🕝  3 мин
  на чтение


Сэмюэль С. Хилл, доктор философии

Доктор Хилл писал в 1979 году:

Я профессиональный учёный в области религиозных движений в Соединённых Штатах Америки, о чём свидетельствует следующее:

А. У меня есть степень доктора философии в области религиоведения, полученная в Университете Дюка;

Б. Я уже 20 лет преподаю религиоведение: один год в Университете Стетсона, 12 лет в Университете Северной Каролины в городе Чапел-Хилл и в Университете Флориды с 1972 года;

В. Я опубликовал три книги и множество статей по данному предмету;

Г. Я регулярно преподаю в этой области.

За последние полтора года я продвинулся в изучении Церкви саентологии, и я полагаю, что профессионально компетентен, чтобы оценивать её характер и природу.

Два вывода связаны со всеми моими оценками этой церкви. Первый заключается в том, что это новая, молодая, быстрорастущая религиозная организация, которую следует рассматривать как всё ещё восходящую, всё ещё развивающуюся, всё ещё ищущую свой путь — характеристики, справедливые для всех новых религий. Второй вывод заключается в том, что у неё есть намного больше общего с такими восточными религиями, как индуизм и буддизм, чем с двумя западными библейскими верованиями: христианством и иудаизмом. Важно оценивать саентологию с помощью её собственных стандартов, которые ближе к восточным, нежели к западным, а не за счёт навязывания западных мерок. Вписывается ли она в западные ценности, требования и допущения, не имеет значения для установления того, является ли она религией.

Я делаю заключение о том, что саентология соответствует дефиниции религии, поскольку она, как и все религии, имеет четыре стандартных компонента:

А. Вероучение. Она учит жизненно важному существованию фундаментально духовной стороны реальности;
Б. Кодекс. Она создаёт сильное чувство этики, в ней подчёркиваются ценности и проводятся различия между хорошим и плохим, правильным и неправильным;

В. Культ (в смысле группы, почитающей Бога). В ней систематично проводится связь человека с духовной стороной реальности, с Наивысшей Реальностью, с Верховным Существом или Богом;

Г. Сообщество. В ней есть чёткое осознание индивидуальности группы, и саентология является организованным религиозным сообществом.

Эти четыре компонента везде, как правило, рассматриваются как составляющие религиозного движения.

Таким образом, это настоящая религия с её собственными верованиями и практиками. По существу, саентология — это теория знания или путь понимания, с помощью которых прихожане познают, что же такое Верховное Существо и как быть его частью, ради повышения личного и социального благополучия. Посредством такого рода знания, понимания или почитания Бога человек постигает себя, достигает самоосознания и находится в исцеляющей связи с Богом. На этом пути к истинной духовной свободе жизнь человека очищается от барьеров и препятствий к ней и становится цельной и счастливой. В этом отношении саентология имеет довольно большое сходство с индуизмом и буддизмом.

Саентология признаёт существование Наивысшей Реальности или Бога. «Бог» здесь скорее «Наивысшая Реальность», нежели «Верховное Существо», имеющее личностные качества, — это то, как, в конечном счёте, обстоят дела в истинном виде, поэтому это путь к полноте жизни, предназначенный для всех людей и доступный им. Через использование откровения, которое часто имеет форму методов, люди могут достигать связи с Верховным Существом и становиться частью его. В этом отношении саентология скорее восточная, нежели западная, и она ближе к буддизму, чем к индуизму. Её цель — просвещение через связь с тем, как в действительности в конечном счёте обстоят дела.

Получение религиозного опыта и почитание Бога осуществляются главным образом в виде духовных консультаций. Они включают применение саентологии священником Церкви к прихожанину. Это основное средство, с помощью которого просвещается человек, имеет отношение к Верховному Существу. Существуют групповые службы. Тем не менее, они в меньшей степени составляют основу в саентологическом понимании, чем духовная консультация. В этой консультации происходит настоящая связь с Богом.

Саентология как религия не настаивает на религиозном монизме. Например, человеку позволено практиковать саентологию и что-то ещё, скажем, католицизм. В этом отношении она также соответствует восточному стилю, проявляя толерантность к плюрализму приверженностей и участия. На практике, тем не менее, лишь немногие саентологи одновременно практикуют ещё одну религию. Саентология развилась в церковь из «Дианетики», теории и техники осуществления здоровой жизни, в течение последних 29 лет. Я полагаю, что по мере взросления появляется склонность меньше одобрять приверженность к двум религиям и меньше использовать эту возможность. Иными словами, я вижу, что она становится всё более осознающей себя как религия.

Термин «прикладная религиозная философия» довольно хорошо описывает саентологию, но только если освободить его от преобладающей западной религиозной системы взглядов. Что означает этот термин в положительном аспекте, так это:

А. Саентология — религиозная, потому что она даёт знание и средства для достижения связи с Верховным Существом;

Б. В ней делается упор на результаты (отсюда «прикладная»), такие как: познание себя, понимание, здоровье и счастье.

С другой стороны, с помощью термина «философия» в ней обозначается скорее мировоззрение, взгляд, а не проработанная теология о Боге как о личности на основе исторических событий (как в случае библейских верований).

В соответствии со всеми американскими стандартами: юридическими, практическими и религиозными, — я заключаю, что Церковь Саентологии является тем, что обозначает её название — истинно религиозной организацией.

Сэмюэль С. Хилл
12 августа 1979 года

Во время написания этих строк доктор Хилл был профессором религии в университете Флориды.

Поделиться

Похожие записи