🕝  4 мин
  на чтение


Гордиенко Николай Семенович, доктором философских наук, профессором, действительным членом Международной академии информатизации, почетным профессором Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург, 6 февраля 2002 г.

Данная характеристика составлена председателем Научно-методического совета по религиоведению С.-Петербургской городской и Ленинградской областной организации общества «Знание РФ» Гордиенко Николаем Семеновичем — доктором философских наук /диплом МФС 000410 от 11.06.1971 г./, профессором /аттестат МПР 018970 от 1.02.1972 г./, действительным членом Международной академии информатизации /диплом 10-7229 от 10.04.1996 г./, почётным профессором Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена /диплом 23 от 12.05.1997 г./.

Стаж религиоведческой научно-исследовательской и преподавательской деятельности свыше 45 лет. Автор 24 книг и брошюр, а также более 280 статей по проблемам философии, этики, свободомыслия и религиоведения. Религиозных убеждений саентологов составитель данной характеристики не разделяет и членом их церкви не является.

Использованные материалы:

Издания саентологической церкви.

Научные религиоведческие публикации.

Религиоведческие учебные пособия.

Справочная литература религиоведческого содержания.

Когда Саентология, существование которой ограничивается всего лишь несколькими десятилетиями, стала частью российской реальности, религиоведы занялись анализом этого феномена духовной жизни. Возникли научные споры, одним из объектов которых был поиск ответа на вопросы: является ли саентология религией и правомерно ли говорить о Саентологической церкви(1).

Сейчас предмет упомянутых споров в общем-то исчерпан. В религиоведческой литературе учебного(2) и справочного(3) характера, адресованной как студенчеству, так и массовому читателю, о Саентологии говорится как о религии, а термины «Саентологическая церковь» и «церковь Саентологии» характеризуются как адекватные своему содержанию.

Вот, например, как охарактеризована церковь Саентологии в Программе дисциплины «Новые религиозные движения и культы», составленной доктором философских наук, профессором кафедры философии Института переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ им. М.В. Ломоносова, заместителем председателя Экспертного совета по проведению религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ И.Я. Кантеровым и предназначенной для преподавания в государственных вузах:

«Церковь саентологии в современном мире, география распространения, численность последователей, юридический статус, отношение общества и традиционных религий.

Источники и содержание вероучения: саентологический катехизис. Понятие Бога. Кодексы саентологов.

Структура “Церкви Саентологии”, миссии и группы. Священнослужители и штатные сотрудники, саентологическое религиозное братство /Морская организация/.

Богослужения, праздники и церемонии. Типы верующих…

“Церковь Саентологии” в России. Возникновение и распространение.

Юридический статус. Типы последователей. Миссионерская и издательская деятельность.

Социальные и культурно-образовательные программы. Отношение к “Церкви саентологии” общественно-политических движений и традиционных конфессий России»(4).

Процитированный фрагмент Программы имплицитно предполагает признание составителем наличия у объединения саентологов таких типологических признаков, которые органичны для любой церкви.

Что это за признаки?

1. Наличие у членов упомянутого объединения признания в существовании чего-то запредельного, трансперсонального, сверхъестественного, чаще всего именуемого Богом. Правда, представления саентологов о Боге, по их собственному признанию, недостаточно определенны. И тем не менее они утверждают, что «как и члены других религий… имеют доктрины, определяющие понятие Бога»(5): «По мере того, как человек получает способность все лучше и лучше осознавать себя, свое окружение и Бога, он добивается для себя определенности относительно того, кто есть Бог, и чёткого представления о том, что Бог для него значит. Создатель данной Вселенной существует»(6). Признают саентологи и такие чисто религиозные феномены, как бессмертие души, существование загробной жизни.

2. Наличие Священного Писания, каковым саентологи считают труды своего харизматического лидера Л. Рона Хаббарда. Вместе с тем они высоко ценят Библию и глубоко почитают Иисуса Христа: «Саентология относится к Библии как к Священному Писанию и не спорит с христианским вероучением, исповедующим, что Иисус Христос был Спасителем Человечества и Сыном Божиим. Мы разделяем цели Христа в том, что касается достижения человеком мудрости, доброго здоровья, бессмертия(7)».

3. Наличие культовой практики, обрядов, ритуалов. Саентологи проводят регулярные богослужения, включающие проповеди, молитвенное обращение к Богу. Практикуется своеобразная модификация исповеди, именуемая одитингом.

Имеют место обряды бракосочетания, наречения имени, похорон. Есть у саентологов и религиозный символ — восьмиконечный крест. Они отмечают не только собственные праздники, но и общераспространенные в христианском мире: Рождество, Новый Год.

4. Наличие священнослужителей, совершающих вышеупомянутые ритуальные действия. Таковые у саентологов имеются.

5. Наличие благотворительности, различных форм социального служения. Всему этому саентологи уделяют самое серьёзное внимание: в частности, содействуют Фонду спасения детей и подростков от наркотиков.

Все это вместе взятое свидетельствует о том, что организация саентологов является религиозным объединением и полностью соответствует статусу церкви, а, следовательно, имеет законное право именоваться Церковью Саентологии, или Саентологической церковью.

В заключение отмечу, ссылаясь на документальные источники, что Церковь Саентологии решением судов и постановлением правительств в США, Канаде и во многих западноевропейских городах и странах признана религиозной организацией со всеми вытекающими отсюда последствиями(8).

Доктор философских наук, профессор кафедры религиоведения РГПУ им. А. И. Герцена, академик МАИ Гордиенко Н.С.

1 Важнейшие итоги этих споров подведены в следующих публикациях компетентных религиоведов: Сиверцев М.А. Саентология : путь духовной самоидентификации / экспертиза /. М., 1995; Соболев С.С. Экспертная оценка /анализ/ учения и деятельности религиозной организации саентологическая церковь. М., 1996; Богданов В.А. Уважение к вере или Почему глупо воевать с саентологией ? М., 1997.

2 См.: Основы религиоведения. Под ред. И.Н. Яблокова. М.,1994, с. 172–173; История религий в России. Учебник. М., 2001, с.494-497, с. 588 /Таблица 5/.

3 См.: Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России. Справочник. М.,1996, с. 218–219; Новые религиозные культы, движения и организации в России. Словарь-справочник. М., 1998, с. 314–320; Религиозные общины и организации С.-Петербурга. Выпуск П. СПб, 1998, с. 342–353; Религии народов современной России. Словарь. М.,1999, с. 555–556; Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. М., 2001, с. 408 /Таблица/.

4 «Религиоведение». Научно-теоретический журнал. 1 за 2001 г., с. 167.

5 Вердикт: Саентология является религией, с. 9.

6 Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга. Выпуск П. СПб., 1998, с. 350.

7 Там же.

8 См.: Вердикт: Саентология является религией. Гл.3: Международный обзор юридических заключений, решений судов и правительственных решений относительно Церкви Саентологии, с. 11–19.

Поделиться

Похожие записи