🕝 4 мин
на чтение
Свобода вероисповедания — это то, что должно быть нормой нашей жизни. На протяжении истории отдельным людям и целым народам приходилось отстаивать свою веру и свои духовные ценности.
Вопросы свободы религии занимают одно из важных мест в современной прессе. Порой встречаются статьи и новостные репортажи о межконфессиональных конфликтах, преследовании религиозных меньшинств и различных форм дискриминаций на религиозной почве.
Возможно, межрелигиозные конфликты происходят в обществе из-за непонимания и непринятия другой религии, нарушая основные принципы «свободы религии».
Право каждого человека верить в то, что он выбрал, дано ему от рождения. Для того чтобы обеспечить гарантию и защиту этих прав, общество разработало принципы, которые отражены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 году, в Европейской Конвенции, а также в Конституции РФ.
Во Всеобщей декларации прав человека написано: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии». В соответствии с этим статья 28 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Говоря о свободе вероисповедания, мы понимаем, что это право одинаково принадлежит всем людям в любой части земного шара и не зависит от того, кто он, где живёт, сколько ему лет, какой он расы и во что верит или не верит. Это не привилегия, которую выдаёт правительство, а право, присущее каждому.
Общество, в котором люди проявляют терпимость к вероисповеданию и толерантны друг к другу, способно объединять их в созидательной деятельности, создавать достойные условия жизни, обеспечивать демократию и безопасность. Кроме того, отсутствие конфликтов и войн на религиозной почве способствует экономическому и социальному развитию.
В Декларации о ликвидации всех форм нетерпимости на основе религии или убеждений, принятой ООН в 1981 году, твёрдо выражена позиция и несогласие с дискриминацией и нетерпимостью на основе религии. Если в обществе наблюдается дискриминация по религиозному признаку, то это может вести к расколу общества, подрывать демократические устои и нарушать безопасность.
События вековой истории, к примеру, серия Крестовых походов с 1096 по 1272 годы1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крестовые_походы были направлены против «неверных» и стали наиболее кровавыми среди конфликтов на почве вероисповедания. С самого начала крестоносцы нападали не только на мусульман. Первый поход начался с массовых избиений евреев на севере Франции и в Германии. С середины XII века начались походы крестоносцев против язычников, еретиков, православных и даже католиков. Так называемые Альбигойские крестовые походы на юго-западе современной Франции были направлены против катаров — секты, не признававшей Католическую церковь. В результате продолжающихся сражений погибло более 9 миллионов человек.
В XXI веке конфликты на религиозной почве не ушли в прошлое. На Ближнем Востоке более полувека длится арабо-израильский конфликт, самый длительный из неурегулированных конфликтов в мире. Его начало относится к 40-м годам XX века и связано с проблемой создания в Палестине еврейского и арабского государств. В Западной Европе распространяется исламофобия или боязнь ислама, обостряется антисемитизм. По данным христианской правозащитной организации Open Doors в 2021 году число христиан, убитых за веру, увеличилось на 60% по сравнению с 2020 годом. Большинство из них (4761 человек) приняли мученическую смерть в странах Африки.
Нередко религии и их последователи становятся мишенью
чёрной пропаганды и сталкиваются с нападками со стороны прессы. Вспомним
случай с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, который произошёл в 2005 году и вызвал возмущение не только мусульман, но и остального мира.
В действительности, любая религия предполагает соблюдение моральных и нравственных норм, поэтому отражение религиозной жизни в прессе должно происходить с учетом этих принципов. Доктор исторических наук В. В. Егоров считает, что «при освещении религиозной тематики на первый план выступают морально-этические аспекты журналистского ремесла».
Немаловажными факторами являются культурный, этический опыт и собственные взгляды журналиста. Освещать религиозную тематику не так-то просто, порой не хватает понимания и информации в вопросах, связанных с убеждениями людей. С этим непониманием в прессе периодически сталкиваются и последователи саентологии.
Если говорить о решении проблемы религиозной нетерпимости, то поддержание межконфессионального диалога и просвещение успешно в этом помогают.
Многовековые и новые религии побуждали и побуждают своих последователей относиться к другим людям терпимо и с уважением. Все они описывают это одним языком.
- Христианство: «Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
- Ислам: «Никто из нас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
- Буддизм: «Человек может выразить своё отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».
- Конфуцианство: «Не делай другим того, что не хотел бы от других».
- Саентология: «Старайтесь не делать другим того, чего вы не хотели бы себе самому».
Поддержание межконфессионального диалога, уважения и терпимости по отношению друг к другу может уменьшить атаки на религиозные меньшинства и сохранит стабильность общества. А знание, понимание и правильная трактовка своей религии позволят поддерживать гармонию в многообразии.
Пресс-служба