Общность предмета изучения

Хаджи Мухаммед ал-Кааим Сафа Савада
Президент Центра Алул-Байт в Японии

Введение

Слово «Саентология» образовано от латинских слов “scio”, что значит «обладание знанием» в самом полном смысле этого слова, и от греческого “logy”, что означает «приобретение знания» или «знание». Дословно это означает «знание о том, как знать». Саентология уделяет большое внимание знанию, и ее цель — это «знать» в самом верном значении.

Для Ислама «знание» — это высочайшая цель. Исламское пророчество уважительно относится к знанию. В одном из хадисов (основная общая часть преданий, относящаяся к Магомету и его последователям) говорится: «Я — Город Знания, а Али — Ворота, ведущие в него». Другой хадис утверждает: «Идите в Китай за знанием!» В то время Китай был настолько отдаленным местом, что считался краем земли, тем не менее, именно туда отправлялись в поисках знания. Для Ислама поиски знания являются наивысшим идеалом. Таким образом, Ислам питает к знанию глубочайшее уважение. В Исламе человек, обладающий знанием, называется Улама. Улама происходит от “ilm”, что означает «знание». Можно увидеть, что Саентология и Ислам стремятся в одном и том же направлении и, таким образом, они могут иметь общие стороны.

Автор дважды странствовал в Мекку и является признанным лидером в Исламском мире. Кроме того, он недавно изучал саентологическую философию и совершил поездку в её Всемирный Центр Управления, в который отправляются, как в свою Мекку, и был немало удивлен сходством между ними.

Согласно видеофильму «Введение в Саентологию», который был снят в 1966 году и представляет собой запись интервью с основателей Саентологии Л. Роном Хаббардом, в юности мистер Хаббард много путешествовал по Азии. Там он обдумывал причины нищеты, в которой она находится. С самого начала его интересовали исследования происхождения человека; затем это стало работой всей его жизни, а кульминацией рождение Саентологии. Сначала мистер Хаббард понял, что, несмотря на то, что у людей есть различия в культуре, расе, и так далее, должен быть некий общий знаменатель, и если его найти, то это улучшит знание, что такое человек. Мистер Хаббард обнаружил этот общий знаменатель, и это — «Выживай!».

Почему же открытие принципа «выживай» было так важно? Если слово «выживай» найти в словаре, то там оно определено как «продолжать жить, оставаться живым даже после смерти другого или других». Тем не менее, этого не достаточно для того, чтобы полностью объяснить этот термин. То, что обнаружил мистер Хаббард — это общий знаменатель человека, и именно это стало одним из основных принципов Саентологии.

В этом же интервью мистер Хаббард ответил на вопросы о следующей жизни, объяснив, что человек может выживать даже после смерти и, таким образом, следующая жизнь существует. Поэтому термин «выживай» относится не только к этой жизни, но, скорее, к вечности.

В техническом словаре Дианетики и Саентологии выживание определяется как:

  1. Условия, в которых возможно не-выживание. Выживая, человек находится в той ситуации, когда возможно прекращение выживания, в противном случае он бы не стремился выжить.
  2. Выживание может быть определено как побуждение продолжать существовать сквозь время, в пространстве, в качестве материи и энергии.
  3. Выживание понимается как основной и единственный толчок жизни сквозь время и пространство, энергию и материю. Выживание делится на восемь динамик (или побуждений выживать).

Насколько это схоже с Исламом? То, для чего человек создан и живет, объясняется в одном арабском слове «qiyama». Возможно, Коран не переведен правильно с арабского языка, и это слово не было правильно переведено на английский язык.

«Qiyama» (существительное) происходит от «qom» или дата, имеет множество различных значений, таких как: поднять, встать, оглянуться, напасть, жить в почете, подняться от смерти, повернуть, воскресать, уходить, положение, отдыхать, начинать, выполнять, поддерживать и брать ответственность. Имея их в виду как общее представление, значение слов «qiyama» в Коране и «выживание» в Саентологии вполне могут обозначать одно и то же.

Ни та, ни другая философия не стала бы оспаривать тот факт, что человек пытается выжить и что человек делает все от него зависящее, чтобы выжить в мире, который его окружает.

I. Ислам, охватывающий все религии

Ислам был основан Мухаммедом (Мир Ему и его потомкам). Можно удивиться, обнаружив в Коране, в который мусульмане абсолютно верят, как в Слово Бога, что Ислам также называет истину, существовавшую еще до создания этого мира, на протяжении этой вселенной. Все посланники и пророки Бога учили “Исламу” еще со времен Адама. Согласно устному преданию Исламского пророчества число посланников бога названо 313, в то время как число пророков Бога составляет 124,000.

Было показано, что эти посланники и пророки Бога были посланы во все населенные пункты, племена и народы, и что они распространяют одну и ту же истину, но на языке каждого. В главе 2, в пункте 136 Корана говорится: «Говорите! Мы верим в Бога и в то, что открыто нам. Мы так же верим в то, что было открыто Абраму, Исмаилу, Исааку, Якову, и племенам так же, как и в то, что дано Моисею и Иисусу, и в то, что дано Богом всем пророкам. Мы никогда не создавали дискриминацию между кем-либо из них, и мы — мусульмане. Здесь есть арабское слово «farag», которое переводится как «никогда не создавать дискриминации». Это слово также означает «разделять, отделять, отрезать и отделить». Таким образом, это значение, взятое из Корана, не только означает «никогда не дискриминировать другие религии», но также никогда не отделять или не игнорировать их. Это не только означает терпение к евреям, христианам, индусам; буддистам и синтоистам, а это также означает сохранять гармоничное уважение к ним. Именно этому учит мир Ислама. И поэтому, если бы мусульманин заговорил об Исламе, он, естественно, также говорил бы о Христианстве, Буддизме, Индуизме, Синтоизме и о других религиях, однако в области собственного понимания. Это — подлинный Ислам, открытый Магомету пророчеством. О том, в чем также может быть большое сходство с Исламским преданием, Мистер Хаббард сказал в лекции от 3 июня 1955 года, озаглавленной «Надежды человека»:

«Я бы хотел почтить великих духовных лидеров прошлого — не современных нам, а прошлого — так как эти люди, были носителями традиции, позволяющей нам осознать факт существования в человеке духовной стороны. Этих великих духовных лидеров вешали, оскорбляли, неверно интерпретировали, плохо цитировали, не понимали. То, несмотря на это, это они — те самые руки, что пронесли светоч через столетия, благодаря чему мы смогли достичь кульминации в увеличении человеческих способностей и получили некоторую надежду на будущее…

Одного из числа людей, передавших это, звали Моисей. И потом это было передано человеку по имени Христос. И он тоже передал это, что принесло благо и арабской нации через их пророка Магомета».

В книге «Дорога к счастью» мистер Хаббард писал:

«Терпимость — это хороший краеугольный камень, на котором нужно строить человеческие взаимоотношения. Когда видишь кровопролитие и страдания, к которым приводит религиозная нетерпимость, существовавшая на протяжении всей истории человека, включая наше время, можно видеть, что нетерпимость — это энергия, совершенно не способствующая выживанию.

Религиозная терпимость не означает того, что человек не вправе выражать свои собственные убеждения. Но это означает, что стремление к подрыву религиозной веры и убеждений другого человека, всегда было кратчайшим путем к созданию проблем».

В кредо Саентологии Мистер Хаббард писал:

«Мы, в нашей церкви, верим, что все люди любой расы, любого цвета кожи и вероисповедания, изначально имеют равные права; все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев; все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им».

Можно видеть, что этим уважением труды мистера Хаббарда похожи на Ислам.

II. Значение Ислама

Ислам охватывает все религии, и откровение Корана утверждает, что все посланники Бога и пророки преподавали учение Ислама. Тогда что же такое Ислам?

Слово «Ислам» означает «полностью повиноваться Богу» или «все возложить на Бога». Также его можно толковать словом «мир». Если исследовать арабское происхождение слова «Ислам», обнаружится, что оно приходит от существительного «Ислам», которое происходит от арабского глагола «salima», означающего: «свободный, избежать, безопасный и прочный, безошибочный, несомненно доказанный». Другими словами, можно было бы написать, что Ислам означает «путь к свободе, путь к эмансипации, уходящий от всех страданий, и путь к спасению и здоровью».

В Буддизме сам термин Буддизм означает «войти в положение Буддхисатвы», достичь состояния духовного пробуждения и полностью придерживаться этого. В Синтоизме есть подобный термин «кому нагара». Скорее это разные названия состояния духовного освобождения человека.

Подобные термины существуют в Саентологии, и они определяются как духовные уровни Клира и ОТ, которые никогда ранее не были достигнуты. (ОТ означает «оперирующий тэтан». Тэтан — это саентологический термин духовной сущности или духовного существа).

Мистер Хаббард оставил два письма буддистским лидерам, где он заявляет, что Саентология может сделать возможным для всех достижение состояния Будды за два-три года и предложил буддистским лидерам послать двух людей от каждой секты для того, чтобы обучиться саентологическим доктринам и принести эти доктрины в свои секты.

Ислам означает путь к освобождению и путь к эмансипации. Для того, чтобы достичь духовных состояний Клира и ОТ в Саентологии, человеку нужно учиться и применять то, чему он научился на Мосту к Полной Свободе. Этот Мост представляет собой таблицу, которая в общих чертах обрисовывает путь изучений и применений, по которому человек должен пройти для достижения этой свободы. В смысле стремления к духовной свободе Ислам и Саентология имеют много общего.

III. Компоненты человека с точки зрения философии Саентологии и Ислама.

Исламское и саентологическое учение, согласны с тем, что человек состоит из духа, души и тела. Аллама Сайид Магомет Хисаин Табатабай лучше всего объяснил Исламскую точку зрения так:

Те, кто до некоторой степени знаком с науками Ислама, знает, что в учениях Священной Книги и преданий Пророка есть много ссылок на дух и материю, или душу и тело. Относительно легко представить тело и то, что материально, или то, о чем можно получить представление посредством ощущений; представить же дух или душу затруднительно и сложно.

Богословы и философы, подобные Шииту и Сунни, те люди, которые предаются интеллектуальным дискуссиям, предоставили различные взгляды, касающиеся истинности духа. Тем не менее, несомненно то, что Ислам считает дух и тело двумя реалиями, которые противопоставлены друг другу. После смерти тело теряет жизненные свойства и постепенно разлагается, но с духом все происходит не так.

Скорее дух — это причина или источник жизни. Когда дух присоединяется к телу, тело вследствие этого получает жизнь, а когда дух отделяется от тела и разрывает свою связь с телом. Исход, который называется смертью, тело перестает функционировать, в то время как дух продолжает жить.

В книге «Саентология. Основы мысли» Мистер Хаббард так описывает составляющие человека:

«Отдельного человека можно представить в виде трех частей. Первая из них — это дух, называемый в Саентологии «тэтан». Вторая часть — это Ум. Третьей из этих частей является тело».

Он продолжает:

«Все эти три части человека — тэтан, ум и тело — представляют собой разное, но они заметно и непрерывно влияют друг на друга. Из этих трех главным является тэтан, так как без тэтана не было бы ни ума, ни живости тела, тогда как без тела или ума в тэтане все еще есть живость и жизнь. Тэтан — это человек. Вы — это Вы в теле.

С точки зрения Саентологии, тэтан продолжает жить после смерти, так как тэтан бессмертен. Можно увидеть, что очень многое из этого согласуется с убеждениями Ислама о духе.

Предшествующая Саентологии наука — наука Дианетика. Сначала она была представлена как наука о разуме, однако позже, в процессе того, как развитие этой науки росло, она была заново определена как наука о том, «что душа делает с телом». В дальнейшем подобным образом Саентология была заново определена как «изучение и управление духом по отношению к нему самому, окружающему миру и другой жизни».

Позже эти сходства были подчеркнуты Мистером Хаббардом в сделанном им утверждении: «Однако, в то время как науки идут вперед, становится более и более очевидно, что главная деятельность жизни — это деятельность тэтана, и что при отсутствии духа жизнь более не существует». Таким образом, можно видеть, что то, что определено как дух, душа и тело, а также жизнь и смерть, согласуются друг с другом как в Исламе, так и в саентологической философии.

IV. Алул-Байт — исследование взаимосвязи между Исламом и Саентологией.

Понять, что Ислам и Саентология совместимы и находятся в согласии, помогает Мул-Байт. Из-за произношения термин произносится «Алул-Байт» однако в действительности это Ал ал-Байт. Ал означает семья, а ал-Байт означает дом Бога. Таким образом, Алул-Баит означает семья дома Бога, хотя, в общем, считается, что это означает “Семья Дома Пророка”. Коран, поощряя мусульман признать, что более ранние пророчества и значения действительно являются частью Исламской мысли и предметом изучения Ислама, таким образом до некоторой степени выполняет функцию Саентологии.

Подобным образом, Л. Рон Хаббард пишет: «Открыт феномен Саентологии, и все люди и все формы жизни придерживаются его». Описывая цели Саентологии, он также утверждал: «В течении пяти тысяч лет общая для мыслящих людей истина, которая очищена и развита новыми открытиями о человеке, способствовала этому успеху». Очевидно, что оба эти учения, и Саентология, и Ислам, имеют понимание того, что их философии и науки заключают в себе не только собственных приверженцев, но направляют свое внимание на все стороны жизни, а так же на ее взаимодействие внутри вселенной и вне её. С этой точки зрения обе философии считают, что имеют понимание того, что они являются частью семьи человечества, и что человечеству требуется помощь посредством их знания жизни и вселенной.

Одним из фундаментальных и главнейших аспектов обеих философий, саентологической и исламской, является то, что обе они верят в то, что человек в основе своей хороший. Это очень отличается от Христианства, которое считает, что человек создан из первородного греха. Этот писатель был бы удивлен, если бы, имея такое общее базовое понимание, члены Саентологической и Исламской философии не смогли добиться понимания друг друга.

V. Саентология и Имам Замам

В Шиите Ислама есть пророчество Магомета, оставившего важный хадис, подразумевающий устное предание, который гласит: «Я оставляю с вами нечто важное. Коран, который является книгой Бога, и мой Алул-Байт (семья дома Бога), и да никогда не разлучитесь вы с ними». В другом хадисе есть другое пророчество о том, что каждая строфа Корана содержит семь значений, и Али из Семьи Пророка передал их Имаму, который затем передал их следующему Имаму. Согласно учениям Шиита, имам — это духовный лидер всех, кто исповедует Ислам. Эти семь различных значений строф Корана могут быть либо явными, либо скрытыми. Современного духовного лидера называют Имам Замам, и сейчас он находится в положении «Ghaib», что в переводе означает скрытый или отсутствующий. Этот Имам Замам находится в положении, когда никто не может видеть, слышать или осязать его посредством обычного восприятия; таким образом, кажется, что его нет. Тем не менее, в действительности он не отсутствует, а, скорее, неумолимо существует. Это — великая и мистическая часть Ислама, однако посредством применения технологии Саентологии есть возможность достичь такого состояния и на собственном опыте познать Имам Замам. Ал-Хамд Ли Лла (Спасибо ГОСПОДУ).

VI. Традиции Саентологии

Коран служит не только для убежденности и веры. Существует также традиция, в которой можно заметить сходство с Саентологической, в том, что акцент ставится на ведение человека к лучшей жизни. Очевидно, что в отдельных общинах существуют ритуальные традиции, которые могут отличаться, так как Саентологическая философия, конечно же, не является Исламской философией. Тем не менее, обе философии имеют доктрины и труды, предназначенные для того, чтобы помогать человеку вести лучшую жизнь за пределами их общин.

Эти доктрины и труды включают моральные и этические кодексы поведения, следуя которым приверженцы этих философских взглядов имеют возможность получить благо. Обе имеют свои собственные кодексы справедливости. Как пример общего морального кодекса можно упомянуть традицию неупотребления алкоголя со стороны Ислама.

Что же касается Саентологии, то Л. Рон Хаббард так написал об алкоголе в «Дороге к счастью»: «У людей, которые употребляют алкоголь, отсутствует бдительность. Даже когда кажется, что из-за алкоголя они становятся более бдительными, их способность реагировать снижена. Алкоголь имеет некоторую медицинскую ценность. Но ее можно очень сильно переоценить. Не позволяйте тому, кто пьет, управлять машиной или самолетом, в котором сидите вы. Выпитого спиртного напитка хватает надолго; не допустите же того, чтобы большая доза алкоголя привела к тому, что все закончится несчастьем или смертью. Удерживайте людей от чрезмерного употребления алкоголя».

Очевидно, что две точки зрения на алкоголь не одинаковы, но многие саентологи не пьют алкоголь, и предполагается, что многие в среде мусульман так же не употребляют его.

Это просто пример действия в жизни кодекса, который обе философии в какой-то степени разделяют, и их ближние, соблюдая это, могли бы лучше выживать. В этом отношении они совместимы.

Тем не менее, главная традиция Саентологии — это традиция одитинга, с помощью которого человека можно поднять до духовного состояния Клира и ОТ. Конечно, нигде в Саентологии не написано законов о том, что человек на самом деле может соприкоснуться с состоянием “ghaib”, где существует Имам Замам. Ислам говорит, что для достижения такого духовного состояния человек должен поститься и молиться, но саентологи не считают то же самое о достижении состояний Клир и ОТ.

Состояние Клир и, выше его, ОТ достигается посредством одитинг. Одитинг — это тренировка, посредством которой с помощью хорошо подготовленного человека, называемого одитор (означает человека, который слушает, от латинского «audire», слушать), Саентология обращается к действительному духовному существу, или к тэтану, как его называют в Саентологической терминологии. Человек, являющийся тэтаном, с помощью одитора и собственных лет упорного обучения и мастерства, может определять в памяти местоположение таких моментов, когда он уменьшил себя как духовное существо, снизил свою способность и восприятие себя как духовного существа и, таким образом, перевернул так называемую нисходящую спираль существования. На начальной стадии этого будет обнаружено, что многое из того, что снизило способности, присущие духовному существу (или тэтану), недоступно памяти и кажется исчезнувшим. Это происходит с большинством людей. Тем не менее, с помощью одитора человек, который получает одитинг, вскоре становится способным подробно рассказать о своем прошлом и вновь приобрести исчезнувшие воспоминания и духовные способности, а также начать восхождение по мосту к Полной Свободе. Этот Мост также схематически представлен как таблица осознания и градации движения человека к высшей точке ОТ (оперирующий тэтан), которая показывает соответствующее положение человека по мере его прохождения по духовному пути к большим способностям. Как тэтан существо способно вновь приобрести утраченные осознание, восприятие и способности. На Мосту к Полной Свободе каждый шаг точно отмечен посредством обозначения для каждого уровня той способности, которая, как ожидается, вернется к человеку.

Результаты восхождения по этому Мосту заранее известны и вполне предсказуемы. Автор полагает, что с возросшими уровнем восприятия и осознанием состояние Имам Замам может быть достигнуто. После изучения обоих учений автор ожидает, что Имам Замам досягаем непосредственно через саентологический одитинг.

VII. Феномен Мади — его взаимосвязь с целями Саентологии.

Аллама Сайд Мухаммед Хисаин Табатабай написал о Мади следующее:

«Так как в том существует внутренняя необходимость, будущее увидит день. когда человеческое общество будет изобиловать справедливостью, и когда все будут жить в мире и спокойствии, когда человеческие существа будут полны добродетели и совершенства. Такие условия будут установлены человеческими руками, но с божественной помощью. А предводитель такого общества, который будет спасителем человечества, на языке хадиса называется Мади».

В различных религиях, которые управляют миром, в таких как Индуизм, Буддизм, Иудаизм, Христианство, Зороастризм и Ислам, есть ссылки на человека, который придет как спаситель человечества. И хотя, естественно, существуют некоторые расхождения в деталях, которые можно распознать при внимательном сравнении этих учений, все они обыкновенно дают счастливое известие о его приходе. Хадис о Святом Пророке, с которым согласны все мусульмане, гласит: «Мади — мой потомок», что относится к этой же самой истине.

Мистер Хаббард писал: «Цель Саентологии сделать человека способным жить вместе со своими собратьями так, как он сам понимает лучшую жизнь, и играть в лучшую игру».

В 1965 году Мистер Хаббард написал «Цели Саентологии»:

«Целями Саентологии являются: цивилизация без сумасшествия, без преступности и без войны, где способность может процветать, и тот, кто честен, может иметь права, и где человек сможет подняться до великих высот.

Впервые объявленные энтурбулированному миру пятнадцать лет назад, эти цели полностью под силу нашей технологии.

Не являясь политической в основе своей, Саентология приглашает каждого человека любого вероучения, расы или нации.

Мы не стремимся к революции. Наше стремление эволюция к более высоким состояниям существования для отдельного человека и для общества. Мы достигаем наших целей. После бесконечных тысячелетий невежества вокруг человека, его ума и его вселенной сделано крупное достижение. Другие попытки, предпринятые человеком, оказались превзойденными.

Объединенная истина мыслящих людей за пять тысяч лет, которая очищена и развита новыми открытиями о человеке, способствовала этому успеху.

Добро пожаловать в Саентологию. Мы лишь ожидаем от вас помощи в достижении наших целей и помощи другим. Мы ожидаем, что и вам помогут.

Саентология — это самое жизненно важное движение на Земле среди всех существующих сегодня.

В нашем беспокойном мире эта работа не так — то проста. Но будь это не гак, нам не нужно было бы делать ее

Мы уважаем человека и верим в то, что он достоин помощи. Мы уважаем Вас и верим, что и Вы тоже можете помогать.

Саентология не связана ни с чьей поддержкой. Мы не поступились ничем ради компромисса. Сделай мы это, мы не были бы сейчас столь способны на то, что мы делаем. Человек с подозрением относится ко всем предложениям о помощи. Его часто подводили, его доверие подорвано. Слишком часто в него вселяли веру, а затем обманывали. Мы можем ошибиться, так как мы строим мир из сломанных соломин. Но мы никогда не предадим Вашу веру в нас, пока Вы — один из нас. Солнце над Саентологиеи никогда не зайдет.

И пусть новый день рассветет для Вас, для тех, кого Вы любите, и для человека. Хотя наши цели велики, они просты.

Мы добьемся успеха, и уже добиваемся его с каждым новым оборотом Земли. Ваша помощь желанна для нас.

Наша помощь — это Ваша помощь».

О будущем Саентологии мистер Хаббард писал: «С помощью Саентологии человек может прекратить сумасшествие, преступность и войну. Сегодня первостепенная раса Земли — не та, что находится среди наций. Единственная раса, имеющая значение в данный момент — это та, что стоит между Саентологией и атомной бомбой». История человека, как об этом говорят хорошо известные авторитеты, может полностью зависеть от того, кто побеждает. Л. Рон Хаббард никогда не претендовал на то, чтобы быть кем-то иным, чем человеком. Однако, если осуществится то, ради чего он работал, тогда осуществятся предсказания Мади. Что же касается других учений, Буддизм упоминает о возвращении Матейи. И вновь это предсказание о возвращении человека, который завершит деяния Будды. Установленное в Пали известие о возвращении Матейи сообщает, что это должно произойти примерно 2500 лет спустя после смерти Будды. А это примерно тот самый год, когда была выпущена «Дианетика: современная наука душевного здоровья», в 1950 году. Это было спустя несколько лет после того, как Мистер Хаббард написал свою поэму «Гимн Азии», где он открыто спрашивает: «Может быть я — Матейя?» С тех пор движение Саентологии выросло, теперь оно насчитывает 8 миллионов членов по всему миру и продолжает расти. Оно создало школы, программы реабилитации наркоманов, программы реабилитации преступников, и распространенные по всему миру комиссии по ликвидации причин сумасшествия. На вершине этого — постоянно растущие способности, осознания и ум тех людей, которые берут на себя сложную задачу, поставленную перед ними мистером Хаббардом.

С тех пор как Мистер Хаббард покинул свое тело в 1986 году, им и саентологическими организациями получены со всего мира буквально тысячи и тысячи прокламаций, признаний, одобрений как со стороны правительств и организаций, так и от отдельных людей.

Заключение

Ислам и Саентология имеют некоторые сходства. Стремление к знанию и мудрость — наиглавнейшие из них. Обе они хотят улучшить и освободить человека. Обе они несправедливо подвергались гонениям в обстановке, когда о них распространялась заведомо лживая информация. Вопреки этому, обе процветают. Тем не менее, именно вера в то, что человеку можно помочь, привело автора к изучению обеих философий, и автор верит, что они многое могут предложить не только человечеству, но так же и друг другу.

Хаджи Мухаммед ал-Кааим Сафа Савада

4 апреля 1996 год

Япония

Об авторе

Хаджи Мухаммед ал-Кааим Сафа Савада полвека изучал Восточные и Западные религии. Его паломничество в Мекку завершилось тем, что ему был пожалован благоговейный исламский титул Хаджи.

Президент Центра Алул-Байт в Японии.

Перевёл Коран на японский язык.

Поделиться

Похожие записи