г. Москва
16 января 2014

Учебно-научный Центр изучения религий Российского государственного гуманитарного университета на основании запроса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 19 декабря 2013 года № ВЛ 28438-45 провёл религиоведческое исследование в отношении религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» (далее — СЦ) с целью определить характер ее деятельности. Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:

  • наличествует ли у СЦ вероучение;
  • существует ли в СЦ культовая практика;
  • осуществляется ли в СЦ обучение последователей.

Религиоведческое исследование проводилось с 21 декабря по 15 января в г. Москве.

Состав экспертной группы:

Николай Витальевич ШАБУРОВ, руководитель Учебно-научного Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, кандидат культурологии. Стаж работы по специальности: 30 лет.

Людмила Геннадьевна ЖУКОВА, доцент Учебно-научного Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета, кандидат культурологии. Стаж работы по специальности: 16 лет.

Для подготовки экспертного заключения экспертам были предоставлены следующие материалы: учетное дело СЦ Москвы, учредительные документы СЦ Москвы, религиозная литература, печатные и видеоматериалы СЦ. Кроме того, эксперты посетили воскресное богослужение и обряд имянаречения в СЦ Москвы (по адресу: Таганская улица, 9) и провели ряд собеседований с адептами СЦ.

Согласно Федеральному закону от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2013), «религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:

  • вероисповедание;
  • совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
  • обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

В результате проведенного исследования мы можем утверждать, что все признаки [религии], перечисленные в Законе, у Саентологической церкви Москвы наличествуют.

В результате проведенного исследования мы можем утверждать, что все признаки, перечисленные в Законе, у Саентологической церкви Москвы наличествуют.

По нашему мнению, Саентология является новой религией, на вероучение которой оказали влияние различные религиозные системы: христианство, буддизм, индуизм, теософия и др.

Основатель саентологии Рон Л. Хаббард писал: «И когда мы называем Саентологию религией, мы называем ее религией, питающейся из намного более глубокого источника, чем тот, что образовался за последние две тысячи лет. Это мудрость, продолжающая традиции десяти тысяч лет поисков восточной и западной традиций».

1. ВЕРОУЧЕНИЕ

Хаббард, изучивший и синтезировавший многие древние и новые религиозные системы, создал на их основе новое и, в значительной степени, оригинальное религиозное учение (доктрину, вероучение), суть которой выражена в Кредо Церкви Саентологии (ввиду значимости этого текста, приведем его целиком):

«Мы в нашей Церкви верим, что:
Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права;
Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев;
Все люди имеют неотъемлемое право жить так, как они считают нужным; Все люди имеют неотъемлемое право на душевное здоровье;
Все люди имеют неотъемлемое право защищать себя;
Все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им;
Все люди имеют неотъемлемое право свободно думать, свободно говорить, свободно писать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать своё несогласие с ними;
Все люди имеют неотъемлемое право обращать других людей в свою веру; Душа человека имеет права человека;
Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях;
И никакая сила, меньшая, чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто.

И мы в нашей Церкви верим, что:
Человек в своей основе хороший;
Он стремится выживать;
Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им единства со Вселенной.

И мы в нашей Церкви верим, что законы Бога запрещают человеку: Разрушать себе подобных;
Разрушать душевное здоровье других;
Разрушать или порабощать души других;
Разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.

И мы в нашей Церкви верим, что дух может быть спасён, и что лишь дух может спасти или исцелить тело».

Из Кредо Церкви саентологии следует, что саентологи верят в наличие Бога -Верховного существа, создавшего мир, в возможность спасения, а также утверждают, что лишь «дух может спасти или исцелить тело». С точки зрения саентологии человек, как духовная сущность, бессмертен, и он лишь меняет тела, проживая жизнь за жизнью.

Обратим особое внимание на следующие пункты этого вероучительного документа:

Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях.

Таким образом, саентология, как это свойственно религии как таковой, претендует на тотальность и универсальность выявленных ею «законов».

Обратимся к другому важнейшему источнику, характеризующему саентологическое мировоззрение — книге «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы» (New Era Publications International ApS, 1999. — 1025 с.). В ней утверждается, в частности, что «продвижение <…> к выживанию на высших уровнях является также продвижением к Богу» (С. 154). Там же отмечается, что большую роль в саентологической доктрине играет учение о восьми динамиках, где «под восьмой динамикой обычно имеют в виду Верховное Существо, или Создателя. Правильное название этой динамики — «бесконечность». Она действительно включает в себя всеобщность всего». (С. 260).

Приведем еще ряд цитат из авторитетных саентологических текстов — собственно саентологического Писания, поскольку именно таков в Церкви саентологии статус трудов Л. Р. Хаббарда:

«На самом деле, человек является духовным существом, у которого есть разум и тело. Дух [тэтан ] является источником всего хорошего, честного и творческого в мире: это сам человек» .

«Бог понимается как Верховное Существо или Создатель Вселенной <… > Ключевым положением Саентологической теологии является вера в то, что каждый человек является бессмертной духовной сущностью, хорошей в своей основе, которая живёт множество жизней и имеет бесконечные способности и способность к духовному совершенствованию» .

«Многие религии характеризуют Верховное Существо (будь его имя Яхве, Бог, Аллах или еще какое-нибудь другое) такими терминами, как всемогущий, всеведущий, благой, справедливый, требовательный, или они приписывают Верховному Существу другие, в целом антропоморфные качества <…>».

«Таким образом, следуя религиозной стезей Саентологии, человек вступает в такую связь с Верховным Существом, которая является в подлинном смысле личной и индивидуальной. В этом отношении Саентология в некотором смысле сходна с такими религиями, как унитаризм, и другими вероучениями, не склонными давать догматические определения или описания Бога».

Безусловно, представление о Боге в учении Саентологии отличается от понимания Бога в теистических религиях ближневосточного происхождения, таких как иудаизм, христианство и ислам. В Саентологии Бог — это последняя из восьми динамик, из которых состоит мир и которые человек должен охватить в своем духовном развитии. Это сближает саентологию с такими религиями, как индуизм, буддизм, даосизм.

Саентологическая антропология по своему характеру также вполне религиозна. Согласно учению саентологии, человек состоит из тела, разума и духа (идея, имеющая параллели во многих религиозных учениях). Последний именуется тэтаном (от греческой буквы «тэта»). Более того, фактически человек — это тэтан (то есть признается духовная природа человека).

Существенным признаком религии является наличие мифологии. Этот элемент в саентологическом учении также присуствует.

Л. Рон Хаббард писал, что до возникновения физической вселенной существовали тэтаны — бесплотные бессмертные духи, обладающие творческой силой. Именно они совместно с Верховным Существом (Богом) сотворили вселенную. Однако тэтаны в процессе творения оказались плененными МЭСТ (физической вселенной): аббревиатура слов материя (matter), энергия (energy), пространство (space), время (time). При этом тэтаны забыли, что создали вселенную, утратили свое могущество и всезнание и восприняли смертные человеческие тела. При этом после смерти они воспринимают новое тело (теория перевоплощения — метемпсихоз). Окончательной целью саентологического пути спасения является освобождение тэтана.

Перед нами типичное учение гностического типа, напоминающее и валентинианский гносис, и доктрину Апокрифа Иоанна, и учение манихейской религии, и некоторые аспекты иудейской Каббалы.

Таким образом, приходится констатировать, что «вера в существование иного мира, сверхъестественных сил и существ» — один из важнейших элементов религии (см. Религия//Религиоведение/Энциклопедический словарь. — М.: «Академический проект», 2006. С. 872-874) — в Церкви Саентологии безусловно присутствует.

Приходится констатировать, что «вера в существование иного мира, сверхъестественных сил и существ» — один из важнейших элементов религии — в Церкви Саентологии безусловно присутствует.

2. ПИСАНИЕ

Важнейшим признаком религии является наличие Священного писания (хотя имеются религии, обходящиеся без сакральных текстов ). В Саентологии статус Священного писания имеет совокупность текстов Л. Рона Хаббарда. На чем основано это утверждение? Дело в том, что, по представлениям саентологов, тексты Хаббарда содержат истину в последней инстанции, не подвергаются никакой критике, а инструкции, содержащиеся в этих текстах, должны выполняться точно, без малейших искажений. И хотя сами саентологи нередко говорят и пишут о научном значении трудов Хаббарда, научные теории, как известно предусматривают возможность критики, они устаревают и заменяются новыми теориями, в то время как труды и суждения
Хаббарда признаются безошибочными. Это является признаком не научного или философского текста, а текста сакрального.

Приведем некоторые суждения относительно трудов Л. Рона Хаббарда, высказанные нашими информантами:

(ЛЖ, НШ — Есть ли в Церкви саентологии Писание?)

(Ж4) Писание — работы Рона Хаббарда. Я полагаю, что они вдохновлены Богом. Я прочитала книгу Дианетика. У меня были искания — были проблемы в семье, с детьми. Я нашла в Дианетике ответы на те вопросы, которые человек обычно обращает к Богу.

(Ж7) Внутри Саентологической церкви — это работы Хаббарда. Если есть какой-то вопрос — я ссылаюсь только на его работы.

(Ж8) Писание — то, что написал Хаббард. ЛРХ говорит, что он не просит верить. Человек проверяет — когда я смогла наладить отношения в семье, то я поняла, что это правда.

Некоторые авторы ставят под сомнение сакральный статус текстов Хаббарда в саентологии на том основании, что совокупность этих текстов составляет огромный объем — много тысяч страниц, что несопоставимо с объемом Библии или Корана. Однако можно указать на священные тексты буддизма: цифровая версия Палийского канона содержит 135 томов или 50.189 страниц. Печатное издание Тибетского канона содержит 362 тома (108 томов Ганджура и 254 тома Данджура).

Кстати, почитание Хаббарда в саентологии также носит религиозный характер. Примечательно, что во всех учреждениях Церкви Саентологии имеются мемориальные кабинеты Хаббарда, имеются его портреты, а также картины, фотографии, диаграммы, рассказывающие о различных аспектах жизни и деятельности основателя Саентологии. В саентологических книжных магазинах продаются только труды Хаббарда.

3. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАКТИКИ

Если религии без Писания существует, то религий без соответствующих религиозных практик — нет. В Церкви саентологии существуют две основные религиозные практики — «одитинг» и обучение.

Одитинг (от латинского audire — слушать) — это беседа адепта один на один с одитором (консультантом, имеющим духовный сан). По мнению адептов Церкви саентологии, одитинг способствует духовному росту и положительно влияет на психологическое состояние человека. Он позволяет освободиться от духовных травм, полученных как в нынешней, так и в прошлых жизнях. Одна из важнейших целей одитинга — помочь человеку (тэтану) осознать свою духовную природу. Наиболее близкой одитингу культовой практикой является христианская исповедь.

И вновь обратимся к свидетельствам наших информантов:

(M1) В одитинге я прочувствовал свою духовную природу.

(ЖЗ) Я прошла какое-то количество одитинга, и когда ты это проходишь, то понимаешь, что все ближе и ближе к Творцу Вселенной, есть ощущение причастности, которое усиливается по мере продвижения по пути духовного совершенствования.

(М 10) Я на исповедь хожу (имеется в виду одитинг — ЛЖ, НШ). Исповедовался в обыкновенной церкви, в нашей — мне батюшка сказал «прощаю». Здесь мне никто такого не сказал, но я такое облегчение
почувствовал, кое-что у меня отвалилось, что меня парило. А теперь меня это вообще не парит.

Вторая важнейшая практика Саентологии — обучение. Обучение последователей саентологии заключается прежде всего в изучении Писания, т.е. трудов Л. Рона Хаббарда под руководством супервайзеров — сотрудников Церкви, имеющих специальную подготовку, а также в просмотре учебных фильмов. Труды Л. Рона Хаббарда изучаются на основе так называемого «контрольного листа»: списка книг, которые адепт должен прочесть на данном этапе, практических заданий и т.п. Задача супервайзера заключается не в интерпретации Писания для адептов, а в создании условий для самостоятельного понимания текстов адептами.

<…>

Задача супервайзера заключается не в интерпретации Писания для адептов, а в создании условий для самостоятельного понимания текстов адептами.

После изучения соответствующего фрагмента текста обучающемуся предлагается выполнить задание. По окончании каждого этапа обучения супервайзер «закрывает» контрольный листок <…>.

Не участвуя в одитинге и в обучении, невозможно, согласно доктрине саентологии, достичь высокого духовного уровня.

Помимо этого, в Церкви существуют обряды имянаречения, венчания, похоронный обряд, а также еженедельные воскресные богослужения. Все наши информанты прибегали к различным саентологическим обрядам жизненного цикла:

(M1) Я венчался в Саентологической церкви, а крестился в православной.

(Ж5) (ЛЖ, НШ — Внуков крестить будете?) — Скорее это будет наречение имени в Саентологической церкви.

(M12) Мы считаем, что тело лучше кремировать, иначе человек застревает в «прошлой жизни», видя свой труп, который гниет. С точки зрения саентологии не важно, где находится тело — похоронные церемонии можно проводить без него. Похоронный обряд — это своего рода инструкция духовному существу — как ему дейстовать дальше. Мы верим, что он скоро уже переродится.

Из похоронной службы (Погребение):

«И ты был прах,
Покуда дух святой — ты сам —
Не снизошёл, чтоб осчастливить нас,
Воспользовавшись этим прахом. <…>
И был(а) ты мужчиной (женщиной)
И с гордостью нёс (несла)
Ношу и дела
Господа. <…>
Возможно, в этот миг
Твоя душа — под сенью Всевышнего.
И мы, оставленные тобой, Эгоистично опечалены этим. <…>
До свидания, да благослови тебя
Господь,
Потому что все мы стали лучше
Благодаря тому, что ты ненадолго
Посетил(а) нас».
(Саентологическая религия: Истоки, церемонии, проповеди и службы. С. 128–129)

4. ФОРМИРОВАНИЕ ОРТОДОКСИИ

Одним из признаков религии и религиозного учения является нормирование ортодоксии, то есть единственной «правильной» интерпретации вероучения. И в Церкви саентологии это также произошло. Этот факт, в частности констатируют финские исследователи-религиоведы Юха Пентикайнен и Марья Пентикайнен. В своей работе «Пять измерений религии: на примере Саентологии» они пишут: «В 1982 году в Лос- Анджелесе была создана религиозная корпорация «Центр религиозной технологи» (ЦРТ), которая обладает “высшими церковными полномочиями в том, что касается стандартного и неискаженного применения религиозной технологии Л. Рона Хаббарда”. Этот орган отвечает за “обеспечение чистоты религии и Писаний Саентологии”. Долг этой организации — обеспечивать защиту текстов Хаббарда, но не интерпретировать их.

Создание Центра религиозной технологии символизирует явное движение в сторону ортодоксальности, что является общей характеристикой второго поколения верующих при формировании любой религии. В процессе формирования религии, например, по причине богословских споров или по другим причинам часто необходимо создать «канон» религии, отделить «суть» догматов от «иных» текстов, чтобы защитить послание «пророка» и чистоту доктрины от еретических и раскольнических поползновений.

В Церкви саентологии этого пытаются достичь благодаря сохранению за Церковью авторских прав, товарных знаков и знаков обслуживания с целью предотвращения любых возможных отклонений и изменений технологий Дианетики и Саентологии и их сохранения в том виде, в котором их создал Л. Рон Хаббард. В этом отношении также имеется множество аналогий с другими религиозными традициями: религиозный пуризм существует среди мусульман, сохраняющих в неприкосновенности текст Корана и наделяющих сакральным статусом лишь оригинальный арабский текст, а также среди евангелических христиан, которые толкуют библейские тексты, руководствуясь языками оригиналов (ивритом, греческим) и предполагаемыми, реконструируемыми на основаниями исторических и текстологических изысканий интенциями авторов, и среди мормонов, которые владеют авторскими правами на свои уникальные писания — “Книгу Мормона”, “Учение и Заветы”, а также “Драгоценную жемчужину”».

Ортодоксальность Писания и использование его в неизменном виде обеспечивается использованием товарных знаков. Тем самым, по мнению Церкви саентологии — прежде всего в интересах верующих — предотвращается искажение ее текстов и практик. Использование Церковью саентологии товарных знаков не является уникальным в РФ. Этот механизм индивидуализации религиозных товаров и услуг в России используют, главным образом, православные организации, а также мусульманские, иудейские и протестантские (см. Себенцов А. Товарные знаки и религиозные организации // Религия и право № 2, 2013. С. 25–29).

Ортодоксальность Писания и использование его в неизменном виде обеспечивается использованием товарных знаков.

5. СВИДЕТЕЛЬСТВА ПРИХОЖАН И СОТРУДНИКОВ ЦЕРКВИ

В ходе исследования мы провели ряд интервью с прихожанами и сотрудниками Московской церкви саентологии. Целью интервью было а) выяснить:

а) каково восприятие саентологии ее адептами, является ли она, по их мнению, религией;
б) существуют ли в Церкви саентологии религиозные практики и какую роль они играют в жизни адептов.

Как показали проведенные с ними интервью, все опрошенные убеждены, что саентология является религией:

(М1) «Саентология обращается к духовности, ко мне — как духовному существу. В психологии же делается упор на то, что человек высшая форма животного. В саентологии жизнь не заканчивается — духовная жизнь вечна. Здесь я получил ощущение реальности этого».

(Ж2) «Я считаю, что саентология это религия — мы работаем с духовным существом. У меня второе высшее образование психологическое, но я поняла как помогать людям, благодаря саентологии. Мы работаем с духом, а не с телом».

(Ж5) «Сначала показалось, что это скорее наука. Потом я стала понимать православные заповеди, расширился кругозор и взгляд на собственную религию. Сейчас выбор сделан в пользу саентологии — она впитала мою религию».

(М6) «Это религия, хотя от философии мы не далеки. Это религия с постепенным пониманием того, что такое Творец. Почему религия? Для медицины и философии — душа это бредни. Для людей реально тело, а когда начинаешь труды РЛХ изучать, понимаешь, что мы как духовные существа бессмертны, тело проходит определенные циклы, а человек дальше по жизни шагает, обретая новое тело».

(Ж9) «Для меня саентология религия, которая позволяет мне наладить жизнь. Я могу помогать моим ближним. <…>».

Как известно, саентологическая церковь не требует от своих адептов в обязательном порядке отказываться от предшествующей религиозной аффилиации. Это обстоятельство нередко приводится критиками саентологии в качестве доказательства нерелигиозного характера саентологического учения, поскольку одной из сущностных характеристик религии, по их мнению, является представление о собственной исключительной истинности, обладании монополией на спасение и т.п., а посему «настоящая религия» требует от своих адептов абсолютной («и душой и телом») и исключительной вовлечённости. Эти представления отраженны, в частности, в Предупреждении Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве в отношении Саентологической церкви Москвы от 30.11.2012 г. № 3-20/40403: «В нарушение п.1, ст. 6 № 125 –ФЗ, закрепившего одним из основных признаков религиозного объединения — наличие у участников религиозной организации единого вероисповедания в Уставе организации, в Основах её вероучения, отсутствуют требования к наличию у её членов и священнослужителей единого вероисповедания». Под единым в данном случае, очевидно, понимается не только «общее», «объединяющее», но и единственное, исключающее возможность поликонфессиональной аффилиации для адептов.

Действительно, в Кредо Церкви саентологии, как мы помним, говорится: «Мы в нашей Церкви верим, что: Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права. Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев». Возможно, с точки зрения так называемых «традиционных» религий, такая позиция выглядит странной и «нерелигиозной». Святой Киприан Карфагенский (III в.), например, писал: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и, что никто вне Соборной Церкви и Веры не может иметь участие во Христе или спастись… безбожным ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют ни малейшего общения с Христом… пусть никто да не называет таковых христианами и да не имеет никакого общения с ними, ибо это невозможно».

Церковь саентологии, согласно общепринятой в религиоведческих кругах классификации, относится к так называемым Новым религиозным движениям. К ним, как правило, относят религии, в своей нынешней форме сформировавшиеся уже после Второй Мировой войны (см., например, Баркер, А. Новые религиозные движения. Спб., 1997). Относительная новизна религий, относящихся к этой группе затрудняет выявление каких-либо общих для них черт, однако практически все авторы, пишущие об НРД, утверждают, что «наиболее характерными чертами учений новых религиозных движений являются синкретизм и универсализм <…> Универсализмом называют претензию учений НРД на преодоление культурно-исторических различий и противоречий предшествующих религиозных и иных мировоззренческих систем и, следовательно, на распространение своих идей в любой этнокультурной и конфессиональной среде». (Ожиганова А.А., Филипов Ю.В. Новая религиозность в современной России: учение, формы и практики. М., 2006. С. 110). В этом смысле учение Церкви саентологии является частью современного религиозного мэйнстрима.

Однако подобный «универсализм» характерен не только для НРД, а представление о «жесткости» традиционных религий в вопросе конфессиональной принадлежности не вполне справедливо даже в отношении авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), демонстрировавших в разные исторические периоды разную степень толерантности. Так, по мнению авторитетного еврейского законоучителя Маймонида (XII в.), неевреи, соблюдающий т.н. семь законов сыновей Ноя, войдут в царство небесное (Мишне Тора, Хилхот млахим 8:11). Известны, и по сию пору практикуются в авраамических религиях, т.н. обращения к «чужому праведнику». Так, православные христиане на территории Западной Украины и Польши прибегали к посредничеству раввинов, а также умерших еврейских праведников с целью исцелиться или получить иное желаемое. Свидетельства о такого рода практиках относятся как к XIX, так и к XX веку (Подробнее об этом см., например — Киреева Н.М. Обращение к «чужому» праведнику в магических целях // Народная медицина и магия в славянской и еврейской культурной традиции. М., 2007. С. 137 — 145). В Афганистане, Йемене и других ближневосточных странах, весьма распространенной была практика аналогичных обращений мусульман к еврейским чудотворцам», равно как и обратная — евреев к мусульманским.

Представление о «жесткости» традиционных религий в вопросе конфессиональной принадлежности не вполне справедливо даже в отношении авраамических религий (иудаизма, христианства и ислама), демонстрировавших в разные исторические периоды разную степень толерантности.

Один из суфийских тарикатов — Орден Ниматуллахи, основанный в XIV веке, принципиально толерантен ко всем религиозным традициям: «В состоянии исчезнувшего «я» (фана’) суфий полностью потерял свою самость и достиг духовной стадии, которую суфии называют «таверна среди руин. <…> Он не видит ни друга, ни постороннего: в каждом месте и в каждом человеке он видит только Бога <…>: Богохульство и религия, Кааба и языческий храм — для истинно любящего это одно и то же» (электронный ресурс «Суфийское братство Ниматуллахи» — http://nimatullahi.sufism.ru/chto- •_ikoe-sufizm/o-sufizme/osnovy-sufizma.html).

Попытка выйти за пределы одной религии в поисках смысла жизни, с целью удовлетворения моральных, эстетических, физических и метафизических потребностей — характерная черта нового религиозного сознания. Современный человек нередко «обращается к нескольким религиям, чтобы раздвинуть для себя религиозную картину мира, выйти за пределы сравнительно узких рамок религиозного опыта, обогатить свой духовный мир благодаря приобщению к разным форма духовной культуры человечества» (Балагушкин Е.Г. Новые религиозные движения в современной России//Полигнозис, 1998, № 2. С. 105).

Беседуя с адептами Церкви саентологии, мы интересовались причинами, побудившими их к религиозному поиску вне «традиционной» для данного региона религиозности и об отношении к господствующей в регионе религиозной традиции:

(М1) «Я венчался, крестился в православной церкви. В саентологии жизнь не заканчивается — духовная жизнь вечна. Здесь я получил ощущение реальности этого. Тоже самое в православии — там та же самая идея — человек, созданное Богом духовное существо. Изучая саентологию я лучше понимаю православие. Основа одна и та же, но в православии установка не «понимать», а «принимать на веру».

(Ж2) Я мусульманка, я совершала хадж в 2008 году, уже изучая саентологию. Мне понравилось [в исламе и в саентологии] то, что одинаковое — не обижать друг друга, держать себя этично, и я пошла по этому пути.

(ЛЖ, НШ — Во многих религиях есть схожее отношения к морали — в исламе и христианстве, например, но Вам же не пришло в голову стать христианкой или буддисткой? Как оказалось, что Вы совмещаете ислам и саентологию?)

— Совмещаю — в исламе читаем намаз, выполняем. А тут технологии, как ты можешь общаться с людьми, как держать бизнес. Я придерживаюсь, хожу в одеянии (мусульманском), но больше я здесь получаю удовольствие. И это помогло мне изучать, понимать ислам.

(ЛЖ, НШ — Как муллы относятся к Вашему увлечению саентологией?)

— У меня есть учителя, я с ними общаюсь — с отрицательным отношением не сталкивалась. Все дети мусульмане, сыновей двоих моих зовут Ислам и Мухаммед — мы все выполняем, пост, Ураза-Байрам. Семья мусульманская, но тут технология, которая позволяет быть счастливым, помогать людям.

(ЖЗ) В каждой религии есть свои правила. В саентологии мы верим, что человек любой веры, может приходить — у нас есть молитва о полной свободе. Воскресная служба, другие службы отвечают религиозным требованиям — я была в христианской церкви, могу сравнивать. Я верю в Бога, когда бываю у родственников, хожу с ними в Церковь. <…>

(Ж5) Пришла в церковь в 97 году. До этого еще покрестила детей в православной церкви — они болели. В церкви были хорошие отношения, но ничего не понимала. Пригласили в Церковь саентологии. Сначала показалось, что это скорее наука, но потом я стала лучше понимать православные заповеди, расширился кругозор и взгляд на собственную религию. Сейчас выбор сделан в пользу саентологии — она впитала мою религию. Но я очень уважительно отношусь к Русской православной церкви — она напоминает человеку о его духовной природе. Если ко мне приезжает бабушка, я иду с ней в Церковь.

(ЛЖ, НШ — Внуков крестить будете?)

Скорее это будет наречение имени в Саентологической церкви.

(Ж9) Я была христианкой, меня крестили — для меня это не взаимоисключающие вещи, одно другого не исключает. Для меня саентология религия, которая позволяет мне наладить жизнь. <…> А теперь я могу помогать моим ближним.

(М10) Я по жизни лет с 30 понимал, что все устроено непонятно, что ты не только тело, которое ходит. Я начал искать ответы во всяких эзотерических практиках. <…> Я ЗДЕСЬ осознал, что я духовное существо. Я хочу в ЭТОЙ жизни что-то сделать. Я на исповедь хожу. Исповедовался в обыкновенной церкви, в нашей — мне батюшка сказал: «прощаю». Здесь мне никто такого не сказал, но я такое облегчение почувствовал — кое-что у меня отвалилось. <…> Я когда первый раз зашел в саентологическую церковь, меня смущало название «церковь». <…> Я подумал: вот ЭТО церковь, сюда можно походить. <…>

(Ж11) Я крестилась в 95 году — долго выбирала, какой батюшка, хотела полным погружением. Стала ходить в храм, но я ничего не понимала… надо стоять, а у меня спина болит.

(ЛЖ, НШ — Вы не пытались совмещать православие и саентологию?)

— Я не понимаю, что значит «совмещать»… Когда человек ищет всю жизнь, а может быть и не одну жизнь, и вдруг находит, он говорит: «Эврика! Я это нашел!» Но я с удовольствием схожу в храм. В христианстве есть заповеди, но спрашивается — почему христиане их не соблюдают? В саентологии я нашла ответы — почему человек ошибается, как это исправлять.

Как не трудно заметить, практически во всех интервью появляется бинарная оппозиция «понимание — непонимание» — если в православной Церкви многое было непонятно (прежде всего, вероятно, в силу архаичности языка богослужения), то в Церкви саентологии все рационально постигаемо, а кроме того здесь дается инструмент как для понимания исходной религиозной традиции (православия и ислама в случае наших респондентов), так и для налаживания жизни — отношений в семье, бизнеса и пр. Бросающая в глаза наукообразность саентологии, очевидно привлекающая опрошенных прихожан, также является одним из характерных признаков НРД, склонных апеллировать к современному научному знанию в целях собственной легитимации (см. об этом, например, Ткачева А.А. Новые религии Востока. М., 1991). «Подражание науке наблюдается и в наименовании форм деятельности ряда движений <…> Главная книга создателя наиболее массового на Западе неоиндуистского движения прямо называется «Наука бытия и искусство жития. Трансцендентальная медитация». Дианетика — наука о душевном здоровье» (Ожиганова А.А., Филипов Ю.В. Новая религиозность в современной России: учение, формы и практики. М., 2006. С. 105)

Феномен «двоеверия», как показали наши исследования, в Церкви саентологии не носит массового характера, являясь в большинстве случаев «переходным» — от христианства, ислама или другой религии — к саентологии. Хотя, повторимся, сам факт толерантного отношения к совмещению разных религиозных традиций не выводит Церковь саентологии из разряда религиозных организаций. На уровне практики такие совмещения, как мы показали, отнюдь не редкий феномен для современной культуры (и не только современной), а если говорить не только о

Сам факт толерантного отношения к совмещению разных религиозных традиций не выводит Церковь саентологии из разряда религиозных организаций.

практическом, но и о декларативном уровне, то такого рода совмещения вполне допустимы, скажем, с точки зрения, буддизма, синтоизма и других восточных религий, причем среди адептов этих религий встречается не только «двойная», но и «тройная» самоидентификация: немало японских христиан участвуют в буддийских и синтоистских церемониях, а среди приверженцев синтоистско-буддийского синтеза в последнее время распространилась практика заключать брак по христианскому обряду. Становясь членами НРД, японцы также, как правило, сохраняют приверженность буддизму (см. Michael Roemer. Religious Affiliation in Contemporary Japan:Untangling the Enigmac // Review of Religious Research, Vol. 50, №3 (Mar. 2009), p. 307).

Размывание конфессиональных границ характерно и для ряда религиозных течений, генетически связанных с протестантизмом. Это, прежде всего, унитарии и квакеры. Эти движения прошли долгий и сложный путь развития от конфессиональности к универсализму. Унитарии-универсалисты делают упор на принципах гуманизма и взаимопомощи, уделяют большое внимание защите прав и свобод. При этом многие члены унитарианских общин являются одновременно буддистами, иудеями, язычниками. Сходную с унитариями эволюцию проделали и квакеры — изначально христианское движение, возникшее во время Английской революции XVII века. Еще в XIX веке произошло разделение квакеров на ортодоксальных и либеральных. Либеральное крыло квакеров пришло к идеям религиозного универсализма. Принимающие четыре принципа и практику безмолвной молитвы могут придерживаться различных религиозных убеждений. И ныне квакер может быть христианином, буддистом, универсалистом и при этом быть квакером (см. об этом статью: Шабуров Н.В. К вопросу о членстве в религиозных организациях // Религия и право № 2, 2013. С. 33–34).

6. ВЫВОДЫ

Деятельность Саентологической церкви носит религиозный характер. Все основные признаки религиозной организации — вероучение, культовая практика и обучение последователей — в Саентологической церкви наличествуют. Таким образом, Саентологическая церковь является религиозной организацией, ее цели, задачи и основные формы деятельности соответствуют критериям, применимым в религиоведении для описания религиозной организации, а также критериям религиозной организации, предусмотренным Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Саентологическая церковь Москвы — «добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей».

Все основные признаки религиозной организации — вероучение, культовая практика и обучение последователей — в Саентологической церкви наличествуют.

7. СПИСОК ИНФОРМАНТОВ

[В соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных от 27.07.2006 года» все имена информантов скрыты]

8. БИБЛИОГРАФИЯ

Законодательные акты и иные юридические документы

Конституция Российской Федерации.

Федеральный закон №125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Свидетельство о регистрации Религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» от 25.01.1994 года №438.

Устав Религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы», принят 29.12.1993 г., зарегистрирован управлением Министерства юстиции г. Москвы 25.01.1994 г.

Устав местной религиозной организации «Саентологическая церковь Москвы», принят 29.12.1999 г.

Сведения об основах вероучения Саентологии и соответствующей ему практике, подписанные Президентом Правления Саентологической церкви Москвы Г.В. Кудиновым 28.12.1999 г.

Устав местной религиозной организации «Саентологическая церковь Москвы» с изменениями и дополнениями, утвержденными Общим собранием 10.11. 2008 г., (протокол №16).

Сведения об основах вероучения Саентологии и соответствующей ему практике, подписанные Президентом Местной религиозной организации (Саентологическая церковь Москвы» А.Ю. Лычкиным).

Письмо религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве исх. №118 от 6.11.2012 г. (в соответствии с уведомлением о проведении проверки от 29.10.2012 г. №3-

Письмо религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» в Главное управление Министерства юстиции РФ по Москве исх. № 131 от 27.11.2012 г. (в соответствии с запросом о предоставлении информации от 22.11.2012 г. № 03-20/38809).

Ответ религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» (исх. №24 от 15.03.2013 г.) на запрос о предоставлении информации от 6.03.2013 г. №3-20/7702 Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Ответ религиозного объединения «Саентологическая церковь Москвы» (исх. №40 от 11.04.2013 г.) на запрос о предоставлении информации от 4.04.2013 г. №3-20/11184 Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Москве. Экспертное заключение от 22.07.2013 г. №35338 Экспертного Совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Москве.

Саентологические труды

«19 лет служения обществу. Саентологическая церковь Москвы». Саентологическая церковь Москвы, 2013.

Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы. Копенгаген: Издательство New Era Publications International ApS, 1999. — 1025 C-

Теология и практика современной религии. Справочная работа, пред ставленная Международной Церковью Саентологии. Копенгаген, 1998. Хаббард Л.Р. Саентология: основы жизни. Копенгаген, 2007.

Хаббард Л.Р. Саентология: новый взгляд на жизнь. Копенгаген, 2007.

Хаббард Л.Р. Саентология 0-8. Книга основ. Копенгаген, 2007.

Хаббард Л.Р. «Введение в Саентологическую этику», Копенгаген, 2007.

Хаббард Л.Р. Бюллетень ОХС от 21 июня 1960 «Религиозная философия и религиозная практика».

Хаббард Л.Р. Бюллетень ОХС от 21 июня 1960 «Религиозная философия и религиозная практика».

Хаббард Л.Р. Бюллетень ОХС от 21 июня 1960 «Религиозная философия и
религиозная практика».

Хаббард Л.Р. Бюллетень ОХС от 21 июня 1960 «Религиозная философия и религиозная практика».

Хаббард Л.Р. Инструктивное письмо ОХС по организационной политике от 29 сентября 1982 «Искажение Дианетики и Саентологии».

Хаббард Л.Р. Директива по саентологической оргполитике от 26 октября 1990п «Понимание авторских прав и как ими пользоваться».

Хаббард Л.Р. Бюллетень ОХС от 6 февраля 1978 ПГ «Рандаун «Очищение» заменяет программу потения».

Хаббард Л.Р. Инструктивное письмо по организационной политике от 29 декабря 1966 «Исторические корни этики».

Церковь Саентологии. Ознакомление с церковными службами, [б/м], 1999.

Церковь Саентологии. Церемонии венчания, [б/м], 1999.

Церковь Саентологии. Церемонии наречения, [б/м], 1999.

Церковь Саентологии. Церемонии посвящения в духовный сан. [б/м], 1999.

Церковь Саентологии. Церемония похорон, [б/м], 1999.

Научная литература

Бпагушкин Е.Г. Новые религиозные движения в современной России // Полигнозис, 1998, №2.

Гордиенко Н. С. Религиоведческая характеристика саентологической Церкви Церкви Саентологии). 6 февраля 2002 г. // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Выпуск 7. Сборник статей / Редкол.: М. И. Одинцов (пред.) и др. — СПб.: Российское Объединение исследователей религии, 2009. С. 33–36.

Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии как культурно-исторический феномен. Церковь Саентологии на российском Дальнем Востоке // Дударёнок С. М. Нетрадиционные религии на Дальнем Востоке: история и современность. — Владивосток: Изд-во Дальневосточного государственного университета, 2004. С. 37–115, 461–528.

Иваненко С. И. Саентология и бизнес. (У каждой эпохи — своя религия). — СПб.: Изд-во «Древо жизни», 2011. — 152 с.

Каган В.Е. Саентология и психотерапия: экспертные материалы // Независимый психиатрический журнал. 1999. №№ 3,4.

Кантеров И. Я. Церковь сайентологии // Энциклопедия религий / Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. — М.: Академический проект;

Гаудеамус, 2008. С. 1403–1404. Крылова Г.А. Саентология — религия или коммерция? //Религия и право. 2001. №2.

Кузнецова Т. Н. Саентология: теория и практика // Религия в XX? веке: архаика и современность / Отв. ред. А. А. Белик. — М. Каллиграф, 2012. С. 259-287.

Кукушкин Г. А. Церковь саентологии: основы вероучения, культовая и внекультовая практика / Автореферат диссертации канд. филос. наук. — М.: — Российская Академия государственной службы, 2003. — 21 с.

Куликова Г. Саентология: религия или коммерция? // Религия и право. М., 2001. №2. С. 10–17.

Ожиганова А.А., Филипов Ю.В. Новая религиозность в современной России: учение, формы и практики. М., 2006.

Санкт-Петербургский саентологический центр // Религиозные общины и организации Санкт-Петербурга: В 3 вып. Вып. 2 / Отв. ред. и сост. Е. Исакова. — СПб.: Изд-во «Апостольский город», 1998. С. 342–353.

Себенцов А. Товарные знаки и религиозные организации // Религия и право. №2, 2013. С. 25–29.

Социальная значимость саентологии и активность саентологического сообщества в современной России/ Под ред. Элбакян Е.С., Издательский дом — «АТИСО», 2012.

Фаликов Б. 3. Новые религиозные движения: проблемы религиозного статуса ва примере саентологии) // Религия и право. Информационно-аналитический журнал. 2001. №2. С. 8-11.

Фаликов Б. 3. Культы и культура: От Елены Блаватской до Рона Хаббарда.  — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2007. — 265 с. Филатов С. Б. Новые религиозные движения. Общая характеристика. Церковь саентологии // Современная религиозная жизнь России. Опыт гистематического описания. Т. ?V / Отв. ред. М. Бурдо, С. Б. Филатов. — М.: Университетская книга; Логос, 2006. С. 213-216, 230-244.

Филимонов Э. Г. Церковь сайентологии // Религии народов современной России: Словарь / Отв. ред. М. П. Мчедлов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Республика, 2002. С. 555-556.

Шабуров Н.В. К вопросу о членстве в религиозных организациях // Религия и право №2, 2013. С. 33-34

Шаров В. Г. Саентологическая религия // Шаров В. Г. Религиозные объединения Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Нестор, 2005. С. 98-109.

Элбакян Е. С. Социальная значимость саентологии и активность саентологического сообщества в современной России (по данным социологического исследования, осень 2011 г. — зима 2012 г.). — М.: Издательский дом «АТиСО», 2012. — 48 с

Поделиться

Похожие записи