Религиоведческое исследование характера вероучения и деятельности Саентологической Церкви Москвы

Автор: Иваненко Сергей Игоревич

I. Вводная часть исследования

Дата и место проведения религиоведческого исследования:

Исследование проведено в период с 30 марта по 14 августа 2013 года в городе Москве.

Основания для проведения религиоведческого исследования:

Запрос от 18 марта 2013 года о проведении религиоведческого исследования от адвоката Юрия Львовича Ершова (адвокатское удостоверение №12120, выдано Главным управлением юстиции Министерства юстиции Российской Федерации по г. Москве 8 августа 2012 года).

Фамилия, имя, отчество эксперта:

Иваненко Сергей Игоревич.

Стаж работы исследователя по специальности «религиоведение», по которой он провёл исследование:

С 1976 года, то есть 36 лет.

Квалификация исследователя в качестве специалиста по специальности «религиоведение»:

Доктор философских наук, диссертация защищена 14 мая 2002 года по специальности 09.00.13. — религиоведение, философская антропология, философия культуры. Автор 16 книг и свыше 140 статей по проблемам религиоведения.

Перечень вопросов, поставленных перед исследователем

1. Является ли Саентологическая Церковь Москвы религиозным объединением?

2. Соответствует ли фактическая деятельность Саентологической Церкви Москвы формам и методам, используемым религиозными организациями?

Перечень предоставленных исследователю материалов

1. Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. — 1025 с.

2. Теология и практика современной религии: Саентология. Справочная работа, представленная Международной Церковью Саентологии. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1998. — 287 с.

3. Л. Рон Хаббард. Жили ли вы до этой жизни? (на русском языке не издавалась, перевод осуществлён с текста издания: L. Ron Hubbard. Have you lived before this life. — Copenhagen: Scientology Publications Organization, 1978. — 322 с.).

4. Л. Рон Хаббард. Чистое тело — ясный ум. Эффективная программа очищения. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2006. — 284 с.

5. Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Главный указатель: лекции, материалы для справки, глоссарий и предметный указатель. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2007. — 39 с.

6. Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3–10 марта 1952 г.). Тексты лекций 1-11. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2004. — 373 с.

7. Л. Рон Хаббард. Саентология: Первая веха. Лекции итогового курса (Вичита, Канзас, 3–10 марта 1952 г.). Тексты лекций 12-22. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2004. — С. 375-750.

8. Л. Рон Хаббард. Техника 88. Инциденты на траке до прибытия на Землю. Главный указатель: лекции, материалы для справки, глоссарий и предметный указатель. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2007. — 111 с.

9. Л. Рон Хаббард. Техника 88. Инциденты на траке до прибытия на Землю. Тексты лекций по технике 88 (Финикс, Аризона, июнь 1952 года), глоссарий и предметный указатель. Лекции 1–9. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2005. — 261 с.

10. Л. Рон Хаббард. Техника 88. Инциденты на траке до прибытия на Землю. Тексты лекций по технике 88 (Финикс, Аризона, июнь 1952 года), глоссарий и предметный указатель. Лекции 10–17. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2005. — 256 с.

11. Л. Рон Хаббард. Дианетика: современная наука о разуме. Копенгаген: New Era Publications International ApS, 2007. — 661 с.

12. Л. Рон Хаббард. Саентология 8-8008. Копенгаген: New Era Publication International ApS, 2007. — 399 с.

13. Л. Рон Хаббард. Филадельфийский докторский курс. В 4-х томах. Лос Анджелес: Golden Era Productions, 2005. — Том 3. Лекция «Игры и цели».

14. Л. Рон Хаббард. Саентология: История человека. Перечень и описание ключевых инцидентов, которые можно обнаружить у человека. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007. — 231 с.

15. Л. Рон Хаббард. Курс кейс-супервайзера рандауна «Очищение». М.: Нью Эра,1999. — 215 с.

16. Л. Рон Хаббард. Проблемы работы. Саентология для рабочих будней. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007. — 179 с.

17. Л. Рон Хаббард. Продвинутая процедура и аксиомы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 2007. — 279 с.

18. Л. Рон Хаббард. Страницы жизни: составлено друзьями Рона. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1995. — 123 с.

19. Гэри Д. Боума. Экспертное заключение: «Является ли саентологический рандаун «Очищение» религиозным ритуалом. 2002. — 74 с.

20. Р. Мэтью Чаррет (R. Matthew Charet). Экспертное заключение: «Сравнительное изучение рандауна «Очищение». 2002. — 80 с.

21. Саентология. Религиозное признание в Европе и других частях света. М.: Саентологическая Церковь Москвы, 2010. — 25 с.

22. Акт от 30 ноября 2012 года плановой документарной проверки на предмет соответствия деятельности Организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным её учредительными документами, и законодательству Российской Федерации в период с 05.11.2012 г. по 30.11.2012 г., проведённой на основании распоряжения Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве от 05.10.2012 г. № 5221 в отношении Саентологической церкви Москвы, составленный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (на 11 л.).

23. Предупреждение Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отношении Сайентологической церкви Москвы о допущенных нарушениях законодательства Российской Федерации (на 3 л.).

24. Устав Саентологической Церкви Москвы (принят на Учредительном собрании 29 декабря 1993 года, зарегистрирован Управлением юстиции г. Москвы 25 января 1994 года, регистрационный №438 (на 6 л.).

25. Устав Саентологической Церкви Москвы (принят на Учредительном собрании 29 декабря 1999 года (на 11 л., не действует в настоящее время).

26. Сведения об основах вероучения Саентологии и соответствующей ему практике (на 5 л., документ подписан Президентом Правления Саентологической Церкви Москвы Г.В. Кудиновым 28 декабря 1999 года).

27. Устав местной религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы» (утверждён на учредительном собрании 29 декабря 1993 года, зарегистрирован Управлением юстиции г. Москвы 25 января 1994 года, регистрационный №438, изменения и дополнения утверждены Общим собранием 10 ноября 2008 года, протокол №16, документ подписан Президентом Местной религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы» А.Ю. Лычкиным), на 12 л., действующая редакция.

28. Сведения об основах вероучения Саентологии и соответствующей ему практике (на 4 л., документ подписан Президентом Местной религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы» А.Ю. Лычкиным).

29. Ответ Саентологической Церкви Москвы (исходящий №24 от 15 марта 2013 года) на запрос о предоставлении информации от 6 марта 2013 года №3-20/7702 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (на 13 л.).

30. Ответ Саентологической Церкви Москвы (исходящий №40 от 11 апреля 2013 года) на запрос о предоставлении информации от 4 апреля 2013 года №3-20/11184 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (на 14 л.).

31. Экспертное заключение от 22 июля 2013 года №35338 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (на 12 л.).

32. Контрольный лист курса «Саентологический священник» (на 20 л.).

33. Контрольный лист курса «Саентология: новый взгляд на жизнь» (на 13 л.).

34. Контрольный лист курса «Квалифицированный саентолог Хаббарда» (на 23 л.).

35. Контрольный лист курса по книге «Саентология: основы жизни» (на 10 л.).

36. Контрольный лист курса по книге «Саентология: основы жизни» и лекции «Профессионального курса Хаббарда» (на 16 л.).

Религиоведческая литература

1. Религиоведение / Энциклопедический словарь. — М.: Академический Проект, 2006. — 1256 с.

2. Энциклопедия религий. — М.: Академический Проект, 2008. — 1520 с.

3. Религии народов современной России: Словарь. — М.: Республика, 2002. — 624 с.

4. Религиоведение: Словарь. — М.: Академический Проект, 2007. — 637 с.

5. Е.И. Аринин, Ю.Я. Тюрин. Религиозная антропология: Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». — Владимир: Редакционно-издательский комплекс Владимирского государственного университета, 2005. — 124 с.

6. Е.И. Аринин. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». — Владимир: Редакционно-издательский комплекс Владимирского государственного университета, 2005. — 108 с.

7. В.А. Бачинин. Религиоведение. Энциклопедический словарь. — Санкт-Петербург, 2005. — 288 с.

8. Л.С. Васильев. История религий: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом Университет, 2008. — 791 с.

9. Введение в общее религиоведение: Учебник для студентов вузов. Под ред. И.Н. Яблокова.М.: Книжный дом Университет, 2008. — 471 с.

10. П.С. Гуревич. Религиоведение: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2005. — 696 с.

11. О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. Религиоведение: Учебник. — М.: ЭКСМО, 2005. — 480 с.

12. А.Б. Зубов. Лекции по истории религий, прочитанные в Екатеринбурге. — М.: Никея, 2010. — 144 с.

13. История религии: Учебник для вузов. В 2 т.; Под общей ред. И.Н. Яблокова. — М.: Высшая школа, 2002. — 639 с.

14. А.Н. Красников. Методологические проблемы религиоведения: Учебное пособие. — М.: Академический Проект, 2007. — 239 с.

15. М.Г. Писманик. Религиоведение: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению «Религиоведение». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 279 с.

16. Православная Церковь при новом Патриархе. Под редакцией А.А. Малашенко и С.Б. Филатова. — М.: РОССПЭН, 2012. — 415 с.

17. Религиоведение: Учебное пособие для студентов вузов. Под редакцией М.М. Шахнович. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. — 430 с.

18. Религиоведение: Учебное пособие для педагогических вузов. Под редакцией А.Ю. Григоренко. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 507 с.

19. Свобода религии и убеждений: основные принципы (философия, законодательство, защита свободы совести). М.: Некоммерческое партнёрство «Гильдия экспертов по религии и праву», 2012. — 744 с.

20. А.Р. Султанов. Защита свободы совести, распространения убеждений через призму постановлений Европейского Суда по правам человека. — М.: Статут, 2013. — 544 с.

21. Ю.В. Тихонравов. Судебное религиоведение: Фундаментальный курс. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998. — 272 с.

22. И.Н. Яблоков. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению. — М.: Гардарики, 2000. — 536 с.

23. В.Ю. Лебедев, В.Ю. Викторов. Религиоведение: Учебник для бакалавров. — М.: ИД Юрайт, 2013. — 492 с.

24. Religious Studies: A Global View. Edited by Gregory Alles. London, Routledge, 2010, 356 pp.

25. Saler, Benson. Understanding Religion: Selected Essays. Berlin and New York, Walter de Gruyter, 2009, 220 pp. Series: Religion and Reason / Theory in the Study of Religion 48.

26. Thomas A. Idinopulos& Bryan C Wilson, What is Religion? Origins, Definitions and Explanations, Brill, Leiden 1998. — 139 pp.

27. D. Pals, Seven Theories of Religion, Oxford University Press, New York 1996 — 270 pp.

28. Catherine Bell, Ritual Theory and Ritual Practice, Oxford University Press, New York 1992 — 98 pp.

29. Hugh B. Urban, The Church of Scientology: A History of a New Religion, Princeton University Press, Princeton 2011. — 268 р.

30. B.Wilson, The Social Dimensions of Sectarianism. Sects and New Religious Movements in Contemporary Society, Clarendon Press, Oxford 1990. — 299 рр.

31. Gordon Melton, The Church of Scientology. Studies in Contemporary Religions, Elle, Di, Ci, Leumann, Torino, 2000. — 80 рр.

32. Ananda Abeysekara, The Un-translatability of Religion, in «Method and Theory in the Study of Religion», №23, 2011. — pp. 257–282.

33. D. Pals, Seven Theories of Religion, Oxford University Press, New York 1996. — 270 pp.

34. Ilkka Pyysiainen, How Religion works: Towards a New Cognitive Science of Religion, Brill, Leiden 2001.

35. Lori Beaman, «The Courts and the Definition of Religion» // Defining Religion: Investigating the Boundaries between the Sacred and the Secular, Oxford, Elsevier Science Ltd, 2004. — pр. 203–219.

36. Alan Aldridge. Religion in the Contemporary World: a Sociological Introduction, Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 3-е издание, 2013. — 256 рр.

37. Roy Wallis. The Road to Total Freedom: A Sociological Analysis of Scientology, London: Heinemann, 1976. — 281 pp.

38. David G. Bromley, Anson D. Shup, Strange Gods: The Great American Cult Scare, Beacon Pr, 1982. — 270 рр.

39. William Sims Bainbridge. The Sociology of Religious Movements, Routledg, 1996. — 223 рр.

II. Содержание и результаты исследования с указанием применённых методов

Общепринятые религиоведческие методы, применяемые в данном исследовании

В религиоведении разработаны и на протяжении многих десятилетий плодотворно используются методы, которые применялись и в настоящем исследовании.

Наряду с изучением религиозной литературы были проведены беседы со священнослужителями Саентологической Церкви Москвы, её штатными, внештатными сотрудниками и прихожанами, а также некоторыми посетителями, интересовавшимися Саентологией.

Исследователь посетил основные религиозные службы, присутствовал на проводимых в Саентологической Церкви Москвы (находящейся по адресу: 109147, г. Москва, улица Таганская, дом 9), религиозных обрядах и церемониях, а также на различных курсах, посвящённых изучению Писания Саентологической Церкви.

Принципы изложения результатов религиоведческого исследования

При раскрытии содержания результатов религиоведческого анализа принято придерживаться определённых принципов изложения, которые применяются и в данном случае.

Исходный и основополагающий принцип — объективность.

Следующий принцип — использование языка толерантности.

Принципиальной позицией исследователя является признание норм и принципов свободы совести, содержащихся в Конституции Российской Федерации, а также в международных правовых документах о свободе мысли, совести, религии и убеждений.

Вопрос №1: Является ли Саентологическая Церковь Москвы религиозным объединением?

В современном отечественном религиоведении укоренилась точка зрения, согласно которой специфическим признаком религии является вера в сверхъестественное. Сверхъестественное, согласно воззрениям христианства и многих других религий — сверхчувственная, возвышающаяся над природой духовная реальность, принципиально отличная от чувственного мира и стоящая над ним. В религиозном сознании существует представление, лежащее в основе религиозного культа, что обряды и предметы в результате взаимодействия с духовным миром наделяются сверхъестественными свойствами (священнодействия, иконы, крест, мощи святых и прочее).

В структуре религии современные российские религиоведы, как правило, выделяют следующие основные элементы:

1) религиозное сознание, основанное на вере в сверхъестественное;

2) религиозный культ, предназначение которого заключается в постоянном возобновлении взаимосвязи между верующим и сверхъестественными силами, что, прежде всего, обеспечивается повторением ритуальных действий (молитв, богослужений, обрядов, таинств, церемоний, постов и т.д.);

3) религиозные институты и организации.

Схожие три элемента в составе религии выделяют и многие зарубежные религиоведы.

Как правило, религии имеют священные писания, теологию (богословие), а также систему норм и правил, учреждений и организаций, обеспечивающих обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит три признака религиозного объединения. Как гласит пункт 1 статьи 6 указанного Федерального закона, «религиозным объединением в Российской Федерации признаётся добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Эти положения Федерального закона от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» не противоречат данным российского религиоведения и зарубежных учёных-религиоведов.

Основные признаки вероучения и культовой практики Саентологической Церкви Москвы в качестве религиозного объединения

Саентологическая Церковь Москвы в соответствии с Уставом образована в целях совместного исповедания и распространения Саентологии, которая обладает характерными признаками религии.

Как отмечается в действующей редакции Устава Саентологической Церкви Москвы, целями организации являются: Совместное исповедание веры Саентологии; распространение вероучения и практики местной религиозной организации «Саентологическая Церковь Москвы»; удовлетворение религиозных потребностей граждан, последователей Саентологического вероучения; поддержание чистоты и целостности религии Саентологии в том виде, в каком она была разработана Л. Роном Хаббардом.

Ключевым религиозным представлением является образ (идея) Высшей Реальности (сверхъестественного мира), которая по-разному предстаёт в различных религиях.

В случае с Саентологической Церковью Москвы, которая следует идеям, изложенным в работах Л. Рона Хаббарда, «Бог понимается как Верховное Существо или Создатель Вселенной… Ключевым положением Саентологической теологии является вера в то, что каждый человек является бессмертной духовной сущностью, хорошей в своей основе, которая живёт множество жизней и имеет бесконечные способности и способность к духовному совершенствованию».

Следует отметить, что на формирование вероучения Саентологии существенное влияние оказал жизненный путь Л. Рона Хаббарда.

Основатель Саентологии Л. Рон Хаббард не был «кабинетным учёным», он получил разносторонний опыт изучения многих народов, культур, духовных и религиозных традиций.

Уже в детские годы, после того, как его семья переехала в штат Монтана, Хаббард познакомился «с глубоко духовным наследием индейцев племени Черноногих. Благодаря завязавшейся дружбе с их шаманом он был удостоен необыкновенной чести стать кровным братом индейцев и был посвящён в секреты племени, его знания о духе и его мудрость». Будучи подростком, Рон дважды побывал в Азии, посетил буддистские монастыри в Тибете, познакомился с религиозным наследием различных восточных школ мудрости.

К 19 годам Л. Рон Хаббард, путешествуя в Китай, Японию, другие страны Востока и южной части Тихого океана, проехал более 400 тысяч километров, близко познакомился с двадцатью одной народностью и их культурой.

Опыт осмысления духовных и религиозных традиций разных народов дал возможность Л. Рону Хаббарду сформулировать обобщённое определение Высшей Реальности (Бога, Верховного Существа, Создателя) как стремления к бесконечности.

Как утверждает Л. Рон Хаббард, в жизни есть восемь стремлений (стимулов, импульсов), которые он называет «динамиками существования». По мнению Л. Рона Хаббарда, эти динамики можно охарактеризовать следующим образом:

Первая динамика — это динамика самого себя. Это стремление выжить в качестве индивидуума, быть индивидуумом. Эта динамика включает в себя тело и разум человека.

Вторая динамика — это творчество. Творчество — это создание чего-либо для будущего, и во вторую динамику входит любое творчество. Вторая динамика включает в себя семью и воспитание детей, а также всё, что может быть названо семейной жизнью. Она также, помимо всего прочего, включает в себя секс как механизм обеспечения будущего выживания.

Третья динамика — это выживание группы.

Четвёртая динамика — это выживание вида. Четвёртая динамика человека — это человеческий род.

Пятая динамика — это формы жизни (животный и растительный мир). Это усилие, направленное на то, чтобы выживали все формы жизни.

Шестая динамика — это физическая вселенная. Физическая вселенная состоит из четырёх частей. Это — материя, энергия, пространство и время. Шестая динамика — это стремление к выживанию физической вселенной, посредством и при помощи физической вселенной и её составных частей.

Седьмая динамика — это динамика духа, стремление к выживанию в качестве духовных существ или стремление к выживанию самой жизни. Всё духовное, обладающее или не обладающее индивидуальностью, входит в седьмую динамику. Она включает в себя бытийность человека, его способность творить, способность быть причиной выживания или выживать, способность разрушать или притворяться разрушенным. Седьмая динамика — это источник жизни. Седьмая динамика существует отдельно от физической вселенной и является источником самой жизни. Таким образом, здесь присутствует усилие, направленное на выживание источника жизни.

Восьмая динамика — это стремление к существованию в качестве БЕСКОНЕЧНОСТИ. Восьмую динамику часто называют Богом, Верховным Существом или Создателем, правильное название этой динамики «бесконечность». Она действительно включает в себя всеобщность всего. Вот почему, как сказал Л. Рон Хаббард, «только достигнув седьмой динамики и обретя её во всей её полноте, он (человек) откроет для себя истинную восьмую динамику».

Л. Рон Хаббард не ставил своей целью описать природу и свойства Бога. В Саентологии предполагается, что, по мере своего духовного роста, каждый человек приходит к своему собственному, всё более глубокому, пониманию всех восьми динамик, в том числе бесконечности и Бога, а также своей связи с Верховным Существом. «Продвижение ввысь к выживанию на высших уровнях является также продвижением к Богу», — утверждает Саентологическая Церковь.

«Верховое Существо» — название одной из Саентологических проповедей, вошедших в книгу «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы» (Копенгаген: Издательство New Era Publication International ApS, 1999. — С. 154-155).

Саентологическая Церковь твёрдо убеждена в реальности Верховного Существа, так как все культуры в истории мира, за исключением полностью развращённых и угасающих, признавали существование Верховного Существа.

Саентологическая Церковь учит, что «открытия Дианетики и Саентологии могут привести к возрождению в человеке какой-то части его веры в Божественное Существо и в то, что он сам обладает частью божественных качеств».

Представления о том, что есть Верховное Существо, и человек в качестве духовного существа обладает частью божественных качеств, можно считать важнейшими религиозными положениями Саентологии.

Саентология считает человека бессмертным духовным существом (тэтаном ) с природными возможностями, которые могут быть улучшены намного больше, чем обычно считается.

Одна из ключевых идей Саентологии — представление о том, что человек жил до этой жизни и будет жить вновь.

После выхода в мае 1950 года книги Л. Рона Хаббарда «Дианетика: современная наука душевного здоровья», большое распространение получила процедура одитинга, призванного помочь человеку избавиться от прошлых потерь, неудач и травм, которые мешали раскрытию его полного потенциала.

Вывод о том, что у жизненной силы, или тэтана, есть свой собственный трак времени, который не зависит от тела и простирается в прошлое на миллионы лет, был сделан Л. Роном Хаббардом в результате исследований, которые начались после многочисленных сообщений о том, что в ходе дианетического одитинга люди переживают инциденты, объяснимые лишь исходя из того, что существуют прошлые жизни.

В книге Л. Рона Хаббарда «Жили ли вы до этой жизни?» были собраны и проанализированы истории сорока одного человека, записанные в ходе эксперимента, проведённого в 1958 году, в котором научно исследовалась действительность прошлых жизней.

Один из случаев, который приводится в книге «Жили ли вы до этой жизни?», а также включён в текст проповеди на тему «Прошлые жизни», вошедшую в книгу «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы», произошёл, когда маленькая пятилетняя девочка, «робея, в церкви призналась своему священнику, что она беспокоится о своём «муже и детях». Казалось, она не забыла их после того, как «ушла» из другой жизни пять лет назад.

Священник не послал тут же за парнями в белых халатах. Вместо этого он подробно расспросил девочку, которая была действительно обеспокоена.

Она сказала ему, что жила в деревне, и назвала своё прежнее имя. Она сказала, где было похоронено её прежнее тело, дала ему адрес мужа и детей, назвала их имена и попросила его съездить туда и узнать, в порядке ли они.

Священник отправился в дорогу. К своему большому изумлению, он нашёл могилу, он нашёл мужа и детей и узнал все последние новости.

В следующее воскресенье он рассказал маленькой пятилетней девочке, что все дети здоровы, что муж женился вновь и счастлив в браке, а за могилой хорошо ухаживают.

Она была совершенно удовлетворена и горячо благодарила священника — а в следующее воскресенье не смогла ничего об этом вспомнить!»

Как отмечается в тексте проповеди на тему «Прошлые жизни», вошедшую в книгу «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы», «если мы посмотрим на детей в свете нашего знания о прошлых жизнях, это заставит нас пересмотреть наши оценки причин поведения детей. Очевидно, что новорождённый ребёнок только что умер как взрослый. Следовательно, он в течение нескольких лет склонен к фантазиям и страхам и нуждается в огромной любви и защите, чтобы для него возродилась перспектива жизни, с которой этот ребёнок сможет жить».

Вера в реинкарнацию присуща одной из мировых религий — буддизму, а также индуизму и другим религиозным течениям: друзам, приверженцам таких эзотерических течений, как каббала, суфизм, некоторым современным неоязыческим традициям, движениям «нью-эйдж», последователям спиритизма, теософии, некоторых африканских традиций.

За последние десятилетия количество людей на Западе, верящих в реинкарнацию, заметно возросло. Сопоставление учения Саентологии о тэтане как бессмертном духовном существе и представлений буддизма, индуизма и многих других религий о реинкарнации показывает, что между ними существуют значительные различия. Вместе с тем, доктрина Саентологии может, с религиоведческой точки зрения, рассматриваться в качестве одной из специфических разновидностей учения о реинкарнации.

Вероучение (Кредо) Церкви Саентологии, в том числе Саентологической Церкви Москвы

В наиболее общем и кратком виде вероучение Церкви Саентологии, в том числе и Саентологической Церкви Москвы, сформулировано в документе, который называется «Кредо Церкви Саентологии».

Кредо Церкви Саентологии было написано Л. Роном Хаббардом вскоре после того, как в Лос-Анджелесе 18 февраля 1954 года была сформирована Церковь. После того как Л. Рон Хаббард опубликовал его текст в Фениксе, штат Аризона, Церковь Саентологии приняла его в качестве своего собственного изложения вероисповедания (кредо), потому что в нём кратко излагалось то, во что верят саентологи.

Кредо Церкви Саентологии гласит:

«Мы в нашей Церкви верим, что:

Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права;

Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев;

Все люди имеют неотъемлемое право жить так, как они считают нужным;

Все люди имеют неотъемлемое право на душевное здоровье;

Все люди имеют неотъемлемое право защищать себя;

Все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им;

Все люди имеют неотъемлемое право свободно думать, свободно говорить, свободно писать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать своё несогласие с ними;

Все люди имеют неотъемлемое право обращать других людей в свою веру;

Душа человека имеет права человека;

Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях;

И никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто.

И мы в нашей Церкви верим, что:

Человек в своей основе хороший;

Он стремится выживать;

Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им единства со Вселенной.

И мы в нашей Церкви верим, что законы Бога запрещают человеку:

Разрушать себе подобных;

Разрушать душевное здоровье других;

Разрушать или порабощать души других;

Разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.

И мы в нашей Церкви верим, что дух может быть спасён, и что лишь дух может спасти или исцелить тело».

Текст Кредо Церкви Саентологии читается на каждой воскресной службе, еженедельно проходящей в Саентологической Церкви Москвы. Кредо Церкви Саентологии вывешено в Часовне, где проводятся религиозные обряды и церемонии, этот текст хорошо знаком прихожанам Саентологической Церкви Москвы, некоторые саентологи знают его наизусть.

Религиозные обряды и церемонии, проводимые в Саентологической Церкви Москвы

В Саентологической Церкви Москвы, как и в других Саентологических церквах, регулярно проводятся воскресные службы, венчания, обряды наречения имени, поминовения усопших, другие религиозные службы, обряды и церемонии.

В ходе религиоведческого исследования Саентологической Церкви Москвы, посещая проводимые религиозные службы и церемонии, я убедился в том, что они имеют отличительные особенности религиозных культовых действий и проводятся в соответствии с ритуалами, установленными в книге «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы».

Так, воскресная саентологическая служба состоит из чтения «Кредо Церкви Саентологии», из проповеди, составленной на основе работ Л. Рона Хаббарда, или же из прослушивания записи лекции Л. Рона Хаббарда (во время особых воскресных служб) и группового одитинга для прихожан. В ходе воскресной службы делаются объявления о предстоящих церковных мероприятиях и программах. Воскресная служба завершается «Саентологической молитвой о полной свободе».

Так, например, и в церемонии наречения имени, и в похоронной службе выражается вера в то, что каждый человек — это бессмертное духовное существо (тэтан), который не является своим телом, а имеет тело (одно из множества тел в бесконечном цикле смены жизни и смерти).

Во время наречения имени саентологический священник представляет тэтана (то есть самого человека как духовное существо) его новым родителям и его крёстным родителям, сообщает тэтану, какое ему дали имя, представляет его пастве и напоминает родителям и крёстным родителям об их обязанности помогать ребёнку в жизни.

Во время похоронной службы все присутствующие прощаются с тэтаном, который покинул своё тело, чтобы затем воплотиться в новое тело, помогают ему сориентироваться в том, что произошло.

Так, например, в ходе церемонии погребения в словах, произносимых саентологическим священником, в сжатой, поэтичной форме воспроизводятся идеи Саентологии о бессмертии тэтана:

«И ты был прах,
Покуда дух святой — ты сам —
Не снизошёл, чтоб осчастливить нас,
Воспользовавшись этим прахом. …
И был(а) ты мужчиной (женщиной)
И с гордостью нёс (несла)
Ношу и дела
Господа. …
Возможно, в этот миг
Твоя душа — под сенью Всевышнего.
И мы, оставленные тобой,
Эгоистично опечалены этим. …
До свидания, да благослови тебя
Господь,
Потому что все мы стали лучше
Благодаря тому, что ты ненадолго
Посетил(а) нас».

По информации директора Саентологической Церкви Москвы по официальным вопросам Марии Леонидовны Мильчаковой, в период с 1 января 2012 года по 1 апреля 2013 года в Саентологической Церкви Москвы было проведено в общей сложности 283 службы, в числе которых 12 церемоний наречений имени, 9 венчаний, 145 похоронных служб, 13 посвящений в духовный сан саентологического священника. В указанный период каждое воскресенье в Церкви проводились воскресные службы, остальные службы и церемонии проводились в другие дни в соответствии с запросами прихожан.

Присутствуя на таких религиозных обрядах и церемониях, как посвящение в духовный сан саентологического священника, венчания, наречение имени, я убедился, что они вызывают большой интерес прихожан и воспринимаются ими в качестве значимых событий религиозной жизни, а также что вероучение и религиозный культ представляют собой в Саентологической Церкви Москвы взаимосвязанную систему представлений и культовой практики.

Саентологическая исповедь (одитинг) в религиозной практике Саентологической Церкви Москвы

Ведущей религиозной практикой в Саентологии, в том числе в Саентологической Церкви Москвы, является «о́дитинг» (англ. auditing, от латинского audire — «слушать»). Одитинг представляет собой общение один на один с профессиональным саентологическим консультантом или «о́дитором». Все квалифицированные одиторы должны быть саентологическими священниками.

По информации директора Саентологической Церкви Москвы по официальным вопросам Марии Леонидовны Мильчаковой, среди сотрудников Саентологической Церкви Москвы в настоящее время 51 человек прошли подготовку в качестве саентологических одиторов.

В штате Саентологической Церкви Москвы в данный момент насчитывается 29 саентологических одиторов, которые проводят духовные консультации (одитинг) прихожанам в качестве своих основных должностных обязанностей. В период с 1 января 2012 года по 1 апреля 2013 года в Саентологической Церкви Москвы было завершено свыше двух тысяч отдельных ступеней одитинга 963 преклирами.

Одитор следует «точной процедуре совершенствования человеческого духа». В процессе одитинга применяется Е-метр, электронный прибор, имеющий в Саентологии религиозное назначение. Е-метр призван помогать преклиру найти область душевного страдания и спокойно рассмотреть её.

Саентологи считают, что тяжёлые образы прошлых утрат, неудач и преступлений гнетут человека и пагубно влияют на его здоровье и духовное состояние. Эта губительная энергия или сила называется зарядом (англ. charge). Когда человек держит электроды Е-метра и вновь переживает неприятные моменты прошлого, стрелка на табло Е-метра отклоняется.

В ходе процедуры одитинга одитор просит ответить на список вопросов, которые задаются строго выверенным образом. Одитинг подразумевает, что участвующий в одитинге человек должен понимать смысл вопросов.

Саентологи утверждают, что польза от одитинга состоит в духовном совершенствовании, а также увеличении коэффициента интеллекта, улучшении памяти, обретении душевного спокойствия.

С религиоведческой точки зрения одитинг можно считать своеобразной формой (модификацией) христианской исповеди.

Посторонние люди, включая исследователей, не имеют права присутствовать при проведении одитинга.

Проведя подробные беседы (вне процедуры одитинга) с рядом одиторов, а также некоторыми преклирами, я удостоверился, что они воспринимают одитинг в качестве религиозного обряда, имеющего важное духовное содержание и значительные последствия для духовного состояния человека.

Таким образом, проведённое исследование показывает, что Саентологическая Церковь Москвы обладает системой религиозного культа, тесно взаимосвязанного с вероучением данной религии.

Саентологическая Церковь Москвы в качестве организации, имеющей характерные черты структуры типичного религиозного объединения

Саентологическая Церковь обладает типичными чертами религиозной организации, включая собственную священническую иерархию и аналог монашеского ордена, носящий название «Морской организации».

В Саентологической Церкви существует священническая иерархия, включающая одиннадцать различных ступеней — от добровольного священника-ученика до рукоположенного саентологического священника, которая завершается самым старшим в священнической иерархии рангом — капелланом Флага. Так называемая «Морская организация», члены которой посвятили свою жизнь распространению саентологического учения и занимают ключевые посты в Саентологической церкви, обладает основными признаками религиозного ордена («Морская организация» могла бы быть уподоблена католическому монашескому ордену, члены которого считают главным в своей жизни служение Церкви, с той разницей, что в «Морской организации» нет обета безбрачия).

Основной религиозный символ Саентологии — восьмиконечный крест.

Канонически и организационно саентологические церкви подчинены Международной Церкви Саентологии, штаб-квартира которой находится в Лос-Анджелесе (США).

В Саентологической Церкви Москвы насчитывается почти 800 священнослужителей различных ступеней: около 700 добровольных священников и около 75 рукоположенных священников.

Писание Саентологической религии

Саентология основана на трудах Л. Рона Хаббарда. Личность Л. Рона Хаббарда не является для саентологов объектом обожествления или поклонения, однако совокупность работ Л. Рона Хаббарда составляют Писание саентологической религии.

Это Писание играет роль источника для всех доктрин, положений, философий, практик, ритуалов и основных принципов Саентологической веры (доктрины и практики называют духовными или религиозными «технологиями» Саентологии).

Церковь Саентологии и духовенство Саентологии применяют и распространяют Писание, созданное Л. Роном Хаббардом. Сочинения и лекции Л. Рона Хаббарда являются единственным источником саентологического Писания. Никто не стал преемником Л. Рона Хаббарда как Основателя Саентологии, и никто не будет становиться таковым, по убеждению саентологов, в будущем.

В конце XX-начале XXI века Саентологической церковью была осуществлена кодификация Писания саентологической религии. Была проведена большая работа по сверке изданий работ Л. Рона Хаббарда с его рукописями и записями текстов лекций, уточнению и составлению списка трудов Л. Рона Хаббарда в хронологической последовательности.

Кроме того, были предприняты серьёзные усилия для того, чтобы работы Л. Рона Хаббарда были не подвержены риску утраты в результате каких-либо катастроф и бедствий. Писание саентологической религии помещено в надёжные хранилища, для сохранения работ Л. Рона Хаббарда использованы самые прочные и устойчивые носители.

Обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в Саентологической Церкви Москвы

Неотъемлемой составляющей религиозной практики Саентологии является изучение трудов Л. Рона Хаббарда, которые являются священным Писанием Саентологической Церкви.

Материалы обучения включают все книги Л. Рона Хаббарда, а также материалы, созданные на их основе, записанные на плёнку лекции Л. Рона Хаббарда, учебные фильмы, которые необходимы прихожанам для того, чтобы получить полное понимание теории и практики Саентологии.

Изучение Писания Саентологии ведёт к всё более полному пониманию духовной природы человека, а также является способом приобретения знаний и навыков, необходимых для проведения одитинга.

В Саентологической Церкви Москвы действует система обучения религии и религиозного воспитания последователей. По информации директора Саентологической Церкви Москвы по официальным вопросам Марии Леонидовны Мильчаковой, в Саентологической Церкви Москвы насчитывается свыше ста различных программ, посвящённых изучению Писания Саентологической Церкви. В период с 1 января 2012 года по 1 апреля 2013 года в Саентологической Церкви Москвы программы различного уровня посетило более 3600 прихожан.

Саентологическое обучение имеет свои особенности. Изучение организовано на основе так называемого «контрольного листа»: списка книг Л. Рона Хаббарда и частей Писания Саентологии, обязательных для изучения на данном этапе, практических упражнений и порядка их выполнения.

В саентологической аудитории нет учителей и преподавателей в обычном смысле этих слов. Обучающиеся продвигаются вперёд, пользуясь контрольным листом и с помощью профессионально подготовленного штатного сотрудника Церкви — супервайзера курса.

Супервайзер не преподаёт и не интерпретирует Писание Саентологии. Его задача — помочь обучающимся применять на практике принципы обучения, разработанные Л. Роном Хаббардом, таким образом, чтобы сами прихожане преодолевали непонимание и постигали значение Писания Саентологии.

Присутствуя на ряде занятий в Саентологической Церкви Москвы, я наблюдал следующую картину: в начале каждой «пары» (у российских саентологов это слово обозначает период занятий между перерывами, обычно это 2-2,5 часа) супервайзер проводит перекличку и отмечает по списку, кто присутствует. После этого он спрашивает: «Готовы приступить к занятиям?», — и даёт команду «Начали!». Каждый обучающийся в классе по своему собственному контрольному листу изучает какой-то раздел Писания. Саентологический класс внешне напоминает читальный зал библиотеки.

Во время перерывов я поговорил с некоторыми супервайзерами и обучающимися. Так, супервайзер Сергей Кимович Землянский (является штатным супервайзеров Саентологической Церкви Москвы с 2004 года) во время беседы со мной, которая состоялась 14 августа 2013 года, сказал, что одного только одитинга для быстрого духовного прогресса недостаточно, необходимо ещё обучение, чтобы саентолог понимал, куда он движется и что происходит во время одитинга.

Прихожанка Саентологической Церкви Москвы Ирина Михайловна Животягина сказала, что она изучила раздел Писания, который называется «Квалифицированный саентолог Хаббарда». Этот раздел является обязательным для изучения всеми саентологами, которые намерены достичь состояния Клир и собираются делать свои следующие шаги по Мосту к полной духовной свободе. Без его изучения невозможен дальнейший прогресс.

Я также ознакомился с некоторыми контрольными листами. Например, контрольный лист для изучения книги «Саентология: основа жизни» начинается со следующей цитаты Рона Хаббарда: «Возможно, вас учили, что познать разум, дух и жизнь очень сложно. Вот первый принцип Саентологии: ПОЗНАНИЕ РАЗУМА, ДУХА И ЖИЗНИ ВОЗМОЖНО». В контрольном листе 16 заданий, каждое из которых выполняется после изучения соответствующей главы книги. Последнее задание формулируется так: «Приведите свои доводы в пользу того, что с помощью Саентологии человека можно сделать лучше».

В конце каждого контрольного листа есть фраза, под которой подписывается супервайзер: «Я обучил этого студента так хорошо, как только мог; он выполнил требования контрольного листа, знает и может применять информацию, содержащуюся в материалах, указанных в этом контрольном листе».

Посетив ряд занятий и поговорив с некоторыми супервайзерами и обучающимися, я убедился, что изучение Саентологического Писания воспринимается ими в качестве одного из самых главных направлений духовного совершенствования, наряду с одитингом.

Таким образом, проведённое религиоведческое исследование позволяет сделать вывод, что Саентологическая Церковь Москвы является религиозным объединением, отвечающим критериям, которые используются в российском и зарубежном религиоведении при изучении и анализе религиозных организаций.

Саентологическая Церковь Москвы является добровольным объединением, образованным в целях совместного исповедания и распространения Саентологической религии и обладает соответствующими этой цели признаками, предусмотренными Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»: вероисповеданием; совершает богослужения, другие религиозные обряды и церемонии; обучает Писаниям Саентологической религии и осуществляет религиозное воспитание своих последователей.

Вопрос №2: Соответствует ли фактическая деятельность Саентологической Церкви Москвы формам и методам, используемым религиозными организациями?

Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Москве (далее — Главное управление) в период с 5 по 30 ноября 2012 года была проведена плановая документарная проверка Саентологической Церкви Москвы. В ходе проверки были отмечены некоторые особенности форм и методов деятельности Саентологической Церкви Москвы, которые, по мнению Главного управления, не отвечают характеру религиозного объединения.

1. Слово «Саентология» зарегистрировано в качестве товарного знака, однако, по убеждению Главного управления, наименование религии не может охраняться в качестве товарного знака.

2. У прихожан Саентологической Церкви Москвы отсутствует единое вероисповедание, так как в деятельности Саентологической Церкви допускается участие верующих других конфессий.

3. Распространение веры осуществляется субъектами предпринимательской деятельности посредством заключения возмездных договоров поручения.

В связи с этим данным специфическим особенностям форм и методов деятельности Саентологической Церкви Москвы в ходе религиоведческого исследования было уделено особое внимание.

Охрана наименования религии или религиозного объединения в качестве товарного знака не оказывает влияния на характер их деятельности в качестве религиозных объединений.

За рубежом распространена практика регистрации названия религии, религиозной литературы по классификации товаров и оказываемых услуг. Так, в качестве наглядного примера «может быть приведена деятельность христианской конфессии Адвентистов Седьмого Дня, число зарегистрированных товарных знаков её организаций составляет несколько десятков, и они используют данный правовой инструмент против несанкционированных действий, которые могут противоречить вероучению».

Некоторые религиозные организации (Церковь Христиан-Адвентистов Седьмого Дня; Церковь Иисуса Христа Святых последних дней; Церковь Саентологии и другие) зарегистрировали в России свои названия или название исповедуемой религии в качестве товарных знаков и предоставили право пользования этими знаками российским организациям.

Это, как правило, обусловлено стремлением сохранить ортодоксальность вероучения, оградив выпускаемую религиозную литературу от попыток её подмены со стороны групп и течений, находящихся вне соответствующих религиозных объединений, собственными изданиями, содержащими иную трактовку теологических вопросов.

Вместе с тем, следует учитывать, что, как свидетельствует анализ сведений Роспатента, во владении религиозных организаций в Российской Федерации находится около ста действующих товарных знаков. Свыше половины из них принадлежит православным религиозным организациям (епархиям, монастырям, приходам, предприятию «Софрино», паломническим центрам). Товарные знаки принадлежат также протестантским конфессиям, мусульманским и иудейским религиозным организациям.

Регистрация названия религиозного объединения или названия исповедуемой религии в качестве товарных знаков не оказывает влияния на характер их деятельности в качестве религиозных объединений.

В частности, не ставится под сомнение статус религиозного объединения применительно к Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня и Церкви Иисуса Христа Святых последних дней.

В ряде случаев регистрация названия религиозного объединения или названия исповедуемой религии в качестве товарных знаков не является препятствием для общественного признания той или иной религиозной организации. Так, представители Церкви Христиан-Адвентистов Седьмого Дня входят в состав Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. По состоянию на 15 января 2013 года членом Совета является Гончаров Олег Юрьевич — пастор, первый заместитель председателя Евро-Азиатского дивизиона (отделения) Генеральной конференции Церкви христиан-адвентистов седьмого дня.

У прихожан Саентологической Церкви Москвы есть единое вероисповедание, несмотря на то, что в деятельности Саентологической Церкви допускается участие верующих других конфессий.

Л. Рон Хаббард уделял серьёзное внимание изучению различных религиозных традиций, осмыслению роли религии в истории человечества и в жизни современного ему общества.

В работе «Влияние религии в обществе» он даёт следующее определение религии: «В нескольких словах религию можно определить как веру в духовное существо».

По убеждению саентологов, исповедуемая ими религия включила всё лучшее, что есть в других религиях. «В контексте религиозной истории Саентология явилась кульминацией тысячелетних поисков, надежд и молитв, — утверждается в книге «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы». — Здесь перед нами просвещение во всей своей полноте, воплощающее в себе то, к чему стремилась каждая религия».

Схожая мысль содержится и в тексте проповеди «Ценность Саентологии»: «Всё, о чём говорили духовные учители, всё, что обещал Будда, и даже видения христиан, — всё это стало явью в Саентологии, осуществилось в виде реальных результатов!».

Однако это не означает, что саентологи отрицают ценность других религий.

Л. Рон Хаббард отдавал себе отчёт в том, что религия стала в XX веке объектом яростных нападок, в том числе со стороны милитаристских и тоталитарных правительств, а также «тоталитарного материализма», утверждающего, что «человек — это животное, не имеющее духовной природы».

«Убедите человека в том, что он животное, что его достоинство и самоуважение — это лишь заблуждение, — писал Л. Рон Хаббард о последствиях нападок на религию, — что нет никакого «сверх», к которому можно стремиться, нет потенциально более совершенного «я», которое можно обрести, и у вас получится раб. Скажите человеку, что он — это он, духовное существо, что он обладает способностью выбирать, что он имеет право стремиться к высшей мудрости, и вы поставите его на путь к возвышенному. Не вызывает сомнения, что нападки на религию идут вразрез с традиционными человеческими стремлениями к духовной реализации и этичному образу жизни».

«Возможно, самым важным объектом нападения на культуру является религиозный опыт общества, — писал Л. Рон Хаббард. — Там, где можно разрушить или подорвать религиозные устои общества, можно быстро вызвать распад всей структуры этого общества, превратить его в развалины… Но главной, хотя и скрытой мишенью всех этих нападок на организованную религию было нечто более существенное: духовность человека, ваша собственная духовная природа, ваше чувство собственного достоинства и ваше душевное спокойствие».

Исходя из понимания религии, сформулированного Л. Роном Хаббардом, «Саентология признаёт, что все религии, любая религия является силой, направленной на добро, и способна улучшить общество и дать ему новые силы».

Отличительной чертой Саентологии является то, что прихожанином Саентологической Церкви может быть человек любого вероисповедания. В различных текстах Церкви Саентологии говорится о том, что не требуется отказываться от своей религии, чтобы стать саентологом.

В принципе, подобная практика встречается в религиозных организациях не часто, однако не является уникальной. Так, среди членов религиозного течения квакеров могут быть не только христиане, но буддисты, последователи других религий.

При этом следует иметь в виду, что «принадлежность сразу к нескольким религиозным организациям, равно как согласие религиозной организации с тем, что её члены могут входить в состав другой религиозной организации, не противоречит признакам религиозного объединения, установленным действующим законодательством».

Учитывая недостаточную изученность в современном религиоведении вопроса о том, как эволюционирует религиозное сознание последователей других религий, являющихся прихожанами Саентологической Церкви, данному вопросу в ходе проведения исследования Саентологической Церкви Москвы было уделено дополнительное внимание.

Следует отметить, что среди сотрудников и прихожан Саентологической Церкви Москвы мне встречались последователи разных религий, в том числе христиане, мусульмане, буддисты. Так, несколько последователей православия, ислама и других религий представлены среди штатных сотрудников Саентологической Церкви Москвы. По моим наблюдениям, а также данным директора Саентологической Церкви Москвы по официальным вопросам Марии Леонидовны Мильчаковой, среди штатных сотрудников Саентологической Церкви Москвы люди, считающие себя последователями не только Саентологии, но и какой-то другой религии, составляют незначительное меньшинство.

Как правило, сотрудники и прихожане Саентологической Церкви Москвы, исповедующие, наряду с Саентологией, и какую-то другую религию, сравнительно недавно пришли в Саентологию и ещё не успели достичь значительных результатов в изучении Саентологического Писания и существенно продвинуться по уровням одитинга. По мере достижения новых уровней одитинга и, в особенности, на высших уровнях, включая уровни «оперирующего тэтана», саентологи, сохраняя уважение к другим религиям, перестают осознавать себя последователями каких-то других, кроме Саентологии, религий.

Данный вывод нашёл подтверждение в ходе проведённых мной встреч и бесед с пятью штатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы.

Так, 2 августа 2013 года я провёл беседу со штатным сотрудником Саентологической Церкви Москвы Магомедсаидом Магомедовичем Саидовым, исповедующим, наряду с Саентологией, также и ислам. М.М. Саидов — даргинец, уроженец села Сергокала, воспитывался в мусульманской семье. В середине 90-х годов переживал период мировоззренческих исканий, однако продолжал исповедовать ислам и соблюдать мусульманские обряды. В течение пяти лет проживает в Москве, последние два года работает в Саентологической Церкви Москвы. За последние два года прошел начальное обучение Саентологическому Писанию. Сохранил глубокое уважение к исламу, соблюдает исламские обряды, однако менее интенсивно, чем прежде. Убеждён, что Саентология помогает ему найти истину и решение практических жизненных проблем за счёт присущих ей эффективных технологий.

7 августа 2013 года мной были проведены беседы с четырьмя штатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы: Зинаидой Владимировной Баланевской, Раисей Рауфовной Салахетдиновой, Фёдором Викторовичем Пилипко, Галиной Александровной Мирецкой.

З.В. Баланевская после смерти мужа в течение двух лет (в 1996-1998 годах) регулярно (два раза в неделю) бывала на службе в православном храме, соблюдала обряды, участвовала в таинствах, но не могла преодолеть депрессию. После знакомства с Саентологией в 1999 году и 9,5 часов одитинга преодолела депрессию и стала убеждённым саентологом. Однако продолжает считать себя православной христианкой, бывает в храмах один раз в два — три месяца (но не исповедуется и не причащается), иногда молится, знает молитву «Отче наш». У неё есть православные подруги, с ними она поддерживает хорошие отношения.

У Г.А. Мирецкой (сознательно крестилась в православной церкви в возрасте 30 лет, постилась, участвовала в богослужениях) после знакомства с Саентологией интенсивность участия в православных праздниках и обрядах существенно сократилась. Она отметила, что по мере изучения Саентологического Писания и прохождения одитинга стала понимать, что в Саентологии ты становишься причиной происходящих событий, а в других религиях остаёшься «следствием».

Р.Р. Салахетдинова не видит противоречий между Саентологией и исламом. Отмечает, что благодаря саентологическим технологиям улучшились отношения с мужем и пятью детьми. Соблюдает исламские обряды, но менее интенсивно, чем до знакомства с Саентологией, в частности, уже не совершает пятикратный намаз.

Ф.В. Пилипко убеждён, что «Ведические знания» (то есть неоязыческая вера) — это своего рода «повозка», они подходят для людей, живущих в патриархальном обществе, а Саентология — «гоночный автомобиль», который подходит для современной эпохи. После знакомства с Саентологией он сохранил симпатии к неоязычеству, однако посвящает участию в «Ведических» праздниках и обрядах гораздо меньше времени.

Таким образом, у всех штатных сотрудников Саентологической Церкви Москвы, исповедующими, наряду с Саентологией, и другую религию, с которыми я провёл беседы, эта другая религия оказалась на периферии их религиозного сознания. При этом все они считают себя убеждёнными саентологами.

Можно отметить несомненную взаимосвязь между эволюцией религиозного сознания последователей других религий, являющихся штатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы, и их результатами в изучении Саентологического Писания и продвижением по уровням одитинга.

Это связано с тем, что основатель Саентологии Л. Рон Хаббард уделял первостепенное внимание тому, чтобы все саентологи имели и применяли единую (стандартную) технологию и, соответственно, имели единое вероисповедание.

В 1968 году Л. Рон Хаббард в рамках «Программы по стандартной технологии» разработал новый уровень обучения для одиторов — «Класс VIII». «Стандартный» в Саентологии означает «ортодоксальный», то есть соответствующий Писаниям Саентологической религии, в которых указывается, что саентологи должны твёрдо верить в то, то саентологическая религия является истинным путём к духовному спасению.

В рамках «Программы по стандартной технологии» Л. Рон Хаббард добавил норму в Кодекс одитора (кодекс поведения для одиторов, которому они обязаны неукоснительно следовать). В нём появились такие слова: «Я обещаю применять по отношению к преклиру только стандартную технологию стандартным способом». Применение «стандартной» технологии «стандартным» способом в Саентологии означает приверженность ортодоксальному учению и практике духовной религиозной технологии, основанной Л. Роном Хаббардом.

В 1970 году Л. Рон Хаббард переиздал инструктивное письмо «Сохранение действенности Саентологии», чтобы подчеркнуть его значение (оно было снова переиздано в 1980 году).

Чтобы каждый саентолог и любой человек, который изучает Саентологию, постоянно получали напоминание о важности единого вероучения и применения стандартной саентологической технологии, Л. Рон Хаббард распорядился, чтобы инструктивные письма «Сохранение действенности Саентологии» и «На страже технологии» изучались в начале каждого курса по Саентологии (если это не ознакомительные занятия самого начального уровня).

В результате этого каждый человек любого вероисповедания, который становится прихожанином Церкви Саентологии, по мере изучения Писаний Саентологической религии будет многократно изучать эти базовые заповеди и примет Саентологию в качестве своей истинной религии.

При этом не выдвигается никаких требований (предписаний), подразумевающих, что саентолог должен демонстративно отвергнуть другую религию, которую он прежде исповедовал. Например, если человек вырос в христианской, мусульманской, буддисткой или иудейской семье, то он вправе по-прежнему участвовать в различных обрядах, церемониях, семейных и культурных мероприятиях, связанных с той или иной религией.

Таким образом, у саентологов, в том числе прихожан Саентологической Церкви Москвы, есть единое вероисповедание, которое включает признание Саентологии в качестве своей истинной религии, а также уважение к другим религиям.

Распространение веры, которое осуществляется субъектами предпринимательской деятельности посредством заключения возмездных договоров поручения в качестве одной из особенностей Саентологической Церкви Москвы как религиозного объединения

Саентологическая Церковь Москвы использует формы и методы миссионерской деятельности, которые применяют и другие религиозные организации.

Как отмечается в одном из документов, направленных Саентологической Церковью Москвы в Главное управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве, «миссионерская деятельность осуществляется некоторыми активными последователями Саентологической Церкви Москвы путём распространения идей и вероучения Саентологии отдельным людям и группам людей, в основном в личном общении, а также путем распространения приглашений на обряды, церемонии, другие мероприятия и/или информации о распространяемой религиозной литературе. Кредо Церкви Саентологии гласит: «Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права. Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться ее обычаев. …». Последователи Церкви Саентологии руководствуются данными положениями при осуществлении своей миссионерской деятельности. Организация периодически размещает объявления о проводимых мероприятиях и религиозной литературе в средствах массовой информации».

Вместе с тем, Саентологической Церкви Москвы присуща специфическая форма распространения веры, которая осуществляется субъектами предпринимательской деятельности посредством заключения возмездных договоров поручения. В какой степени подобная миссионерская деятельность может соответствовать статусу Саентологической Церкви Москвы в качестве религиозного объединения?

В рамках религиоведческого исследования данного вопроса мной изучались соответствующие высказывания Л. Рона Хаббарда, а также был проанализирован типовой договор поручения между религиозным объединением «Саентологическая Церковь Москвы» (Доверителем) и юридическим лицом (Поверенным), в соответствии с которым Поверенный обязуется оказать услуги по фандрайзингу (сбору средств путем привлечения пожертвований) в пользу Доверителя со стороны третьих лиц (физических или юридических), а Доверитель обязуется оплатить услуги Поверенного (далее — типовой договор поручения).

Кроме того, 12 и 13 апреля 2013 года я провёл беседы с четырьмя внештатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы, с которыми (в качестве руководителей или владельцев юридических лиц) были заключены типовые договоры-поручения, а также с сотрудницей Саентологической Церкви Москвы Еленой Александровной Будко, ответственной за работу с внештатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы.

В инструктивном письме «Мини-программы для отделов — ключ к достижениям» Л. Рон Хаббард указывает: «Осознайте, что организация — это не коммерческая компания, а центр религиозного движения, занимающегося изменением общества» и отмечает, что «необходимо набирать внештатных сотрудников и налаживать с ними хорошие отношения, а также безотлагательно выплачивать им комиссионные».

Это положение, содержащееся в сочинениях основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда, побуждает Саентологическую Церковь Москвы выплачивать внештатным сотрудникам комиссионные (в соответствии с типовым договором поручения — в размере до 15% от суммы привлеченных Поверенным пожертвований).

Как рассказала мне Елена Александровна Будко, ответственная за работу с внештатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы, примерно половина внештатных сотрудников стремятся отказаться от получения комиссионных, так как рассматривают привлечение пожертвований в пользу Саентологической Церкви Москвы со стороны третьих лиц исключительно в качестве своего религиозного призвания, вне контекста получения денежных средств. Однако, исходя из положений, содержащихся в работах Л. Рона Хаббарда, Саентологическая Церковь Москвы и её штатные сотрудники считают своим долгом убедить внештатных сотрудников получить причитающиеся им комиссионные.

Как показали беседы с внештатными сотрудниками, получение комиссионных не является для них стимулом для привлечения пожертвований третьих лиц в пользу Саентологической Церкви Москвы. Побудительными мотивами для того, чтобы рекомендовать своим знакомым, коллегам, клиентам их фирм обратиться с различными проблемами в Саентологическую Церковь Москвы являлось убеждение, что Саентология поможет этим людям решить семейные проблемы, избавиться от вредных привычек, улучшить свою жизнь.

Все внештатные сотрудники, с которыми я разговаривал, жертвовали в пользу Саентологической Церкви Москвы собственные денежные средства, многократно превосходившие размер полученных ими комиссионных.

Таким образом, привлечение пожертвований третьих лиц, которое осуществляется внештатными сотрудниками Саентологической Церкви Москвы (субъектами предпринимательской деятельности посредством заключения возмездных договоров поручения), мотивируется религиозными убеждениями внештатных сотрудников, а не материальной заинтересованностью.

Эта форма деятельности не противоречит статусу Саентологической Церкви Москвы как религиозного объединения и может рассматриваться в качестве одной из специфических особенностей саентологической религии.

Признание религиозного характера Саентологии, Международной Церкви Саентологии и Саентологических церквей различных стран

Саентологическая Церковь была тщательно изучена государственными органами и религиоведами ряда стран, в том числе США, решавшими вопрос о том, имеет ли Церковь Саентологии право считаться религиозной организацией.

Так, в США Международная Церковь Саентологии получила статус религиозной организации через 39 лет после своего возникновения. Налоговая служба США выпустила 1 октября 1993 года постановление, подтверждающее религиозный характер Церкви Саентологии и освободило её от налогообложения после масштабной проверки, которая продолжалась два года и охватывала все аспекты деятельности Церкви в США и в мире, а также после разбора всех обвинений, выдвинутых против Церкви её критиками.

В настоящее время Правительство США исходит из того, что Церковь Саентологии — это такая же церковь, как католическая или любая другая церковь. В США не только Церковь Саентологии, но и все учреждённые ей общественные организации признаны действующими исключительно в религиозных и благотворительных целях и освобождёнными от налогообложения. В тех случаях, когда Саентологическая религия подвергается дискриминации в той или иной стране, Госдепартамент США выражает по этому поводу свою озабоченность в ежегодных докладах о состоянии религиозной свободы в мире.

Кроме США, Саентология получила официальное признание в качестве религии почти в 30 государствах: в Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде, Коста-Рике, Индонезии, Индии, Непале, Новой Зеландии, Словении, Хорватии, Швеции, ЮАР и других странах.

Как отмечается Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ), государства-члены Европейского союза расходятся во мнении по вопросу о том, является ли Саентология религией. Об этом, в частности, говорится в пункте 79 Постановления ЕСПЧ «Кимля и другие против России». Важно отметить, что в первоначальном тексте Постановления ЕСПЧ, принятом 1 октября 2009 года, утверждалось, будто бы «многие европейские страны… отказываются признавать Саентологию религией». Однако решением ЕСПЧ от 3 декабря 2009 года это предложение было удалено и не вошло в текст окончательного Постановления ЕСПЧ от 1 марта 2010 года, так как при более внимательном изучении вопроса выяснилось, что в Европейском союзе нет стран, которые бы официально отказались признать Саентологию в качестве религии.

В ряде стран Европейского союза Саентология уже официально признана религией. Так, в Швеции Церковь Саентологии была зарегистрирована в качестве религиозного объединения в 2000 году, в Португалии — в 1988 году, в Венгрии — в 1991 году, в Испании — в 2007 году.

В октябре 1997 года Кассационный суд Италии, являющийся высшей судебной инстанцией, вынес решение по делу «Бандер и другие против Италии» (№16835/97), в котором Суд признал Саентологию в качестве религии в соответствии со всеми критериями для определения религии. В соответствии с этим решением Министерством финансов Италии в декабре 1997 года Саентологические Церкви были отнесены к категории «религиозных и некоммерческих объединений» и освобождены от уплаты налогов.

Однако, в некоторых государствах (в Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Франции ) в силу особенностей правовой системы этих стран, саентологические организации имеют статус общественных объединений.

В ряде стран Евросоюза (Чешская Республика, Словакия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Ирландия) либо ещё нет официально учреждённых саентологических организаций, либо действуют относительно недавно открытые миссии, которые не обращались с заявлениями о регистрации в качестве религиозных организаций.

В отдельных странах, в том числе в Республике Казахстан, где в 2011 году был принят новый Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», продолжаются дискуссии о том, может ли Саентологическая Церковь считаться религиозной организацией с точки зрения национального законодательства. Саентологические религиозные организации не прошли в Республике Казахстан перерегистрации в соответствии с Законом 2011 года (как, впрочем, многие мусульманские, протестантские и другие религиозные организации).

Попытки представить Саентологию в качестве некоего «коммерческого культа», созданного ради извлечения финансовой выгоды, получили распространение главным образом в конфессионально ориентированных публицистических произведениях. Иногда подобные оценки приводятся в учебных пособиях по религиоведению.

Однако попытки доказать нерелигиозный характер Саентологии не находят убедительных подтверждений. Так, например, в экспертном заключении, выполненном по поручению правоохранительных органов Ю.В. Тихонравовым, делается чёткий вывод, что «вероучение Церкви Саентологии содержит в себе ключевой элемент всякой религии — доктрину воздаяния».

В работах таких известных религиоведов, как Н.С. Гордиенко, И.А. Кантеров, М.М. Богословский и других подробно раскрываются особенности Саентологии в качестве религии. Можно согласиться с мнением Н.С. Гордиенко, что в настоящее время в светском отечественном религиоведении сложилось чёткое представление о Саентологии как религии, а о Международной Церкви Саентологии и Саентологических церквах других стран — как о религиозных организациях.

В зарубежном западном религиоведении также укоренилась точка зрения, в соответствии с которой Саентология является одной из новых религий, а Международная Церковь Саентологии и другие Саентологические церкви — религиозными организациями.

Наиболее убедительно эта точка зрения обосновывается в исследованиях известных религиоведов Роя Уоллиса, Брайана Уилсона и Гордона Мелтона. В работах этих авторов различные аспекты Саентологии подвергаются критике, но все эти и многие другие религиоведы считают Саентологию религией, а не «коммерческим предприятием».

Саентология признаётся религией видными социологами религии Дэвидом Бромли, профессором социологии в Университете Содружества Вирджинии, и Энсоном Шупом, почётный профессором социологии в Университете Индианы, Уильямом Симсом Бейнбриджом из Национального научного фонда США, исследовавшим Саентологию с конца 1960-х годов и многими другими.

Эту позицию в качестве общепринятой высказывают, в том числе, и известные религиоведы, достаточно критически относящиеся к Саентологии, например, профессор религиоведения университета штата Огайо Хью Урбан.

Наиболее известные на Западе религиоведческие центры, специализирующиеся на изучении новых религиозных движений, также признают Саентологию религией.

Таким образом, в последние годы российское и западное религиоведение пришли к однозначному выводу, что Саентология является одной из религий, а Международная Церковь Саентологии и другие Саентологические церкви — религиозными организациями. Данный вывод учитывался исследователем и при религиоведческом исследовании Саентологической Церкви Москвы.

III. Выводы

Проведённое религиоведческое исследование позволяет дать следующие конкретные и определённые ответы на поставленные вопросы.

Вопрос №1: Является ли Саентологическая Церковь Москвы религиозным объединением?

Ответ: Да, является.

Вопрос №2: Соответствует ли фактическая деятельность Саентологической Церкви Москвы формам и методам, используемым религиозными организациями?

Ответ: Да, соответствует.

15 августа 2013 года

Иваненко Сергей Игоревич,

доктор философских наук, религиовед

Поделиться

Похожие записи