Доклад профессора Лонни Д. Кливера
26 сентября 1994 г.
Профессор Лонни Д. Кливер
Факультет религиоведения
Южный методистский университет
Даллас, штат Техас 75275—0202

I. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

1. В 1955 г. я получил степень бакалавра гуманитарных наук с отличием по специальности «психология» в Университете Хардин-Симмонс. В 1959 г. я окончил Объединенную богословскую семинарию в Нью-Йорке с дипломом магистра богословия с отличием. В 1963 г. я получил степень доктора философии религии и доктора философии в Университете Дюка.

2. В период с 1962 по 1965 г. я входил в профессорско-преподавательский состав факультета философии Университета Техаса в Эль Пасо, став позднее доцентом. С 1965 по 1969 г. я входил в профессорско-преподавательский состав факультета религии в Университете Тринити в Сан-Антонио и факультета религиоведения в Университете Виндзора (Онтарио, Канада). За период с 1969 по 1975 г. я получил ученое звание профессора.

С 1973 г. я занимал должность профессора религиоведения в Южном методистском университете, выполняя функции декана факультета религиоведения с 1975 по 1986 г. и с 1993 г. по настоящее время.

3. Я являюсь давним действительным членом Американской ассоциации профессоров университетов, Американской академии религии, Ассоциации по научным исследованиям религии, Американского теологического общества, Канадского общества по изучению религии, Канадского теологического общества, а также Совета по изучению религии. В большинстве этих организаций я занимал центральные посты, возглавлял профессиональные комитеты или же входил в состав редакционных советов.

4. Я являюсь философом религии и культуры и специализируюсь на изучении религий современной эпохи. Поэтому предметом моего изучения являются, прежде всего, меняющиеся формы религиозных верований и практик в стержневой ветви мировых религий и в новых религиозных движениях в ответ на меняющиеся запросы современного общества. В Южном методистском университете я регулярно читаю лекции по сравнительному, философскому и научно-общественному изучению религии для студентов младших курсов и выпускников. Я также постоянно занимаюсь научными исследованиями и публикую работы по моей специальности. К настоящему времени я выпустил пять книг, посвященных религиозному мышлению современности: «Радикальное Христианство» (1968 г.), «Ричард Нибур» (1977 г.), «Раздробленное многообразие» (1981 г.), «Прекрасные кроткие: сборник эссе о религии и революции» (1987 г.), «Дело Дакса: сборник эссе о медицинской этике и значении человеческой жизни» (1989 г.). Кроме того, я написал ряд статей для таких ведущих научных изданий, как Harvard Theological Review, The Journal of Religion, The Journal of the American Academy of Religion, Studies in Religion, Religion in Life, The Religious Studies Review, и The Journal for the Scientific Study of Religion.

5. Как эксперт в области современных религий, я провел обширное научное исследование Церкви Саентологии. Я прочел большую часть теоретических текстов, написанных и опубликованных Л. Роном Хаббардом, изучил целый ряд технических и административных бюллетеней, разработанных г-ном Хаббардом, а также административными и церковными работниками Церкви, изучил типичные образцы руководств по обучению, используемых наставниками и студентами на различных курсах, предлагаемых Церковью. Я также изучил множество журналистских и научных исследований, посвященных Церкви Саентологии. Кроме того, я опросил многих активных саентологов, посетил их церковь на 46-й улице и Центр знаменитостей на 82-й улице в Нью-Йорке, побывал в Обслуживающей организации Флаг в Клируотере (штат Флорида), а также в Центре знаменитостей в Далласе.

II. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

6. Меня попросили дать экспертное заключение по двум основным вопросам, а именно: 1) является ли Саентология «религией» в полном смысле этого слова; 2) являются ли Церкви Саентологии «молитвенными домами» во всех аспектах этого понятия. Я понимаю, что эти вопросы были поставлены в связи с административным производством, в рамках которого правительство намерено выяснить, имеют ли право Церкви Саентологии на освобождение от налога на имущество как «молитвенные дома». Я подхожу к разрешению этих вопросов не как специалист в области закона и не сточки зрения права, а как философ, изучающий религию и культуру, специализирующийся на изучении религий нашего времени, в том числе и Саентологии.

7. Прежде чем перейти к подробному рассмотрению данных вопросов, я хочу отметить, что мое профессиональное образование и результаты научных исследований позволили мне убедиться в том, что Саентология во всех отношениях является религиозной организацией, поскольку она подходит под научное определение любой религиозной традиции, потому что она преследует те же цели, что и любые другие религии, а также и потому, что в Саентологии наличествуют все аспекты религиозной общины. Я также убежден, что Саентология во всех отношениях является общиной, отправляющей религиозный культ, поскольку объект поклонения в Саентологии является абсолютным и трансцендентным, религиозные обряды носят духовный и просветительский характер, а богослужения проводятся как частным порядком, так и публично.

III. АНАЛИЗ САЕНТОЛОГИИ КАК РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

A. Саентология подходит под определение любой религиозной традиции

8. Многие ученые в области религиоведения определяют религию исключительно с точки зрения ее функций. Пожалуй, если говорить о функциональном определении религии, самое широкое распространение и признание получили два следующих научных определения. Первое принадлежит философу Паулю Тиллиху, который характеризует религию как «состояние захваченности предельным интересом». Второе принадлежит историку Фредерику Дж. Стренгу, который характеризует религию как «способ достижения предельной трансформации». При таком подходе любой интерес, по сравнению с которым все прочие интересы считаются второстепенными, и любая сила, способная открыть человеку его сущность, подлинное «Я», могут считаться религиозными по своему смыслу и цели. Подобный функциональный подход к научному определению религии аналогичен юридическому определению религии, сформулированному в деле Сиджер против Соединенных Штатов (380 U.S. 163 (1965)), в котором говорится, что «к религиозному воспитанию и вере относятся такие искренние и исполненные смысла верования и убеждения, которые занимают в жизни человека такое же место, что и традиционная вера в Верховное Существо».

9. Ни в коей мере не умаляя научную ценность и юридическую точность функционального подхода к определению религии, я полагаю, что для целей моего исследования больше подходит более узкое определение религии. По аналогии с подходом других ученых в области религиоведения, я определяю религию по существу как любую систему верований и практик, объединяющую отдельных людей и целые группы с трансцендентной, надопытной составляющей существования. В этом определении все аспекты имеют значение, поскольку они указывают на важные, неотъемлемые составляющие всякой организованной религиозной традиции. Каждая религия является системой «верований и практик». Религия предлагает путь познания мира во всех его тайнах и значении и участия в нем. Каждая религия поддерживает «отдельных людей и группы» и помогает им. Любая религия объединяет людей в общину на основе их общих взглядов и действий. И самое главное, в основе каждой религии лежит «трансцендентная, надопытная составляющая». Под «трансцендентной составляющей» я подразумеваю разграничение, которое обычно проводится в религии между обычным миром и сверхъестественной сущностью или силой, которая объединяет и дополняет наш обычный мир. Зачастую в религии об этой «трансцендентной составляющей» говорят как о Священном, Божественном или Бесконечном, и называют Богом, Аллахом или Брахмой. Но какие бы ни были придуманы имена и толкования, каждая религия утверждает о существовании некой предельной реальности или сущности, дающей ответы на извечные вопросы жизни и смерти. Отличительной чертой каждой религии является установление связи с этой предельной реальностью.

10. Бесспорно, Саентология, как форма «захваченности предельным интересом» и как «способ достижения предельной трансформации» подходит как под функциональное, так и под юридическое определение религии. И, конечно же, Саентология подходит и под предложенное мною более узкое научное определение религии. Саентология являет собой систему верований и практик, объединяющую отдельных людей и целые группы с трансцендентной, надопытной составляющей всего сущего. Если говорить точнее, в Саентологии присутствует обязательная характеристика, присущая любой религии, а именно: Саентология заявляет о том, что бытие человека имеет трансцендентную первооснову, и представляет исключительно духовное толкование этой трансцендентной первоосновы.

11. Саентологи считают, что целью человека является выживание по восьми «динамикам» или направлениям. Они изображают эти восемь взаимосвязанных динамик в виде концентрических кругов, расходящихся из общего центра, при этом первая динамика (стремление к выживанию самого индивидуума) окружена другими динамиками коллективного и духовного существования, имеющими более широкий охват. Итак, существование по каждой из динамик направлено к духовному первоисточнику жизни и предназначению и является его частью. Первая динамика – это стремление к выживанию в качестве индивидуума. Вторая динамика – стремление к выживанию путем сексуальных отношений и воспитания детей. Третья динамика – стремление к выживанию в группе индивидуумов. Четвертая динамика – стремление к выживанию всего человечества. Пятая динамика – стремление к выживанию всех форм жизни. Шестая динамика – стремление к выживанию физической вселенной. Седьмая динамика – стремление к выживанию в качестве духовной вселенной. Наконец, Восьмая Динамик – это стремление к выживанию в качестве Верховного Существа или Бесконечности. Таким образом, первые шесть Динамик в основном касаются духовного благополучия в повседневной, будничной жизни. Однако Седьмая и Восьмая динамики связывают воедино все грани повседневной жизни и духовные измерения реальности, которые выходят далеко за пределы материального мира и повседневных социальных отношений.

12. Седьмая Динамика подтверждает наличие духовного аспекта существования, который выходит за пределы физического тела и материального мира. Такое представление о человеке как о духовном существе тесно связано с понятием нетленного Атмана в Индуизме и бессмертной души в Христианстве. Согласно саентологическому представлению, сам человек не является телом, и уж тем более не тем, что обычно используют для украшения или продления жизни в физическом теле. Сам человек – это духовное существо, хорошее в своей основе, которое использует физическое тело и управляет материальным миром. Саентологи называют это бессмертное духовное существо словом «тэтан». Теоретически, находясь в полностью работоспособном состоянии, тэтан имеет неограниченные знания и силу. Однако тэтан не может свободно и в полной мере действовать, находясь «в состоянии причины», пока он не освободится от ментальных преград и их пагубных физических и психологических последствий, накопленных в течение многих прошлых жизней, прожитых им в физическом теле. Эти ментальные преграды, которые саентологи называют «инграммами», должны быть стерты, прежде чем тэтан сможет вновь обрести все свои созидательные способности и мудрость. Процесс стирания инграмм, который в Саентологии называется «клированием» (от англ. clear – очищаться, становиться ясным), был разработан и усовершенствован г-ном Хаббардом в рамках технологии духовного исцеления «Дианетики» и прикладной религиозной философии «Саентологии».

13. Восьмая Динамика в Саентологии подтверждает наличие духовной составляющей бытия, которая выходит за пределы эмпирического «Я» и физической вселенной. Саентологи не заявляют ни об установлении полного технологического контроля над этим высшим духовным началом, ни о его полном философском осмыслении. Однако нежелание давать подобное толкование имеет давнюю историю и занимает весьма почетное место в мировых религиях. Книжник Древней Иудеи даже и не осмеливался писать имя Бога перед лицом его Славы Божией. Средневековый христианский богослов говорил о Боге лишь «языком отрицания» в знак признания трансцендентной Инакости Бога. Древнекитайский мудрец утверждал, что «Дао постижимый не есть истинный Дао». Средневековый индийский мистик обращался к Высшему Существу как к «Тому, кого невозможно описать словами». Саентология проявляет такую же освященную временем сдержанность, как и другие религии, когда она ясно заявляет о том, что люди достигают бесконечного выживания «в качестве Верховного Существа» или «Бесконечности», но не дает этому утверждению полного объяснения.

Б. Цели Саентологии совпадают с целями любой традиции религиозных исканий

14. Любая религия представляет собой поиск спасения. И действительно, потребность в религии возникает в первую очередь из осознания того факта, что не все правильно в нашем мире. Каждый человек живет под Дамокловым мечом смерти, угрожающей обратить в ничто все, что имеет для него значение. Возможно, культурные идеалы и социальные институты улучшают состояние человека и повышают ценность человеческой жизни, но не везде и не навсегда. Дела, которым люди отдают себя, обращаются в прах. Люди воздвигают целые империи, но их ждет падение. А религия обещает путь через беспорядок и разрушение, с которыми, по всей видимости, сопряжена вся человеческая жизнь. Мировые религии расходятся во мнениях о том, каким образом проходится этот «путь», индивидуально или совместно с другими, является ли прохождение этого пути человеческим или божественным достижением, и где человека ждет воздаяние за прохождение этого пути, – здесь, на земле, или на небесах. Но каждая религия обещает спасение от смерти и над смертью тем, кто усваивает священные уроки и овладевает духовным знанием жизни.

15. Спасение не сводится к триумфу над смертью в каком-то ином мире или в будущей жизни. Религии предлагают спасение от душевного смятения, физических страданий и безнравственности, которые разрушают человеческую жизнь в этом мире и в этой жизни. Религии обычно обещают наделить человека силой и научить его справляться с критическими жизненными ситуациями. Религии обещают укрепить и утешить убогих, слабых и падших. Одним словом, религии созданы для того, чтобы принять на себя «непосильную ношу», состоящую из человеческих неудач, страданий и порочности.

16. Подобно другим религиям, Саентология не только обещает спасение от смерти, но и предлагает практический путь для преодоления неудач и избавления от страданий и порочности. Классическое определение Саентологии, которое можно найти на форзаце большинства публикаций по Саентологии, непосредственно касается этих трех явлений, больше всего угрожающих благополучию человека: «Саентология – это прикладная религиозная философия и технология, позволяющая разрешить проблемы духа, жизни и разума». По мнению саентологов, проблемы, одолевающие человека, являются в основе своей духовными, а не просто физическими или умственными. В основе лежит порок духа, или, строго говоря, тэтана, который ослабляет тело и затмевает разум. Однако Саентология предлагает способ избавления тэтана от хранящихся в его подсознании воспоминаний о катастрофах, которые пережил тэтан в прошлых жизнях, а также от расстройств, пережитых им в этой жизни, которые притупляют его сознание и парализуют способности. Таким образом, цель Саентологии – освободить человеческий разум, тело и дух от всех аберраций и отклонений.

17. Подобно другим религиям, Саентология – это поиск спасения как в этой жизни и в этом мире, так и в грядущем мире. Поиск спасения в Саентологии происходит главным образом во время духовных бесед, объединенных под общим названием «одитинг». Одитинг – это процесс, имеющий некоторые сходства с исповедью в западных религиях и созерцательными практиками в восточных религиях. Одитинг очищает и выравнивает внутренний мир тэтана. На начальных этапах одитинга работа сконцентрирована вокруг духовных динамик самого человека, его семьи, общественной жизни и его прошлого, и нацелена на то, чтобы человек стал жизнеспособным и счастливым. Последующие уровни одитинга и обучения углубляют духовное осознание и повышают способности человека и, в конце концов, дают тэтану способность действовать независимо от физического тела и материальной вселенной. Коротко говоря, Саентология обещает достижение счастья в этой жизни и бессмертие тем, кто проходит Саентологический «Мост к полной свободе».

18. В заключение отметим, что саентологи не ограничиваются тем, что обещают духовное благополучие, достигаемое благодаря «клированию», лишь отдельным людям. Конечной целью духовной процедуры одитинга является «клирование всей планеты», благодаря чему на земле воцарится всеобщее человеколюбие и вечный мир. Саентология представляет одитинг как «духовную технологию», позволяющую устранить глубинные духовные причины враждебности, предубеждений, неспособности, несправедливости, войн и эксплуатации. Только когда планета будет отклирована, люди придут к «цивилизации без безумия, без преступности и без войны».

В. Саентологии присущи аспекты любой религиозной общины

19. Как показано выше, религия – это не просто личное дело каждого. Религия – это социальное и историческое явление, несмотря на то, что религии берут свое начало и находят свое место в людских сердцах. Человек черпает религиозный опыт в религиозной общине, которая сохраняет религию и передает ее от человека к человеку и от поколения к поколению. По существу, любая религиозная община формируется на основе четырех типичных и взаимосвязанных компонентов. Поскольку любая религиозная традиция имеет четыре аспекта – теоретический, практический, индивидуальный и коллективный, – то религиозная община структурно определяется как система религиозных верований, религиозных практик, религиозных институтов и религиозных лидеров.

20. Как и все религии, Саентология имеет четкий свод религиозных верований. Саентологи знакомятся с этими верованиями благодаря всестороннему индивидуальному и коллективному изучению трудов Л. Рона Хаббарда, относящихся к философии, технологии, этике и вероучению Саентологии. Несомненно, эти труды являются официальным источником религиозных догматов Саентологии. Таким образом, работы Л. Рона Хаббарда образуют священное писание, обладая в Саентологии таким же непререкаемым авторитетом, как Библия для христиан, Тора для евреев, Коран для мусульман, Книга Мормона для Церкви Святых Последнего Дня, Наука, здоровье и ключ к Священному Писанию для Церкви Христианской Науки. Сам Хаббард считается «основателем» Саентологии точно так же, как Мухаммед считается основателем Ислама, а Джозеф Смит – основателем Мормонства.

21. Как и в других религиях, в Саентологии имеется большое количество религиозных ритуалов. Саентологи проводят свадебные и похоронные церемонии, а также церемонии именования в точном соответствии с описанием обрядов Церкви Саентологии. Однако центральное место в религиозной жизни саентологов занимают духовные процедуры одитинга и обучения. Одитинг и обучение образуют две стороны саентологического «Моста к Полной Свободе». Саентологический одитинг, который несколько напоминает исповедь в Христианстве и медитацию в Буддизме, не является разновидностью психологической консультации или психоанализа. Одитинг – это духовные занятия, во время которых тэтан «очищается» от «инграмм» и освобождается из духовных ловушек, омрачающих его разум и ослабляющих тело. Процесс клирования проходит поэтапно, ступенчато. На каждом последующем уровне одитинга достигается более высокий уровень духовного осознания и способностей. Несомненно, когда достаточное количество людей будет отклировано, можно будет отклировать и всю планету. Стремясь достичь целей одитинга, касающихся индивидуального и всеобщего клирования, саентологи участвуют в выполнении священной миссии, состоящей в донесении духовного послания Саентологии до других людей и предоставлении им одитинга. Как и другие миссионерские религии, такие как Буддизм, Христианство и Ислам, Саентология стремится распространить свое послание и свой путь к спасению по всему миру и, в конце концов, во всей вселенной. Саентологическое обучение абсолютно необходимо для выполнения этой всемирной миссии, равно как и для индивидуального духовного просветления самих последователей Саентологии. Обучение представляет собой тщательное изучение произведений и лекций Л. Рона Хаббарда и просмотр его фильмов под наблюдением персонала церкви. Как и одитинг, обучение проходит поэтапно. Уровни обучения построены таким образом, чтобы углубить духовное понимание обучающихся и усовершенствовать их умение одитировать. Наконец, только тот саентолог, который прошел одитинг и обучение, обладает духовными познаниями и технологией для того, чтобы вести других людей по Мосту к полной свободе.

22. Как и во всех религиях, в Саентологии создана особая социальная структура организации и управления для осуществления служения последователям и распространения послания Саентологии. Саентологическая организация – это добровольная религиозная община, которая четко структурирована по религиозным функциям и направлениям религиозной деятельности и находится под четко организованным иерархическим управлением. Религиозные саентологические услуги предоставляются в религиозных организациях пяти различных видов в зависимости от уровня одитинга и обучения, предоставляемого в данной организации. Обычно организации самого высокого уровня предоставляют все те услуги, которые предлагают миссии и церкви более низкого уровня. Саентологические миссии предлагают «маршруты на Мост», а также одитинг на начальных «ступенях» вплоть до состояния «Клир». Саентологические церкви, которые также называются «Организациями», расположены в крупных городах и предлагают все «маршруты на Мост», обучение вплоть до уровня «Одитор Класса V Выпускник», а также одитинг до состояния «Клир». Организации уровня Сент-Хилл и Продвинутые организации, расположенные в Англии, Лос-Анджелесе, Копенгагене и Сиднее, специализируются на обучении одиторов и одитинге на промежуточных уровнях «ОТ» (Оперирующий Тетан) вплоть до уровня «ОТ V». Обслуживающая Организация Флага в Клируотере (штат Флорида) предоставляет все услуги на высших уровнях обучения и одитинга вплоть до «ОТ VII». И, наконец, только в Обслуживающей организации Флагманского корабля предоставляется самый высокий уровень одитинга – «ОТ VIII».

23. Иерархическая структура Церкви Саентологии имеет религиозные основы и служит религиозным целям. Корпоративная структура Церкви ориентирована на ее церковную структуру и в то же время дополняет ее. Большинство организаций зарегистрировано как самостоятельные юридические лица. Все они работают под руководством и управлением Международной Церкви Саентологии, материнской церкви саентологической религии, которая отвечает за распространение религии и сохранение «чистоты» прикладной религиозной философии Саентологии и технологии духовного исцеления. Корпоративная модель Церкви Саентологии отражает организационные структуры, преобладающие в современном общественном устройстве, точно так же, как римско-католическая церковь отражала в своей структуре государственное устройство средневековой феодальной аристократии, а протестантские конфессии отражали государственное устройство современной капиталистической демократии. Однако не стоит смешивать форму организации, которую принимает та или иная религия, и религиозные цели, которым она служит.

24. Управление в Церкви Саентологии основано на господствующей религиозной мировоззренческой концепции и авторитете Л. Рона Хаббарда. В отличие от древних религиозных лидеров Будды и Иисуса Христа, мистер Хаббард не является объектом религиозного поклонения среди саентологов, хотя они и выражают ему глубокое восхищение и любовь как своему духовному лидеру. Святыней скорее являются прикладная религиозная философия и технология духовного исцеления, открытые и разработанные Хаббардом. Тем не менее, саентологи считают мистера Хаббарда исключительной фигурой в истории человечества и всей вселенной, поскольку именно он открыл путь, пролегающий через саму смерть и те «осколки смерти», которые лишают жизнь присущего ей здоровья и счастья, сверхъестественного знания и способностей. Несомненно, саентологи считают, что «Основатель» их религии, освободившись после смерти от телесных и земных ограничений, продолжает вести битву за торжество жизни «по ту сторону Моста».

25. В Саентологии нет такого же широкого круга религиозных служителей, как в более старых религиозных традициях. В соответствии с саентологическими представлениями и практиками, нет нужды в «целителях», «святых», «пророках» или «реформаторах». Однако очень хорошо прописаны функции и роль «священнослужителя» и «учителя». Саентологи называют этих религиозных работников священниками и штатными сотрудниками Церкви Саентологии. Саентологические священники должным образом посвящаются Церковью в духовный сан после завершения обязательной программы обучения и интернатуры. Посвященные в духовный сан священники приобретают право проводить воскресные службы, свадебные церемонии, крещение, похоронные церемонии, а также предоставлять соответствующие услуги в рамках духовных практик одитинга и обучения. Штатные сотрудники саентологических организаций обучены для выполнения различных наставнических и административных функций на различных уровнях и в различных отделениях церковных организаций. Некоторые саентологические священники и штатные сотрудники принадлежат к особому религиозному ордену под названием «Морская Организация». Члены этого ордена подписывают контракт, обязуясь служить своей религии следующий миллиард лет, и работают сообща, помогая саентологическим миссиям и церквям продвигать людей по Мосту. Тем самым они способствуют достижению цели Церкви Саентологии — отклированная планета и вся вселенная. И, наконец, Саентология распространяет свои религиозные убеждения и практики через преданных и хорошо подготовленных прихожан, которые тоже могут предоставлять публике духовный одитинг и соответствующие уровни обучения.

Г. Заключение

26. На основании моего профессионального опыта и результатов научных исследований, приведенных выше, я убедился в том, что Саентология является религией в полном смысле этого слова. Конечно, духовные дисциплины Саентологии и организационное устройство имеют свои особенности, присущие новой религии, которая в стремлении объединить в себе духовность религий Востока и исторические традиции религий Запада образовала новое течение, своего рода «универсальную религию», которая со всем уважением относится к другим религиям, и в то же время охватывает их все. Как бы то ни было, Саентология совершенно очевидно подходит под научное определение религии, явно преследует цели, присущие всякой традиции религиозных исканий, и в ней явно нашли отражение все составляющие религиозной общины.

IV. АНАЛИЗ САЕНТОЛОГИИ КАК ОБЩИНЫ, ОТПРАВЛЯЮЩЕЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ КУЛЬТ

27. Культ является неотъемлемой частью любой религии, хотя сама процедура богослужения в разных религиях различна. Религия и культ неразрывно связаны, что ясно следует из рационального толкования культа как почтительного благоговения и приверженности. Нетрудно видеть, что такое характерное отношение и действия вытекают из функционального определения религии как «состояния захваченности предельным интересом» и «пути достижения предельной трансформации». Культ определяется предельными интересами. Почтительное отношение и само поклонение ещё более очевидны в определении религии как «ориентации на трансцендентный аспект существования». Объектом культа или поклонения являются высшие силы. Какой бы подход мы ни избрали для определения религии, все религии начинаются и заканчиваются культом и поклонением.

28. Установки и действия, включенные в понятие культа, образуют практическую сторону религии. В самом широком смысле религиозный культ включает в себя все обряды, ритуалы, церемонии, практики, обычаи или службы, имеющие религиозный смысл и совершаемые с религиозными целями. Таким образом, культ может охватывать целую гамму действий, от публичных церковных торжеств до созерцания в уединении, от официальных церковных праздников до привычных каждодневных ритуалов. Но словом «культ» обычно обозначают направленное взращивание стойких религиозных убеждений, ценностей и отношений посредством выполнения определенного набора действий. По существу, культ целиком вовлекает человека в модель богослужения, установившуюся в каждой отдельной религии. Конечно, у каждой религии свои объекты, формы и поводы для отправления культа, в зависимости от толкования божественного и человеческого, принятого в данной религии.

A. Объект поклонения в Саентологии

29. На протяжении всей истории религии объектами поклонения было все, от сверхъестественных существ до природных объектов, невидимых сил, героев, абстрактных принципов и конкретных символов. Но, как показал историк Арнольд Тойнби, все разнообразие объектов поклонения можно свести к трем категориям: Природа, Человечество и Абсолютная Реальность, которая не является ни Природой, ни Человечеством, однако присутствует в них и в то же время находится над ними.

30. Многие историки религии выражают мнение, что ранние формы религии основывались на поклонении как природным явлениям, так и местным вождям. Политеизм древнего мира состоял в прославлении сил и возможностей природы и человека. Конечно же, эти формы поклонения еще не исчезли с лица земли. Но все крупные «мировые религии» сосредоточены на поклонении Абсолютной Реальности, которая выходит за пределы материального мира и истории.

31. Абсолютная Реальность в разных религиях воспринимается по-разному. В широком смысле, западные религии, такие как Иудаизм, Христианство и Ислам, понимают под Абсолютной Реальностью некую личность. В этих религиях поклоняются Личности, которую можно узнать и которой можно служить, установив с ней определенные отношения. Поклонение в этих теистических религиях в конечном счете сводится к приобщению к этой Личности. В противоположность этому, восточные религии, такие как Индуизм, Буддизм и Даосизм, не персонифицируют Абсолютную Реальность и воспринимают ее как нечто безличное. В этих религиях поклоняются объединяющей Реальности, которую можно постичь и ощутить благодаря внутреннему созерцанию. Культ в этих монистических религиях в конечном счете сводится к объединению с этой безликой Сущностью.

32. Саентология со всей очевидностью принадлежит к категории религий, в которых имеет место поклонение Абсолютной Реальности, которая выходит за пределы как природного мира, так и человеческого бытия, и которая в то же время поддерживает и воплощает в себе оба эти мира. Как говорилось ранее, высшей целью религиозной жизни в Саентологии является выживание «в качестве Верховного Существа» или «Бесконечности». Как мы увидим дальше, одитинг и обучение являются основными ритуалами Церкви Саентологии. Эти виды культовой деятельности помогают саентологу выживать и процветать по всем Восьми Динамикам. Эти духовные занятия позволяют отдельным людям, семьям и целым группам стать более жизнеспособными и счастливыми. Однако в конечном итоге отправление религиозного культа в Саентологии помогает саентологам осознать себя духовными существами в духовной вселенной, которая находится за пределами физического тела и материального мира.

33. По существу, представление об Абсолютной Реальности в Саентологии имеет больше общего с эзотерическими традициями восточных религий, нежели с теистическими религиями Запада. Хотя Церковь Саентологии решительно заявляет о существовании Бога, она не содержит догм относительно природы Бога. Саентологи могут представлять Бога как некую личность и как нечто безличное, коль скоро они верят в его существование. Однако по большей части они рассматривают Бога не как некую Личность, внушающую благоговение и послушание, а как духовную Силу, которая побуждает людей исследовать и открывать её для самих себя. Саентологи обретают и познают Бога в самих себе, а не где-то вовне, причем на личном опыте, а не с помощью догматического учения.

Б. Религиозные ритуалы в Саентологии

34. В каждой религии свои ритуалы. Все зависит от того, каково в той или иной религии представление о божественном и человеческом. Тем не менее, в широком смысле представляется возможным провести различие между ритуалами западных и восточных религий. В отличие от западных религий, где центральное место в богослужении занимают молитвы и прославление собственного Бога, богослужение в восточных религиях сконцентрировано на созерцании, медитации и отождествлении с безликим Абсолютом. В западных религиях воспевается родство между человеком и Верховным Существом, а в восточных устанавливается связь между истинным «Я» и Абсолютной Реальностью.

35. Хотя Саентология бесспорно является религией со своими собственными ритуалами, эти ритуалы имеют больше общего с духовными дисциплинами восточных религий, нежели с религиозными обрядами западных религий. Как и в восточных религиях, богослужение в Церкви Саентологии представляет собой строго упорядоченный и тонко разработанный процесс самоанализа и самоусовершенствования. Духовные занятия в Саентологии, направленные на повышение понимания и способностей человека, подразделяются на две категории: «одитинг» и «обучение» — две стороны саентологического «Моста к Полной Свободе».

36. Саентологический одитинг, который несколько напоминает исповедь в Христианстве и медитацию в Буддизме, является разновидностью духовных бесед, во время которых человек получает возможность осознать себя духовным существом, обладающим потенциалом бесконечного выживания. По мере того, как человек поднимается вверх по Мосту, религиозные переживания, испытываемые во время одитинга, становятся все более глубокими. Саентологи считают, что высшие уровни духовного осознания и способностей доступны только благодаря последовательному прохождению уровней одитинга. На нижних уровнях одитинга человек достигает духовного состояния «Клир», в котором ему больше ничто не препятствует жить здоровой и плодотворной жизнью. А высшие уровни одитинга, известные как уровни «Оперирующего Тэтана», помогают тэтану раскрыть свою способность непосредственно влиять на жизнь, материю, энергию, пространство и время.

37. Саентологическое «обучение», которое аналогично изучению писания и религиозных наставлений в Иудаизме, Христианстве, Индуизме и Буддизме, дополняет собой состояние духовной свободы, достигнутое в одитинге, благодаря приобретаемым в процессе духовного просвещения знаниям. Обширный предмет саентологического обучения разделен на целый ряд курсов. Сюда входят начальные курсы, дающие знание об основных принципах Дианетики и Саентологии, а также курсы высших уровней обучения, охватывающие все философские и технические материалы Дианетики и Саентологии. В этом смысле обучение дает не меньше духовных способностей, чем одитинг. И действительно, практические религиозные занятия состоят у саентологов в равной степени из одитинга и обучения принципам и технологии Саентологии. Человек может достигнуть полного духовного осознания и способностей, лишь двигаясь по обеим сторонам «Моста к Полной Свободе».

38. Хотя изначально ритуалы во всех религиях были нацелены на поклонение священным объектам и служили для выражения религиозных переживаний, есть и другие ритуалы, которые совершаются повседневно в рамках и в духе богослужения. Основными среди этих ритуалов являются обряды перехода, знаменующие собой важные переходные моменты в жизни человека или общины. В каждой религии отмечаются важнейшие события как в жизни верующего, так и в священной истории данной традиции, и Саентология в этом отношении не является исключением. В церквях Саентологии регулярно проводятся обряды крещения, венчания и погребения в соответствии с описанием церемоний Церкви Саентологии, а также отмечаются церковные праздники, посвященные истории Саентологии и всей общины.

В. Обстоятельства, при которых в Саентологии совершаются богослужения

39. История религий свидетельствует о том, что обряды и церемонии могут проводиться как частным порядком, так и публично. Богослужение не сводится исключительно к официальным церемониям и коллективным службам, на которые собирается вся религиозная община. Отправление культа в уединении зачастую происходит в домашних условиях и в определенные часы (например, перед едой, после пробуждения, перед сном). Молебны у христиан, молитвы у иудеев и мусульман, песнопения у индуистов, сидячая медитация у буддистов, — все эти действия являются формами истинного богослужения, хотя оно и происходит дома, в уединении, или даже в глубинах человеческого разума. А с другой стороны, богослужение может происходить и публично, совместно с другими людьми или просто на людях. Коллективные церемонии обычны для публичного отправления религиозных обрядов в теистических религиях Запада. Люди обращаются к Богу с молитвой, прославляют его, а в ответ слова Божьи обращаются к людям со страниц писания или в толковании священнослужителя. Модель публичного отправления религиозных обрядов в монистических религиях Востока несколько иная. Несомненно, в них присутствует целый ряд тщательно разработанных церемоний и торжеств, которые проводятся совместно. Однако верующие обычно собираются в публичных местах поклонения, где каждый прихожанин произносит нараспев определенные слова в предписанной ритуальной манере и сопровождает их ритуальными движениями, совершая, таким образом, богослужение. Что касается других моделей публичного богослужения, то здесь отправление религиозных обрядов зависит от уровня подготовки и знаний тех, кто их проводит.

40. Как и в других религиях, отправление религиозных обрядов в Церкви Саентологии может происходить как частным порядком, так и публично. Одитинг может проводиться в любом тихом, спокойном месте, например, дома. Однако в этом случае одитинг проходит под наблюдением хорошо подготовленного кейс-супервайзера, который просматривает письменные протоколы, которые ведутся во время сессий одитинга. Чаще же всего одитинг проводится в здании Церкви, где есть специально оборудованные для этих целей комнаты, и где в любой момент можно обратиться за помощью к кейс-супервайзеру и другим специалистам, которые всегда готовы помочь в составлении расписания и организации предоставления этих религиозных услуг. За небольшим исключением, к которому относятся заочные курсы по книгам о Дианетике и Саентологии, официальное обучение проводится в здании Церкви под наблюдением обученных супервайзеров курсов. Одитинг на некоторых высших уровнях «ОТ» проводится в форме соло-одитинга. В этом случае саентолог, следуя точным инструкциям, одитирует сам себя в такой же спокойной обстановке, в какой человек получает одитинг от одитора. Однако соло-одитинг проводится исключительно под эгидой Продвинутой организации или Обслуживающей Организации Флага. Там письменные протоколы сессий одитинга постоянно проверяются кейс-супервайзерами с той целью, чтобы гарантировать проведение одитинга в строгом соответствии с Писанием и обеспечить получение ожидаемых духовных достижений. Хотя и одитинг, и обучение скорее являются индивидуальными церемониями, нежели коллективными, они вызывают не больше удивления, чем медитация в Буддистском храме под руководством духовного наставника или индивидуальное изучение Торы студентом-талмудистом в йешиве под надзором знатока Талмуда.

41. Рассмотрев все возможные обстоятельства, при которых совершается богослужение, будь то уединенное или публичное богослужение, единоличное или коллективное, можно утверждать, что культовые центры совершенно необходимы в каждой религии. Эти культовые центры называются по-разному и имеют различную структуру. Церкви, синагоги, мечети, храмы, ашрамы и усыпальницы имеют свой уникальный облик и стиль, но их религиозное назначение и функции аналогичны. В этих «молитвенных домах» создается священная обстановка, в которой регулярно проводятся «богослужения» в соответствии с канонами данной религии. Как и в любой другой религии, в саентологических церквях воссоздана своя неповторимая атмосфера. Церкви Саентологии являются центрами совершения частных и публичных богослужений.

Г. Заключение

42. На основании моего профессионального опыта и результатов научных исследований, приведённых выше, я убедился в том, что Саентология является общиной, отправляющей религиозный культ. Как и подобает новой религии, ритуалы Церкви Саентологии уникальны и соответствует саентологическому представлению о божественном и человеческом. Но, как и в других религиях, богослужение в Саентологии направлено на достижение глубокого духовного осознания и развитие духовных способностей у отдельных верующих, семьи, общества и, в конечном итоге, всего человечества.

(подпись)
Лонни Д. Кливер

Поделиться

Похожие записи