Экспертиза Тихонравова Ю.В. по Саентологической Церкви Москвы
Меню Закрыть

Экспертиза Тихонравова Ю.В. по Саентологической Церкви Москвы

Религиовед отвечает на вопрос «Соответствует ли вероучение Саентологической Церкви Москвы признакам религии (вероисповедания)?», сравнивая саентологию с православием, иудаизмом и буддизмом.

Религиоведческое исследование
характера вероучения и деятельности
Саентологической Церкви Москвы

Введение

1. Данные об исследователе

Дата и место проведения религиоведческого исследования:

Исследование проведено в период с 30 августа по 14 сентября 2014 года в городе Москве.

Основания для проведения религиоведческого исследования:

Запрос от 25 августа 2014 года о проведении религиоведческого исследования от адвоката Юрия Львовича Ершова (адвокатское удостоверение №12120, выдано Главным управлением юстиции Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве 8 августа 2012 года).

Фамилия, имя, отчество эксперта:

Тихонравов Юрий Владимирович.

Стаж работы исследователя по специальности «религиоведение»:

С 1993 года , то есть 21 год.

Квалификация исследователя в качестве специалиста по специальности «религиоведение»

Кандидат философских наук, диссертация защищена 14 марта 1999 года по специальности 09.00.13. — религиоведение, философская антропология, философия культуры. Автор следующих публикаций по научно-религиоведческой тематике:

Религии мира: учебно-справочное пособие (М., Вестник, 333 с.), 1996;

Основы философии права, главы «Право и религия» (М.: Вестник, 604 с.), 1997;

Судебное религиоведение. (М.: ЗАО «Бизнес-школа» Интел-Синтез», 266 с.), 1998; глава «Философии религии» в книге «Философия.

Учебное пособие»; подраздел «Предпринимательство и религия» в книге «Основы предпринимательства»;

Философия правозащиты // Русский адвокат. М., 1998. №5(15). С.4-62;

диссертация «Влияние религии на делинквентность как междисциплинарная проблема: методологический анализ», 1999,

Лауреат конкурса молодых учёных на лучшую научную работу в области государственно-церковных отношений, религиоведения и свободы совести;

О методике религиоведческой экспертизы // Религия и право. М., 1999. №2. С.24-26;

Terror retributionis contra terror corruptionis (Религия и общественная безопасность) // Проблемы исторического и теоретического религиоведения. Материалы совместной научной конференции Философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова и НОУ ВПО «Институт философии, теологии и истории святого Фомы» 10-11 апреля 2009 г. М.;

Верю — не верю: Чей Бог богаче? Экспертный комментарий для обозрения K2kapital (сетевой ресурс: http://www.k2kapital.com/weekly/report/26883), 2010;

чтение курса «Религия и преступление» в Российской академии государственной службы при Президенте РФ;

К вопросу о методике религиоведческой экспертизы (сетевой ресурс: www.russian-lawyers.ru/religion.shtml).

Опыт исследования Церкви Саентологии:

Экспертное религиоведческое заключение о вероучении и религиозной практике Церкви Саентологии. Выполнено по заказу правоохранительной инстанции, пожелавшей остаться анонимной. 1999 г.

2. Методология исследования

Вопрос, поставленный перед исследованием:

Соответствует ли вероучение Саентологической Церкви Москвы признакам религии (вероисповедания)?

Использованные саентологические материалы

БОХС от 21 июня 1960 «Религиозная философия и религиозная практика».

Глосарий по Дианетике и Саентологии. В 3-х томах. L. Ron Hubbard Library, 2012.

Выдержки из внутренней Директивы по саентологической оргполитике от 26 августа 1982 ПА-13, пересмотренной 8 января 1997 «Понимание товарных знаков и правил использования и защиты знаков «Саентология» и «Дианетика» (Для России)».

ИП ОХС от 4 июля 1959 «Действия секретарей ОХС, столкнувшихся с незаконным использованием товарных знаков, авторских прав и материалов Дианетики и Саентологии».

ИП ОХС от 29 октября 1962 «Религия».

ИП ОХС от 7 февраля 1965 «Сохранение действенности Саентологии».

ИП ОХС от 14 февраля 1965 «На страже технологии».

ИП ОХС от 29 декабря 1966 «Исторические корни этики».

ИП ОХС от 12 февраля 1969 «Религия».

ИП ОХС от 18 февраля 1972 «Верхний треугольник».

ИП ОХС от 20 сентября 1981П «Новые дефиниции слов «Дианетика» и «Саентология».

ИП ОХС от 29 сентября 1982 «Представление Дианетики и Саентологии в ложном свете».

ИП ОХС от 21 февраля 1991 «Влияние религии в обществе». Информационное письмо ОХС от 16 января 1963 «Наша роль в мире». Ответ Саентологической Церкви Москвы (исходящий №24 от 15 марта 2013 года) на запрос о предоставлении информации от 6 марта 2013 года №3-20/7702 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Ответ Саентологической Церкви Москвы (исходящий №40 от 11 апреля 2013 года) на запрос о предоставлении информации от 4 апреля 2013 года №3-20/11184 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Приложение к ИП ОХС от 29 декабря 1966 «Исторические корни этики» Глоссарий палийских слов.

Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999.

Саентология. Религиозное признание в Европе и других частях света. М.: Саентологическая Церковь Москвы, 2010.

Теология и практика современной религии: Саентология. Справочная работа, представленная Международной Церковью Саентологии. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1998.

Устав Саентологической Церкви Москвы (принят на Учредительном собрании 29 декабря 1993 года, зарегистрирован Управлением юстиции г. Москвы 25 января 1994 года, регистрационный №438.

Устав местной религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы» (утверждён на учредительном собрании 29 декабря 1993 года, зарегистрирован Управлением юстиции г. Москвы 25 января 1994 года, регистрационный №438, изменения и дополнения утверждены Общим собранием 10 ноября 2008 года, протокол №16, документ подписан Президентом Местной религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы» А.Ю. Лычкиным), действующая редакция.

Хаббард Л.Р. Введение в саентологическую этику. Тверь: Hubbard Library, 1999.

Хаббард Л.Р. Дианетика: современная наука о разуме. Копенгаген: New Era Publications International ApS, 2007.

Хаббард Л.Р. Курс кейс-супервайзера рандауна «Очищение». М.: Нью Эра, 1999.

Хаббард Л.Р. Проблемы работы. Саентология для рабочих будней. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007.

Хаббард Л.Р. Продвинутая процедура и аксиомы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007.

Хаббард Л.Р. Саентология 0-8: книга основ. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007.

Хаббард Л.Р. Саентология: История человека. Перечень и описание ключевых инцидентов, которые можно обнаружить у человека. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007.

Хаббард Л.Р. Саентология: Первая веха. Главный указатель: лекции, материалы для справки, глоссарий и предметный указатель. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2007.

Хаббард Л.Р. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3-10 марта 1952 г.). Тексты лекций 1-11. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2004.

Хаббард Л.Р. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3-10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12-22. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2004. С.375-750.

Хаббард Л.Р. Страницы жизни: составлено друзьями Рона. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1995.

Хаббард Л.Р. Техника 88. Инциденты на траке до прибытия на Землю. Главный указатель: лекции, материалы для справки, глоссарий и предметный указатель. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2007.

Хаббард Л.Р. Техника 88. Инциденты на траке до прибытия на Землю. Тексты лекций по технике 88 (Финикс, Аризона, июнь 1952 года), глоссарий и предметный указатель. Лекции 1-9. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2005.

Хаббард Л.Р. Техника 88. Инциденты на траке до прибытия на Землю. Тексты лекций по технике 88 (Финикс, Аризона, июнь 1952 года), глоссарий и предметный указатель. Лекции 10-17. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2005.

Хаббард Л.Р. Филадельфийский докторский курс. В 4-х томах. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2005. Том 3. Лекция «Игры и цели».

Хаббард Л.Р. Чистое тело — ясный ум. Эффективная программа очищения. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2006.

Ability. Журнал Дианетики и Саентологии, основной выпуск 1, 1955, середина марта «Руководство для саентолога по распространению материалов».

Hubbard L.R. Have you lived before this life. Copenhagen: Scientology Publications Organization, 1978.

Hubbard L.R. Hymn of Asia. L.A.: Bridge Publications, 1982.

Professional Auditor’s Bulletin No.32, August 7, 1954.

Использованные для сравнительного анализа материалы по христианству, иудаизму, буддизму

Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Заветов.

Сутты Палийского Канона.

Талмуд, Мишна и Тосефта. Пер. Н.А.Перферковича. Т.1-7. СПб., 1899-1906.

Геше Барри Керзин: Буддизм — это наука о позитивных эмоциях // Новые исследования Тувы. 16 сентября 2012.

Геше Тинлей: «Буддизм — это наука об уме» // Тувинская правда. 05.06.2012. N58.

Григорий Богослов. Собрание творений. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Издание Спасо¬

Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Т.1-2. М., 1993.

Ириней Лионский. Творения / Пер. П.Преображенского. [СПб., 1900], Н.Сагарды [СПб., 1907]. (Серия «Библиотека отцов и учителей Церкви». II); М., Благовест, 1996.

Ким Николай, священник. Рай и человек. Наследие преподобного Никиты Стифата. СПб.: Алетейя, 2003.

Киприан (Керн), архимандрит. Евхаристия. М.: Храм св. Космы и Дамиана, 2006.

Климент Александрийский. Строматы. / Подг. текста, пер., пред. и комм. Е. В. Афонасина. В 3 т. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2003.

Св. Иустин — Философ и Мученик: Творения / пред. А.И.Сидорова. М., Благовест, 1995.

Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться. М.: Русский паломник, 2009.

Aghiorgoussis, Maximos. The challenge of metaphysical experiences outside Orthodoxy and the Orthodox response // Greek Orthodox Theological Review (Brookline). Spring 1999. 44 (1-4).

Aziz M. (Fr.) Orthodoxy and Othopraxis. 2012.

Dalai Lama: A Policy of Kindness. New Dehli: Motilal Banarsidass Publ., 2002.

Goenka S.N. Meditation Now: Inner Peace Through Inner Wisdom. Onalaska: Pariyatti Publishing, 2002.

Heschel von Neukirchener A.J. Wer ist der Mensch. 1984.

Kamenetz R. The Jew in the Lotus: A Poet’s Re-Discovery of Jewish Identity in Buddhist India. N.Y.: HarperOne, 1995.

Kushner H.S. To Life: A Celebration of Jewish Being and Thinking. N.Y.: Grand Central Publishing, 1994.

Patrologiae Cursus Completus, Series Graeca. Migne J.P. 1857-1866.

Rabbi Moshe Ben-Chaim. God’s Chosen People // Mesora (http://www.mesora.org/AbrahamicReligion.html).

Romanides J. (Fr.) Patristic Theology. Thessaloniki, 2004.

Segal A., Dunne Jr. F. The Handbook to Jewish Spiritual Renewal: A Path of Transformation for the Modern Jew. 2009.

Steinberg M. Basic Judaism. New York: Harcourt, Brace, 1947.

The Dalai Lama: A Policy of Kindness. N.Y.: Snow Lion Publications, 1990.

Религиоведческая литература

Арсений (Соколов), игумен. Библейская поэзия: чтение и понимание // Портал Богослов.ш, 2010 (http://www.bogoslov.ru/text/1130414.html).

Боума Г.Д. Экспертное заключение: «Является ли саентологический рандаун «Очищение» религиозным ритуалом. 2002.

Богословский М.М. Саентологическая религия // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 7. Сборник статей. СПб.: Российское объединение исследователей религии, 2009. С.65-81.

Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994.

Гордиенко Н.С. Религиоведческая характеристика Саентологической церкви (церкви Саентологии) // Саентологическая религия. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 7. Сборник статей. СПб: Российское объединение исследователей религии, 2009. С.33-34.

Иваненко С.И. Религиоведческое исследование характера вероучения и деятельности Саентологической Церкви Москвы. М., 2014.

История религии. В 2-х тт. Учебник / В.В. Винокуров, А.П. Забияко, З.Г. Лапина и др.; Под общей ред. И.Н.Яблокова. М.: Высшая школа, 2002.

Мэтью Чаррет Р. Экспертное заключение: «Сравнительное изучение рандауна «Очищение». 2002.

Пентикяйнен Ю., Пентикяйнен М. Пять измерений религии: на примере Саентологии. Хельсинки, 2013.

Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1887.

Поэзия и проза Древнего Востока. Библиотека всемирной литературы. Т.1. М., 1973.

Суттнер Э.Х. Мнение древней Церкви о присутствии спасительной силы в греческой языческой философии и в персидской религии // Православная Община. М., 1997. №37. С.62-71.

Торчинов Е.А. Введение в буддологию: курс лекций. СПб.: Санкт- Петербургское философское общество, 2000.

Уилсон Б. Саентология: Анализ и сравнение её религиозных систем и доктрин. 1992.

Флинн Ф. Заявление в отношении некоторых заблуждений относительно церкви Саентологии. 1985.

Экспертное заключение от 22 июля 2013 года №35338 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Элиаде М. Трактат по истории религий. В 2-х томах / Пер. с фр. А.А.Васильева. СПб.: Алетейя, 2000.

Alternatives to American Mainline Churches. Ed. J.H.Fichter. New York: Rose of Sharon, 1983.

Azria R., Hervieu-Léger D. (dir.) Dictionnaire des faits religieux. Paris: PUF, Quadrige Dicos poche, 2010.

Critical Terms for Religious Studies / Ed. Mark C. Taylor. Chicago: Unversity of Chicago Press, 1998.

Defining Religion: Investigating the Boundaries between the Sacred and the Secular. Oxford: Elsevier Science Ltd, 2004.

Dibelius M. Geschichte der urchristlichen Literatur. 2 Bde. B.; Lpz., 1926.

Dodd C.H. New Testament Studies. Manchester: Manchester University Press, 1953.

Dubuisson D. L’Occident et la religion. Mythes, science et idéologie. Bruxelles: Éditions Complexe, 1998.

Filoramo G. Che cos’è la religione. Temi metodi problemi. Torino: Einaudi, 2004.

Fitzgerald T. The Ideology of Religious Studies. New York: Oxford University Press US, 2003.

Harnack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Freiburg: Akademische Verlagsbuchhandlung von J.C.B.Mohr, 1888.

Idinopulos T.A., Wilson B.C. What is Religion? Origins, Definitions and Explanations, Brill, Leiden 1998.

Kent S. Scientology’s Relationship With Eastern Religious Traditions // Journal of Contemporary Religion. 1991. Vol.11, No.1.

Kolakowski L. Esli Boga nie ma… O Bogu, Diable, Grzechu i innych zmartwieniach tak zwanej filozofii religii / Tlum. Tadeusz Baszniak, Maciej Panufnik. Londyn: Aneks, 1988.

Lambert Y. La Tour de Babel des définitions de la religion // Social Compass. 1991. Vol. 38, N1. P.73-85.

Landes D. The Wealth and Poverty of Nations: Why Some are So Rich and Some So Poor. New York: W.W.Norton, 1998.

Many Mansions? Multiple Religious Belonging and Christian Identity. Edited by Catherine Cornille. Maryknoll, NY: Orbis Books, 2002.

Maximos Aghiorgoussis .

Melton G. The Church of Scientology. Studies in Contemporary Religions. Torino: Elle, Di, Ci, Leumann, 2000.

Religious Studies: A Global View. Edited by Gregory Alles. London, Routledge, 2010, 356 pp.

Streitfall „Religion». Diskussionen zur Bestimmung und Abgrenzung des Religionsbegriffs / Feil E. (Hrsg.). Münster: Lit, 2000. (Studien zur systemarischen Theologie und Ethic; 21)

Chenyang Li. How Can One Be A Taoist-Buddhist Confucian? A Chinese Illustration of Multuple Religious Participation // International Review of Chinese Religion & Philosophy. Vol.1, March 1996. P.29-66.

Urban H.B. The Church of Scientology: A History of a New Religion, Princeton University Press, Princeton 2011 — 268 p.

Wallis R. The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology. London: Heinemann, 1976.

Понятие религии

В науках о религии существует более 250 определений этого предмета . Большинство определений вызывают споры, и некоторые учёные отрицают саму возможность дать всеобщее определение религии .

Тем не менее законодатель выделяет религию как особое явление и придаёт религиозным организациям особый статус. Это делается по двум побуждениям: во-первых, в обществе сохраняется надежда на религию как на форму подкрепления нравственного поведения ; во-вторых, общество в то же время опасается религии. Общество и государство хотят знать, когда они имеют дело с религией и чего от неё ждать. Для объявления себя религией нужна смелость, это своего рода вызов. Многие религии прячутся, выдавая себя за нечто другое. А это неприемлемо для общества и государства. Таким образом, законодательство о религиях существует не только и не столько для того, чтобы дать кому-то какие-либо льготы, а прежде всего для того, чтобы религия не скрылась от общественного и государственного внимания. Попытки скрыть религию, выдать её за нечто другое, следует счесть более опасными для общества и государства, чем попытки выдать какие-то другие явления и виды деятельности за религию.

Итак, нам небходимо знать, относится ли то или иное явление к религии, является ли та или иная организация религиозной. В данном случае речь идёт о саентологии и Саентологической Церкви Москвы. Для ответа на этот вопрос необходимо однозначное и всеми признанное определение. Но его нет. Его нет ни среди учёных, ни в законе. Статья 6 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в редакции от 02.07.2013 содержит признаки, которые сами нуждаются в определении:

признак «вероисповедание» в научной литературе чаще всего используется синоним слова «религия»; если же использовать его как синоним слова «вероучение», то нет способов отличить религиозное вероучение от нерелигиозного (например, от светского гуманистического);

признак «богослужения, другие религиозные обряды и церемонии» содержит круг в определении, так как определяет религию через религиозное, и не даёт отснований отличить от религиозных нерелигиозные обряды и церемонии (например, гражданские);

признак «обучение религии и религиозное воспитание» содержит тот же изъян, что предыдущий — нам вначале надо определить, что такое религия, чтобы потом понять, чем отличается обучение религии от обучения чему-то другому.

Тем не менее, несмотря на все эти трудности, закон даёт основание для отличения религии, выделения её среди других явлений. В его преамбуле (абз.5) указано, что законодатель уважает «христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии». Таким образом говорится, что по крайней мере эти четыре явления точно есть религии. Следовательно, мы можем исходить из аналогии: если у саентологии есть признаки, присущие этим явлениям, значит она может быть отнесена к их классу; если же нет, то нет.

Сравнительный метод

Учитывая вышесказанное, данное исследование будет основываться на сравнении саентологии с теми явлениями, которые законодатель однозначно признал религиями. Из четырёх названных религий мы возьмём три — христианство, иудаизм и буддизм. Христианство — мировая авраамистическая религия, иудаизм — национальная авраамистическая религия, буддизм — мировая не-авраамистическая религия. Эти три религии обладают достаточным разнообразием признаков, поэтому привлекать к сравнительному анализу ислам — ещё одну мировую авраамистическую религию — нет необходимости.

В качестве базового для анализа направления христианства мы возьмём православное христианство как оно представлено в учении Русской Православной Церкви. Для иудаизма и буддизма мы будем пользоваться широким кругом источников, принадлежащих к разным направлениям.

Сравнительное религиоведение является фундаментальным разделом наук о религии. Он применяется в отношении интересующих исследователя признаков, которые обнаруживаются у одного явления (религии) и ищутся в других. В данном случае целесообразно взять те признаки саентологии, которые способы вызвать сомнения в её относимости к классу религий, то есть к одному классу с христианством, иудаизмом и буддизмом. Учитывая дискуссии, развернувшиеся в науке, публицистике, а также в органах государственной власти вокруг саентологии, среди таковых признаков можно выделить следующие:

1) отражение вероучения в названии организации;
2) наличие кредо, то есть краткого изложения вероучения;
3) наличие писания, то есть развёрнутого изложения вероучения;
4) отождествление вероучения с философией;
5) отождествление писания с художественной литературой;
6) отождествление вероучения с наукой;
7) отождествление деятельности организации с коммерческой деятельностью и её символов с товарными знаками;
8) возможность сочетать исповедание и практику учения с одновременным исповеданием и практикой других учений.

Если по какому-либо из указанных пунктов саентология совпадает хотя бы с одним из взятых для сравнительного анализа учений, то есть либо с христианством, либо с иудаизмом, либо с буддизмом, то этот пункт не может служить основанием для исключения саентологии из класса религий, но, напротив, является свидетельством её принадлежности к таковому.

Помимо этого, в качестве девятого пункта, мы рассмотрим те признаки вероучения и практики, могущие быть как заимствованиями, так и независимыми параллелями, которые общи для саентологии и христианства, иудаизма, буддизма. Это позволит нам лишний раз проверить сделанные выводы и дополнит список пунктов сравнения.

План исследования

  1. Вероучение саентологии
    1.1. Название
    1.2. Кредо
    1.3. Писание
  2. Отождествление саентологии с различными явлениями и видами деятельности
    2.1. Саентология и философия
    2.2. Саентология и художественная литература
    2.3. Саентология и наука
    2.4. Саентология и коммерческая деятельность
  3. Отношения саентологии с различными религиями
    3.1. Заимствования и параллели в области вероучения и обрядов
    3.2. Допустимость одновременного исповедани
  4. Вывод

Содержание и результаты исследования

1. Вероучение саентологии

1.1. Название

Вероисповедание Саентологической Церкви Москвы — саентология, оно прямо отражено в названии организации.

В названии крупнейшей христианской организации России, Русской Православной Церкви, её вероисповедание прямо не отражено. Вероисповедание Русской православной церкви — православное христианство. Между тем, христианство вообще не упомянуто ни в одном из её названий: ни «Русская Православная Церковь», ни «Московский Патриархат» его не содержат. Слово «православная» значит ортодоксальная, правоверная, та, что правильно славит (в данном случае Бога). В этом смысле оно применимо к любому вероисповеданию. Например: «Да разве такие слова, как православный иудей, католик, служат выражением каких-нибудь исключительных личных достоинств, заслуг?» .

Из двух крупнейших иудейских организаций России ни одно не содержит в своём названии упоминание иудаизма. Федерация еврейских общин в России (ФЕОР) и Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений в Росии (КЕРООР) ограничиваются упоминанием евреев как этноса. Однако, хотя иудаизм является этнической религией евреев, далеко не все евреи являются иудеями. Есть, в частности, множество евреев- христиан и евреев-атеистов. Те и другие категорически отвергают иудаизм, не считают себя иудеями, а евреи-христиане не считаются иудеями со стороны раввинов, иудейских религиозных лидеров.

В названии крупнейшей буддийской организации России — Буддийской традиционной Сангхи России (БТСР) — буддизм упомянут. Однако в нём не раскрыто направление буддизма, которое исповедуется членами данной организации. Дело в том, что различные направления буддизма зачастую отрицают друг друга, не считают друг друга буддийскими. Например, авторитетные представители буддизма тхеравады неоднократно высказывали сомнения насчёт принадлежности к буддизму направлений махаяны и особенно ваджраяны или даже прямо отрицали таковую. В саентологии же таких направлений не сложилось, поэтому название Саентологическая Церковь Москвы однозначно отражает её вероисповедание.

Таким образом, считать, что название Саентологической Церкви Москвы является основанием для её исключения из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

1.2. Кредо

Кредо Церкви Саентологии, разделяемое и Саентологической Церковью Москвы, известно с самого начала существования этого учения .

Далеко не все религии обладают своим кредо, то есть кратким изложением сути вероучения, и совсем немногие обрели его в самом начале своей истории. Не существует никаких общих стандартов, по которым разные религии должны составлять свои кредо.

Никео-Царьградский символ веры, который представляет собой кредо православного христианства, был впервые принят в 325 году, то есть почти через триста лет после основания христианства, на Первом Вселенском соборе, а затем дополнен в 385 году на Втором Вселенском соборе. Таким образом, с момента основания христианства до принятия действительного ныне кредо православного христианства прошло около трёх с половиной веков.

При этом Кирилл Иерусалимский, канонизированный епископ IV века, принимавший участие во Втором Вселенском соборе и признаваемый в православном христианстве Отцом Церкви, писал относительно символа веры: «… никакая Божественная и святая тайна веры не должна быть сообщаема без Божественного Писания и не должна основываться на одной лишь вере и избранных словах. Даже не верь ты мне, когда я просто говорю тебе о Нём, если на слова мои не будешь иметь доказательства из Божественного Писания. Ибо спасающая нас сила веры зависит не от выбора слов, но от доказательства Божественными Писаниями» (Поучения

огласительные 4:17). Таким образом, в православном христианстве кредо неотделимо от писания.

В иудаизме вообще нет кредо, которое обязаны разделять все иудеи. Некоторые считают, что его функции выполняет молитва «Шма, Исраэль» («Слушай, Израиль»). В XII веке еврейский философ Моисей Маймонид (Рамбам) сформулировал свои 13 принципов веры, но они не являются обязательными и принимаются далеко не всеми. Хотя попытки создать кредо иудаизма неоднократно предпринимались и позже (вплоть до ХХ века), известный раввин Милтон Штейнберг писал, что «иудаизм никогда не устанавливал вероисповедания» и что «по своей природе иудаизм чужд формальному вероисповеданию, которое с необходимостью ограничивает и сдерживает мысль» .

В буддизме также не существует кредо, которое действительно для всех приверженцев этой религии. В одной из школ тибетского буддизма — гелуг- па — принято молитвенное правило под названием итгэл . Оно действительно только для представителей этой школы. Кроме того, в нём нет упоминаний Бога, характерных для символа веры христианства или различных формул иудаизма, поскольку такие идеи вообще чужды буддизму. Соответственно, нет подобных идей и среди «четырёх благородных истин», сформулированных в проповеди основателя этой религии .

Если законодатель считает иудаизм и буддизм религиями, хотя в них нет символа веры, значит наличие кредо не является с точки зрения законодателя обязательным признаком религии. Тем более не может быть таким признаком та или иная формула символа веры.

Таким образом, считать, что кредо Саентологической Церкви Москвы является основанием для её исключения из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

1.3. Писание

Писание саентологии состоит из авторских текстов Л.Р.Хаббарда. Это сотни книг, более трёх тысяч лекций и около 100 фильмов, объём которых — десятки миллионов слов .

Ветхий Завет, или Еврейская Библия — писание, которое разделяют иудеи и христиане — это около миллиона слов, что можно представить в виде примерно 10 изданий среднего размера. Однако ни православное христианство, ни иудаизм не ограничивают этими текстами источники своего вероучения.

Помимо полной Библии, включающей в себя и Новый Завет, в православном христианстве, в отличие от протестантизма, наряду со Священным Писанием источником вероучения является Священное Предание. Оно включает в себя догматические положения, изложенные в решениях (оросах) семи Вселенских соборов, каноны, принятые как Вселенскими, так и некоторыми поместными соборами, вероучительное содержание чинопоследований церковных таинств и священнодействий, молитв и песнопений, творения и святых Отцов и Учителей Церкви. Полный объём Священного Предания православия трудно установить. Однако, например, Patrologia Graeca (Греческая патрология, то есть собрание произведений только грекоязычных Отцов Церкви), изданная в 19 веке, составляет 167 томов .

В иудаизме источником вероучения является также Талмуд, стандартное издание которого составляет двадцать томов. Его объём в несколько раз больше Библии и больше энциклопедии Британника.

В различных направлениях буддизма существуют разные версии канона писания. Каноны южного буддизма (тхеравады), дальневосточного буддизма (махаяны) и тибетского буддизма (ваджраяны), преобладающего в России, в значительной мере не совпадают. Многие тексты этих собраний не переведены на русский язык, а некоторые вообще не переведены ни на один из европейских языков. Общий объём Палийского канона, принятого буддистами тхеравады, равено по объёму примерно одиннадцати Библиям.

Таким образом, считать, что обширность писаний Саентологической Церкви Москвы является основанием для её исключения из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

2. Отождествление саентологии с различными явлениями и видами деятельности

2.1. Саентология и философия

Хотя саентология многократно и недвусмысленно определяет себя как религию (чего, между прочим, мы не найдём ни в священных писаниях христианства, ни в писаниях иудаизма, ни в писаниях буддизма), существует и её самоопределение как философии и прежде всего как религиозной философии .

Найдём ли мы такое самоопределение в трёх избранных для анализа религиях?

Сложные отношения христианства и философии изначально были обусловлены тем, что философия был феноменом античной языческой культуры. Тем не менее уже один из первых христианских апологетов Иустин Мученик, прозванный также Иустином Философом, пишет в своей «Апологии»: «Те, которые жили согласно с разумом, суть христиане, хотя бы считались за безбожников: таковы между эллинами Сократ и Гераклит и им подобные, а из варваров — Авраам, Анания, Илия и многие другие…». Климент Александрийский в своих «Строматах» называл греческую философию «в определённом смысле творением божественного провидения» (I, 8, 4), «отчётливым отражением Истины, божественным подарком грекам» (I, 20, 1) и «необходимой для оправдания греков перед пришествием Господа» (I, 28, 1; см. также I, 99, 3). По его мнению, она «воспитывала греческий народ для Христа, как закон — евреев» и «пролагает и приготовляет путь, который должен быть совершён Христом» (I, 28, 3). Благодаря этому уже в первые века само христианство также начинает осмысляться как философия: «Христианство есть философия и откровение: таков тезис всех апологетов от Аристида до Минуция Феликса» (Адольф Гарнак,

«Руководство по истории догматов», II, rj.IV, 2) .

Такое отношение поддерживается авторитетными деятелями Русской Православной Церкви и в наши дни: «Ибо никогда нельзя забывать, что для христианского церковного сознания богослужение есть живая и жизненная философия Православия, а не только обряд, как его понимает невоцерковленное сознание», — пишет архимандрит Киприан (Керн) . Здесь с философией отождествляется богослужение, которое в законе прямо названо признаком религии.

«Иудаизм — это философия жизни», — пишет раввин Артур Сигал . Независимо от него с этим утверждением дословно соглашаются раввин Михаэль Арсерс и раввин Сельвин Франклин .

Что касается буддизма, то эта религия настолько отличается от христианства, иудаизма и всего, что привычно называть религией для европейцев, что вопрос «является ли буддизм религией?» стал предметом многочисленных дискуссий среди публицистов и простых верующих. Некоторые полемисты, занимающие высокое положение в православии, прямо заявляют, что буддизм — это философия. Например, Александр (Милеант), епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский Русской православной церкви заграницей, в своей книге «Семиглавый дракон. Индийско-оккультные учения в свете христианства» (1997) заявил, что «буддизм — это философия пессимизма». А известный архимандрит Рафаил (Карелин) назвал одну из своих работ «Дзен-буддизм — это философия смерти». Некоторые авторитетные буддийские лидеры поддерживают подобную точку зрения. Например, весьма почитаемый Дзогчен Понлоп Ринпоче, настоятель одного из буддийских монастырей, пишет: «Если вы заинтересованы во «встрече с Буддой» и следовании его примеру, то должны понимать, что путь, которому учил Будда, это прежде всего постижение вашего собственного ума и система для его тренировки. Этот путь духовный, а не религиозный. Его цель — самопознание, а не спасение, свобода, а не небеса. И эта цель глубоко личная» . Своеобразный итог всем таким рассуждениям подвёл другой, столь же авторитетный буддийский деятель, тхеравадинский монах Валпола Рахула в своём знаменитом труде «Чему учил Будда»: «Часто задается вопрос: религия буддизм или философия? Не имеет значения, как вы его назовёте. Буддизм остаётся тем, что он есть, какой бы ярлык вы на него ни навесили. Ярлык несущественен. Даже ярлык «буддизм», который мы даём учению Будды, маловажен. Даваемое имя несущественно».

Таким образом, для всех трёх религий — христианства, иудаизма, буддизма — имеются авторитетные суждения, отождествляющие их с философией. Отсюда следует, что считать, будто именование религиозного учения философией является основанием для исключения Саентологической Церкви Москвы из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

2.2. Саентология и художественная литература

Широко известно, что основатель саентологии Л.Р.Хаббард был также писателем, не отрицают этого и сами последователи его учения. Более того, известный саентолог Джон Траволта в 2000 году даже экранизировал роман Хаббарда «Поле битвы — Земля».

Если все или хотя бы некоторые произведения Хаббарда можно отнести к произведениям художественной литературы, значит ли это, что его учение нельзя назвать религией?

Следует прежде всего отметить, что Библия, которую чтят в качестве священного писания иудеи и христиане, является в то же время собранием произведений художественной литературы . «Так получилось, что почти все сохранившиеся памятники древнееврейской литературы дошли до нас исключительно в составе тщательно отобранного религиозного канона Библии» . Существует целый раздел библеистики, рассматривающий библейские тексты с точки зрения жанров древней литературы.

Это касается и Евангелий, чтимых в православном христианстве. Уже Папий Иерапольский, говоря о Евангелии от Марка, использовал, согласно Евсевию Кесарийскому, термины античной риторики (Церковная история III 39. 15), что свидетельствует о восприятии им Евангелий в контексте греко¬римской литературы. Иустин Философ называл Евангелия «воспоминаниями апостолов» (Апология I 66), сближая их жанр с античными историко¬биографическими произведениями. В англо-американской библеистике XX века наибольшим влиянием пользовалась теория Ч.Додда, ещё в 30-х годах утверждавшего, что жанр Евангелий создан евангелистом Марком, которому подражали другие евангелисты. По мнению Додда, евангелист Марк написал комментарий к апостольской проповеди и оформил её как литературное произведение .

В талмудической традиции важное место занимает Аггада, что буквально значит «повестовование», то есть различные истории — притчи, легенды и другие литературные жанры.

Буддийские священные тексты также одновременно являются произведениями художественной литературы: «Само собой разумеется, что тексты «Типитаки» интересны прежде всего для историка буддийской религии. Но этим их значение далеко не исчерпывается. Многие книги канона по своим чисто литературным, художественным качествам принадлежат к выдающимся произведениям индийской и мировой литературы» . Особенно это касается части под названием Джатаки — поучительных рассказов о предшествующих рождениях Будды. Можно сказать, что из этих текстов вышла вся мировая новеллистика — от японских «Записок у изголовья» до итальянского «Декамерона»: «По своей популярности с джатаками могут сравниться немногие произведения мировой классики. Они переводились и перелагались на языки всех стран Азии, куда проник буддизм, а кроме того, лишённые буддийской морали, вошли в десятки произведений дидактической и развлекательной литературы. Поэтому люди, не имеющие никакого отношения к буддизму и никогда не слышавшие о джатаках, тем не менее хорошо знают часть их сюжетов из книг Эзопа и Бабрия, Лафонтена и Крылова, из «Тысячи и одной ночи» и «Калилы и Димны» .

Почти все вероучительные тексты известных религий являются одновременно литературным памятниками. Таким образом, считать, что отнесение религиозных писаний к художественной литературе является основанием для исключения Саентологической Церкви Москвы из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

2.3. Саентология и наука

Представители многих религий расценивают свои верования не как верования, а как точные знания, то есть как науку. Такое отношение к своей религии является косвенным признаком религиозности: истинно верующий настолько убеждён в том, чему учит его мировоззрение, что ценит это наравне с точной наукой.

Саентология порой также определяет себя как наука, при этом, однако, разъясняется, что имеется в виду не математическое естествознание, а наука в смысле систематического знания: «Наука — это совокупность доказанных и связаных между собой истин или полученных в результате наблюдения фактов, которые были систематизированы и подчиняются общим законам. Кроме того, наука содержит надёжные методы для обнаружения новых истин в изучаемой области и предусматривает применение научных методов там, где, как считалось ранее, было место для теорий, основанных на мнениях, исторических данных или абстрактных критериях, справедливость которых невозможно продемонстрировать. Слово «наука» применительно к Саентологии употребляется в указанном выше смысле — наиболее фундаментальном и традиционном, — а не в смысле наук о физической или материальной вселенной» . Кроме того, наукой в саентологических текстах косвенно названы религиозные учения, к которым саентология возводит свои корни: «Эта наука создана в традициях религиозной философии, развивавшейся в течение десятка тысяч лет, и её можно считать кульминацией тех исканий, начало которым было положено в Ведах, даосизме, буддизме, христианстве и в других религиях» .

Следует отметить, что другие религии называют себя наукой не только в широком смысле, но порой и прямо отожествляют себя с науками естественными.

Известный православный священник и богослов Иоанн Романидис пишет в своём фундаментальном труде «Патристическое богословие»: «Православие — это наука и фактически медицинская наука в соответствии с сегодняшними критериями» . Православная духовная писательница Фредерика Мэтьюс-Грин пишет в том же духе: «Содержание православия — это «наука» о духовном росте, набор духовных дисциплин, которые лечат «дерево» от корней, чтобы оно могло принести добрые плоды» . Протопресвитер из Египта Марк Азиз в своей проповеди «Православие и праводеяние (Ортодоксия и ортопраксия)» добавляет: «Православие — это наука и, как у любой другой науки, у неё есть правила, школы и учёные» . Наконец, авторитетнейший богослов Русской Православной Церкви святитель епископ Феофан Затворник пишет о молитве, что это «наука из наук» . Та же мысль звучит и у канонизированного епископа Игнатия (Брянчанинова), ссылающегося при этом на Отцов Церкви Кассиана Римлянина и Никифора Афонского: «От любопытства и любознательности суетных должно отказаться решительно, обратив все любопытство и все изыскания на исследование и изучение пути молитвенного. Нуждается этот путь в тщательнейшем исследовании и изучении: он — не только «путь тесный», но и путь «вводяй в живот» (Мф.7:14); он — наука из наук, и художество из художеств. Так именуют его Отцы (Преподобный Кассиан Римлянин. Собеседование 2-е. О рассуждении. Блаженный Никифор Афонский. Добротолюбие, ч. 2, и многие другие Отцы)» .

Иудаизм также неоднократно именуется раввинами, иудейскими религиозными наставниками, наукой. «Иудаизм — это образ жизни и наука о хорошей жизни в этом мире», — пишет раввин Гарольд Кушнер . «Первейшая истина иудаизма в том, что он устремлён к истине, то есть он не является системой «верований», как прочие религии мира. Иудаизм — это наука, требующая того же уровня разумности, аналитичности и доказательств, какие нужны для открытия тайн вселенной и понимания природы», — пишет раввин Моше Бен-Хаим .

Буддизм именуется наукой особенно часто и настойчиво, причём авторитетными представителями всех его направлений. Бирманский буддийский наставник С.Н.Гоенка заявляет, что буддийская практика есть «чистая наука об уме и материи» . Тибетский наставник, представитель Далай Ламы в России Геше Джампа Тинлей также настаивает на том, что буддизм есть наука об уме . Другой тибетский монах и личный врач Далай Ламы Геше Барри Керзин утверждает, что буддизм есть наука о позитивных эмоциях . Наконец, сам Далай Лама XIV заявил по этому поводу следующее: «С одной стороны, буддизм — это религия, с другой стороны, буддизм — это наука об уме, а не религия. Буддизм может быть мостом между этими двумя сторонами» .

Таким образом, считать, что именование религиозного учения наукой является основанием для исключения Саентологической Церкви Москвы из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

2.4. Саентология и коммерческая деятельность

Всякая религия формирует собственные установки по отношению к предпринимательству: для некоторых это долг, для некоторых, напротив, нечто предосудительное. В религиоведении есть целое направление, которое усматривает определяющее влияние на развитие различных форм хозяйства именно в религиозной этике .

Саентологические организации известны тем, что ревностно охраняют свои символы, в том числе регистрируя их в качестве товарных знаков. Р.Л.Хаббард обосновывал это тем, что он, по его убеждению, открыл уникальную технологию преображения человеческой жизни и что эта технология не должна быть кем-либо искажена . Подобная опасность существует и для таких религий, как православное христианство или буддизм. Православная Церковь использует для защиты такой институт, как апостольское преемство, согласно которому только непрерывная череда рукоположений, восходящая к апостолам Иисуса Христа, делает священнослужителя носителем неискажённой религиозной истины. Сходный институт существует и в буддизме, где каждый наставник должен состоять в так называемой «линии передачи учения» от учителя к ученику, восходящей к самому Будде. Однако ни один из этих институтов не уберёг ни христианство, ни буддизм от раскола на множество направлений, многие из которых отказывают друг другу в истинности и спасительности. Поскольку же саентология возникла в середине ХХ века, её основатель предписал своим последователям воспользоваться современными способами защиты учения.

Вместе с тем, представление символов саентологии в качестве товарных знаков вызывает сомнение у наблюдателей насчёт самой природы саентологических организаций: не становятся ли эти организации таким образом скорее коммерческими, чем религиозными?

Следует отметить, что символы всех религий, упомянутых в «Законе о свободе совести и религиозных объединений» используются в качестве товарных знаков.

Православный крест, например, используется в товарном знаке Художественно-производственного предприятия «Софрино», являющегося обществом с ограниченной ответственностью (http://old.sofrino.ru).

Буддийский символ дхармачакра (колесо дхармы) используется, в частности, в товарном знаке интернет магазина Dharma.ru, занимающегося книжной торговлей (http://dharma.ru/info/page/view/about).

Символ иудаизма «Звезда Давида» используется, например, в знаке футбольного клуба «Маккаби», Москва (http://www.maccabi-moscow.ru), сам знак можно увидеть, например, на Викимедиа.

Таким образом, считать, что использование религиозных символов в коммерческой деятельности является основанием для исключения Саентологической Церкви Москвы из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

3 . Отношения саентологии с различными религиями

3.1. Заимствования и параллели в области вероучения и обрядов

Каждая религия представляет собой уникальный феномен. Это, однако, не исключает, многообразного и многостороннего процесса заимствований, являющегося нормой истории религий и религиозной жизни. Христианство основано на Библии, большая часть которой есть в то же время писание иудаизма. Гамалиил признан одновременно христианским святым в православии и талмудическим мудрецом в иудаизме. В науке дискутируется, повлиял ли буддизм на формирование христианства и повлияло ли христианство на формирование буддизма махаяны. По мнению многих учёных, все три религии — христианство, иудаизм и буддизм — испытали влияние зороастризма, его концепций саошианта (спасителя), страшного суда и воскресения мёртвых.

Многие исследователи, даже те, кто крайне неблагожелательно относится к саентологии , отмечают, что она заимствовала ряд элементов вероучения, этики и обрядности из других религий. Признают это и сами саентологи. По крайней мере дважды — в статье 1954 года и в «Лекциях в Финиксе» 1968 года Р.Л.Хаббард называет Будду своим предшественником, а буддизм предшественником саентологии. В своём поэтическим произведении «Гимн Азии» основатель саентологии задаётся вопросом, не он ли тот грядущий Будда Майтрея, приход которого предсказал Будда Гаутама . Знаменитый саентолог Том Круз в своём интервью 2003 года сказал, что «буддизм — дедушка саентологии» . Наконец, в Инструктивном письме от 29 декабря 1966 «Исторические корни этики» приведены буддийские дисциплинарные правила и сказано, что они являются прямыми предшественниками саентологической системы этики .

Как и во всех трёх религиях, взятых для данного анализа, в саентологии есть обряды наречения, венчания, похорон и посвящения в духовный сан . Но главной саентологической практикой является безусловно одитинг. Одитинг представляет собой наиболее яркую демонстрациию связи вероучительной и практической сторон саентологии. Суть учения саентологии в том и состоит, что человек понимается как всемогущий дух (тэтан), который закабалён из-за собственных проступков (овертов) и должен быть освобождён стандартной процедурой сверхисповеди. «Проводимая нами исповедь освобождает человека от бремени, из-за которого уровень его осознания как духовного существа ограничивается материальной стороной жизни»48.

Учение о человеке как о духе, чьё существование не может быть сведено к материальному, но сковывается таковым, встречается как в христианских, так и в иудаистских текстах. Уже в Библии есть строки: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрёте, как человеки, и падёте, как всякий из князей» (Пс. 81:6). Григорий Богослов, почитаемый в православии как Учитель Церкви, пишет в «Слове 38, На Богоявление или Рождество Спасителя»: «Созидает, говорю, человека, и из сотворённого уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (что в слове Божием известно под именем разумной души и образа Божия), творит как бы некоторый второй мир — в малом великий; поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умозрительной, царя над тем, что на земле, подчиненного горнему царству, земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцательного, ангела, который занимает середину между величием и низостью, один и тот же есть дух и плоть — дух ради благодати, плоть же ради превозношения, дух, чтобы пребывать и прославлять Благодетеля, плоть, чтобы страдать, и страдая припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием; творит живое существо, здесь предуготовляемое и переселяемое в иной мир, и (что составляет конец тайны) чрез стремление к Богу достигающее обожения» . Никита Стифат, пресвитер и настоятель Студийского монастыря, крупнейшего в Константинополе 11 века, продолжая эту мысль, называет человека великим миром, помещённым в видимый мир, как в малый: «человек был сотворен, чтобы (быть) великим миром в малом мире, (в мире) видимом, и помещён Богом на землю» (Никита Стифат, «О Рае», гл. 3).

Аналогичная идея присутствует и в таком направлении иудаизма, как Каббала, особенно в хасидском варианте. Существует предание о том, как некто спросил Великого Магида Дов-Бера из Межирича, второго лидера хасидского движения (1704-1772): «В чем главное открытие вашего учителя Баал-Шем-Това?» Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». Необходимо пояснить, что сфирот по каббалистическому учению — это эманации (истечения) трансцендентного Божества. Исследователи отмечают родственность Каббалы и учений гностического христианства — движения первых веков нашей эры. В свою очередь, Максим (Айоргусис), митрополит Питтсбургский Константинопольской Православной Церкви, называет саентологию «гностической/теософской системой мысли» .

В буддизме махаяны и ваджраяны также есть сходная идея — идея татхагатагарбхи. Тахагатагарбха (санскр. «зародыш Будды») — это концепция, согласно которой любой человек (и любое живое существо) обладает природой Будды (дхармакайя), но она заслонена в нём «загрязнениями» сознания. Данная доктрина сформировалась в 1У-У веках и говорит о том, что каждый человек может стать буддой, для чего ему нужно лишь осознать уже присутствующую в нём природу будды .

Таким образом, идея сокрытости в природе человека бесконечных возможностей имеется во всех трёх религиях — и в православном христианстве, и в иудаизме, и в буддизме. В саентологии раскрытию этих возможностей служит одитинг — последовательное выявление собственных проступков, их припоминание, признание, осмысление и раскаяние в них. Такая процедура также имеется во всех трёх религиях. В православном христианстве она называется исповедь, цель которой — снять с человека бремя греха и таким образом примирить его с Богом. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16). В иудаизме обряд исповеди называется виддуй, но есть и так называемая большая исповедь — Ал Хет. Регулярная исповедь имеется и в буддизме, она установлена самим Буддой: «И поскольку ты, великий царь, признав совершённое преступление, добродетельно искупаешь его, мы принимаем тебя. Ибо такова, великий царь, поступь должного поведения праведника — что признавший совершённое преступление и добродетельно искупающий его, достигает в будущем самообуздания» (Саманняпхала сутта 100).

Но хотя как процедура исповеди, так и идея скрытой свободы человека присущи и саентологии, и православному христианству, и иудаизму, и буддизму, во всех этих учениях то и другое осмысляется и оформляется по- разному. Что и делает уникальным каждое из них.

3.2. Допустимость одновременного исповедания

В Церкви Саентологии нет норм или обычаев, предписывающих новообращённым членам церкви отрекаться от своих прежних верований и духовных практик. Связано это со словами Л.Р.Хаббарда: «Саентология признаёт, что все религии, любая религия является силой, направленной на добро, и способна улучшить общество и дать ему новые силы» .

Исследователи отмечают, что «отличительной чертой Саентологии является то, что прихожанином Саентологической Церкви может быть человек любого вероисповедания» . С.И.Иваненко в своей работе по саентологии приводит четыре примера одновременного исповедания саентологии вместе с другими религиями. Дополню их ещё одним: Юлия Константиновна Тенюх-Юраева, юрист и богослов, член НО НП «Центр управления деятельностью по распространению Дианетики и Саентологии» на момент знакомства с саентологией в 2006 году была активным прихожанином Украинской греко-католической церкви, пела в церковном хоре и проч. Уже начав работать в Одесской миссии Церкви Саентологии Ю.К.Тенюх-Юраева продолжала каждое воскресенье ходить в прежнюю церковь, петь в хоре и посещать занятия института высшей религиозной культуры при Люблинском католическом университете, филиал которого в то время был в Одессе. Затем где-то через год её выбор был окончательно сделан в пользу саентологии. В основном это произошло после изучения инструктивного письма Хаббарда «Сохранение действенности Саентологии» (ИП ОХС от 7 февраля 1965 года), где описывается почему нельзя искажать саентологию и смешивать её с другими практиками.

Как видно из этого примера, одновременное исповедание саентологии и других учений носит скорее прозелитический характер, то есть допускается для того, чтобы человек спокойно сделал выбор, имея время для размышлений и сравнений. Подобная практика, когда прозелиту позволяется «пробовать» новую веру, не расставаясь с прежней, встречается повсеместно, в том числе в православии, иудаизме и буддизме, хотя продолжительность «испытательного периода» и глубина «пробного погружения» могут варьироваться. Кроме того, например, христианские миссионеры в Китае XVI-XVII веков порой принимали конфуцианство, чтобы облегчить свою проповедь.

Вместе с тем, существует и феномен постоянного одновременного исповедания нескольких (двух и более) религий, получивший в религиоведческой литературе названия «множественная религиозная

идентичность», «множественное религиозное гражданство»,

«множествественная религиозная принадлежность» и т.п.

Принцип «один человек — одна религия» характерен для обществ авраамистической религиозности (иудаизма, христианства, ислама), в то время как, например, восточно-азиатские общества допускают одновременное исповедание одним и тем же человеком нескольких религий. Феномен одновременной принадлежности к нескольким религиозным традициям известен с IV века нашей эры . В Китае практически все буддисты являются одновременно даосами и конфуцианцами. Аналогичные традиции существуют в Японии, где брак и рождение ребёнка отмечаются по-синтоитски, поступление в вуз и начало работы по-конфуциански, а похороны справляются по-буддийски. Нечто подобное можно найти также во Вьетнаме, в Корее, Непале и других странах восточно- и южно-азиатского региона.

Вместе с тем даже в иудаизме и христианстве существуют примеры, когда одновременное исповедание нескольких религий допускается и практикуется. Уже в ХХ столетии появились такие деятели, как немецкий священник-иезуит Уго Эномия-Лассаль, который в 1960 году в Японии получил сан роси — дзен-буддийского наставника. Он стал основателем целого движения, имеющего немало последователей и сегодня.

Сушествует также группа, одновременно исповедующая иудаизм и буддизм. Её самоназвание джубу — сокращение от английского Jewish Buddhists (иудеи-буддисты) . Это довольно активное и динамичное движение, включающее в себя немало известных людей и авторитетных раввинов .

Обобщая всё сказанное в этом разделе, следует сделать вывод, что считать, будто близость религиозных учений, их интеллектуальные, обрядовые и символические заимствования друг у друга, их мирное сосуществование, а также временная или постоянная допустимость их одновременного исповедания является основанием для исключения Саентологической Церкви Москвы из класса религиозных организаций, значит покушаться на исключение из этого класса Русской Православной Церкви, а также традиционных иудейских и буддийских организаций.

Вывод

Проведённое религиоведческое исследование позволяет сделать следующий вывод.

На вопрос:
соответствует ли вероучение Саентологической Церкви Москвы признакам религии (вероисповедания)?

Ответ: Да, соответствует.

Саентологическую Церковь Москвы однозначно можно отнести к классу религиозных организаций, как их понимает российский законодатель, то есть наряду с Русской Православной Церковью (РПЦ), Федерацией еврейских общин России (ФЕОР), Конгрессом еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), Буддийской традиционной сангхой России (БТСР) и проч.

Саентологическая Церковь Москвы обладает собственным вероучением, выраженным в кратком кредо и в обширном писании, основанными на этом вероучении этикой, обрядностью и системой религиозного образования. Как и другие религии, она является многоаспектным явлением, предоставляющим основу для целостного образа жизни и проявляющим себя в разных сферах, в том числе в науке, искусстве, бизнесе, философии.

15 сентября 2014 года

Тихонравов Юрий Владимирович, кандидат философских наук, религиовед

Поделитесь с друзьями

Рекомендуем