Фрэнк К. Флинн, 1983

В нескольких аспектах саентологию можно считать наиболее интересным явлением в ряду новых религиозных движений. Описывая себя как «прикладную религиозную философию»[01] “What is Scientology?”, с. 3.*, она с трудом укладывается в рамки какой-то одной категории, такой как религия, наука, философия или метод. В этих обстоятельствах велика вероятность её неправильной классификации и ошибочной интерпретации. Представляется наиболее подходящим обозначать недавно признанные религиозные феномены этого типа как «новое религиозное движение» или «альтернативное религиозное движение».

*От редакции: примечания автора помечены квадратными скобками и выводятся списком в конце статьи (вы всегда можете вернуться, нажав стрелку вверх).

Интерпретация новой религии

Традиционная социологическая классификация религиозных движений (церковь, деноминация, секта и культ), впервые описанная в книге Эрнста Трёльча «Социальные учения христианских церквей», перестала казаться однозначной[02]Творческое переосмысление таксономии см. в книге: Рой Уоллис, «Вчерашние дети», под ред. Брайана Уилсона, … Continue reading. Прежде всего это касается терминов секта и культ, которые чаще всего применяют к недавно возникшим религиозным группам. Важно отметить, что эти термины указывают на взаимоотношения. Так, например, понятие «секта» приобретает более чёткий смысл, когда его употребляют применительно к организованным церквям, внутри которых возникли расхождения относительно догматов и практик. Родни Старк хорошо передал эти взаимоотношения, когда сказал, что представление о секте «отражает усилия тех, кто в церкви, оставаться в этой церкви»[03] Родни Старк, «Должны ли все религии быть сверхъестественными?», Уилсон, с. 168.. Таким образом, условием для формирования секты, по-видимому, выступает наличие хорошо организованной церкви. И наоборот, понятие «культ» приобретает более чёткий смысл, когда культ рассматривается в его взаимоотношениях не с церковью, деноминацией или сектой, а с предшествующим состоянием секулярности1 Секулярность — это состояние отделённости от религии, отсутствия исключительной связи с какой-либо конкретной религией; способ восприятия действительности, при котором не принимаются во внимание духовные или религиозные явления. (От латинского saeculum, означающее «мирской», «светский».) (Примечание переводчика). Как сформулировал Старк, культ отражает «усилия тех, у кого нет церкви, обрести церковь».

Однако такое уточнение определений не позволяет однозначно применить термины культ или секта к саентологии. Сектантские движения отличает «сверхпротивопоставление» организованным религиям; иначе говоря, секта — нечто отделившееся от другой религии, контрастирующее с ней. Однако многим новым религиям — в их число входят саентология, Церковь объединения2 Церковь объединения (Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства) основана в 1954 году в Сеуле. Ее основал Сан Мьюнг Мун (1920–1992). Центральная идея учения Муна состоит в том, что Бог есть Отец, а люди — его дети. Сердце Божие преисполнено невыразимой боли Родителя, отвергнутого заблудшими детьми. Но в результате этого разрыва страдают и они. Покончить со страданиями, добиться всеобщего примирения и гармонии можно лишь преодолев три главных препятствия: нравственный эгоцентризм, разобщённость мировых религий, всепроникающее влияние безбожной идеологии. Основной целью Церкви провозглашается объединение людей перед лицом единого Бога независимо от их расовой и национальной принадлежности, вероисповедания. (Примечание переводчика) и харизматы3 Харизматы — от греческого слова charismata, которое означает «дар благодати» и описывает особые дары, которые важны в этом движении. Это христианское протестантское движение возникло в 1960-е годы в США. У него нет конкретной организационной формы, но оно во многом близко пятидесятничеству. (Примечание переводчика) — свойственна одна особенность: они многоконфессиональны, или трансконфессиональны4 Трансконфессиональный — состоящий из людей, изначально принадлежавших к различным религиозным конфессиям или традициям, но перешедших к новым (по форме или составу) религиозным верованиям, представлениям и практикам, и, независимо от своих предыдущих конфессий или традиций, находящихся в согласии и гармонии друг с другом в своих новых убеждениях, представлениях и практиках. Транс– обозначает переход от чего-то к чему-либо ещё; изменение. (Примечание переводчика) в плане религиозной принадлежности своих последователей. В частности, саентологи могут оставаться на хорошем счету в саентологии, даже если они продолжают исповедовать другую религию — ту, в которой они родились или которую приняли ранее. Это широко распространенное явление среди многих новых и даже среди некоторых традиционных религий5 В частности, буддизм и синтоизм практикуют многоконфессиональность, то есть признают право последователей поклоняться более чем одной религии. (Примечание переводчика).

Год назад мне довелось присутствовать на собрании пятидесятников6 Пятидесятники — евангельские христиане, последователи одного из протестантских направлений, которое возникло в начале XX века в США. Название происходит от христианского праздника Пятидесятницы (Троицы), когда на апостолов сошел Святой Дух и исполнил их силой для совершения знамений и чудес именем Иисуса Христа. Первым таким знамением был дар говорения «на иных языках». Главная отличительная особенность богослужения пятидесятников — «говорение на языках», то есть произнесение во время молитвы нечленораздельных звуков. Это считается сакральным языком общения с Богом и признаком дарования сверхъестественной силы. (Примечание переводчика) в Сент-Луисе (штат Миссури, США). Их движение называется Ассоциация деловых людей Полного Евангелия, оно было основано в 1952 году Демосом Шакаряном[04] Демос Шакарян (с Джоном и Элизабет Шеррилл), «Самые счастливые люди на Земле» (Old Tappan, Нью-Джерси: Spire Books, 1975).. Собравшихся спросили, к какой религии они себя относят. Примерно треть присутствующих отнесли себя к одной из традиционных пятидесятнических групп. Среди остальных оказалось примерно поровну последователей епископальной церкви, лютеран, католиков, последователей реформатской церкви и других основных деноминаций. Общение с этими и другими пятидесятниками навело меня на мысль, что их деятельность нельзя описать как «усилия тех, кто в церкви, оставаться в этой церкви». Они в церкви, но стремятся расширить духовное измерение в своей жизни.

Можно привести в пример харизматических католиков. Они не удовлетворены традиционной верой, скованной катехизисом. Они хотят «чувствовать» или «испытывать» свою веру. Поэтому главное для них — ощутить «дары Святого Духа» и вдохновиться. При этом харизматические католики продолжают посещать традиционные церковные службы, часто с обновлённым рвением. Саентологи делились со мной сходным опытом: они возвращались к той религиозной группе, в которой родились, с новым пониманием сути этой традиционной веры. Таким образом, здесь не наблюдается «сверхпротивопоставления». Наоборот, часто бывает заметен «взаимообмен» между новым и традиционным. Постмодернистская7 Постмодернизм — движение, изначально в искусстве, а позднее в философии, религии и т.п., которое возникло во второй половине 20 века (называется «пост-», так как идёт после «модернизма», который был в начале 20 века). В религии постмодернизм — представления о том, что на истинность могут претендовать самые различные трактовки реальности. В мире существует большое количество культур, рас, языков и традиций, поэтому наличие разнообразных интерпретаций религиозных представлений и догм представляется постмодернистам вполне объяснимым и закономерным. (Примечание переводчика) вера, похоже, становится «полисферной», а не просто «экуменической»8 Экуменизм — идеология всехристианского единства, движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений. Цель современного экуменизма — межконфессиональное общение, единение и сотрудничество для выработки совместных принципов и действий, «служение единству человечества». От. греч. οἰκουμένη (ойкумене) — обитаемый мир, вселенная. (Примечание переводчика) или, говоря в терминах сектантства, «эксклюзивистской»9 Эксклюзивизм — это представление об исключительности чего-либо, в частности, учение о том, что одна религия является единственной истинной религией и только её последователям будет даровано спасение. От англ. exclusivism — исключительность.(Примечание переводчика). Если это сектантство, то это новый вид сектантства. Что касается саентологии, можно ожидать, что её последователи со временем всё больше и больше сосредотачиваются на религиозных практиках своей религии. Насколько можно наблюдать, так и происходит.

С термином «культ» тоже есть проблемы. Если понимать его как усилия тех, у кого нет церкви, обрести церковь, то можно с большой осторожностью применять его к саентологии. Я опросил множество саентологов об их «духовной автобиографии» и был поражён большим количеством религиозных групп, к которым они принадлежали ранее. Большинство саентологов можно характеризовать как «ищущих», но их поиск не следует единому шаблону. Некоторые пробовали себя в традиционных религиях, некоторые — в группах возрождения христианской веры, а другие — в более редких астрологических или медитационных практиках. Саентология может быть всего лишь очередным этапом их поиска. Тем не менее, в ответ на вопрос, что саентология сделала для них такого, чего не сделали предыдущие группы, большинство опрошенных говорили о «технологии» (технологии одитинга10 Одитинг [произносится с ударением на о] — основная религиозная практика саентологии. Это духовная помощь, которую предоставляет прихожанину саентологический священник. Во время одитинга священник, или одитор (от английского auditor — «тот, кто слушает»), задаёт прихожанину ряд вопросов, направленных непосредственно на увеличение способности индивидуума выживать, на укрепление его душевного состояния или повышение его способности разумно мыслить и на то, чтобы он в целом получал больше удовольствия от жизни. Прихожанин, находя свои собственные ответы на эти вопросы, вновь обретает понимание своей связи с жизнью и Верховным Существом, а также восстанавливает ответственность за эту связь. Окончательно восстановив своё духовное осознание и свою ответственность, человек обретает полную духовную свободу — духовное спасение, которое приносит саентология. Слово «одитинг» взято из английского auditing, которое происходит от латинского audire — «слушать». (Примечание переводчика)). В саентологии «технология» является «стандартной», то есть она установлена Л. Роном Хаббардом как признанным авторитетом. Как мы далее увидим, понятие «стандартности» саентологической технологии функционально эквивалентно «непогрешимости папы» в римском католицизме или «безошибочности» Священного писания в фундаменталистском протестантизме. Эта черта не соответствует «эпистемологическому индивидуализму»11 Рой Уоллис называл признаком культа «эпистемологичий индивидуализм», определяя его так: «у культа нет четкого центра власти, иного, чем его отдельный участник». Эпистемология — это философская теория научного познания как особого вида познавательной деятельности. (Примечание переводчика), который Уоллис называл особенностью культа[05] См. Уоллис, с. 119.. Если отличать культ от секты на основе того, что культ — это совокупность «одинаково мыслящих», а секта — это совокупность «одинаково приверженных», то саентология попадёт в категорию сект.

Многое здесь зависит от того, как именно мы «разрежем этот пирог», то есть выделим части целого. Хотя я не имею в виду, что «пирог не может быть разрезан» или «не должен быть разрезан», меня не удовлетворяет произвольность, так сказать, первоначального разреза. Также меня беспокоит перетолкование слова «культ» популярными СМИ. Образ «культа» в массовой культуре — это помешанный, тиранический лидер; «промывание мозгов»; странные верования и практики. Поэтому это слово представляется неподходящим для дальнейшего использования в аналитических целях.

Кроме того, слово «культ» теперь влияет на юридическое толкование понятия «религия». В конституции США для обозначения обсуждаемого явления используется только одно слово — религия. Многие антикультисты полагают, что если в ходе судебных слушаний им удастся навесить на религиозную группу ярлык «культ», тем самым эта группа станет «псевдо-религией». Я уже высказывался ранее, что с конституционной точки зрения судебная власть может определить лишь является ли некая группа религией, но она не вправе описывать, что именно делает её религией[06] См. мою статью «Закон, язык и религия», New Era Newsletter, 1, №2 (май-июнь 1981 г.).. Другими словами, с конституционной точки зрения не имеет значения, является ли группа церковью, деноминацией, сектой или культом. Делать подобные различия в судебных разбирательствах означало бы ставить определённые религии (традиционные) над другими (новыми). И делать такие различия определённо значит поддерживать подобное отношение.

Приведенные выше причины убеждают меня в том, что социологический анализ новых религий надлежит смягчить, дополнив более феноменологическим12 Феноменологический подход предполагает рассмотрение явления как оно есть в нашей жизни; при этом не рассматриваются его субъективная и объективная сторона, а просто само явление как есть, на основе первичного опыта. Например, в феноменологическом подходе такое явление, как смерть, может рассматриваться как ожидание собственной смерти, или потеря близкого, или как содержание нашей жизни в смысле «бытие-к-смерти». С другой стороны, рассмотрение «объективной смерти» (кто-то где-то умирает) не относится к феноменологическому подходу. Происходит от греч. phainomena — «явления» и logos — «учение». См. также https://yuritikhonravov.livejournal.com/306353.html. (Примечание переводчика) и герменевтическим подходом13 Герменевтика (от греч. hermēneutikos — «разъясняющий, истолковывающий») — это искусство понимания и интерпретации документов, которые содержат в себе смысловые связи. Она включает в себя теорию толкования текстов, первоначальный смысл которых неясен, например, вследствие их древности или неполной сохранности. (Примечание переводчика). Я полагаю, что основной герменевтический принцип заключается в том, что интерпретатор должен прежде всего интерпретировать текст или традицию так, как они сами интерпретируют себя. Иными словами, я не могу утверждать, что понимаю интерпретируемый предмет лучше, чем он понимает сам себя[07]См. Лео Штраус, «О тирании», пересмотренное и расширенное издание (Итака: издательство Корнелльского … Continue reading. Например, этот принцип означает, что я не могу прочитать религиозный текст, если не позволю ему каким-то образом «прочитать» меня. Для подлинной интерпретации требуется то, что Ханс-Георг Гадамер14 Ханс-Георг Гадамер (1900–2002) — немецкий философ, разработчик современной герменевтики. Термин «горизонт», в его понимании, представляет собой обширное поле, которое охватывает все то, что можно рассмотреть из определенной точки. Можно вести речь об узости горизонта, его расширении и т.п. Чтобы понять исторический текст, нужно расширить горизонт своего понимания, приблизив его к горизонту объекта исследования. Понимание, согласно утверждениям философа, представляет собой слияние горизонтов. Задача историка, по Гадамеру, — достичь такого понимания. (Примечание переводчика) называет «слиянием горизонтов», моего собственного и интерпретируемого текста[08] Ханс-Георг Гадамер, «Правда и метод» (Нью-Йорк: Seabury Press, 1975), с. 273-274.. Но этого слияния не произойдёт, если я не проникну в пространство текста и не позволю его миру образов, категорий и фигур речи появиться и заговорить с моим собственным миром образов. Этот принцип взаимной интерпретации не требует, чтобы я верил в то же самое, во что верит верующий, но он подталкивает меня к тому, чтобы я сделал шаг в направлении веры такой же, как у верующего. Например, в попытке понять ислам я не становлюсь мусульманином. Но я могу приблизиться к тому, что «чуждо» мне в мусульманском мире мысленных образов. Уильям Бреде Кристенсен15 Уильям Бреде Кристенсен (1867–1953) — норвежский историк религии. Исследовал древние религии Египта, Греции, Рима и Ближнего Востока. Его подход к изучению религий приобрёл широкую известность после публикации в 1960 году английского перевода его лекций по феноменологии религии. Кристенсен полагал, что каждая из древних религий имеет свою особую природу, и пытался приблизиться к их пониманию путём «феноменологического вчувствования» на основе изучения письменных документов этих религий и конкретных религиозных обычаев. (Примечание переводчика) пишет: «С помощью эмпатии (историк или интерпретатор) пытается в собственном опыте пережить то, что «чуждо», и к этому он тоже может только приблизиться»[09] У. Бреде Кристенсен «Значение религии», пер. Джона Б. Кармана (Гаага: «Мартинус Ниджофф», 1960), с. 7..

Неоднозначность понятия «Клир» в саентологии

Саентология во многом напоминает буддизм. Это сходство — часть самопонимания саентологии: «Саентолог — двоюродный брат буддиста»[10] “What is Scientology?”, с. 7.. Важнейшее саентологическое понятие «Клир»16 Клир — от англ. слова Clear, чистый/очистить. (Примечание переводчика) примерно эквивалентно буддистскому понятию бодхи, которое означает «человек, который не спит» или «просветлённый человек», который достиг освобождения (мокша) от запутанности существования и иллюзий[11]См. Генрих Циммер, «Индийская философия», под ред. Джозефа Кэмпбелла (Принстон: издательство Принстонского … Continue reading. Применяя методы «одитинга», саентологи надеются избавиться от «инграмм» — умственных образов, или «факсимиле» (умственных копий) прошлой боли, травм и потерь, которые мешают верующему быть «причиной» над материей, энергией, пространством и временем (МЭСТ17 МЭСТ — слово, составленное из начальных букв английских слов mаtter (материя), energy (энергия), sраce (пространство) и time (время). Материя, энергия, пространство и время — это составные части физической вселенной. Саентологи обозначают физическую вселенную термином МЭСТ.)[12] “What is Scientology?”, с. 332, раздел «Клир».. При беседах саентологи описывают, что быть «Клиром» — значит быть активным, а не пассивным в отношении ситуаций в своей жизни. Они также отождествляют это состояние со «свободой» и «осознанием». Хотя саентологи утверждают, что открытие «технологии одитинга» — результат независимых исследований Л. Рона Хаббарда, они, тем не менее, признают буддистскую традицию как одного из «предшественников», «истоков» своей церкви. Действительно, многие уровни и ступени процесса одитинга можно рассматривать как уточнение и переосмысление буддийского Восьмеричного пути18 Восьмеричный путь в буддизме — это путь избавления от страданий. Он символизирует восемь принципов жизни, которые верующий должен практиковать: 1. Правильное видение (понимание). 2. Правильное намерение. 3. Правильная речь. 4. Правильное действие. 5. Правильный источник средств к существованию. 6. Правильные усилия. 7. Правильное самоосознавание. 8. Правильная концентрация. (Примечание переводчика в контексте космической эры[13] «История и церемонии», с. 13-15.. В этом смысле саентология — это буддизм в применимой форме.

Однако у термина «Клир» в саентологии есть ещё одно значение. В английском языке точно так же19 Англ. clear — «очищать». (Примечание переводчика) называется кнопка на калькуляторе, которая «очищает» память устройства от всех предыдущих записей и ошибок, чтобы заново обработать информацию. «Это и есть Клир. Клир, можно сказать, очищен от неверных или бесполезных ответов, которые не давали ему жить или мыслить»[14] “What is Scientology?”, с. 332, раздел «Клир».. Этот технологический образ предполагает, что «атомарные элементы» буддизма, явно присутствующие в саентологии, были преобразованы в новое «молекулярное соединение», характерное для североамериканского технологизма20 Технологизм — вера в то, что мощь технологии способна улучшить общество. (Примечание переводчика). В книге «Саентология: мировая религия, возникшая в космический век» перечисляются буддийские элементы, присутствующие в саентологии: 1) собственное знание или личный опыт как критерий истины; 2) научное понимание причины и следствия в вопросах Духа (карма); 3) «прагматичная» нацеленность буддизма на решение человеческих проблем, а не на метафизические рассуждения; 4) следование Срединному пути21 Срединный Путь — буддийское учение. Будда советовал своим последователям избегать двух крайностей: а) прибегать к религиозным обрядам ради достижения мирских целей и б) изнурять свое тело и ум отшельническими обетами, узами аскетизма ради обретения высшей цели. Понятие Срединного Пути используется некоторыми буддистами в смысле средней позиции между любыми противоположными точками зрения. (Примечание переводчика) с акцентом на человека и на «динамики человеческого развития»; 5) демократический дух буддизма и 6) акцент на собственных, индивидуальных действиях[15] «Мировая религия», с. 9-10.. Любая из этих жемчужин могла бы быть взята непосредственно из «Нового органона» Бэкона или из «Прагматизма» Уильяма Джеймса. Примечательно, что медитация и созерцание отсутствуют в этом списке, не являясь частью технологического прагматизма.

Этот анализ ставит перед нами особую проблему. Как сфера «религии» может включать в себя так называемую «технологию»? В массовом сознании эти два понятия весьма далеки друг от друга. Однако их соединение может быть характерной чертой современной эпохи. Под технологией я подразумеваю лингвистический союз слов techne (ремесло, искусство, творчество) и logos (слово, разум, логическое обоснование), результат которого — взаимопроникновение «знания» и «делания»[16]См. Джордж Грант, «Компьютер не диктует нам способов, какими его следует применять», в книге «За пределами … Continue reading. Здесь важно понимать, что хотя термин «технология» происходит из греческого языка, древнегреческие мыслители никогда не соединили бы эти два слова подобным образом. Их самоцелью было знание ради знания, и оно никогда не ставилось рядом с «деланием» или «действием». Технология — это неологизм, который впервые был употреблён приблизительно в 1615 году; в то время его писали на латинском языке: technologia22 В частности, см. первую энциклопедию, составленную Иоганном Генрихом Альстедом и выпущенную в 1620 году. В ней он подразумевает под «технологией» (technologia) науку о свойствах, порядке и взаимозависимости дисциплин (искусств). В свою очередь, дисциплины (искусства) в энциклопедии были следующими: филология, грамматика, риторика, логика, ораторское искусство, поэтика, метафизика, пневматика, физика, арифметика, геометрия, космография, астрономия, география, оптика, музыка, этика, политэкономика, теория политики, образование, теология, юриспруденция, медицина, механика, хронология, история. (Примечание переводчика). Как ни удивительно, мы обнаруживаем, что слово «технология» впервые появилось в протестантских богословских кругах. Протестанты, первопоселенцы Америки, отвергали метафизику Старого Света, которая ориентировала «свободные искусства»23 свободные искусства (лат. artes liberales) — средневековое название семи светских наук: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки. (Примечание переводчика) — науки того времени — на созерцание, молитву и благочестивые размышления. Вместо этого протестанты ставили во главу угла правильное исполнение Божественного замысла, достигаемое с помощью того, что получило название технология. Под технологией они понимали рациональное использование подвластных человеку искусств и ремёсел, которое позволяло правильно распорядиться полученным от Бога. В представлении американских первопоселенцев, по словам историка Перри Миллера24 Перри Миллер (1905—1963) — основоположник и признанный авторитет в изучении американских первопоселенцев-пуритан и их идеологии. Миллер определял себя как агностика, который пытается проникнуть в суть религиозного мировоззрения пуритан через его рационализацию. (Примечание переводчика), «технология и теология слились»[17]Перри Миллер, «Мышление Новой Англии: семнадцатый век» (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского … Continue reading.

Изначальная открытость Новой Англии25 Новая Англия — один из первых регионов США, населённых европейцами. Находится на северо-востоке США. (Примечание переводчика) для технологии стала благодатной почвой, которая приняла новую «активную науку» Фрэнсиса Бэкона26 «Активная наука» — термин, введённый Фрэнсисом Бэконом; в частности, используется в названии раздела его труда «Вторая философия или активная наука» (лат. Philosophia Secunda aut Scientia Activæ). Бэкон подразумевал, что наука должна быть экспериментальной, то есть учитывать, как человеческая деятельность производит изменения в вещах, а не просто записывать происходящее вовне — то, что независимо от действий людей. Наука должна быть практическим инструментом улучшения человека. Отношение Бэкона лучше всего изложено в этом отрывке: «Человек – помощник и интерпретатор природы. Он может действовать и понимать только в той мере, в какой, работая с ней, он пришел к пониманию ее порядка. Вне этого, у него нет ни знаний, ни силы. Ибо нет силы, способной разорвать причинную цепь. Соответственно, эти две цели, человеческая наука и человеческая сила, сходятся в одну. Не знать причины значит потерпеть неудачу в действии». (Примечание переводчика). В его трактате «Новый органон», изданном в Лондоне в 1620 году, говорилось, что с помощью науки природа была «стеснена и растревожена, … когда искусством и рукой человека она была силой выведена из своего естественного состояния, сжата и приведена к нужной форме»[18]Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон и связанные с ним сочинения», под ред. Фултона Х. Андерсона (Индианаполис: Library of … Continue reading. С точки зрения Бэкона, технология не сводится лишь к «прикладной науке» или методологии создания полезных продуктов. Это ещё и способ восприятия мира. Такое восприятие пропитало самую суть всей жизни Северной Америки, в том числе и её религию. Например, в Северной Америке религиозный фундаментализм отличается от религиозного либерализма не тем, что первый отвергает открытия науки, а второй принимает их, а тем, что фундаменталисты приняли бэконовскую волну науки, в то время как либералы приняли, в дополнение к эмпирическому методу Бэкона, ещё и дарвинистский эволюционизм . Бэкон толковал Книгу Природы как совокупность «образцов», по которым человечество может черпать мощь из сил природы, а фундаменталисты выискивали в Книге Писания «доказательства» для нахождения правильной формулы поведения в жизни. С этой точки зрения саентология может быть своего рода гибридным семенем, посаженным давным-давно у Плимутского камня27 Плимутский камень (англ. Plymouth Rock) — скала, к которой, по преданию, причалили в 1620 году высадившиеся с корабля «Мэйфлауэр» первые поселенцы, прибывшие для создания новой колонии в Северной Америке. Эта высадка служит отправной точкой истории США. Плимут — город в Великобритании, из которого отплыли колонисты; в его честь они назвали и место высадки на сушу. (Примечание переводчика).

Макс Вебер однажды противопоставил буддизм и кальвинизм28 кальвинизм — религиозное учение Жана Кальвина (1509–1564), французского религиозного реформатора. Кальвин подчёркивал неограниченную власть Бога (он полагал, что люди будут спасены благодаря милости Божьей, а не своим собственным усилиям), необходимость дисциплины в церкви и серьёзного подхода к этике в жизни. (Примечание переводчика) как «идеальные типы» «мироотрицающих» и «мироутверждающих» религий соответственно[19] Макс Вебер, «Протестантская этика и дух капитализма», в пер. Тэлкотта Парсонса (Нью-Йорк: Scribner’s, 1958), с. 98-128.. Я думаю, что типология Вебера должна быть изменена в силу того, что есть такое явление, как саентология. Саентология преобразовала некоторые элементы буддизма в форму, которая унаследована от эгалитарного29 Эгалитарный (от франц. égalité — «равенство») — уравнительный; обеспечивающий равноправие. (Примечание переводчика) технологизма, пронизывающего североамериканскую культуру. Подобно прагматизму30 Прагматизм — направление в философии, признающее истиной лишь то, что даёт практически полезные результаты. (Примечание переводчика), единственной философии, возникшей в Северной Америке, Саентология подчеркивает слово прикладная, определяя себя как «прикладная религиозная философия».

От дианетики к саентологии

Прежде чем обсудить характерные особенности саентологии как технологического буддизма, давайте кратко рассмотрим эволюцию от дианетики к саентологии. В этой связи наиболее важны две книги Л. Рона Хаббарда: «Дианетика: современная наука о разуме», впервые опубликованная в 1950 году, и «Саентология: основы жизни», впервые опубликованная в 1956 году. Существовали предварительные варианты обеих работ, а в промежутке между ними были и другие работы, такие как «Наука выживания» (1951 г.), но вышеупомянутые две книги ясно обозначают водораздел между двумя фазами этого движения.

Хотя в дианетике много трансэмпирических31 Трансэмпирический — лежащий вне пределов обычного опыта. Транс– — по ту сторону; эмпирический — опытный, от греч. empeiria – опыт. (Примечание переводчика) и религиозных элементов, она относится к категории «лечения с помощью разума». Ряд комментаторов утверждают, что саентология — это терапия разума, маскирующаяся под религию. Однако надлежит уточнить: есть ли чёткие, неизменные критерии отграничения «терапии» от «религии» или даже от «философии»? Слово therapeuo (лечить, исцелять, восстанавливать) часто встречается в Новом Завете и относится как к духовному, так и к физическому исцелению, которое практиковал Иисус из Назарета[20]Возрождается интерес к исцелению даже в основных христианских конфессиях. См. Мортон Т. Келси, «Исцеление и … Continue reading. И действительно, мы наблюдаем много видов терапии. Например, философская последовательность Платона: невежество — поиск истины путём диалога — просвещённость; христианская религиозная последовательность: грех — покаяние через благодать — спасение[21]См. Джордж Грант, «Концепции здоровья», в книге «Психиатрия и ответственность», под ред. Хельмута Шоука и … Continue reading. Есть и различные виды медицинской и психоаналитической терапии, например, Фрейдовская последовательность: невроз — психоанализ — нормальное поведение; есть и радикальная бихевиористская32 Бихевиоризм — это направление в психологии, объяснявшее поведение человека как совокупность реакций на предъявляемые стимулы (раздражители). (Примечание переводчика) терапия: нервное расстройство — изменение с помощью психотропных препаратов / поведение, изменённое путём психохирургии33 Психохирургия — использование хирургических операций на мозге, как утверждается, для лечения умственных расстройств. (Примечание переводчика).

В дианетике также есть своя терапевтическая последовательность: аберрация (действие реактивного ума) — удаление инграмм при помощи одитинга — «Клир», или чистый аналитический ум. Позже мы обсудим, как эта последовательность была изменена при переходе к саентологической фазе. Если сравнить с терапевтическими моделями, примеры которых даются выше, дианетика ближе к философским и религиозным моделям, чем к психоаналитическим и бихевиористским. Саентологическое движение в обеих своих фазах подчеркивало, что термин «психиатрия» буквально означает «исцеление души», и последовательно выступало против физикалистских34 Физикалистский — свойственный физикалисту, то есть тому, кто полагает, что мышление человека и его действия определяются исключительно законами физики. (Примечание переводчика) решений тех проблем, которые приверженцы саентологии считают умственными и/или духовными[22]В частности, саентологи выступают против выдвинутого Вильгельмом Вундтом представления о человеке как о … Continue reading.

Хотя в дианетике присутствовали религиозные и духовные установки, она ещё не была религией в полном смысле этого слова. На это указывает ряд факторов. Во-первых, дианетика не ставила своей целью достижения, которые можно описать как «трансцендентные»35 Трансцендентный (от лат. transcendere — переступать) — запредельный по отношению к какой-либо определённой сфере или к миру в целом; сверхъестественный. (Примечание переводчика). Однако она ставила целью «транснормальные», то есть выходящие за рамки нормы, достижения. В книге «Дианетика» её цель обозначена как состояние «Клир»; неофиты, стремящиеся достичь состояния «Клир», названы «преклиры», а люди с улицы описываются как «нормальные». Клиры не простужаются (с. 107), не имеют репрессий36 репрессия (от лат. reprimere — «подавлять, препятствовать») — вытеснение или результат вытеснения неприемлемых воспоминаний и желаний из сознательного ума в область бессознательного. (Примечание переводчика) (с. 38), делают паранормальные37 Паранормальные явления связаны с восприятиями, умственной и физической деятельностью, которые, как кажется, нарушают известные законы естествознания. «Пара-» — часть сложных слов, которая означает «находящийся рядом» (от греческого para– — «возле, мимо, вне»). (Примечание переводчика) умственные расчёты и способны « воскресить в памяти всё» (с. 179), имеют острые восприятия, и у них улучшается зрение (с. 32), а также они полностью свободны от «каких бы то ни было аберраций38 Аберрация — отклонение от рационального мышления или поведения. От латинского aberrare, что значит «блуждать, брести прочь» (ab — «от, прочь» и errare — «блуждать»). (Примечание переводчика): психозов, неврозов, компульсий и репрессий» и «аутогенных (вызванных самим человеком) заболеваний, которые называют психосоматическими» (стр. 30). В целом, «разница между дианетическим Клиром и нормальным человеком такая же, как между нормальным и совершенно безумным» (стр. 15). Во-вторых, на дианетической стадии движения считалось, что первые инграммы соответствуют стадии развития эмбриона, которая расценивалась как самый ранний этап жизни (стр. 265 и далее). В-третьих, в дианетике рассматривались только четыре «динамики», или «стремления к выживанию» — сам человек, секс, группы и человечество (с. 10). В-четвертых, хотя методы одитинга на стадии дианетики уже были развиты, «Е-метр» (электропсихогальванометр)39 «Е-метр» — электронный прибор для измерения умственного состояния или изменения состояния человека. Это не детектор лжи. Он ничего не диагностирует и не лечит. Он используется священниками Церкви Саентологии, чтобы помочь человеку обнаружить области душевных страданий. (Примечание переводчика) ещё не начал использоваться.

Когда именно саентология стала религией — вопрос спорный. Можно указать на регистрацию Ассоциации саентологов Хаббарда в Финиксе, штат Аризона, в 1952 году, а затем на основание Учредительной Церкви Саентологии в 1954 году. Однако образование юридического лица не говорит нам о том, когда обрели форму именно религиозные представления в самопонимании саентологов. Споры об этой дате, однако, напоминают споры девятнадцатого века о том, когда возникло христианство: произошло ли это при жизни Иисуса, в день Пятидесятницы, через служение Павла и апостолов? Представляется, что полезнее изучить переход от дианетики к саентологии с точки зрения четырёх факторов, рассмотренных выше.

Во-первых, рубеж между двумя фазами движения можно увидеть в переходе от «транснормального» к «трансэмпирическому»40 Трансэмпирический — находящийся за пределами опыта (от лат. trans — через, за пределами, и греч. empeiria — опыт). (Примечание переводчика) или «трансцендентному» в понимании «Клира». В книге «Дианетика» Клир определяется как «человек в его оптимальном состоянии; тот, у кого больше нет никаких инграмм» (с. 426). В книге «Саентология: основы жизни» (1956 год) и последующих материалах Клир более не определялся просто как воплощение оптимального состояния ума и оптимальных способностей, вместо этого он определялся как «тэтан, который может быть причиной — осознанно и по собственному желанию — над умственными материей, энергией, пространством и временем по первой динамике [выживание для себя)»[23] “What is Scientology?”, с. 332, раздел «Клир».. Понятие тэтан относится уже не к умственному состоянию: оно подобно христианскому понятию «дух» или «душа», то есть, тэтан бессмертен и стоит выше мозга и разума. Во-вторых, исток цепочки инграмм был выведен за пределы развития эмбриона, и теперь есть инграммы «прошлых жизней и прошлых смертей». В «Науке выживания» (1951 год) Хаббард, хотя и выразил опасения насчёт «спиритизма»41 Вот соответствующая цитата из книги «Наука выживания»: «Вопрос о прошлых смертях и прошлых жизнях создаёт такую напряжённость, что не далее как в июле 1950 года совет доверительных собственников Дианетического центра попытался принять резолюцию, запрещающую затрагивать эту тему. Меня много раз просили опускать любое упоминание об этом в данной работе и в разговорах с публикой. Основанием для этого служили опасения, что возникнет общее впечатление, будто дианетика имеет какое-то отношение к спиритизму. … Это вряд ли можно назвать научным подходом к науке. Настоящий учёный прямо и бесстрашно докладывает о том, что он обнаруживает». (Примечание переводчика), тем не менее, предостерёг одиторов, чтобы они не «обесценивали» упоминания преклиров о прошлых жизнях и прошлых смертях, возникающие в сессиях одитинга. В-третьих, четыре динамики дианетики были дополнены новыми динамиками: «животного мира», «физической вселенной», «духа» (тэтана) и «Бесконечности» или «Бога»[24] Ср. «Дианетика», с. 10 и “Основы жизни», с. 36-39.. В-четвертых, в сессиях одитинга начал использоваться Е-метр. С учётом итогов судебного разбирательства Церковь Саентологии определяет использование E-метра следующим образом: «Е-метр не предназначен и не эффективен для диагностики, лечения или профилактики заболеваний»[25] См. “What is Scientology?”, страницу (v) публикации.. Однако, с предлагаемой здесь точки зрения, использование Е-метра лучше рассматривать как «технологическое таинство». Подобно тому, как христиане определяют таинство (например, крещение) как «внешний или видимый знак внутренней или невидимой благодати», так саентологи воспринимают Е-метр как внешний или видимый индикатор внутреннего или невидимого состояния («Клир»).

Перечисленные выше четыре фактора, которые отмечают переход от дианетики к саентологии, изменили фундаментальный характер терапевтической последовательности. Целью теперь стал не просто «Клир», но и Оперирующий тэтан (ОТ)42 В саентологии Оперирующий тэтан (ОТ) — это тот, кто способен продолжать существовать в этой вселенной и управлять ею как тэтан без вспомогательного инструмента, называемого телом. (Примечание переводчика). Таким образом, саентологическая «Таблица ступеней» была расширена: теперь она включает в себя уровни не только снизу до Клира, но и уровни выше Клира (Оперирующий тэтан). Введение понятий прошлых жизней/смертей и «тэтана» вызвало существенные разногласия внутри движения между теми, кто хотел сохранить эмпирическую основу ранней дианетики, и теми, кто хотел воспринимать духовный посыл саентологии. Существенные различия между дианетикой и саентологией можно отобразить в следующей таблице.

Терапевтическая последовательностьДинамики
ДианетикапреклиродитингКлирсам человек
пренатальные инграммытолько словесныйсекс
группы
человечество
СаентологияпреклиродитингКлир + Оперирующий тэтанчетыре вышеприведённых +
прошлые жизни / смертисловесный + с Е‑метромживотный мир
физическая вселенная
дух
бесконечность/Бог

После разработки идей, специфичных именно для саентологии, движение постепенно приобретало всё больше характерных черт «церкви» в общепринятом смысле. Среди этих черт отметим централизацию власти у Хаббарда и Всемирного исполнительного совета и разработку церковных уложений, называемых саентологами «организационная политика». Отношения между Хаббардом и Всемирным исполнительным советом удивительно похожи на отношения между папой и римской курией43 римская курия (лат. Curia Romana) — властный орган, с помощью которого папа осуществляет управление Римско-католической церковью. (Примечание переводчика) или между епископом и его канцелярией. Положения развивающейся в саентологии организационной политики напоминают каноническое право44 Каноническое право — совокупность правил, установленных церковью, в отличие от светского законодательства. Нормы канонического права регулировали вопросы внутрицерковной организации, некоторые семейно-брачные и имущественные отношения. Каноническое право было распространено в средние века, но позднее его роль значительно снизилась, а в тех странах, в которых законодательством признано отделение церкви от государства, оно потеряло значение действующего права. (Примечание переводчика). Наконец, было официально сформулировано Кредо, были введены религиозные церемонии наречения, бракосочетания и отпевания, а также посвящения священнослужителей.

Эволюция дианетики в саентологию является одновременно непрерывной и прерывистой. С одной стороны, в нынешнем самопонимании саентологической церкви дианетика остаётся «подразделом» саентологии и используется для «Дианетической духовной консультации»[26] См. «К читателю», «Дианетика», с. 2.. Кроме того, Хаббард ввел понятие «тэта-энергии» в качестве «постулата» для объяснения того, что он считал эмпирическими и экспериментальными свидетельствами[27] «Наука выживания», 1:3-5.. С другой стороны, понятие прошлых жизней/смертей и Оперирующего тэтана, использование Е-метра, добавление новых «динамик» и централизация власти является чем-то новым, а не продолжением чего-то более раннего. Можно рассматривать различные аспекты перехода от дианетики к саентологии, но во всяком случае, ясно видно, что дианетика предлагала своим приверженцам «транснормальные» достижения, тогда как саентология сейчас предлагает своим верующим «трансцендентные», «сверхъестественные» достижения, а именно: полную свободу, полное знание, смысл жизни и смерти, смысл вселенной.

Самопонимание саентологии: семь особенностей

Рассмотрим семь особенностей, которые образуют ядро самопонимания саентологии. Их можно сопоставить с представлениями, которые формируют традиционное религиозное сознание западной цивилизации. Они также раскрывают нам саентологию как сплав технологии и буддизма.

1. Иcследования в сравнении с откровением

Такие религии, как иудаизм и христианство, рассматривают священное как то, что дано «сверху вниз». Считается, что священное приходит к людям в виде откровения «сверху», извне (например, Моисей и Неопалимая купина45 неопалимая купина — горящий, но не сгорающий терновый куст (купина), в котором бог (Яхве) явился Моисею, призывая вывести соплеменников в обетованную землю (в библейской мифологии). (Примечание переводчика)); это откровение нисходит и затем излагается в священном писании. Другие религиозные традиции идут к священному «снизу вверх» или «от внутреннего к внешнему». Вместо того, чтобы смотреть вверх в поисках откровения, которое, как считается, лежит вне пределов человеческих возможностей, религии этого типа смотрят внутрь, дабы пролить свет на священное. И буддизм, и саентология — примеры этого второго подхода. В христианстве также были примеры религий второго типа. Некоторые христианские группы, такие как квакеры, в которых подчёркивается превосходство доктрины прославления/освящения (Святой Дух) над доктринами Творения (Отец) и Искупления (Сын), были скорее «проливающими свет», чем «созерцающими откровение». Саентология к буддийской основе добавляет «научное» обрамление. Саентологи повсеместно высказывают убеждение, что открытия Хаббарда основаны на «исследованиях», даже если под этим имеется в виду изучение религиозных учений других конфессий. Подход к учению как к исследованию позволил этому движению спокойно принимать изменения и поправки: он объясняет, например, переход от дианетики к саентологии, а также кажущееся бесконечным деление и наращивание уровней одитинга[28] См. “What is Scientology?”, стр. 56-65.. Такой подход также поддерживает идею «узнать для себя» на основе опыта и экспериментов. У саентологов распространено высказывание: «Если что-то не является правдой для вас, то это не правда». Но к данному высказыванию можно сделать некоторые оговорки.

2. Стандартность в сравнении с непогрешимостью/безошибочностью

Хотя саентология придаёт первостепенное значение тому, чтобы «узнать для себя», есть один аспект этой религиозной системы, который функционирует как абсолют или почти как абсолют. Это «стандартность» её «технологии». Стандартность технологии в саентологии можно сравнить с доктриной непогрешимости папы и Церкви в римском католицизме и доктриной безошибочности Священного Писания в некоторых направлениях протестантизма. В то время как непогрешимость и безошибочность гарантируют содержание учения («послание»), в саентологии доктрина стандартного применения технологии гарантирует форму учения («средство передачи послания»).

Доктрина стандартности возникла в ответ на возникновение отколовшихся групп и конкурирующих «исследователей» на ранних этапах формирования движения[29]Об отколовшихся группах см. Дж. Гордон Мелтон, «Энциклопедия американских религий» (Уилмингтон: McGrath, 1978), II: 223 … Continue reading. В очень важном письме по организационной политике от 7 февраля 1965 года, озаглавленном «Сохранение действенности саентологии», Хаббард приписал себе все основные открытия в технологии:

Все те годы, пока я занимался исследованиями, я держал свои коммуникационные линии широко открытыми для исследовательской информации. Когда-то я считал, что группа может выработать истину. За треть века я полностью лишился иллюзий на этот счёт. При всей моей готовности принимать предложения и информацию, лишь мизерное число предложений (менее двадцати) по прошествии продолжительного времени сохранило ценность, и ни одно из них не было крупным или основополагающим; а когда я всё же принимал крупные или основополагающие предложения и использовал их, мы сбивались с пути, я раскаивался и был вынужден в конечном счёте признавать, что я дал маху .

Сегодня, если в связи с одитингом возникает вопрос о технологии, людям рекомендуется не давать собственную интерпретацию. Вместо этого последователи саентологии должны прояснить в технических материалах любой вопрос, по поводу которого возникло сомнение. Таким образом сохраняется «стандартность» технологии. Можно предположить, что после смерти Хаббарда «технология» примет канонический статус. Контроль, который Хаббард осуществлял над стандартностью «технологии», можно сравнить с усилиями лидеров сект сохранить контроль над печатным словом, чтобы сдержать центробежные силы, возникающие в результате расширения движения.

3. Знание в сравнении с верой/рассудком

В религиозном наследии Запада вера и рассудок всегда считались противостоящими друг другу или как минимум трудно совместимыми; «открытая человеку воля Бога» противопоставлялась тому, что человек может познать самостоятельно. В частности, в христианстве делается акцент на том, что спасение приходит не через знание, а через веру. В саентологии противопоставление этих понятий не являются частью самопонимания последователей движения. Саентология определяет себя как «знание о том, как знать». «Знание» или «селф-детерминированное46 Селф-детерминизм (от английских слов self — «сам» и determinism — «принятие решений») — это состояние, в котором человек детерминирует (вызывает, направляет) собственные действия; способность направлять самого себя. (Примечание переводчика) знание» — это всеобъемлющее понятие, с точки зрения саентологов охватывающее и понятие веры, и понятие знания[30] “What is Scientology?”, с. 336, раздел «Состояние знания» и с. 339, раздел «Саентология». . Таким образом, в саентологии понятие «знание» охватывает знание как духовных, так и материальных явлений.

Самопонимание саентологии как науки вызывает немало путаницы. В культуре в целом термин наука применяется по отношению к знаниям, которые получены в результате наблюдений за экспериментами с определёнными количествами материи. Тем не менее, мы можем заметить, что средневековые богословы называли богословие scientia divina, наука божественного47 Оба названия, наука божественного и наука сакрального, обозначали знание, которое не является результатом интеллектуального процесса, а возникает непосредственно из духовного опыта (не из интеллектуальной интерпретации этого опыта). Корень scie в слове scientia, который означает знание, лежит в основе названия саентологии (Scientology). (Примечание переводчика), или scientia sacra, наука сакрального; и даже сегодня французы используют в том же смысле фразу les sciences religieuses, религиозные науки. Во-вторых, в североамериканских религиозных кругах самоинтерпретация христианской веры имеет отношение к опыту и науке, что восходит к протестантской концепции теологии как технологии. Мэри Бейкер Эдди, например, назвала свой главный теологический трактат «Наука о здоровье: с ключом к Священному Писанию». Даже герменевтика евангелических диспенсационистов48 Диспенсационисты (от лат. dispensatio — «раздача, разделение, распределение») — последователи диспенсационизма, теологической концепции, получившей широкое распространение в различных протестантских течениях (особенно в Великобритании и США) в XIX–XX вв. В основе диспенционализма лежит представление о разделении истории человечества на периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога. В течение каждого периода Бог испытывает человека: насколько человек покорен особым, присущим только этому периоду откровениям, в которых проявляется Божия воля. (Примечание переводчика) на рубеже 19–20 веков основывалась на шотландской философии здравого смысла и «бэконовской системе, которая сначала собирает учения слова Божия, а затем стремится вывести некоторые общие законы, на основании которых можно упорядочить факты»[31]Артур Т. Пирсон. «Обращение ко Второму пришествию Господа: на Пророческом празднике», Аллегейни, … Continue reading. И наконец, христиане склонны классифицировать саентологию как разновидность «гностицизма»49 Гностицизм (от греч. gnōstikos — знающий) религиозно-философское течение раннего христианства. В основе гностицизма лежит учение о гносисе — особом знании, раскрывающем тайны бытия и указывающем душе путь к спасению. В основе гностицизма лежит представление о падении души в низший, материальный мир. Материя рассматривается как греховное и злое начало, враждебное богу и подлежащее преодолению. Гностиком в расширительном смысле можно назвать того, кто обращается мысленным взором к миру невидимых, духовных сущностей и ищет спасения через полученное посредством божественного Откровения знание об истинной сущности человека и о необходимости его избавления от оков порочного мира материи. Сочинения гностиков уничтожались христианской ортодоксией и дошли до нас главным образом в виде отдельных цитат, приводимых в сочинениях христианских богословов, боровшихся с гностицизмом. Однако в 1945 — 1946 гг. в Египте был найден большой архив гностических текстов. (Примечание переводчика)или доктрины, согласно которой «спасение приходит через знание». Однако саентология использует не термин спасение, а термин выживание.

4. Инграммы в сравнении с грехом

Саентологи различают реактивный ум и аналитический ум. Реактивный ум, в первом приближении эквивалентный бессознательному, записывает «инграммы» или моменты боли, травм или ударов[32] “What is Scientology?”, с. 334, раздел «Инграммы».. Инграммы — это записанные в состоянии бессознательности «умственные образы-картинки», которые возникают в результате травм, и их последовательность уходит в прошлое вплоть до пренатального периода и даже в «прошлые жизни». Считается, что до тех пор, пока человек не освободится от этих вызывающих неприятности инграмм посредством стимуляции аналитического ума (в первом приближении эквивалентного сознательному), способность человека к выживанию, счастье и умственные способности серьёзно нарушены. Инграммы обнаруживаются и устраняются с помощью дианетического одитинга. Человек, освобождённый от всех инграмм, называется «Клир». В настоящее время существуют уровни одитинга для «пост-Клиров», или «Оперирующих тэтанов». Уровень «Клир» предполагает способность быть причиной только по Первой динамике (выживание для самого себя), но, например, уровень ОТ VI и более высокие уровни обещают «могущество по всем 8 динамикам»[33] “What is Scientology?”, с. 64..

Последовательность инграммы — Клир (и далее) можно сравнить с христианской последовательностью грех — оправдание или грех — прощение через благодать. Исходя из своей веры во внешнее откровение, христианство утверждает, что источник благодати — извне, и благодать должна снизойти на человека. Исходя из своего, подобного буддистскому, представления об идущем изнутри просветлении, саентология считает, что каждый последователь ответственен за устранение своих инграмм. Существуют мнения, что добавление уровней просветления после Клира делает неясным само понятие Клир. Однако у подобного типа развития есть прецеденты. У святого Бонавентуры Тройной путь (Triplica Via) в его сочинении «Путеводитель души к Богу» (лат. Itinerarium Mentis in Deum) был расширен до шести шагов50 Тройной путь состоял из purgatio (лат. «очищение, искупление, снятие вины»), illuminatio (лат. «освещение, свет; сияние, блеск») и perfectio (лат. «совершенство»). Шесть шагов — это sensatio (лат. «ощущения» — первый из шести шагов или уровней, описанных св. Бонавентурой; отражение Бога в следах, оставленных им во вселенной), imagination (лат. «воображение» — второй шаг; отражение Бога в его образе, отпечатанном на наших природных силах, таких как память, разум, желание, ratio [третий шаг; отражение Бога в его образе, преобразованном дарами благодати: верой, надеждой, любовью), intellectus (лат. «понимание» — четвёртый из шести шагов; созерцание отражения божественного единства в его первичном имени, которое есть бытие), intelligentia [пятый шаг; отражение Пресвятой Троицы в имени её, которое есть добро) и unio mystica (лат. «мистическое единение» — шестой из шести шагов или уровней, описанных св. Бонавентурой в его сочинении «Путеводитель души к Богу»; душа обретает покой в духовном и мистическом экстазе, или в умственном и мистическом вознесении, в котором разум обретает вечный покой, когда чувства полностью переходят в Бога через вознесение). (Примечание переводчика). А все традиции дзен-буддизма имеют несколько уровней медитации, которые развились с течением времени.

5. Организация в сравнении с харизмой

51 Харизма (букв. «божественный дар», «божественная милость») — наделённость какого-либо видного лица — политического или общественного деятеля, проповедника, пророка, а также какого-либо социального института, символа и т.д. свойствами исключительности, сверхъестественности, святости, непогрешимости и т.д. Харизма, как правило, считается не приобретенным качеством, а именно данным, «даруемым» высшими силами, природой. Она характеризует человека как бы изначальной «отмеченностью». (Примечание переводчика)Одной из уникальных особенностей саентологии является количество организаций, которые были созданы для применения саентологической технологии в таких областях, как образование, реформа сферы душевного здоровья, реабилитация наркоманов, реформа пенитенциарной системы[34] См. “What is Scientology?”, стр. 85-139, список организаций, учреждённых Церковью Саентологии.. Можно даже описать её как «организационную религию», которая отвечает представлениям и потребностям организационной личности массового общества. Макс Вебер рассматривал религиозную эволюцию в основном как преобразование, начальной фазой которого была первоначальная харизматическая личность с её последователями, за чем следовала рутинизация этой харизмы в виде правил, организаций и специализаций[35]Макс Вебер, «От Макса Вебера: Очерки по социологии», пер. и ред. Г.Г. Герт и С. Райт Миллс (Нью-Йорк: издательство … Continue reading. Эту модель интерпретации необходимо изменить, чтобы учесть такое явление, как саентология. С одной стороны, Хаббард функционирует как «харизматический лидер» и как первоначальный «исследователь». С другой стороны, «харизматическое послание» — это и есть сама технология. Методы и рутинизация как бы наделены харизматической легитимностью.

Этот аспект саентологии предлагает нам переосмыслить определение религии. Английский словарь Вебстера в этом определении выделяет только систему верований, например, веру в Высшее Существо. Другие определения придают равную значимость ритуальным практикам или обрядам. Однако немногие определения описывают взаимодействие между системой верований, ритуальными практиками и организационной ассоциацией или конгрегацией, что гарантирует поддержание верований и практик. Слово «религия», по одной из версий, происходит от religare, что означает «связывать воедино». Итак, широким определением понятия религии будет: система убеждений, выраженных в символах, которые связывают воедино жизни отдельных людей и/или групп; эта система воплощается совокупностью религиозных практик (ритуалов) и поддерживается определённой организацией жизни. Верования, практики и образ жизни связывают воедино жизни людей, чтобы придать их существованию высший смысл. Хотя все религии содержат в себе элементы всех трех аспектов, некоторые из них придают первостепенную важность, например, организационной системе или образу жизни, а не системе убеждений или ритуальным практикам. В саентологии мы видим пример группы, которая начала с религиозных практик (техник одитинга), вскоре после этого создала прочную церковную структуру и только затем формализовала свою систему убеждений в вероучение. Это не означает, что система верований не присутствовала на ранних этапах развития церкви. Она просто не была проявлена, то есть официально кодифицирована, как была с самого начала кодифицирована организационная технология.

6. Техники в сравнении с церемониями

Ритуальная практика в саентологии — это, в первую очередь, одитинг. Позже были введены традиционные церемонии посвящения или крещения, бракосочетания и отпевания. Возможно, это было просто данью общепринятым представлениям о религии в Северной Америке, а также началом зарождающейся деноминализации. По своей природе церемонии, как правило, являются «миропродолжающими», подтверждающими статус-кво, призванными сохранять традиции. Ритуал, с другой стороны, является «трансформирующим» по отношению к человеку; он подчёркивает не социальные состояния, а социальные переходы и открыт для социальных инноваций[36]О различиях между церемонией и ритуалом см. Виктор Тернер, «Символический лес: аспекты ритуала Ндембу» … Continue reading. В саентологии есть, если можно так выразиться, «технологические ритуалы».

В узком смысле этого слова «техника» (technique) — это целенаправленно-рациональное применение эмпирико-аналитических наук во имя овладения внешней средой. Саентология обращает вовнутрь это понимание техники, рассматривая его как символическую интерпретационную модель для овладения внутренней средой психических процессов. Такое обращение к внутреннему миру кажется обычным в технологической цивилизации. Даже «гуманистические» управленческие психологи сейчас определяют людей как «центры обработки информации». Это, безусловно, иллюстрирует наблюдение Жака Эллюля о том, что «когда техника проникает во все сферы жизни, включая человеческое измерение, она перестает быть внешней по отношению к человеку и становится самой его сущностью»[37] Жак Эллюль, «Технологическое общество», пер. Джона Уилкинсона (Нью-Йорк: Vintage Books, 1964), с. 6.. Многие критики технологического сознания, включая Жака Эллюля, видят в этом явлении подавление символьного взаимодействия между индивидуумами в пользу целенаправленно-рационального труда, принижение этических принципов, а также ограничение свободного и открытого общения в пользу технического решения проблем. Саентология не разделяет подобных опасений в отношении технологии. Скорее, создавая модель технологического сознания, направленную на внешний мир и оформленную символами, саентология рассчитывает добиться полного общения и полной свободы. Будет ли технологическая модель в конечном итоге подтверждать или трансформировать социальный статус-кво, еще неизвестно, но настойчивость и изобретательность, с которыми Церковь Саентологии поддерживает Закон о свободе информации, проведение тюремной реформы, реабилитацию наркоманов и другие социальные проекты, безусловно, говорят о той реформационной и трансформационной роли, которую Церковь Саентологии избрала для себя.

7. Выживание в сравнении со спасением

Доминирующая религиозная традиция Запада рассматривает конечный итог существования в таких категориях, как спасение/проклятие или рай/ад. Саентология, напротив, придерживается дарвинистского взгляда на конечный итог существования и говорит о выживании/гибели. Основные «динамики» существования рассматриваются с точки зрения выживания[38] «Наука выживания», I: x-xi.. Достижения от дианетического одитинга призваны в конечном итоге дать человеку «максимально возможный потенциал выживания». Выживание не ограничивается биологическим выживанием наиболее приспособленных, но также включает в себя выживание в качестве духа («тэтана») и выживание в бесконечности (восьмая динамика). Акцент на выживании отражает мнение Хаббарда об угрозах, созданных Второй мировой войной. Как и многие послевоенные движения возрождения, саентология стремится к выживанию в «изобилии». Вера в бесконечное выживание человечества основывается на вере в то, что человек в основе своей хороший. Кредо церкви гласит:

И мы, в нашей Церкви, верим, что:
человек в своей основе хороший;
он стремится выживать;
его выживание зависит от него самого, от его ближних
и от достижения им братства со Вселенной.

Кредо также утверждает, что «законы Бога запрещают человеку… разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп». Понятие «выживания» здесь поднято до статуса религиозного концепта. Оно не отклоняется от смысла латинского слова salvere (спасать) — «сохранять, поддерживать в целом состоянии», служащего метафорой для спасения в традиционных религиозных представлениях. Возвышение понятия выживания также отражает религиозную реакцию на глобальный эффект Второй мировой войны и использование абсолютного оружия в этой войне.

Заключение

В «Генеалогии морали» Ницше предсказал появление европейской формы буддизма, которая будет представлять «начало конца, остановку, озирающуюся усталость, волю, замахивающуюся на жизнь» . В каком-то смысле предсказание Ницше было верным. Западная религиозная традиция подверглась разрушительному натиску критического сознания — разочарованию в окружающем мире, развенчанию мечтаний, демистификации экономических факторов и демифологизации самих священных писаний. Одним из последствий критического сознания можно считать обращение западного человека двадцатого века на восток для оживления религиозного сознания. Саентология представляет собой один из аспектов этого поворота на восток. Анализ Ницше был неточен в том смысле, что он недооценил способность символов привнести новую жизнь и новый смысл.

Использование саентологией буддийских элементов не ослабляет важность личной воли под натиском технологической цивилизации, а наделяет саму «технологию» символической силой, которая придаёт смысл жизни верующего. Кто-то может подумать, что это «иллюзия», а кто-то может подумать, что саентология представляет собой не «новую религиозную молекулу», а нестабильную «амальгаму»52 Амальгама — сочетание, смесь чего-либо разнородного. (Примечание переводчика), однако саентология выделяется среди новых религий как вживление буддизма в общество, культурной базой которого является технология.

Гегель первым указал на то, что современная религия (протестантский принцип Бога внутри нас) привела к христианизации всего современного мира, но далее вылилась в секуляризацию53 Секуляризация: изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому; освобождение от церковного, духовного влияния. (Примечание переводчика) самого христианства[39] Г. В. Ф. Гегель, «Философия истории» пер. Дж. Сибри (Нью-Йорк: Dover, 1956), с. 341-346.. Одна из постмодернистских религий, саентология вновь сакрализует54 Сакрализовать: придать священный характер, наделять священным статусом. От слова сакральное (от лат. — “посвящённое богам”, “священное”, “запретное”) — те области бытия, которые воспринимаются как принципиально отличные от обыденной реальности и исключительно ценные, священные или святые. (Примечание переводчика) и мифологизирует этот мир. Некоторые, возможно, ожидали обновления самого христианства, а не слияния буддизма и технологии. Хотя существует множество примеров христианских движений обновления, но поворот на Восток и наделение эгалитарного технологизма мифическим значением могут быть лишь иллюстрацией для весьма меткого наблюдения Хельмута Ричарда Нибура: «В последующих поколениях наследие веры, с которого начался либерализм, было исчерпано. Либеральные дети отцов-либералов должны были действовать, располагая постоянно уменьшающимся капиталом»[40] Х. Ричард Нибур, «Царство Божье в Америке» (Нью-Йорк: Harper Torchbooks, 1959), с. 194..

Примечания

В тесте использованы следующие сокращения для обозначения официальных публикаций по саентологии:

  • «История и церемонии»: История и церемонии Церкви Саентологии Калифорнии, Издательство «World Wide» (1970).
  • «Дианетика»: Дианетика: современная наука о разуме. Настольная книга по дианетической терапии. Нью-Йорк. Издательство «Paperback Library», 1950.
  • «Основы жизни»: Саентология: основы жизни (1956).
  • КРО: Курс руководителя организации: Энциклопедия саентологической организационной политики (1972 и далее) Тома 0–6.
  • «Наука выживания»: Наука выживания: предсказание человеческого поведения (1951).
  • «Мировая религия»: Саентология: мировая религия, возникшая в космический век (1974).
  • “What is Scientology?”: “What is Scientology?” (1978).

Примечания автора

Примечания автора
01 “What is Scientology?”, с. 3.
02 Творческое переосмысление таксономии см. в книге: Рой Уоллис, «Вчерашние дети», под ред. Брайана Уилсона, «Социальное влияние новых религиозных движений» (Барритаун, Нью-Йорк: Теологическая семинария Объединения, дистр. Rose of Sharon Press, 1981), с. 117-121.
03 Родни Старк, «Должны ли все религии быть сверхъестественными?», Уилсон, с. 168.
04 Демос Шакарян (с Джоном и Элизабет Шеррилл), «Самые счастливые люди на Земле» (Old Tappan, Нью-Джерси: Spire Books, 1975).
05 См. Уоллис, с. 119.
06 См. мою статью «Закон, язык и религия», New Era Newsletter, 1, №2 (май-июнь 1981 г.).
07 См. Лео Штраус, «О тирании», пересмотренное и расширенное издание (Итака: издательство Корнелльского университета, 1963), с. 24.
08 Ханс-Георг Гадамер, «Правда и метод» (Нью-Йорк: Seabury Press, 1975), с. 273-274.
09 У. Бреде Кристенсен «Значение религии», пер. Джона Б. Кармана (Гаага: «Мартинус Ниджофф», 1960), с. 7.
10 “What is Scientology?”, с. 7.
11 См. Генрих Циммер, «Индийская философия», под ред. Джозефа Кэмпбелла (Принстон: издательство Принстонского университета, 1951), с. 464-487.
12 “What is Scientology?”, с. 332, раздел «Клир».
13 «История и церемонии», с. 13-15.
14 “What is Scientology?”, с. 332, раздел «Клир».
15 «Мировая религия», с. 9-10.
16 См. Джордж Грант, «Компьютер не диктует нам способов, какими его следует применять», в книге «За пределами промышленного роста», под ред. Авраама Ротштейна (Торонто: издательство Университета Торонто, 1976), с. 117-131.
17 Перри Миллер, «Мышление Новой Англии: семнадцатый век» (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1967), с. 166.
18 Фрэнсис Бэкон, «Новый Органон и связанные с ним сочинения», под ред. Фултона Х. Андерсона (Индианаполис: Library of Liberal Arts, 1960), с. 25.
19 Макс Вебер, «Протестантская этика и дух капитализма», в пер. Тэлкотта Парсонса (Нью-Йорк: Scribner’s, 1958), с. 98-128.
20 Возрождается интерес к исцелению даже в основных христианских конфессиях. См. Мортон Т. Келси, «Исцеление и христианство в древней философии и в современности» (Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1973).
21 См. Джордж Грант, «Концепции здоровья», в книге «Психиатрия и ответственность», под ред. Хельмута Шоука и Джеймса Уиггинса (Принстон: Ван Ностранд, 1962), с. 117-134. Грант отмечает, что в современных методах лечения заложено чёткое представление о болезни, но нечёткое представление о здоровье.
22 В частности, саентологи выступают против выдвинутого Вильгельмом Вундтом представления о человеке как о раздражительно-ответном механизме. См. “What is Scientology?”, с. 97-98.
23 “What is Scientology?”, с. 332, раздел «Клир».
24 Ср. «Дианетика», с. 10 и “Основы жизни», с. 36-39.
25 См. “What is Scientology?”, страницу (v) публикации.
26 См. «К читателю», «Дианетика», с. 2.
27 «Наука выживания», 1:3-5.
28 См. “What is Scientology?”, стр. 56-65.
29 Об отколовшихся группах см. Дж. Гордон Мелтон, «Энциклопедия американских религий» (Уилмингтон: McGrath, 1978), II: 223 и далее; Рой Уоллис. «Путь к полной свободе: социологический анализ саентологии» (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1977), с. 84 и след.
30 “What is Scientology?”, с. 336, раздел «Состояние знания» и с. 339, раздел «Саентология».
31 Артур Т. Пирсон. «Обращение ко Второму пришествию Господа: на Пророческом празднике», Аллегейни, Пенсильвания, 3-5 декабря 1895 г. (Питтсбург, 1895 г.), с. 82, цитируется в Мардсен, с. 55.
32 “What is Scientology?”, с. 334, раздел «Инграммы».
33 “What is Scientology?”, с. 64.
34 См. “What is Scientology?”, стр. 85-139, список организаций, учреждённых Церковью Саентологии.
35 Макс Вебер, «От Макса Вебера: Очерки по социологии», пер. и ред. Г.Г. Герт и С. Райт Миллс (Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета, 1946), с. 267, 297.
36 О различиях между церемонией и ритуалом см. Виктор Тернер, «Символический лес: аспекты ритуала Ндембу» (Итака: издательство Корнеллского университета, 1970), с. 95.
37 Жак Эллюль, «Технологическое общество», пер. Джона Уилкинсона (Нью-Йорк: Vintage Books, 1964), с. 6.
38 «Наука выживания», I: x-xi.
39 Г. В. Ф. Гегель, «Философия истории» пер. Дж. Сибри (Нью-Йорк: Dover, 1956), с. 341-346.
40 Х. Ричард Нибур, «Царство Божье в Америке» (Нью-Йорк: Harper Torchbooks, 1959), с. 194.
Поделиться

Похожие записи