🕝  2 мин
  на чтение


Ирвинг Хексхам, доктор философии

В 1978 году доктор Хексхам написал:

Меня попросили высказать моё профессиональное мнение о статусе саентологии как религии. Я изучил материалы церкви, поговорил с её членами и прочитал книги о саентологии. Проделав эту работу, я могу высказать своё мнение о статусе саентологии как религии.

Возможно, мне следует что-то сказать о себе, чтобы любой, кто будет читать это, смог оценить состоятельность моих заключений.

Я евангельский христианин и получил свою базовую университетскую степень по религии в Ланкастерском университете, где учился под руководством профессора Ниниана Смарта. Затем я провёл исследование истории религий в Бристольском университете под руководством преподобного Ф. Б. Велбурна. Будучи студентом последнего курса, я сосредоточился в своей работе на взаимодействии религии и общества, готовясь к получению степени магистра гуманитарных наук по новым религиозным движениям в Британии и докторской степени по взаимоотношениям кальвинизма и африканерского национализма в Южной Африке. После завершения выпускной работы я сохранил интерес к религиям Южной Африки и новым религиозным движениям западного общества. В настоящее время я занимаю должность старшего преподавателя по религиозной философии в колледже Регент в Ванкувере. Колледж Регент — это теологическая школа магистерской подготовки, тесно связанная с христианством.

Одна из основных проблем в обсуждении религиозной природы любого движения — это вопрос дефиниции религии. Хотя религиоведы предлагают множество различных дефиниций религии, эти дефиниции можно очень грубо разделить на два основных типа. Есть дефиниции, которые определяют религию как культовую организацию, и есть дефиниции, которые определяют религию как образ жизни. Оценку религиозной природы саентологии я начал с использования дефиниции, данной профессором Нинианом Смартом, одним из ведущих мировых авторитетов в области религиоведения. Эта дефиниция была дана во время коллоквиума в Ланкастерском университете в декабре 1969 года, и её можно найти в статье профессора Смарта Meaning in and the Meaning of Religion («Смысл в религии и смысл религии»). В конце первого раздела этой статьи, в абзаце 2.60 профессор Смарт даёт следующую дефиницию:

«Совокупность вошедших в практику ритуалов, тесно связанных с традицией и выражающих и (или) вызывающих сакральные чувства, направленные на божественное или трансбожественное средоточие, видимое в контексте человеческого феноменологического окружения и по крайней мере частично описанное в мифах или в мифах и вероучениях».

На основе этой дефиниции и того, что я узнал о саентологии, кажется ясным, что как учение, так и практика церкви саентологии в Британской Колумбии дают основание определять саентологию как религию. Мне также представляется ясным, что саентология может быть классифицирована как религия с использованием дефиниций, которые представляют религию полностью как образ жизни. В этом отношении я бы порекомендовал вам статью, представленную на другом коллоквиуме, который проходил в Ланкастерском университете в 1969 году. Её автор — преподобный Ф. Б. Велбурн. Эта статья называется «К устранению концепта религии». В этой статье преподобный Велбурн очень хорошо обосновывает понимание религии полностью как образ жизни, а не просто культовую деятельность. При использовании его дефиниции нет никакой сложности признания саентологии как религии.

В заключение я хотел бы добавить, что моя позиция в отношении религиозной природы саентологии подобна позиции доктора Роя Уаллиса. Как и я, он полагает, что саентология — это подлинное выражение религиозной веры. Но как и я, он покритиковал бы отдельные убеждения и практики Церкви саентологии. Чтобы смягчить это утверждение, можно упомянуть тот факт, что я также критиковал многие другие религиозные движения.

Ирвинг Хексхам
6 февраля 1978 года

Во время написания этой статьи доктор Хексхам занимал должность старшего преподавателя философии религии в колледже Регент в г. Ванкувер в Канаде.

Поделиться

Похожие статьи