Господин Фумио Савада
Восьмой Хранитель Тайн
Ю-итсу Синт
I. Введение
Автор этой работы, японский исследователь, анализирует сходства и различия между Саентологией и другими мировыми религиями. Особое внимание он уделяет сходствам и различиям, наблюдаемым через призму японской культуры, поэтому Саентология в этом исследовании будет сравниваться с японскими религиями.
В Японии термин «религия» означает «учить первопричинам, учить источникам первопричин». Это — японское определение, которое может не совпадать с традиционными западными определениями. В данной работе автор будет придерживаться японского определения. С точки зрения японских законов, можно ещё добавить, что религиозная организация может считаться религией, если она также распространяет свои доктрины, отправляет религиозные обряды и обучает прихожан. Как будет показано далее, Саентология соответствует всем этим требованиям.
В японском стихотворении «Вака», состоящем из 31 слога, говорится о том, что у подножия горы начинается много тропинок, но вид на Луну с вершины горы одинаков для всех. Это древнее стихотворение написано до прихода xристианства в Японию. В основном, оно говорит о двух основных религиях Японии — cинто и буддизме. Основная идея заключается в том, что для всех уготован один конец, независимо от того, к какому вероисповеданию вы принадлежите. Мораль проста: зачем ссориться и, что ещё более важно, зачем заострять внимание на различиях между религиями, когда между ними так много общего?
В Японии cаентологическая религия относительно малоизвестна, несмотря на то, что во многих библиотеках хранятся книги, написанные не только её основателем, Л. Роном Хаббардом, но и самой Церковью Саентологии. Прочитав 30 книг по этому предмету, автор может посоветовать любому человеку, желающему узнать больше об этой религии, обратиться к данным книгам.
II. Что такое Саентология?
Начало Саентологии было положено в 1930-х годах, когда Л. Рон Хаббард, американец, которому суждено было стать основателем Саентологии, путешествовал по Востоку в поисках ответа на вопрос: почему так несчастен человек? Никто не мог ответить ему на многие вопросы, которые он задавал, будучи ещё молодым человеком, а главное, на вопрос о том, откуда пришёл человек и куда он идет?
В 1950 году господин Хаббард написал книгу о предмете, названном им Дианетика («через разум»), которая стала его ранним исследованием человеческого разума. Эта книга, «Дианетика: современная наука душевного здоровья», пользовалась большой популярностью и вскоре стала бестселлером. Было продано более 17 миллионов экземпляров этой книги. По мере того как росло движение Дианетики, расширялась и область проводимых исследований. Предметом исследований стал не только разум, но и душа. Так родился ещё один предмет — Саентология. В 1954 году в Соединенных Штатах была основана первая церковь. Вскоре после этого Дианетика пришла в Японию, хотя формально миссионеры прибыли в Японию лишь в 1962 году. 10 сентября 1962 года в переполненном зале состоялась первая официальная лекция по Саентологии. Это событие и стало фактической отправной точкой истории Саентологии в Японии.
Слово «Саентология» происходит от латинского scio, означающего «знание в самом полном смысле этого слова», и греческого logos, означающего «слово» или внешнюю форму, при помощи которой выражается и излагается мысль.
В книге «Саентология: основы жизни» господин Хаббард поясняет, что сам предмет уходит корнями в психологию. Однако следует понимать, что в его основе лежит не современная психология, а, скорее, более древняя психология в том виде, в котором она исследовалась в мировых религиях до прошлого столетия, когда из этих исследований была удалена духовная основа.
Буквально слово «психология» означает «изучение духа». Современная психология потеряла это значение: она более не изучает дух и не признаёт его в качестве настоящей области исследований. В этом смысле Саентология очень отличается от неё, поскольку она, как и большинство великих религий, исследует дух.
Обычно религии признают тот факт, что человеческая душа связана с великой «жизненной силой» нашей Вселенной. Однако само слово «душа» с трудом поддаётся определению. Некоторые исследователи считают, что дух на самом деле является разумом человека. Но в Саентологии термин «дух» означает «сам человек», и в это слово вкладывается намного большее значение, чем просто разум. В одной из японских религий Синто — Сейчи-но-Ай — это понятие выpажено словами «дитя Бога». Оно соответствует японским словам «хайм» и «хайко». В Саентологии господин Хаббард создал термин «тэтан», происходящий от греческого слова «дух», так как ни одно другое известное слово не могло бы точно описать это понятие.
Религии издавна создавали новые слова для обозначения новых понятий, для которых не существует подходящих слов. В Японии Учитель Кободайши, основатель «Шингона» (очень древнего традиционного и крупного эзотерического буддийского движения), создал много слов, которые необходимо было разработать для того, чтобы религия могла существовать.
В то же время, в Саентологии не существует нового слова для понятия «Бог». Несмотря на то, что Саентология не изучает этого явления, и на то, что у последователей этой религии могут быть свои представления о том, чем является или не является это понятие, для описания этого явления в ней используются такие слова, как: «Высшая Сущность», «бесконечный», «всеобъемлющий», «творец Вселенной», и, конечно, «Бог». В отличие от некоторых других религий, в Саентологии отсутствует определенный догмат в отношении понятия «Бог». Вместо этого, человеку предлагается развивать своё понимание сути явлений и своего места во Вселенной. Это — истоки веры. Таким образом, люди, которые изучают Саентологию, являются представителями не только разных национальностей и профессий, но и самых разнообразных религиозных убеждений. В Японии, как и на Востоке вообще, исповедование нескольких религий — дело обычное. В русле этой традиции некоторые японцы, изучающие Саентологию, также не отказываются и от своих религий, но, насколько понимает автор этой работы, используют свои занятия Саентологией в целях укрепления своих предыдущих религиозных убеждений и веры в Бога. Эта концепция напоминает обычаи сравнительно новой религии Синто — Сейко-но-Ай, — последователи которой также исповедовали до обращения в неё христианство, буддизм или другие религии.
III. Саентология и её взаимоотношения с другими религиями
Саентология обладает очевидным сходством с Буддизмом. Это сходство настолько велико, что сам господин Хаббард однажды задал вопрос буддийским религиозным лидерам в Азии: возможно ли, что он сам является Меттейей, приход которого предсказан Буддой? Будда, Гаутама Сиддхарта, перед лицом смерти сказал своим последователям, что в будущем Будда вернётся под именем Меттейя, чтобы завершить начатое им дело. Только время может показать, суждено ли господину Хаббарду воплотить гуманные намерения великого Сиддхарты. Данное исследование не ставит задачу дать ответ на заданный господином Хаббардом вопрос. Однако исполнение пророчеств является ещё одним сходством с другими религиями — большими и малыми.
Первой книгой об этой религии, прочитанной автором настоящей работы, была «Саентология: основы мысли». Читая эту книгу, автор сразу же обратил внимание на то, как похоже её содержание на религии Синто. Это особенно видно в понимании жизни как всего лишь видимости, или того положения, что физический мир является на самом деле лишь видимым миром, данным нам в ощущениях. Всё это весьма похоже на учение основателя Сейко-но-Ай, Учителя Масахару Танигучи. (Учитель Танигучи был одним из четырёх людей, которые записали для Святого Господина Онисабуро Дегучи из Оомото — ещё одной японской религии Синто — историю Вселенной). Для Японии как Оомото, так и Сейко-но-Ай являются сравнительно молодыми религиями: Оомото была основана в конце прошлого века, а Сейко-но-Ай — в 20-х годах нашего столетия.
В Буддизме та же идея «видимости жизни» выражается фразой «Шики соку, Ку соку зе шики», которая означает, что всё то, что может восприниматься при помощи пяти органов чувств, не является ничем иным, кроме как отсутствием чего-либо и пустотой. Буддисты также утверждают, что человеческие миры являются лишь проявлением разума. Конечно же, как и Саентология, Буддизм имеет гораздо более глубокое значение.
Другие объяснения жизни и разума также можно сравнить с некоторыми верованиями религии Синто, как например, положение о том, что весь жизненный опыт записывается в памяти, похожей на фильм, в котором каждый кадр соответствует какому-либо событию из жизни человека. Это также похоже на Сейко-но-Ай. Но, один из самых интересных терминов в Саентологии — это «Тэта». В религии Ю-Итсу Синто этому термину могло бы соответствовать понятие, означающее «Великая жизненная сила Вселенной». Это также согласуется с Хакке Синто, которая до Реставрации Мейджи была основной религией Императорского Двора. Та же самая концепция позже легла в основу таких более молодых религий Синто, как, например, Махикари, расцвет которых пришёлся на послевоенные годы.
Идея предыдущей жизни человека также очень стара и полностью признаётся восточными религиями. Теория и религиозные обычаи Саентологии основаны на идее о том, что человек — это духовное существо («тэтан», согласно господину Хаббарду), которое может вспомнить свои прошлые жизни. По этой же причине прошлые действия человека определяют его настоящее. В Японии существует свыше 180 000 религиозных организаций, и автор предполагает, что в той или иной степени, эта идея разделяется большинством из них. Эта идея уходит корнями не только ко времени Будды, но и к Ведам — источнику великих индийских религий.
IV. Практики в Саентологии — одитинг
Центральной религиозной пpактикой Саентологии является «oдитинг» (слово происходит от латинского слова audire, что означает «слушать»). Человек, отвечающий на вопросы, задаваемые ему oдитором («тем, кто слушает»), вызывает для себя высшее состояние разума и души, и излечивает психосоматические заболевания тела. Это также весьма похоже на некоторые из более поздних религий Синто, отделившихся от линии Ю-Итсу Синто, история которой в Японии насчитывает свыше 1 400 лет.
Учение Саентологии началось с ранних исследований господина Хаббарда в 30-х годах нашего столетия — в то же самое время, когда более поздние религии Синто искали способы подходящих религиозных обрядов для исцеления души. Начало oдитингу было положено в США в 1950 году, с выходом в свет книги «Дианетика: современная наука душевного здоровья». В этой книге господин Хаббард описывает, как человек может достичь состояния Клир, освободившись от воздействия того, что называется реактивным умом. Это можно сравнить с состоянием «Сатори» или даже «Найкан» в Буддизме. В некоторых религиях Синто человек под руководством учителя размышляет о том, что он пережил в детстве или в своих прежних жизнях, для того, чтобы задуматься о пути, на котором он находится в настоящем. Одитинг, который также можно описать как размышления о своем прошлом — будь то детство или прошлые жизни — также даёт человеку такую же возможность, анализировать и понимать современное положение вещей.
Человек обучается oдитингу в особых саентологических комнатах, которые называют «академиями» или курсовыми комнатами. Под руководством «супервайзера» (наставника) студенты изучают теорию и практику методов одитинга. Одитинг — это ритуал, в ходе которого одитор, имеющий специальную подготовку, задаёт человеку, ещё не являющемуся Клиром, вопросы о его прошлом, на которые тот отвечает. Человек, получающий oдитинг, называется «преклиром», поскольку он ещё не является Клиром. По мере того, как преклир отвечает на вопросы, задаваемые ему oдитором, он избавляется от стресса, его душевное состояние улучшается, он приобретает душевный покой и укрепляет общее духовное здоровье. Время обучения, необходимое для того, чтобы стать опытным oдитором, зависит от индивидуума, но на этот процесс может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет в зависимости от уровня опытности и точности, которого хочет достигнуть oдитор.
В религии Оомото по-прежнему практикуется обряд «Найкан», который используется для реабилитации несовершеннолетних преступников, и за который религия получила одобрение регионального правительства. Проводя дополнительное сравнение, мы находим, что в Саентологии также существуют предназначенные для несовершеннолетних программы реабилитации, которые осуществляются в различных странах мира. Между Найканом и oдитингом, безусловно, есть сходства, но эти два обряда фундаментально различны. Тем не менее, это — пример того, как две религии решают одну и ту же проблему, опираясь на различные культуры и приходя к очевидно сходным решениям. Во время oдитинга человек в мельчайших деталях рассказывает oдитору о том, что его беспокоит в его прошлой жизни, а во время Найкана человек сам размышляет под руководством учителя. Результат же обоих обрядов — улучшение духовного состояния и возрождение этичного поведения.
Во время проведения обряда «Син-Со-Кан» в религии Сейко-но-Ай человек обучается смотреть на себя через призму своего прошлого. Это также похоже на oдитинг. Во время обоих обрядов человек должен исследовать своё прошлое.
В Саентологии существует постепенная дорога к просветлению, которая называется «Мостом к полной свободе». Путь по этому Мосту проходит через oдитинг и обучение oдитингу. Человек получает не только великое просветление, но и духовную сущность, сравнимую с «Чин-Кон-Ки-Шин» — великой тайной Синто, которая означает «умиротворить душу человека, чтобы он мог вернуться в состояние, подобное Богу». Эти концепции очень похожи. Они практикуются различными религиями Синто, включая Хаке синто, которая была основана в 1025 году нашей эры.
Совершенствование людей при помощи естественных духовных искусств исцеления — известная практика в японских религиях, в отличие от других религий мира. Такие японские религии, как Сейко-но-Ай, Секай-Куйсей-куо, Синто-тенкокуо, Ананай-куо и другие, интересуются обрядами, вызывающими состояние Чин-кон-Кишин. Число последователей этих религий превышает 20 миллионов человек. Несмотря на то, что методы могут различаться, их цели и задачи обладают непосредственным сходством с саентологическим ритуалом oдитинга и постепенным, ступень за ступенью, продвижением верующих по Мосту к полной свободе.
В других мировых религиях, также известно такое состояние. В Исламе, например, существует термин «Имам Замам», который обозначает человека настолько просветленного, что он может полностью постичь все семь значений Святого Корана.
Во время христианской исповеди человек также обращается к своему прошлому. Это похоже на Саентологию, в которой тоже есть обряд исповеди. Человек должен обратиться к своему прошлому, ознакомить с ним другого человека — oдитора — и исповедоваться. Результат одинаков в обеих религиях: совершенствование души и возрождение жизни.
На этом круг замыкается, и мы возвращаемся к пророчеству Будды, который предсказал, что однажды Меттейя освободит человека от того, что его сдерживает. В Японии пророчество о Меттейе отличается от пророчества о Пали. В нём говорится не столько о том, что человек вернется, но скорее о том, что, согласно пророчеству, человек сможет вернуться в духовное состояние. Многие японские религии, как Буддийские, так и Синтоистские, ожидают развития этих событий. Саентология обладает методами совершенствования духовных способностей людей. Япония — это страна, где религии делают упор на совершенствование духовных возможностей человека, поэтому, с точки зрения японских религий и верований, Саентология — это действительно религия, сродни тем, что уже существуют в этой стране.
V. Церемонии
Религия была бы неполна без церемоний. B Саентологии существует книга под названием «История и церемонии» (Background and Ceremonies), используемая священниками саентологических церквей для проведения погребальных обрядов, церемоний бракосочетания, приветствия прихода новорожденных в мир, что является далеко не полным перечнем всех существующих саентологических обрядов. На Западе также отправляются воскресные службы.
VI. Заключение
В заключение необходимо сделать вывод, что Саентология, бесспорно, является религией. Она больше похожа на японские религии, чем на западные, и, в связи с её несхожестью с основными западными религиями, на Западе её могут неправильно воспринимать. Но тем не менее, это всемирная религия, очень напоминающая японские религии, общее число последователей которой, составляет 20 миллионов человек.
Автор также хотел бы представить вам уважаемого ученого-теолога, почетного профессора Оксфордского университета (Англия), Брайана Рональда Уилсона. Он написал подробное исследование Саентологии, к которому автор настоятельно рекомендует обратиться всем желающим получить дополнительную информацию о Саентологии, с точки зрения западного академического учёного.
Фумио Савада
Апрель 1996
Об авторе
Господин Фумио Савада является восьмым хранителем тайн Ю-итсу Синто — старейшей религии Японии. Ю-итсу Синто означает «Путь Единого Бога, Творца Небес и Земли». Первым хранителем тайны Ю-итсу Синто, или, как их ещё называют, тайн Таманойа, был Шото-ку-Тайши (Коронованный Принц Шотоку), который жил 1 440 лет тому назад. Вторым хранителем тайн был Император Тенму, который жил в 712 году и который написал «Кожики» — первую письменную историю Японии. Третьим хранителем тайн был основатель религии Шугендо.
Господин Савада одно время был директором университета «Софис» — одного из наиболее известных университетов Японии. Он является председателем Христианской Демократической партии Японии. После того, как он совершил паломничество в Мекку, ему было присуждено почётное исламское звание Хаджи. Он является президентом Центра Ахлут-Байт в Японии. Его старший сын в настоящее время изучает ислам в Японии, а второй сын учится в Ватикане.