MИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
УРАЛЬСКИЙ РЕГИОНАЛЬЛЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

620075, г. Екатеринбург, ул. Бажова 72, телефон: (343) 350-45-06, e-mail: [email protected]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЭКСПЕРТА

по материалам проверки № 21521 от 29.11.2019

«16» марта 2019 г.

№ 4227/09-5

Экспертиза начата: 11.12.2019 г. в 15 час. 30 мин.
Экспертиза окончена: 16.03.2020 г. в 14 час. 30 мин.

«11» декабря 2019 года в ФБУ Уральский РЦСЭ Минюста России при постановлении старшего участкового уполномоченного ОП-1 УМВД России по городу Екатеринбургу майора полиции Аладьина А.В. для проведения лингвистической экспертизы поступили материалы проверки КУСП № 21521 – книги Л. Рон Хаббарда «Дианетика – современная наука о разуме», «Само-Анализ», «Чистое тело, ясный ум», «Проблемы работы», «Дианетика: первоначальные тезисы». «Дорога к счастью», «Саентология: новый взгляд на жизнь». «Дианетика: эволюция науки». «Саентология: основы жизни».

Производство экспертизы поручено главному государственному судебному эксперту Плотниковой Анне Михайловне, имеющей высшее филологическое образование, доктору филологических наук по специальности 10.02.19 – теория языка, стаж работы по специальности – 25 лет, право самостоятельного производства экспертиз по специальности 26.1 «Исследование продуктов речевой деятельности» и стаж экспертной работы с 2010 года.

Об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ главный государственный судебный эксперт Плотникова А. М. предупреждена 11.11.2019 г.

На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы:

  • «1. Имеются ли в тексте указанных книг высказывания, содержащие призывы? Если да, то к чему они побуждают адресата?
  • 2. Имеются ли в тексте высказывания, содержащие негативные сведения или выражающие враждебное отношение к какой-либо группе лиц?
  • 3. Имеются ли в тексте высказывания, содержащие пропаганду совершения каких-либо действий?»

Примечание. В соответствии со ст. 8, ст. 16 Федерального закона от 3I.05.2001 «О государственной судебно-экспертной деятельности и Российской Федерации» № 73-ФЗ. с п. 2.3 Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации (утв. Приказом Минюста России №346 от 20.12.2002 г.), «если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного его приведения может быть указано, как эксперт понимает задание, руководствуясь своими специальными знаниями».

Вопросы № I и № 3 были изменены без ущерба для их содержания и решались в следующей рекомендованной Методикой1 Кукушкина О. В., Сафонова Ю. А., Секераж Т. Н. Методика проведения судебной психолингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М. ФБУ РФ ЦСЭ Минюста России, 2014. редакции:

  • 1. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические признаки побуждения (в том числе в форме призыва) к насильственным, разрушительным, дискриминационным действиям?
  • 3. Содержатся ли в представленных материалах лингвистические признаки пропаганды совершения каких-либо действии?

Экспертиза проведена в помещении ФБУ Уральского РЦСЭ Минюста России. Материалы были доставлены нарочным и во время производства экспертизы хранились в специальном сейфе для вещественных доказательств.

Срок проведения экспертизы в связи с большим количеством заданий по производству назначенных ранее экспертиз и исследований был продлён до 31 марта 2019 [2020] года, о чём лицо, назначившее экспертизу, было уведомлено письмом от 25.12.2019.

21.01.2020 было получено устное согласие с указанными сроками от старшего участкового уполномоченного ОП-1 УМВД России по г. Екатеринбургу майора юстиции Аладьина А.В.

ИССЛЕДОВАНИЕ

Исследование проведено по методике производства комплексных психолого-лингвистических экспертиз, отраженной в следующей литературе:

1. Кукушкина О. В., Сафонова IO. А., Секераж Т. Н. Методика проведения судебной психолого-лингвистической экспертизы материалов по делам, связанным с противодействием экстремизму и терроризму. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, 2014.

При производстве экспертизы использовалась следующая литература:

1. Баранов А. Н. Лингвистическая экспертиза текста, М.: Издательство Флинта: Наука, 2007.

2. Большой толковый словарь русского языка / под ред. С. Л. Кузнецова. СПб. 2000.

3. Кукушкина О. В., Сафонова Ю. А., Сексраж Т. Н. Теоретические и методические основы производства судебной психолого-лингвистической экспертизы текстов по делам, связанным с противодействием экстремизму. М.: ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России. 2011.

4. Методические рекомендации «Об использовании специальных знаний по делам и материалам о возбуждении ненависти, вражды, а также унижении человеческого достоинства» от 16.07.2007.

5. Судебная экспертиза по делам о преступлениях экстремистской направленности. / Под ред. О.Н. Матвеевой. Барнаул: новый формат. 2016. – 350 с

Осмотр и описание объекта

Объектами исследования являются следующие книги Л. Рона Хаббарда:

  • «Дианетика – современная наука о разуме»;
  • Само-Анализ»;
  • «Чистое тело, ясный ум»;
  • «Проблемы работы»;
  • «Дианетика – первоначальные тезисы»;
  • «Дорога к счастью»;
  • «Саентология: новый взгляд на жизнь»;
  • «Дианетика: эволюция науки»;
  • «Саентология: основы жизни».

Представленные на исследование тексты объединены общим идейно-тематическим содержанием. Автор этих текстов рассказывает о саентологии как религиозном учении и дианетике как системе мировоззрения, положенной в основу этого учения.

1, 2, 3. Исследуемые тексты направлены на приобщение читателя к изложенным религиозным взглядам и философско-мировоззренческой концепции в частности. В текстах имеются высказывания, содержащие побуждение читательской аудитории к принятию и разделению декларируемой концепции, а также к её распространению в общественной среде.

Тексты имеют миссионерскую (просветительско-пропагандистскую) направленность, демонстрируют коммуникативную интенцию распространения декларируемого мировоззрения, эзотерической картины мира, доктрины излагаемых учений, см. например:

«Человек тысячелетиями искал подлинный смысл жизни, размышляя о нем, и строил догадки. Но этот поиск завершился в Саентологии, поскольку теперь этот секрет раскрыт. Здесь вы найдете ответы, основанные на точных Аксиомах (самоочевидных истинах), – ответы, которые вы искали, ответы, которые дают результаты» (Л. Рон Хаббард «Саентология: Основы .жизни. Книга по теоретическим и практическим основам Саентологии для начинающих»).

Обращение «К читателю»: «Эта книга представлена в своем первозданном виде и является частью религиозной литературы и работ Л. Рона Хаббарда…»

«Саентология определяется как изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и другой жизнью. Таким образом, миссия Церкви Саентологии проста: помочь индивидууму восстановить свою подлинну природу как духовного существа и благодаря этому достичь осознания своих взаимоотношений со своими ближними и вселенной» (Там же).

«Она содержит анатомию и полное описание реактивного ума – доселе неизвестного источника неуверенности, расстройств, ночных кошмаров и неразумных страхов, порабощающих человека. Эта книга показывает вам, как избавиться от него и таким образом достичь того, о чем раньше человек лишь мечтал, – состояния Клир» (Л. Рон Хаббард «Дианетика: Современная наука о разуме»).

В аннотациях к книгам подчёркивается, что излагаемая в них концепция имеет научно-методологическую основу:

«…ЗДЕСЬ СОДЕРЖИТСЯ НЕ ТОЛЬКО ТЕХНОЛОГИЯ, ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ОБРЕСТИ СТАБИЛЬНОСТЬ НА РАБОТЕ, НО и волшебные процессы, позволяющие вновь наполнить радостью всю жизнь» (Л. Рон Хаббард «Проблемы работы: Саентология для рабочих будней»).

«Саентология: Система упорядоченных аксиом, позволяющая разрешить проблемы духа, жизни и мысли. Она была разработана Л. Роном Хаббардом путём применения методологии, используемой в точных науках, к наукам гуманитарным» (Там же).

«Вот почему «Эволюция науки» — это рассказ о самом потрясающем приключении – об исследовании, в ходе которого был обнаружен реактивный ум и разработана технология, позволяющая победить его» (Л. Рон Хаббард «Дианетика: эволюция науки»).

Коммуникативная задача автора заключается в воздействии на адресата, изменении его духовного состояния посредством передачи сакральных знаний и духовных ценностей невидимой реальности, что последовательно реализуется в ряде частных интенций: предоставить информацию, изменить мировоззрение и мировосприятие адресата с позиции излагаемой картины мира с помощью инструкций, рекомендаций, советов по трансформированию сознания.

В исследуемых текстах содержатся конструкции, содержащие побуждение к принятию и разделению изложенного эзотерического мировосприятия, освоению эзотерического учения, активному и сознательному самосовершенствованию, применению в духовной практике полученных сакральных знаний, а также к изменению социально-деятельностных установок, моделей поведения, следованию морально-этическим нормам и предписаниям в соответствии с изложенным мировоззрением.

Побуждения носят абстрактный характер, связанный с необходимостью следовать нормам морали и нравственности: «Заботьтесь о себе. Будьте воздержанны. Не будьте распутными. Любите детей и помогайте им. Уважайте родителей и помогайте им. Подавайте хороший пример. Стремитесь жить правдиво» (Л. Рон Хаббард «Дорога к счастью: руководство, основанное на здравом смысле», гл. 21).

<…>

Побудительный характер информации является жанром книги, например, жанром руководства: Л. Рон Хаббард «Дороги к счастью: Руководство по улучшению жизни, основанное на здравом; смысле».

Лингвистические признаки побуждения к совершению каких-либо насильственных, разрушительных, дискриминационных действий отсутствуют.

С целью убеждения читателя в научной основе изложенной религиозной и мировоззренческой концепции автор отсылает к глоссарию, который содержится почти во всех представленных на исследование изданиях. В текстах отмечается большое количество специальных терминов, зачастую восходящих к словам английского языка, но приобретающим в контексте особые, сакральные значения, например: саентологический процессинг, идентности, вэйлансы, одитинг, тэтан, электрометр Хаббарда, клирование и др.

Во всех представленных на исследование материалах лингвистические признаки враждебного отношения к какой-либо группе лиц отсутствуют. В текстах содержатся лингвистические признаки пропаганды изложенного религиозного и философского учения.

Во всех представленных на исследование материалах лингвистические признаки враждебного отношения к какой-либо группе лиц отсутствуют.

ВЫВОДЫ

1. Представленные на исследование книги Л. Рона Хаббарда «Дианетика – современная наука о разуме»; «Само-Анализ»; «Чистое тело, ясный ум»; «Проблемы работы»; «Дианетика – первоначальные тезисы»; «Дорога к счастью»; «Саентология: новый взгляд на жизнь»; «Дианетика: эволюция науки»; «Саентология: основы жизни» содержат лингвистические признаки побуждения читательской аудитории к принятию и разделению изложенного религиозно-философского учения, применению в духовной практике полученных сакральных знаний, следованию морально-этическим нормам и предписаниям в соответствии с изложенным мировоззрением, а также к распространению и популяризации декларируемой эзотерической картины мира.

Лингвистические признаки побуждения к действиям против группы, выделенной по признаку расы, национальности, отношению к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, отсутствуют.

2. Лингвистические признаки враждебного отношения к группе лиц в исследуемых материалах отсутствуют.

3. Исследуемые книги Л. Рона Хаббарда содержат лингвистические признаки пропаганды изложенного эзотерического учения, активного и сознательного самосовершенствования в соответствии с изложенными в книгах взглядами.

Лингвистические признаки пропаганды каких-либо действий в исследуемых книгах отсутствуют.

Эксперт


[печать. подпись]

А.М. Плотникова

Лингвистические признаки побуждения к действиям против группы, выделенной по признаку расы, национальности, отношению к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе, отсутствуют.

Файл для скачивания

Если вы заметили опечатку, то сообщите нам об этом.
Выберите текст на странице и нажмите CTRL + ENTER.

Поделиться

Похожие статьи