Саентологи в современной России: социологическое исследование
Меню Закрыть

Саентологи в современной России: социологическое исследование

Исследование профессора Элбакян Екатерины Сергеевны о возрасте, образовании, занятости, материальном положении, отношении к обществу, к религиям, к жизненным ценностям и т.п. саентологов.

Социальная значимость Саентологии и активность саентологического сообщества в современной России

Введение

Автор: Элбакян Екатерина Сергеевна

Кардинальные изменения последних лет в социальной, экономической, политической и духовной сферах российского общества сопровождаются возникновением ряда серьезных проблем в сфере социального комфорта россиян, ощущения степени социальной защищенности (незащищенности), безопасности (опасности), экономической и политической стабильности (нестабильности). Различным проявлениям негатива в социуме способствует и набирающий новые обороты очередной виток мирового финансового кризиса. В этой связи вынужденно расширяется диапазон социальной деятельности ряда общественных и государственных организаций, растет количество людей, зависящих от них в своей повседневной жизни.

Два прошедших десятилетия характеризуются для России значительным увеличением роли религиозного фактора в жизни общества. Существенно возросла активность религиозных организаций, увеличилось число верующих людей, появился и ряд новых для России религиозных конфессий, получивших юридический статус.

Процессы, происходящие в религиозных институтах России, все больше привлекают внимание федеральных государственных структур, представителей органов местной власти, политических партий и движений, государственных служащих, ученых, журналистов, широкой общественности. Нельзя сказать, что особенности религиозной ситуации в современной России — как государственно-религиозные отношения, так и прецеденты, возникающие вокруг отдельных религиозных объединений, — не освещаются в средствах массовой информации. Однако авторы многих публикаций (как правило, профессиональные журналисты) зачастую пользуются недостоверными, а иногда и откровенно ложными сведениями, кочующими из одного «литературного» источника в другой. Зачастую, похоже, что исполняя некий заказ, авторы публикаций извращают различные аспекты вероучения, вероисповедной практики, социальной деятельности ряда конфессий, навязывая тем самым как властным структурам и судебным органам, так и широким слоям населения «образ врага», что создает почву для негативного восприятия представителей тех или иных религиозных направлений.

Не избежала подобной участи и такая известная международная религиозная организация, как Церковь Саентологии. Поэтому объективное и независимое, свободное от «мировоззренческих пристрастий», неангажированное изучение социального служения одной из наиболее динамично развивающихся в последние десятилетия (в мире в целом, и в современной России, в частности), религиозной организации — Церкви Саентологии представляется весьма важным. И в первую очередь в тех аспектах, которые в наибольшей степени связаны с существованием данной религии в обществе, включая вопросы активности саентологического сообщества в России, в ее Федеральных округах и отдельных регионах, а также восприятия членами саентологического сообщества так называемых «традиционных ценностей» социума, отношения к ряду социальных аспектов современного российского общества. Целью проведенного исследования было получение объективных результатов, свидетельствующих о социальной деятельности и ценностных ориентациях саентологов в России.

Общий замысел проекта состоял в том, чтобы, анализируя и обобщая представления и суждения саентологов — граждан Российской Федерации о тех или иных проблемах современности, создать целостное представление об их социальном мировосприятии, нарисовать социально-демографический портрет «среднего» российского саентолога, оценить его шкалу ценностей, жизненных ориентиров и мировоззренческих предпочтений.
Для реализации общего замысла в ходе исследования были решены следующие конкретные задачи:

  • мировоззренческой самоидентификации респондентов;
  • определение социально-демографических параметров респондентов;
  • раскрытие отношения респондентов к ключевым социальным институтам — семейно-брачному, экономическим, политическим, религиозным, образовательным, правовым;
  • выделение параметров и подходов к социальной работе, её содержание и специфика;
  • вычленение в общественном сознании саентологов восприятия различных аспектов их социального бытия;
  • анализ и сопоставление данных, полученных из различных регионов России.

Исходя из цели, общего замысла и задач исследования, опрос проводился осенью 2011 г. — зимой 2012 г. во всех семи федеральных округах (типологически различных регионах). Общий объем выборки — 921 человек. Выборка учитывала пол, возраст, образование, семейное положение, наличие детей, род занятий (профессиональную деятельность), место жительства, национальность, мировоззренческие ориентации и уровень материального обеспечения.

Социально-демографический состав респондентов

В ходе исследования был опрошен 921 человек. Из них:

32% проживают в Приволжском Федеральном округе,

27% — в Центральном Федеральном округе,

20% — в Северо-Западном Федеральном округе,

9% — в Сибирском Федеральном округе,

8% — в Дальневосточном Федеральном округе,

по 2% в Уральском и Южном Федеральном округах.

В общей выборке по России больше женщин (63%), чем мужчин (37%). Несколько менее половины респондентов (46%) составляют саентологи в возрасте от 30 до 45 лет, 26% — в возрасте от 46 до 60 лет, еще чуть менее четверти (22%) составляет молодежь.

В рамках данных возрастных групп было следующее распределение:

Возрастная группа 18-30 лет — 23%

Возрастная группа 31-45 лет — 46%

Возрастная группа 46-60 лет — 26%

Возрастная группа старше 60 лет — 5%.

В национальном составе опрашиваемых преобладающим большинством были русские (82%), представители остальных национальностей распределились следующим образом: 2% — украинцы, по 1% белорусы и казахи, по 0, 3% грузины, узбеки, поляки, 12% — люди других национальностей.

Около половины респондентов имеют семьи. Семейное положение опрошенных выглядит следующим образом:

53% женатых (замужних);

24% холостых (незамужних);

19% разведенных

4% вдовцов (вдов).

Более половины опрошенных (63%) имеют детей.

Свыше половины респондентов (53%) оказалось с высшим образованием, еще около трети имеет среднее и средне специальное (30%). Студенты и люди с незаконченным высшим образованием составили 9% опрошенных, в то время как 2% являются аспирантами или уже имеют ученую степень. 6% имеют только неполное среднее образование.

Наибольшее количество респондентов — около одной трети — оказалось наемными работниками (31%). 29% — предприниматели, около 7% — рабочие, по 5% — творческие работники и пенсионеры, 3% — домохозяйки, 2% — студенты, по 1% — государственные служащие и безработные. Многие отмечали вариант «другое» (16%): наиболее распространённым ответом, указанным самими респондентами, являются:

  • сотрудник миссии,
  • сотрудник саентологической организации.

Таблица 1.

Род занятий

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего898100
Рабочий627
Фермер, работник сельского хозяйства20
Государственный служащий131
Предприниматель25629
Наёмный работник27631
Творческий работник495
Домохозяйка213
Пенсионер495
Безработный121
Студент182
Другое14016

Почти треть опрошенных являются руководителями высшего звена (руководитель или заместитель руководителя предприятия, учреждения, фирмы) — 30%. 18% занимают другие руководящие должности, являясь руководителями среднего звена, специалистами с высшим образованием. 12% ответивших отметили, что они квалифицированные рабочие, 10% — служащие из числа технического обслуживающего персонала. 5% занимаются домашним хозяйством или надомной работой, 1% — разнорабочие или подсобные рабочие. Почти четверть респондентов (24%) оставили свой вариант ответа. Наиболее распространённые среди них:

  • активный член религиозной группы «Церковь Саентологии»;
  • внештатный/штатный сотрудник Саентологической Церкви;
  • другие ответы, связанные с деятельностью в качестве саентолога.

Таблица 2.

Каков характер выполняемой Вами работы?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего854100
Руководитель, заместитель руководителя предприятия, учреждения, фирмы 25330
Руководитель среднего звена, специалист с высшим образованием15718
Офицер10
Служащий из числа технического и обслуживающего персонала8610
Квалифицированный рабочий10412
Разнорабочий или подсобный рабочий91
Домохозяйка или работник на дому395
Другое20524

На вопрос о форме собственности предприятия, на котором они работают, почти треть опрошенных (30%) указали частное предприятие, 20% ответили, что занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. На акционерном предприятии трудятся 7% респондентов, на государственном предприятии — 5%, на коллективном (кооперативном) предприятии работает 2% опрошенных. 7% затруднились ответить.

Около 29% респондентов выбрали свой вариант ответа. Наиболее распространенные:

  • некоммерческое партнерство;
  • некоммерческая организация;
  • религиозная организация.

Большинство опрошенных (63%) проживают в крупном городе с населением свыше миллиона человек, 24% живут в областном центре, 12% — в районном центре или поселке городского типа, и лишь 1% в селе или деревне.

При этом две трети респондентов в детстве жили в другом населенном пункте; 33% — в другом областном центре, 16% — в другом районном центре, 14% — в другом поселке, селе или деревне. Таким образом, только чуть больше трети опрошенных (37%) живут в настоящее время там же, где ходили в школу. Остальные 63% переехали на новое место жительства их других городов и поселков.

Уровень доходов опрошенных в целом соответствует роду их деятельности и в большинстве своем является достаточно высоким, когда денег хватает не только на самое необходимое, но и на отдых, приобретение отдельных предметов бытовой техники и электроники — об этом заявило 62%, респондентов, а 2% считают себя полностью обеспеченными. Высоким доходом, при котором средств хватает на покупку всего необходимого, а также недвижимости, автомобиля, предметов бытовой техники и новейшей электроники располагает 8% опрошенных. Тем не менее, около четверти респондентов (23%) считают свой доход низким, когда хватает только на еду, одежду и оплату жилья, а 5% денег не хватает на самое необходимое, поэтому они оценивают свой доход как очень низкий.

Таблица 3.

Как Вы оцениваете уровень Ваших доходов?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего 904100
Очень низкий, не хватает на самое необходимое445
Низкий, хватает только на еду, одежду и оплату жилья 20423
Средний, хватает не только на самое необходимое, но и на отдых, приобретение отдельных предметов бытовой техники и электроприборов 56462
Высокий, хватает на покупку всего необходимого, а также недвижимости, автомобиля, предметов бытовой техники и новейшей электроники 748
Полностью обеспечен 182

Таким образом, в целом больше половины участников опроса (70%) относят себя к среднеобеспеченной категории общества, около четверти — к малообеспеченным (21%); 1% — вообще к живущим за чертой бедности. 4% считают себя высокообеспеченными. 4% затруднились охарактеризовать уровень своего материального обеспечения. В целом, ответы на данный вопрос вполне коррелируются в ответами на вопрос об уровне дохода.

Для того, чтобы улучшить свое материальное благосостояние, респонденты работают по совместительству или подрабатывают на временной или разовой работе (по 28%), меняют специализацию, чтобы получить более высокооплачиваемую работу(16%), обеспечивают семью продуктами с дачного участка(14%); сдают квартиру, гараж, используют проценты от банковских вкладов(12%), получают помощь со стороны (11%), продают продукты, выращенные на даче или постоянно живут в долг (по 1%). 1% опрошенных ничего не предпринимает, поскольку не видит возможности улучшить свое материальное положение. Затруднились ответить 12%. В то же время одна шестая часть опрошенных (15%) не нуждается в улучшении своего материального положения и по этой причине не предпринимает никаких действий в этом направлении.

Таблица 4.

Каким образом Вы или члены Вашей семьи пытаются улучшить (если в этом есть необходимость) материальное положение семьи?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего 845
Работаю по совместительству в нескольких местах 23528
Обеспечиваю свою семью продуктами с дачного участка 12014
Переквалифицировался, чтобы сменить работу на более высокооплачиваемую 13616
Использую возможности разовых или временных подработок 23328
Продаю излишки продуктов, выращенные на дачном участке 81
Сдаю квартиру, гараж, использую проценты от банковских вкладов 10312
Постоянно живу в долг, занимая деньги 121
Распродаю имущество, доставшееся по наследству 10
Получаю помощь со стороны 8911
Ничего не предпринимаю, поскольку ничего не могу сделать для улучшения материального положения 111
Ничего не предпринимаю, потому что мне это не нужно 12515
Затрудняюсь ответить 9512

Сумма превышает 100%, так как респонденты могли выбрать больше одного варианта ответа.

Рассматривая мировоззренческие позиции респондентов, необходимо отметить, что большинство опрошенных позиционируют себя в качестве верующих в Бога (80%). 6% верят в сверхъестественные силы, 4% колеблются между верой и неверием, 4% безразлично относятся к религии, а 6% считают себя неверующими. Таким образом, 86% саентологов Российской Федерации верят в Бога и/или сверхъестественные силы, в то время как 14% членов Церкви Саентологии являются колеблющимся, индифферентными в отношении религии или вообще неверующими. Данный парадокс, по-видимому, можно объяснить тем, что 14% саентологов являются членами Церкви Саентологии недавно и находят для себя в учении Л. Рона Хаббарда больше этическую, философскую или какую-то иную прикладную доктрину, в которой отражены именно эти прикладные, отчасти прагматические аспекты Саентологии, и которые являются для данной группы саентологов наиболее привлекательными.

Л. Рон Хаббард указывал: «Можно сказать, что в жизни существует восемь стремлений. Мы называем их динамиками… Седьмая динамика — это динамика духа, стремление к выживанию в качестве духовных существ… Восьмая динамика — это стремление к существованию в качестве бесконечности. К числу основных характеристик человека относится его способность „расширяться“, входя в область других динамик; но только достигнув седьмой динамики во всей ее полноте, он откроет для себя истинную восьмую динамику»[2].

Далее он писал: «Итак, единственный совет, который я могу дать, заключается в том, что следует изучить Саентологию и применять ее в точности так, как в ней сказано, а затем сформировать свою собственную точку зрения. Изучите ее, имея целью прийти к собственным (самостоятельным— Е.Э.)выводам относительно того, являются ли усвоенные принципы правильными и действенными. Сопоставьте то, что вы изучили, с известной вам вселенной. Ищите причины, стоящие за тем или иным явлением, и выдвиньте постулат о том, каким образом и в каком направлении это явление, вероятно, будет развиваться»[3]. Тем самым, основоположник Саентологии предоставляет своим последователям известную степень свободы в выборе ими своих мировоззренческих установок.

Нравственное сознание и шкала ценностей саентологов Российской Федерации

Нравственное сознание представляет собой отражение реальных отношений людей друг к другу и к различным формам жизни общества в виде совокупности принципов, правил, норм, оценок, регулирующих общение и поведение людей в целях достижения единства общественных и личных интересов. Моральное сознание определяет оптимальную для данного общества модель поведения. Мораль регулирует отношения в свойственной ей повелительной манере, предписывая как надо относиться к труду, Родине, ближнему, т.е. по содержанию нравственные отношения во многом зависят от сферы, в которой проявляются. Основной формой нравственных отношений является общение. Именно в общении проявляется подлинная сущность человека, его личностные качества и моральный облик. Специфика нравственных отношений заключается в том, что, во-первых, в процессе этих отношений воплощаются нравственные принципы, жизнь индивида соотносится с высшими ценностями; во-вторых, нравственные отношения возникают не стихийно, а целенаправленно, сознательно, свободно; в-третьих, на нравственные отношения влияют особенности культуры, религии, доминирующий характер отношений личности и общества. Нравственное поведение является результатом развития личности и ее свободного выбора. Оно обусловлено нравственным сознанием и нравственными отношениями личности и является реализацией нравственных ценностей (добра, справедливости, свободы и т.д.).

Говоря о нравственном сознании саентологов Российской Федерации, необходимо обратиться к их восприятию религиозной составляющей современной России, обеспечению прав и свобод в этой сфере, а также их шкалы ценностей, которые определяют модель поведения в личной и общественной жизни.

Мнение респондентов относительно существования религий в России разделилось. Чуть больше половины (55%) считают, что в России в соответствии с законом на началах полного равноправия могут свободно исповедоваться любые религии. Тем не менее, остальные 45% исключают свободное существование «опасных культов», посягающих на здоровье, имущество, свободы и достоинство граждан, но также поддерживают равноправное существование религий. Весьма показательно, что ни один из респондентов не затруднился с ответом на данный вопрос. Практически никто из опрошенных не считает, что в России могут существовать только те религии, которые в законе определены как «традиционные» — православие, ислам, иудаизм и буддизм. Подобное положение можно объяснить высокой правовой сознательностью и грамотностью саентологов, пониманием ими прав, обязанностей, равенства всех граждан (и людей) перед законом, независимо от их религиозной, национальной принадлежности, социальной или политической позиции, имущественного статуса и т.п. Более того, большинство опрошенных считают, что права граждан в сфере свободы совести нарушаются — то есть, не соблюдаются, хотя они и провозглашены (65%). Около трети респондентов (30%) согласны с утверждением о том, что права граждан ущемляются в пользу «избранных» — все преимущества отданы, например, верующим Русской православной церкви Московского патриархата или другой конфессии, то есть некоторые религиозные организации имеют привилегии. Лишь 5% опрошенных полагают, что в России обеспечено соблюдение прав граждан в сфере свободы совести и вероисповеданий. Ни один респондент не согласен с утверждением о том, что свобода совести в России будет обеспечена только при условии «искоренения всех „сект“».

Диаграмма 1

С точки зрения почти трети опрошенных в Российской Федерации (31%), в регионе их проживания происходит рост религиозной нетерпимости. С другой стороны, 42% респондентов либо не замечают этого явления, полагая, что роста религиозной нетерпимости в их регионе нет (21%), либо считают этот рост незначительным (21%). 27% затруднились при ответе на данный вопрос.

Диаграмма 2

Интересным представляется ассоциативный ряд саентологов. Практически все слова, данные респондентам для фиксации положительных или отрицательных ассоциаций, воспринимаются ими однозначно (свыше 85% опрошенных отметили одну и ту же ассоциацию–либо положительную, либо отрицательную). Тем не менее, слова «православие» и «ислам» воспринимаются менее однозначно: так, православие воспринимают положительно 67%; негативно — 33% респондентов, ислам воспринимают положительно 69%, негативно — 31%.

Позитивные ассоциации у респондентов вызывают такие слова, как: свобода совести (93%), семья (100%), буддизм (95%), новые религиозные движения (88%), саентология (99%), права человека (97%), свобода слова (95%), патриотизм (93%), успех (99%), родина (98%), труд/работа (98%), служение/помощь людям (99%), бизнес/предпринимательство (99%). Негативные ассоциации вызывают такие слова как культ (87%), секта (91%), наркотики (99%), психиатрия (100%).

Еще часть слов была воспринята респондентами не так однозначно, хотя большинство опрошенных в целом относило их к положительно окрашенным. К таким словам относятся следующие (в скобках укажем долю респондентов, у которых слова вызывают положительные и отрицательные ассоциации): демократия (у 81% вызывает положительные ассоциации, у 19% — отрицательные), переселение душ (у 83% вызывает положительные ассоциации, у 17% — отрицательные), христианство (у 83% вызывает положительные ассоциации, у 17% — отрицательные), православие (у 77% вызывает положительные ассоциации, у 23% — отрицательные), ислам (у 77% вызывает положительные ассоциации, у 23% — отрицательные).

Таблица 5.

Какие ассоциации возникают у Вас при употреблении (упоминании) следующих слов

СловаПоложительные ассоциацииОтрицательные ассоциации


ДЕМОКРАТИЯ
Доля (% по строке)81%19%
Кол-во ответивших (чел.)679159


СВОБОДА СОВЕСТИ
Доля (% по строке)93%7%
Кол-во ответивших (чел.)78855


СЕМЬЯ
Доля (% по строке)100%0%
Кол-во ответивших (чел.)8532


БУДДИЗМ
Доля (% по строке)95%5%
Кол-во ответивших (чел.)78939

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ
Доля (% по строке)88%12%
Кол-во ответивших (чел.)71697


САЕНТОЛОГИЯ
Доля (% по строке)99%1%
Кол-во ответивших (чел.)8516


КУЛЬТ
Доля (% по строке)13%87%
Кол-во ответивших (чел.)110712


ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Доля (% по строке)97%3%
Кол-во ответивших (чел.)83125


ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ДУШ
Доля (% по строке)83%17%
Кол-во ответивших (чел.)677142


ХРИСТИАНСТВО
Доля (% по строке)83%17%
Кол-во ответивших (чел.)695138


СВОБОДА СЛОВА
Доля (% по строке)95%5%
Кол-во ответивших (чел.)81241


ПАТРИОТИЗМ
Доля (% по строке)93%7%
Кол-во ответивших (чел.)78457


УСПЕХ
Доля (% по строке)99%1%
Кол-во ответивших (чел.)8478


СЕКТА
Доля (% по строке)9%91%
Кол-во ответивших (чел.)74765


РОДИНА
Доля (% по строке)98%2%
Кол-во ответивших (чел.)83321


ПРАВОСЛАВИЕ
Доля (% по строке)77%23%
Кол-во ответивших (чел.)640191


НАРКОТИКИ
Доля (% по строке)1%99%
Кол-во ответивших (чел.)9846


ИСЛАМ
Доля (% по строке)77%23%
Кол-во ответивших (чел.)630192


ПСИХИАТРИЯ
Доля (% по строке)0%100%
Кол-во ответивших (чел.)4847


ТРУД, РАБОТА
Доля (% по строке)98%2%
Кол-во ответивших (чел.)84016

СЛУЖЕНИЕ, ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ
Доля (% по строке)99%1%
Кол-во ответивших (чел.)8536

БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Доля (% по строке)99%1%
Кол-во ответивших (чел.)84211

Анализ оценки тех или иных ассоциаций саентологами указывает на их активную гражданскую позицию, предполагающую отстаивание прав человека во всех сферах жизни, демократических ценностей и свобод — свободы совести, свободы слова. Высокую ценность для саентологов имеют труд, бизнес, успех и, в то же время, служение людям, семья, родина, патриотизм. Исходя из важности развития демократии в обществе, саентологи позитивно воспринимают новые религиозные движения и буддизм. Теория метемпсихоза (переселения душ), получившая развитие в трудах основоположника Саентологии Л. Рона Хаббарда, вызывает положительные ассоциации у большинства членов Церкви Саентологии (83%). Видимо, по этой же причине, буддизм, в котором эта теория получила значительное развитие, вызывает положительные ассоциации у большего числа саентологов, чем христианство, ислам или православие.

В анкете респондентам предлагалось выбрать одно из двух утверждений, носящих аксиологический характер. В результате, жизненные ценности опрошенных по анкете оказались схожими. Так, ответившим на данный вопрос саентологам свойственно стремиться к честной жизни: все они ценят чистую совесть и душевную гармонию гораздо больше, чем возможности иметь власть, либо пользоваться влиянием на других людей (100%). Материальные ценности, слава и власть стоят ниже семейных ценностей и отношений дружбы (95%). В работе главным является личная заинтересованность, а не материальная составляющая, ибо значительную часть жизни можно посвятить интересной работе, даже если за нее мало платят или не платят вовсе (97%).

Характерна для опрошенных, также, склонность ценить индивидуальность каждого человека превыше общественности, поскольку саентологам в целом свойственно либеральное мировоззрение, в соответствии с которым, более высокую ценность имеет каждый отдельный человек, независимо от его личных качеств, поэтому именно он важнее сообщества в целом (93%). Так же в этом ключе, оценивается саентологами и позиция, согласно которой выделяться среди других и быть ярко выраженной индивидуальностью лучше, чем быть «как все» (99%).

Справедливость в обществе достигается равенством шансов и стартовых возможностей, а не равенством материального положения — с этим высказыванием согласны 96% опрошенных. Свобода воспринимается как осознанная необходимость 92% респондентов и заключается она, по мнению всех заполнивших анкету (100%), в реализации политических прав и свобод человека, ибо без свободы жизнь человека теряет смысл. Свобода человека — это свобода слова, самовыражения, свободного развития своих способностей.

С другой стороны, чуть меньше половины опрошенных (42%) всё же отмечают, что человек не может быть полностью свободен от общества и его норм и должен с ними считаться. В то же время 58% респондентов придерживаются мнения, что свобода — это возможность человека быть хозяином самому себе и делать то, что он хочет. По мнению 91% респондентов, человек не обязательно должен жить в той стране, где он родился, а в той, где ему комфортнее и интереснее.

Кроме того, все участники опроса отмечают, что жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но интересно, потому что есть надежда на реальные изменения к лучшему (100%).

Таблица 6.

Выберите, пожалуйста, в каждой паре из нижеприведенных суждений то, которое в большей степени согласуется с Вашими жизненными ценностями, и отметьте его

Утверждение №1 Кол-во выбравших первое утверждение (чел. и %) Кол-во выбравших второе утверждение (чел. и %) Утверждение №2
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него была чистая совесть и душевная гармония.
892 чел.
100%

2 чел.
0%
В своей жизни человек должен стремиться к тому, чтобы у него был доступ к власти, возможность оказывать влияние на других людей и манипулировать ими в целях личной выгоды и амбиций.
В жизни самое главное— хорошая семья и надежные друзья.828 чел.
95%
45 чел.
5%
В жизни главное успех, известность и общественное признание.
Равенство стартовых возможностей для проявления способностей каждого человека важнее, чем равенство доходов и условий жизни.
842 чел.
96%

35 чел.
4%
Равенство доходов, положения и условий жизни каждого человека важнее, чем равенство стартовых возможностей.
Более высокую ценность имеет каждый отдельный человек, независимо от его личных качеств; каждый индивид важнее сообщества в целом.
790 чел.
93%

62 чел.
7%
Более высокую ценность имеет только общество в целом, состоящее из отдельных людей, каждый из которых вне этого общества особой ценности не имеет.
Свобода — это возможность человека быть хозяином самому себе и делать то, что он хочет.
511 чел.
58%

363 чел.
42%

Живя в обществе, человек не может быть свободным от него и делать только то, что он хочет.
Свобода — это осознанная необходимость.791 чел.
92%
71 чел.
8%
Свобода — это преодоленная необходимость.
Свобода человека в реализации его политических прав и свобод, без свободы жизнь человека теряет смысл.

885 чел.
100%


1 чел.
0%

Свобода второстепенна, можно быть и несвободным, лишь бы иметь гарантии материального благополучия.
Значительную часть жизни можно посвятить интересной работе, даже если за неё мало платят или не платят вовсе.
841 чел.
97%

24 чел.
3%
Главное в работе — заработок, остальное не существенно, ради денег можно выполнять любую работу.
Человек должен жить в той стране, где родился, потому что Родину не выбирают
81 чел.
9%

799 чел.
91%

Человек должен жить в той стране, где ему комфортнее и интереснее.
Выделяться среди других и быть ярко выраженной индивидуальностью лучше, чем быть как все.
867 чел.
99%

9 чел.
1%

Жить как все лучше, чем выделяться чем-либо среди других.
Жить в непрерывно меняющемся обществе трудно, но интересно, потому что есть надежда на реальные изменения к лучшему.

884 чел.
100%


2 чел.
0%
Все изменения и перемены обычно только к худшему, спокойнее жить в неизменном, стабильном обществе, даже если оно не соответствует идеалам по своему политическому строю, экономической перспективности, уровню духовности.

При оценке тех или иных поступков выявилась следующая ситуация: в целом большинство участников опроса не могут оправдать каждый из представленных поступков: скупка краденного (95%), дача (получение) взятки (89%), обогащение за счет других (90%), воровство (96%), уклонение от уплаты налогов (81%), алкоголизм (88%), употребление наркотиков (95%), проституция (93%), аборт (43%), жестокое обращение с животными (87%), убийство на бытовой почве (96%), убийство по политическим мотивам (95%), уклонение от службы в армии (32%), супружеская измена (88%), предательство друга (90%), самоубийство (88%), деловая необязательность (74%), присвоение найденных денег и чужих вещей (65%), неповиновение властям (34%), равнодушное отношение к несправедливости, если она не касается лично (76%), хулиганство (81%), коррупция (97%), профессиональная безответственность, угрожающая жизни людей (98%). Характерно, что рассуждая о нравственном образе жизни, который и является залогом счастья, Л. Рон Хаббард призывал своих последователей: «Не будьте распутными… Неразборчивость в половых связях влечёт за собой тяжелые последствия: похоже, природа предусмотрела и это»[4].

Снисходительное отношение к перечисленным выше поступкам высказало всего от 1% до 7% саентологов. Исключение составляют уклонение от службы в армии, снисходительное отношение к которому высказало 17% респондентов.

Вместе с тем, около половины респондентов считают в исключительных случаях допустимым неповиновение властям (59%), аборт (52%), уклонение от службы в армии (51%). Также около четверти ответивших считают допустимым присвоение найденных денег и чужих вещей (28%). Хотя в целом в Саентологии это считается преступлением: «К этой категории относятся нарушения, которые обычно считаются преступными действиями. Вот те преступления, которые в Саентологии рассматриваются как преступления. Кража — является преступлением… Махинации со счетами …»[5]. В книге Л. Рона Хаббарда «Дорога к счастью» звучит призыв «Не крадите» и указывается на то что «дорогу к счастью нельзя пройти, нагрузив себя наворованным добром»[6].

Около пятой части респондентов и менее считают иногда допустимыми деловую необязательность (20%), равнодушное отношение к несправедливости, если она не касается их лично (19%), уклонение от уплаты налогов (16%), хулиганство (14%), жестокое обращение с животными (11%).

Таблица 7.

Какие из перечисленных ниже поступков, по Вашему мнению, никогда и ничем не могут быть оправданы, к каким следует относиться снисходительно, а каким — в зависимости от обстоятельств?

ПоступкиНикогда не может быть оправданоИногда это допустимоК этому нужно относиться снисходительно


Скупка краденного
Доля (% по строке) 95%4%1%
Кол-во ответивших (чел.) 857409


Дача (получение) взятки
Доля (% по строке) 89%9%2%
Кол-во ответивших (чел.) 8128313


Обогащение за счет других
Доля (% по строке) 90%8%2%
Кол-во ответивших (чел.) 8146916


Воровство
Доля (% по строке) 96%3%1%
Кол-во ответивших (чел.) 871318

Уклонение от уплаты налогов
Доля (% по строке) 81%16%3%
Кол-во ответивших (чел.) 73513931


Алкоголизм
Доля (% по строке) 88%6%6%
Кол-во ответивших (чел.) 7985257


Употребление наркотиков
Доля (% по строке) 95%2%3%
Кол-во ответивших (чел.) 8701625


Проституция
Доля (% по строке) 93%4%3%
Кол-во ответивших (чел.) 8433929


Аборт
Доля (% по строке) 43%52%5%
Кол-во ответивших (чел.) 38747942

Жестокое обращение с животными
Доля (% по строке) 87%11%2%
Кол-во ответивших (чел.) 79610312


Убийств она бытовой почве
Доля (% по строке) 96%3%1%
Кол-во ответивших (чел.) 8752513

Убийство по политическим мотивам
Доля (% по строке) 95%4%1%
Кол-во ответивших (чел.) 868395

Уклонение от службы в армии
Доля (% по строке) 32%51%17%
Кол-во ответивших (чел.) 294460150


Супружеская измена
Доля (% по строке) 88%6%6%
Кол-во ответивших (чел.) 8035453


Предательство друга
Доля (% по строке) 90%6%4%
Кол-во ответивших (чел.) 8155639


Самоубийство
Доля (% по строке) 88%8%4%
Кол-во ответивших (чел.) 7967039


Деловая необязательность
Доля (% по строке) 74%20%6%
Кол-во ответивших (чел.) 66617758

Присвоение найденных денег и чужих вещей
Доля (% по строке) 65%28%7%
Кол-во ответивших (чел.) 59325360


Неповиновение властям
Доля (% по строке) 34%59%7%
Кол-во ответивших (чел.) 30952664

Равнодушное отношение к несправедливости, если она не касается лично
Доля (% по строке) 76%19%5%
Кол-во ответивших (чел.) 68917043


Хулиганство
Доля (% по строке) 81%14%5%
Кол-во ответивших (чел.) 73612849


Коррупция
Доля (% по строке) 97%2%1%
Кол-во ответивших (чел.) 885186

Профессиональная безответственность, угрожающая жизни людей
Доля (% по строке) 98%2%0%
Кол-во ответивших (чел.) 899124

Продолжая анализировать нравственное сознание саентологов, необходимо отметить, что основным побудительным мотивом к труду для них является желание принести максимальную пользу обществу (70%), творческий интерес к работе (60%), желание самореализации (57%), забота о себе и своих близких (42%). Социальный статус и престиж считают главным стимулом к работе лишь 6% опрошенных, а стремление к карьерному росту — 8%. Материальную составляющую (высокий заработок) отметило около трети респондентов (30%). Затруднились ответить на данный вопрос 2% респондентов; 3% в качестве ответа выбрали «Другое», но не написали, что конкретно они мели ввиду.

Диаграмма 3

Рассуждая о том, чем можно гордиться, большинство респондентов отметили, что испытывают чувство гордости за свое окружение. Они гордятся своими близкими (семьей: мужем, женой — 84%, детьми — 87%%, родителями — 81%), своей страной — 73%, своими друзьям, кругом общения — 93%, личными достижениями — 89% и убеждениями (принадлежностью к религиозному вероисповеданию) — 94%, своей профессией — 86%, своей национальностью — 77%, местом жительства — 73%. Тем не менее, стоит отметить, что из всех представленных вариантов наименьшими оказались доли тех, кто гордится своими местом жительства, родиной, и национальностью. Так, 17% — не гордится своим местом жительства, 14% своей родиной, 12% — своей национальностью. При этом, по тем же позициям затруднились с ответом, соответственно, 13%, 11% и 10%.
На пути к Саентологии

Впервые узнали о Саентологии участники опроса, как правило, от самих саентологов (28%) или от своих знакомых, друзей (26%) и в семье, от родственников (25%). Прочитали о Саентологии в различной литературе — 16%. Из средств массовой информации или случайно о Саентологии услышали по 10% ответивших на этот вопрос, столько же получили первую информацию о Саентологии случайно или каким-то иным способом (не указано, каким именно).

Диаграмма 4

Все респонденты отмечают, что свои знания о Саентологии они углубляют, читая труды Л. Рона Хаббарда и другую литературу Церкви Саентологии (100%) , треть опрошенных получают и углубляют свои знания в сфере Саентологии, общаясь с самими саентологами, участвуя в жизни религиозного сообщества (34%). Научную литературу для расширения своих знаний о Саентологии читают 2% респондентов. У знакомых, друзей, родственников, не являющихся саентологами, информацию о саентологии черпает 1% ответивших. Желание узнать больше о Церкви саентологии высказали практически все респонденты. Подавляющее большинство из них (93%) хотели бы продолжать знакомиться с работами Л. Рона Хаббарда на русском языке, 4% опрошенных готовы читать популярную литературу, издаваемую Церковью Саентологии, доступно излагающую ее доктрину, поскольку затрудняются самостоятельно понять смысл трудов Л. Рона Хаббарда. Готовы беседовать для расширения своих знаний о религии с самими саентологами 2% респондентов. Не сумевших ответить на поставленный вопрос оказался 1%.

Таблица 8

Хотели бы Вы узнать больше о Саентологии и если да, то из каких источников?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего902100
Самостоятельно прочитать труды Л. Рона Хаббарда на русском языке и сделать свои выводы о Саентологии84293
Побеседовать с саентологами об их религии, чтобы лучше понять её основы172
Прочитать популярную литературу, издаваемую Церковью Саентологии, доступно излагающую её доктрину, поскольку самостоятельно понять труды Л. Рона Хаббарда мне трудно324
Прочитать другую литературу, в которой даются объективные научные оценки данной конфессии20
Прочитать в средствах массовой информации10
Из других источников10
Затрудняюсь ответить71

Об успехах Церкви Саентологии осведомлено подавляющее большинство респондентов (98%), из них знают об этом поверхностно 6%. Не знают о достижениях Церкви Саентологии 2% опрошенных, из них 1% хотели бы узнать и также 1% — не интересуются этим.

В том, что российские СМИ искажают информацию о деятельности Церкви Саентологии, твердо убеждены 75% опрошенных. Еще 18% склонны считать, что российские СМИ скорее недостоверно, чем достоверно освещают деятельность саентологов, 4% респондентов считают, что российские СМИ достоверно (3%) или скорее достоверно, чем недостоверно (1%), отражают деятельность Церкви Саентологии. Затруднились с ответом на данный вопрос 3%. С другой стороны, респонденты уверены, что те знания и информация, которую они получают в саентологическом сообществе, от других саентологов и из трудов основоположника Саентологии Л. Рона Хаббарда, являются достоверными (98%, из них информация достоверна — 92%, информация скорее достоверна, чем недостоверна — 6%). Сомневаются в достоверности информации, полученной из данных источников лишь 2% респондентов, из них половина (1%) считает эту информацию скорее недостоверной, чем достоверной. Затруднились с ответом на поставленный вопрос 1% опрошенных.

Подавляющее большинство участников опроса (98%) единогласно отметило, что Саентология имеет большие перспективы и будет бурно развиваться, а ее сторонников во всем мире будет становиться все больше. Лишь 1% респондентов полагает, что количество членов Церкви Саентологии будет стабильным, поскольку взлет Саентологии уже прошел, и она будет оставаться в ситуации достигнутой стабильности. Еще 1% опрошенных затруднился с ответом.
Социальная позиция саентологов Российской Федерации

Диаграмма 5

Социальная позиция, это место и положение индивида или группы в системе общественных отношений, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения. Помимо этого социальная позиция подразумевает взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах. В этом смысле социальная позиция отражает сущностную характеристику социальной ситуации в целом. Изменение социальной позиции в деятельности человека, предполагает нравственный выбор, перед которым он оказывается, и ситуацию принятия новой для себя социальной роли.

Социальная позиция саентологов Российской Федерации находит отражение в оценках тех или иных сторон общества и поступков, совершаемых на основе этих оценок. Важнейшим индикатором такого рода оценок, через которые просматривается социальная позиция респондентов, является их отношение к религии вообще и конкретным религиозным направлениям, в частности.

В целом отношение респондентов к другим религиям и конфессиям положительное — подавляющее большинство ответивших на данный вопрос (95%) относятся к другим вероисповеданиями доброжелательно, уважая чужой вероисповедный выбор. Они выбрали позицию «Я отношусь с уважением и доброжелательно ко всем религиям и конфессиям». Настороженное отношение к иным мировоззренческим позициям, в том числе и религиозным, высказало 3% респондентов, затруднились с ответом 1% опрошенных.

Таблица 9

Каково Ваше отношение к другим религиям — тем, последователем которых Вы НЕ являетесь?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего915100
Я отношусь с уважением и доброжелательно ко всем религиям и конфессиям86895
Я отношусь настороженно к иным мировоззренческим позициям, в том числе и религиозным313
Я негативно воспринимаю всех, кроме саентологов40
Затрудняюсь ответить121

Обратившись к вопросу о характере российского образования, следует отметить, что в ответах на данный вопрос, опрошенные не были столь же единодушны. Так, 76% отметили, что относятся к светскому образованию положительно (54%) или скорее положительно, чем отрицательно (22%) однако, еще 18% выразили негативное (3%) или скорее негативное, чем позитивное отношение (14%). Затруднились дать ответ на поставленный в анкете вопрос 7%.

Отношение к семье, Родине, служению людям и жизненному успеху у подавляющего большинства респондентов положительное: к семье (98% — положительное, 2% — скорее положительное, чем отрицательное), к служению людям (95% -положительное, 3% — скорее положительное, чем отрицательное, 2% затруднились с ответом), к жизненному успеху (99% — положительное, 1% — скорее положительное, чем отрицательное), к Родине (85% — положительное, 10% — скорее положительное, чем отрицательное, 5% затруднились с ответом).

Диаграмма 6

Социальные проекты, которые осуществляет Церковь Саентологии, оцениваются положительно (98%) и скорее положительно (2%) и встречают поддержку всех опрошенных. В них регулярно участвуют 93% саентологов, из них 65% — постоянно, а 28% принимают участие время от времени. Лишь 7% респондентов не «охвачены» участием в социальных проектах Церкви Саентологии.

Диаграмма 7

Наиболее часто респонденты принимают участие в следующих социальных проектах: «Дорога к счастью» — социальный проект, направленный на улучшение моральных норм общества (55%); «За мир без наркотиков» — просветительская антинаркотическая программа (43%); в просветительской программе по основам прав человека и входят в гражданскую комиссию по правам человека, целью которой является выявление нарушений в области психиатрии (по 31%); в программе помощи «Добровольные священники» (29%); в прикладной образовательной программе «Справимся с безграмотностью» — 19%; в программах по реабилитации преступников «Криминон» — 12% и наркоманов «Нарконон» — 10% саентологов. В других социальных проектах, участвует 17% опрошенных. Среди них были названы следующие:

«Наш дом», благотворительный проект по сбору пожертвований на здание церкви.

WISE, Международная ассоциация предпринимателей.

«Библиотеки», пожертвования на книги и DVD для обеспечения ими библиотек страны.

«Идеальная организация», проект по поддержке новых Саентологических церквей в России.

Также при ответе на данный вопрос респонденты указывали, что они являются:

штатными сотрудниками Церкви Саентологии,

активными религиозными деятелями,

поддерживают МАС, Международная Ассоциация саентологов (в том числе оказывают и финансовую помощь).

Диаграмма 8

Очень важна мотивация саентологов — участников социальных проектов. У большинства респондентов мотивом участия в социальных проектах служит стремление помочь другим людям, попавшим в беду (83%) или религиозные убеждения (14%). Лишь 1% респондентов отметил в качестве своего ответа на данный вопрос «личную выгоду». Затруднились ответить 2% респондентов.

Диаграмма 9

Отношение к социальной деятельности саентологов со стороны общества, властей и отдельных граждан оценивается саентологами неоднозначно. Чаще всего негативное отношение к такой деятельности чувствуется опрошенными саентологами со стороны государства (на это указали треть респондентов). В то же время, со стороны общества или отдельных граждан такое отношение встречается реже — только около 10-14% опрошенных указали, что чувствуют негативную реакцию окружающих. Итак, негативное отношение со стороны общества чувствуют 10% опрошенных; чувствуют иногда, но в целом нет — 44%; не чувствуют — 30%. Чувствуют негативное отношение со стороны государства 37%; чувствуют иногда, но в целом нет — 35%; не чувствуют — 26%. Негативное отношение со стороны отдельных граждан ощущают 14%; иногда чувствуют, но в целом нет — 43%; не чувствуют 29% опрошенных. В то же время, часть респондентов считают, что, напротив, их деятельность не только не вызывает негативной реакции, но даже приветствуется обществом и отдельными гражданами (по 15%), а государством всего лишь 2%.

Диаграмма 10

97% опрошенных не привлекались к уголовной ответственности (соответственно, лишь 3% привлекались). Л. Рон Хаббард неоднократно призывал: «Не делайте ничего противозаконного»[7]. «Когда вы понимаете или обнаруживаете, что кто-то рядом с вами совершает противозаконные действия, вам следует предпринять всё возможное, чтобы убедить его не совершать их». По его мнению, «в Саентологии существуют четыре общих категории преступлений и нарушений. Это ошибка, проступки, преступления и тяжкие преступления»[8].

Далее в этом же письме приведен перечень преступлений и видов наказаний, которые в результате наступают: «Совершение преступлений может привести к временному прекращению действия сертификатов классов или наград, к понижению в должности или даже увольнению или аресту, если преступление определенно дает для этого основания»[9]. Таким образом, преступники не допускаются к совершению обрядов в Церкви Саентологии (по терминологии самих саентологов, «к получению религиозных услуг»), они, если имеют, уголовное прошлое направляются на участие в программу реабилитации бывших преступников «Криминон». И лишь пройдя её, имеют права получать религиозные услуги в Церкви Саентологии.

Кредо Церкви Саентологии гласит: «И мы в нашей Церкви, верим, что законы бога запрещают человеку: разрушать себе подобных, разрушать душевное здоровье других, разрушать и порабощать души других, разрушать или уменьшать выживание товарищей или групп. И мы в нашей Церкви верим, что дух может быть спасен и что лишь дух может спасти или исцелить тело»[10].

В целом, подавляющее большинство респондентов (98%) отмечают, что занятия Саентологией влияют на законопослушность граждан, потому что в Саентологии осуждается любое несоблюдение законов. Лишь 2% опрошенных полагает, что Саентология не затрагивает правовых вопросов и потому не имеет отношения к законопослушанию своих членов. Таким же образом, по мнению практически всех опрошенных (99%), Саентология оказывает влияние и на ведение дел в бизнесе — с точки зрения респондентов, изучение Саентологии заставляет бизнесменов и предпринимателей уходить от «серых» и «чёрных» схем ведения бизнеса, делать бизнес честным и «прозрачным», вовремя и в полном объеме платить налоги. Лишь 1% опрошенных исходит из того, что изучение Саентологии никак не сказывается на ведении дел, работе, поскольку это совсем иная сфера, далекая от реальных дел.

Таблица 10

Влияет ли занятие Саентологией на законопослушность ее последователей?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего909100
Да, влияет, потому что в Саентологии осуждается любое несоблюдение законов, отсюда и саентологи являются законопослушными гражданами89398
Нет, не влияет, потому что Саентология не затрагивает правовых вопросов162
Саентология поощряет нарушение законов, потому что рассматривает это как смекалку и изворотливость ума.00

Что касается проблем современного общества, то 86% респондентов отметили падение нравственных и моральных ценностей.

Около половины опрошенных (55%) указали на низкий уровень образования большинства руководителей всех уровней, их дилетантизм и неумение исполнять свои функции; 54% отметили в качестве проблемы современного общества коррупцию во властных органах, 31% респондентов полагают, что нормальному функционированию общества мешает высокий уровень преступности, особенно с совершением тяжких преступлений, раскрываемость которых правоохранительными органами низка; 17% отметили, в этой связи, воровство государственных средств и 15% — взяточничество. В варианте ответа «Другое» (11%) респонденты имели возможность высказать личное мнение относительно проблем общества. Среди наиболее распространенных проблем выделяются:

низкий уровень образованности всего населения (например, цитата: «Отсутствие образовательной системы. которая позволяла бы людям получать навыки для жизни и успеха, а не для забивания головы и пустой траты времени»);

безответственность руководителей (например, цитата: «Безответственность большинства людей и руководителей и нежелание принимать верные решения и выполнять их»);

распространение и употребление психотропных препаратов и наркотиков (например, цитата: «Легальное распространение с помощью аптек психотропных препаратов, которые влияют на поведение человека»);

общий упадок моральных ценностей (например, цитата: «Распространение среди молодежи аморальных принципов: свободная любовь, наркотики, пивопитие, посещение ночных клубов и др.»).

Таблица 11

Учитывая тот факт, что Вы саентолог, что, по Вашему мнению в современном обществе нуждается в улучшении, что мешает людям нормально жить, а обществу благополучно развиваться?

Вариант ответаКол-во ответивших, чел.Доля, %
Всего910-
Высокий уровень преступности, особенно тяжких преступлений, в современном российском обществе и их низкая раскрываемость правоохранительными органами.28531
Коррупция на всех уровнях властях48854
Взяточничество13315
Падение общественных нравов и моральных ценностей78586
Низкий образовательный уровень большинства руководителей всех уровней, их дилетантизм и неумение исполнять свои функции49955
Воровство государственных средств15617
Другое9911

Сумма превышает 100%, так как респонденты могли выбрать больше одного варианта ответа.

Нетрудно убедиться, таким образом, что саентологи Российской Федерации занимают активную социальную позицию. Исходя из основ своей религиозной доктрины и личных нравственных идеалов, в своем подавляющем большинстве они стремятся изменить ситуацию в обществе к лучшему — и путем ведения честного и справедливого бизнеса, не нарушающего законов, и посредством повышения соответствия общества принятым моральным нормам, и путем участия в социальных проектах, направленных на искоренение язв современного общества, и помощи тем, кто оступился и был осужден за это, но хочет вернуться к нормальной жизни, и путем просвещения граждан в сфере прав человека, и стимулирования повышения элементарной грамотности и образованности. При этом саентологи Российской Федерации придерживаются традиционных ценностей — они высоко ценят семью, патриотизм, помощь и служение людям, жизненный успех, и ведут соответствующий этим ценностям образ жизни.

Социальная активность саентологического сообщества Российской Федерации, проявляющаяся в различных аспектах, мотивируется, в первую очередь, стремлением помочь попавшим в беду людям или предотвратить беды и несчастья в будущем. Это приносит реальную помощь и отдельным гражданам, независимо от их вероисповедания, и обществу в целом. Ибо там, где не справляется государство, ему на помощь должно приходить гражданское общество, общественные организации, и далеко не в последнюю очередь, религиозные. В этом отношении, Церковь Саентологии занимает сегодня одно из первых мест среди религиозных организаций современной России в реализации социальных проектов.
Заключение

Проведенное социологическое исследование по всероссийской выборке оказалось валидным и репрезентативным. Оно охватило все семь Федеральных округов Российской Федерации и позволяет сделать выводы о нравственном сознании и социальной позиции членов российского саентологического сообщества в целом. Не останавливаясь на уже рассмотренных и проанализированных проблемах, обобщая ситуацию в России в целом, можно сделать вывод о том, что саентологи современной России занимают активную жизненную позицию, которая находит отражение в создании и поддержании ряда социально значимых проектов — таких как социальный проект по улучшению моральных норм общества «Дорога к счастью», просветительская антинаркотическая программа «За мир без наркотиков», просветительская программа по основным правам человека, программа помощи «Добровольные священники», Гражданская комиссия по правам человека (выявление нарушений в области психиатрии), проекты по реабилитации бывших наркоманов и преступников, соответственно, «Нарконон» и «Криминон» и др., и участия в этих проектах подавляющего большинства членов Саентологической церкви.

Вместе с тем, как это следует из ответов респондентов, идеологический прессинг, получивший развитие и разрастание под влиянием так называемого «антикультистского движения» и в той или иной степени поддерживающих его СМИ, создающий из саентологов на протяжении десятилетий «образ врага» и развивающий другие мифологемы, базирующиеся, в том числе, и на усиливающемся в последние годы антиамериканизме, влечет за собой, во многом, формирование негативного восприятия государством, обществом и отдельными гражданами социальных проектов Церкви Саентологии, направленных в реальности на улучшение ситуации в обществе. Саентологи это прекрасно чувствуют и осознают, что, однако, не останавливает их в деле благородного служения и помощи людям.

Говоря о нравственном сознании саентологов, о той шкале ценности, в соответствии с которой они живут, необходимо подчеркнуть, что это общечеловеческие нравственные ценности. Если описать, исходя из исследования, «среднего саентолога», то получится интересный портрет. Это семейный человек, образованный, работающий и понимающий ценность труда, неравнодушный к бедам других людей и стремящийся им помочь, служащий людям, независимо от их мировоззрения; патриот, любящий свою Родину, гордящийся ею и стремящийся помочь искоренить то зло, которое сегодня присутствует в российском обществе. Это законопослушный гражданин, понимающий важность семьи, дружбы, образованности, успеха в труде, общественной морали и общечеловеческих ценностей.

Однако, Россия во многом остается страной со своей специфической системой ценностей и обществом все еще трансформационного типа, в котором сосуществует ряд различных разнородных тенденций. Современная социально-экономическая ситуация в стране по-разному отразилась в массовом сознании россиян. С одной стороны, процесс атомизации общества глубоко проник даже в относительно устойчивые социальные группы. С другой стороны устойчивыми остаются патерналистски-традиционалисткие тенденции[12]. Отсюда вытекает и неоднозначное отношение населения к различным религиям.

В стереотипе представлений заметная его часть ориентируется на православие в качестве этнического признака, так как ставит знак равенства между этнической (русские) и религиозной (православные) принадлежностью. С преданием забвению понятия «советский народ», многие россияне утратили свою прежнюю самоидентификацию, на смену которой пришла этно-национальная, увязываемая с религиозной. Эта группа населения, являющаяся номинальной опорой Русской православной церкви, не возражает против усиления союза между церковью и государством. Определенная часть этой группы считает оптимальным огосударствление церкви и (или) клерикализацию государства.

В свою очередь, рассматривая взаимоотношения Русской православной церкви с другими религиозными направлениями, существующими на территории современной России, нельзя не заметить, что они воспринимаются многими верующими и представителями духовенства как результат «злонамеренной» миссионерской деятельности других религий на «канонической территории» Русской православной церкви. Вместе с тем, постепенно формируется слой православных верующих и «просвещенного» духовенства, потенциально готовых к ведению цивилизованного диалога с иными конфессиями, как это имеет место во многих развитых странах.

Неготовность некоторых представителей епископата и духовенства Русской православной церкви считать религиозный плюрализм в современной России нормальным явлением подталкивает их к попыткам подмены межрелигиозного диалога привлечением административного ресурса государственных и муниципальных органов, руководители которых симпатизируют Русской православной церкви.

Формирование в России правового государства, включающее уважение к конституционным принципам свободы совести и соблюдение законодательства, гарантирующего право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, в перспективе призваны создать достаточно прочный фундамент для реального обеспечения возможности нормальной деятельности Саентологической Церкви и цивилизованного межрелигиозного диалога.

Проблема эта, сама по себе, имеет печальную традицию. Недаром еще либеральная российская интеллигенция начала XX в. в целом негативно оценивала сложившиеся в Российской империи государственно-церковные отношения[13], выступала за секуляризацию [14] общественных отношений, на основе которой могла бы возродиться истинная религиозность, к которой верующие обратились бы не по принуждению, а по зову своего сердца. «…Человек не свободный в совести не есть христианин», — говорил протоиерей Соллертинский на Религиозно-философских собраниях в Санкт-Петербурге более ста лет назад[15]. С. Н. Булгаков замечал в этой связи: «Вековые преступления против свободы совести тяжелым свинцом лежат на исторической совести русской церкви»[16]. С точки зрения Н. А. Бердяева, «окончательно отделение церкви от государства должно быть неизбежным и повсеместным результатом дифференцирующего процесса новой истории. Это отделение признают благом и искренние друзья церкви и искренние ее враги, так как ни искренняя вера, ни искреннее безверие не могут стоять за лицемерную и лживую связь, унаследованную от старых грехов папоцезаризма и цезарепапизма»[17]. С точки зрения интересов церкви (и религии вообще) и государства, государственно-церковный союз в России начала XX в. был противоестественным, чего не могли не замечать те представители интеллигенции, которые искренне переживали и за судьбу своей Родины, и за будущее своей религии. Замечают ли подобную противоестественную тенденцию нынешние лидеры православия и руководители государства? Хватит ли у них мудрости учесть исторический опыт и не повторять в XXI-ом веке ошибок предыдущих столетий? Окончательный ответ на эти вопросы, конечно, даст только время. Однако, остается надежда, что в обществе возобладают разумные силы, и будет достигнуто необходимое единство, в основе которого будут лежать подлинная свобода совести, уважение и равноправие всех религий, ибо «всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:26).

Подводя общий итог, можно отметить, что государственно-религиозные отношения в современной России — динамично развивающаяся социально-политическая сфера, в которой как в зеркале отражаются все политические, социально-экономические, демографические, культурные, духовные проблемы общества, где, без преувеличения, определяется не только будущее институтов гражданского общества, но и все перспективы нашей страны. Немалую роль в этих процессах играет и будет играть, саентологическое сообщество России, объединяемое Церковью Саентологии.
Примечания

[1] Сумма по столбцу превышает 100%, так как респонденты могли выбрать больше одного варианта ответа.

[2] Хаббард Л. Р. Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. New Era Publications International, ApS., с.260

[3] Хаббард Л. Р. Как изучать Саентологию // Саентология: новый взгляд на жизнь. New Era Publications International, ApS., 2007. с.41.

[4] Хаббард Л. Р. Дорога к счастью. New Era Publications International, ApS, 2007. с.232.

[5] Хаббард Л. Р. Введение в саентологическую этику. Bridge Publications, Inc., 2008, с.303, 306.

[6] Хаббард Л. Р. Дорога к счастью. New Era Publications International, ApS, 2007. с.232.

[7] См., например: Хаббард Л. Р. Дорога к счастью. New Era Publications International, ApS, 2007. с.232.

[8] Хаббард Л. Р. Введение в саентологическую этику. Bridge Publications, Inc., 2008. с.298

[9] Хаббард Л. Р. Введение в саентологическую этику. Bridge Publications, Inc., 2008. с.307.

[10] Хаббард Л. Р. Введение в саентологическую этику. Bridge Publications Inc., 2008. с.514

[11] Сумма по столбцу превышает 100%, так как респонденты могли выбрать больше одного варианта ответа.

[12] Патернализм (лат. paternus — отцовский, отеческий) -покровительство, опека и руководящая роль старшего по отношению к младшим, подопечным; а также подчинение, уважение и благодарность младших по отношению к старшим.

[13] «„Смирение“ высшего руководящего слоя русского (черного) духовенства перед верховной властью и ее представителем обер-прокурором Синода осталось характерной чертой русского строя вплоть до революции 1917 г.», — замечает П.Н. Милюков (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. — М., 1994. — Т.2. — Ч.I. — с.173).

[14] «Секуляризация (от позднелат. saecularis — светский, мирской) — термин, близкий по своему содержанию понятиям «обмирщение»…, означающий: 1) снятие святости, освобождение от влияния религии, приверженность светскому влиянию; 2) отторжение какого-либо церковного имущества в пользу светского (государственного) владения; 3) юридический перевод духовного лица в светское состояние, освобождение монаха от данного им ранее в католическом ордене обета. Первоначальное значение термина — отчуждение церковной собственности, церковных земель, монастырей в пользу государства. С конца XIX в. — любая форма освобождения различных сфер жизни общества и личности, государства, политики, права, культуры, просвещения и семейно-бытовых отношений от влияния религии и церковных институтов, от их санкционирования религиозными нормами. С. проявляется как процесс лишения религиозных институтов ряда социальных функций, сокращения культовой практики, вытеснения религиозных представлений и замены их светскими взглядами, утверждения в общественном и индивидуальном сознании нерелигиозного мировоззрения» (См.: Овсиенко Ф.Г. Секуляризация //Энциклопедия религий./ Ред. Забияко А.П., Красников А.Н., Элбакян Е.С. М., 2008. с.1148).

[15] Записки Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге//Новый путь. Приложение. — 1903. — № 4. — с.164.

[16] Булгаков С. Н. Христианский социализм. — М., 1991. — с.28. См. также: Вопросы жизни. — 1905. — № 5. — с.504.

[17] Бердяев Н. А. Распря церкви и государства в России//Вопросы религии. — М., 1908. — Вып. II. — с.116.

Поделитесь с друзьями

Рекомендуем