат, таких как День рождения Л. Рона Хаббарда, День одитора и т.д., имеющих особое значение только для саентологов. Есть также особые места, имеющие большую религиозную значимость для саентологов, в которые члены Церкви совершают паломничества, например, дом Хаббарда в усадьбе Сент-Хилл в Англии, Обслуживающая организация Флаг Церкви Саентологии во Флориде.

Уклад жизни саентологов строго соответствует саентологическим Священным писаниям. Они применяют этические и нравственные принципы Саентологии в повседневных делах и во взаимоотношениях с другими людьми, а также в процессе воспитания детей. Многие саентологи записывают детей в школы, применяющие саентологические принципы, например, технологию обучения, разработанную Хаббардом. Саентологи всех возрастов не употребляют наркотики и очень активно выступают против их употребления.

Саентологи, наиболее преданные своей религии — члены Морской организации — живут в общине, заботятся о хозяйственных и повседневных нуждах друг друга, таких как питание, жилье, медицинская помощь. Они носят униформу, живут согласно особым обычаям и посвящают почти всё своё рабочее время служению своей религии. Церковь Саентологии со всеми своими функциями очевидно является «образом жизни» для людей, состоящих на службе в её религиозном ордене.

[divider text=”В начало”]

ВЫВОДЫ

Настоящее исследование показало, что в современном мире, где находится место для множества новых религий, требуется более открытый взгляд на религию во всём её многообразии, а не узкие определения, основанные на толкованиях латинского понятия religio, которые до сих пор зачастую повторяют некоторые правительственные чиновники. В категорию религии необходимо включить пять параметров: 1. когнитивный, 2. эмоциональный, 3. поведенческий, 4. социальный, 5. культурный факторы, описанные выше сначала в целом, а затем на конкретном примере Саентологии.

По нашему мнению, существует много причин, по которым Саентологию можно считать новой религией. Особенно вписывается в такую категоризацию тот факт, что это современная, возникшая на Западе религия, соответствующая именно западному значению слова «религия». Она являет собой прямое проявление того типа новой «религиозности», который возник в западном мире, где для передачи своего послания людям используются современные средства социально-культурных сетей.

В своих амбициозных усилиях использовать преимущества своих развитых сетей Саентология стала одной из самых «современных» и «обсуждаемых» религий нашей эры.

Для многих так называемых новых религий характерно то, что их назвали «религиями» специалисты, а не те, кто их практикует. Вместо соблюдения формальностей, связанных с организацией, некоторые новые религиозные движения предпочитают существовать в форме неорганизованных групп. Например, очень многие новоиндуистские группы йоги и медитации не имеют организации и терпеть не могут, когда их считают «религиозными». В дальнейшем при необходимости некоторые из них все же проходят «регистрацию», иногда даже как «научные» общества, в соответствии с федеральным или национальным законодательством, регулирующим создание «религиозных» обществ и других организаций в соответствующих странах.

С момента своего основания в 1954 году Церковь Саентологии стала одной из немногих новых религий, называющих свои организации религиозными, и активно добивается их признания в качестве таковых. Саентология была признана церковью и религией многими официальными организациями в разных обществах по всему миру, включая такие удаленные друг от друга страны, как США, Австралия, Южная Африка, Швеция, Новая Зеландия, Испания, Португалия, Аргентина, Австрия, Хорватия, Тайвань, Никарагуа, Венесуэла, Филиппины и Словения.

Доктрина Церкви и сама Церковь Саентологии неразрывно связаны с тем, что они основаны на видении современного американца, который родился в XX веке и предпочитал писать книги и читать публичные лекции, а не проповедовать своё послание. Религиозная концепция не была проявлена в первых текстах и идеях Л. Рона Хаббарда, которым он старался придать экспериментальный и психолого-философский характер. Таким образом, Дианетика стала Саентологией, только когда Хаббард в своих дальнейших исследованиях открыл её духовное измерение и духовные связи с древними мировыми религиями.

Истоки учения Саентологии обнаруживаются в различных религиозных и философских традициях. Послание новой «книжной религии», разработанное и провозглашенное её Основателем, точно записано и сохранено в антологии священных писаний. В целом эти писания открывают источник религиозного опыта, ритуальных и других действий, раскрывают социальную структуру Церкви и содержат образцы её культуры.

Многогранная социальная организация Церкви Саентологии со всеми её сетями и культурной инфраструктурой является важным свидетельством её природы как сообщества, которое легко можно охарактеризовать как «религиозную» группу. Связанная с морем мифология её религиозного ордена, Морской организации, ложится в основу социальной структуры для тех, кто решил полностью и навечно посвятить свою жизнь достижению целей Церкви.

На основе нашего совместного исследования Церкви Саентологии и её членов по всему миру, особенно в Скандинавии, мы пришли к заключению, что Церковь предлагает этим людям стандарты для формирования уклада жизни, а также опыт, который является религиозным согласно критериям, выделенным и описанным выше. Далее, мы признаем и подтверждаем религиозную природу самой религии Саентологии, которая существует в форме независимого вероисповедания.

Однако, вне зависимости от научной оценки религиозного статуса Саентологии, истинный критерий того, является ли новая религия действительно религией, состоит в следующем: считают ли её религией её последователи. И здесь Саентология даёт утвердительный ответ. Это сам по себе научный критерий. Покойный шведский теолог доктор Кристер Стендаль сформулировал принципиальное правило понимания религии: «В попытке понять другую религию спрашивайте её последователей, а не врагов».

[divider text=”В начало”]

О МАТЕРИАЛАХ НА ТЕМУ САЕНТОЛОГИИ

Обзор быстро растущего объёма литературы о Церкви Саентологии позволяет разделить эти публикации на четыре основных категории:

1. Тексты, записи лекций и фильмы Л. Рона Хаббарда, которые являются саентологическим писанием.

2. Кроме большого объёма писаний Л. Рона Хаббарда о природе человека и о том, как привести его к спасению, сама Церковь выпустила и опубликовала внушительный объём текстов, аудио- и видеозаписей о своей истории и текущей деятельности; эти внутренние издания прежде всего основаны на канонических текстах Церкви и её внутренней истории.

3. Некоторые публикации всё ещё обусловлены тем, что Церковь Саентологии находится в фокусе критических дискуссий в СМИ в разных странах мира с самого её основания в 1954 году; эти тексты, написанные лицами, не принадлежащими к Церкви, в том числе критиками и бывшими членами Церкви (вероотступниками), часто весьма спорны и отличаются оценочным подходом.

4. В последние годы растёт число нейтральных публикаций религиозно-социологической направленности о Церкви Саентологии. Это вызвано мнением, которое сегодня разделяют многие учёные, о том, что Саентология является религией. Характерно, что Церковь Саентологии признана «новой религией» в большинстве недавно увидевших свет справочников, опубликованных такими социологами религии, как Баркер, Беднаровски, ДеЧант и Йоргенсен, Холм, Льюис, Мелтон, Уилсон, Уоллис и т.п. Подборка академических исследований Саентологии приведена ниже.

Большинство исследований Саентологии основано на литературе. Однако история Саентологии так коротка, что важную новую информацию можно получить в ходе полевых исследований, например, в интервью, в том числе с прихожанами, а также из наблюдений за ними. Поэтому перед теми, кто пробует рассмотреть Церковь Саентологии с научной точки зрения, стоит методологическая проблема, а именно, количество и качество немногих имеющихся источников. Иными словами, о Церкви Саентологии мало написано в авторитетных академических независимых источниках. Большая часть литературы, как указано выше, подпадает под одну из следующих категорий: материалы, опубликованные самой Церковью Саентологии, журналистика, антикультистская литература, бывшие члены Церкви (вероотступники) и, наконец, научные работники.

Кроме изучения саентологических писаний, нам удалось повидать и проинтервьюировать штатных сотрудников европейской, датской и финской штаб-квартир Церкви в Копенгагене и Хельсинки, а также в десятках локаций в США, включая штаб-квартиру Церкви в Лос-Анджелесе и Флориде. Мы также наблюдали за реальной деятельностью Церкви. В ходе написания данного доклада нам любезно предоставили различные документы, справочники, опубликованные и никогда не печатавшиеся доклады, связанные с прошлым и настоящим Церкви Саентологии и её развитием в различных странах.

Юха Пентикяйнен

Марья Пентикяйнен

Хельсинки, Финляндия

март 2013 г.

Bainbridge, William Sims and Rodney Stark. “Scientology: To Be Perfectly Clear.” In Sociological Analysis (41:2), 1980.

Bednarowski, Mary Farrell. New Religions and the Theological Imagination in America. Bloomington and Indianapolis: Indiana University Press, 1989.

Berglie, Per-Arne. “Scientology: A Comparison with Religions of the East and West.” In Freedom Publishing, 1996.

Cowan, Douglas and David Bromley. Cults and New Religions: A Brief History. Malden, MA: Blackwell Publishing, 2008.

DeChant, Dell and Danny L. Jorgensen. “The Church of Scientology: A Very New American Religion.” In World Religions in America, ed. Jacob Neusner. Fourth Edition. Louisville, KY: Westminster: John Knox Press, 2009.

Flinn, Frank. “Scientology as Technological Buddhism.” In James R. Lewis, editor, Scientology (New York: Oxford University Press, 2009).

Kieffer, John Albert. “Finding Confucianism in Scientology: A Comparative Analysis.” M.A. thesis, University’ of South Florida, 2009.

Melton, J. Gordon. The Church of Scientology. Studies in Contemporary Religion Series (Volume 1). Salt Lake City: Signature Books, 2000.

“A Contemporary Ordered Religious Community: the Sea Organization.” Paper presented at the CESNUR 2001 international conference. London, 2001. http://www.cesnur.org/2001/london2001/melton.htm

Pentikäinen, Juha, Jurgen F.K. Redhardt, and Michael York. “The Church of Scientology’s Rehabilitation Project Force.” Center for Studies on New Religions (CESNUR), 2002. http://www.cesnur.org/2002/scient_rpf_01.htm

Wallis, Roy. “The Sectarianism of Scientology.” In A Sociological Yearbook of Religion in Britain (London: SCM Press), 1973.

“Societal Reaction to Scientology: A Study in the Sociology of Deviant Religion.” In Sectarianism. New York: Halsted Press, 1975.

The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology. New York: Columbia University Press, 1976/1977.

Whitehead, Harriet. What Does Scientology Auditing Do? Ph.D. dissertation. University of Chicago, 1975.

Renunciation and Reformulation: A Study of Conversion in an American Sect. Ithaca: Cornell University Press, 1987.

Некоторые саентологические писания

Хаббард, Л. Рон. Дианетика: современная наука о разуме (Hubbard, L. Ron. Dianetics: The Modern Science of Mental Health. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Дианетика: эволюция науки (Dianetics: Evolution of a Science. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Дианетика: первоначальные тезисы (Dianetics: The Original Thesis. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Детская Дианетика: дианетический процессинг для детей (Child Dianetics: Dianetic Processing for Children. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 1982)

Самоанализ (Self Analysis. Los Angeles: Publications Organization, 1968)

Продвинутые процедуры и аксиомы (Advanced Procedures and Axioms. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Введение в саентологическую этику (Introduction to Scientology Ethics. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Гимн Азии (Hymn of Asia. Los Angeles: Church of Scientology Publications Organization, 1974)

Всё о радиации (All About Radiation. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Настольная книга для преклиров (Handbook for Preclears. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Проблемы работы: Саентология для рабочих будней (The Problems of Work: Scientology Applied to the Workaday World. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 2007)

Саентология: основы жизни (Scientology: The Fundamentals of Thought. Commerce, CA: Bridge Publications, Inc., 2007)

Создание человеческих способностей: настольная книга саентолога (The Creation of Human Ability: A Handbook of Scientologists. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 2007)

Саентология: история человека (Scientology: A History of Man. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 2007)

Церемонии Учредительной Церкви Саентологии (Ceremonies of the Founding Church of Scientology. Los Angeles: The American Saint Hill Organization, 1971)

Саентология: новый взгляд на жизнь (Scientology: A New Slant on Life. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 2007)

Дианетика 55!: Исчерпывающее руководство по общению (Dianetics 55!: A Guide to Effective Communication. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 2007)

Дианетика сегодня (Dianetics Today. Los Angeles: Church of Scientology Publications Organization, 1975)

Саентология 0-8: книга основ (Scientology 0-8: The Book of Basics. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Саентология 8-80 (Scientology 8-80. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Саентология 8-8008 (Scientology 8-8008. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Дорога к счастью: руководство по улучшению жизни, основанное на здравом смысле (The Way to Happiness: A Common Sense Guide to Better Living. Glendale, CA: The Way to Happiness Foundation International, 2007)

Курс руководителя организации (The Organizational Executive Course. Vols. 1-7. Los Angeles: Bridge Publications, 1991)

Оригинальные исполнительные директивы ЛРХ (The Original LRH Executive Directives. Series 1-3. Los Angeles: Bridge Publications, 1983)

Введение в Саентологию (Introduction to Scientology. DVD Presentation. L. Ron Hubbard Library: Golden Era Productions, 2006)

Технические бюллетени по Дианетике и Саентологии (Technical Bulletins of Dianetics and Scientology. Volumes 1-16. Los Angeles: Bridge Publications, 1991)

Жили ли вы до этой жизни? (Have You Lived Before This Life? Los Angeles: Bridge Publications, 1994)

Миссия во времени (Mission Into Time. Los Angeles: American Saint Hill Organization, 1973)

Чистое тело, ясный ум: эффективная программа очищения (Clear Body, Clear Mind: The Effective Purification Program. Los Angeles: Bridge Publications, 2002)

Состояние человека. Лекции конгресса (State of Man Congress Lectures. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Лекции филадельфийского докторского курса (The Philadelphia Doctorate Course Lectures. Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Основы. Конгрессы и серии лекций продвинутых практических курсов (“Basics.” Congresses, and Advanced Clinical Course Lectures Series (Introductory and Auditor Lectures from 1950 to 1965). Los Angeles: Bridge Publications, 2007)

Саентология: настольная книга. Практическое руководство для построения лучшего мира (The Scientology Handbook: A Practical Guide to Building a Better World. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 2001)

Саентология: теология и практика совремённой религии (Scientology: Theology and Practice of a Contemporary Religion. Los Angeles: Bridge Publications, Inc., 1998)

Л. Рон Хаббард (L. Ron Hubbard. DVD Presentation. L. Ron Hubbard Library: Golden Era Productions, 2011)

Журналы серии «Рон» (The Ron Magazines. Nine-part biographical series. Los Angeles: Bridge Publications, 1997)

Серия «Л. Рон Хаббард». Биографическая серия в шестнадцати томах (The L. Ron Hubbard Series. Sixteen-volume biographical series. Los Angeles: Bridge Publications, 2012)

Л. Рон Хаббард. Страницы жизни (L. Ron Hubbard: A Profile. Los Angeles: Bridge Publications, 2012.

http://www.scientology.org/: официальный сайт Церкви Саентологии

Периодические издания Церкви Саентологии, в том числе Celebrity, Impact, Advance и Ability.

Поделиться

Похожие записи