Округ Сент-Луис
Штат Миссури
Я, ФРАНК ФЛИНН, находясь под присягой, заявляю следующее:
I. КВАЛИФИКАЦИЯ
1. В настоящее время я являюсь адъюнкт-профессором религиоведения в Университете им. Джорджа Вашингтона, Сент-Луис, штат Миссури, США, где я преподаю на курсах «Христианство в современном обществе», «Новые религиозные движения в Америке», «Религии североамериканского континента», и, наконец, «Введение в мировую религию». Кроме того, я самостоятельно работаю писателем, редактором, лектором и консультантом в области теологии и религии. Я являюсь действительным членом Американской академии религии. Моя краткая биография также прилагается.
2. В 1962 г. я получил диплом бакалавра гуманитарных наук в Университете Куинси, г. Куинси, штат Иллинойс; в 1966 г. я получил диплом бакалавра богословия с отличием в Гарвардской школе богословия, г. Кембридж, штат Массачусетс. Кроме того, в 1981 г. я получил степень доктора философии в области специальных религиозных исследований в Университете св. Михаила, институт теологии Торонто, г. Торонто, Онтарио. Часть моей докторской диссертации была посвящена зарождению новых религиозных движений в США и за рубежом после второй мировой войны. Это исследование включало изучение новых религий в плане их систем верований, образа жизни последователей, руководства, мотивации, искренности убеждений, материальных условий существования, а также использования специальной религиозной терминологии. В 1966–67 гг. я был стипендиатом программы Фулбрайт по философии и древним ближневосточным религиям в Университете Гейдельберга, а в 1968–69 гг. получил стипендию министерства обороны США по иностранным языкам (Титул VI) по специальности «Семитические языки» в Университете Пенсильвании.
3. Кроме моего университетского образования в области религиоведения, у меня за плечами имеется длительный личный опыт участия в религиозной жизни. С 1958 по 1964 г. я был членом Францисканского ордена монахов, принявших обет безбрачия. Я жил в трёх разных монастырях в Иллинойсе и Огайо, а также посетил множество других монастырей на Среднем Западе. В этот период я жил, дав обет бедности, безбрачия и послушания. Я исповедую католичество и являюсь прихожанином Церкви Всех Святых в Университетском городке, штат Миссури.
4. До вступления в мою теперешнюю должность в Университете им. Джорджа Вашингтона я преподавал в Университете Сент-Луиса, штат Миссури, где я был директором программы магистров религии и образования и читал лекции по курсу «Американские религии» (1977–79 гг.). В Университете Торонто, Онтарио, я был научным руководителем по направлению «Сравнительная религия» (1976–77 гг.). В колледже св. Джона, г. Санта-Фе, штат Нью-Мексико, я был научным руководителем программы «Великие книги» (1970–75 гг.); во время летних семестров я читал лекции по библейским исследованиям и антропологии религии в колледже Лассаля, Филадельфия, штат Пенсильвания (1969–73 гг.); я читал лекции по библейским исследованиям в Бостонском колледже, Честнат Хилл, штат Массачусетс (1967–68 гг.), и в колледже Священного Сердца, г. Ньютон, штат Массачусетс.
5. С 1968 г. я читаю лекции и пишу о новых религиозных движениях, зародившихся в Северной Америке и других странах в XIX и XX веках, таких как Великое Пробуждение, Шейкеризм, Мормонство, Адвентисты Седьмого дня, Свидетели Иеговы, Новая Гармония, Община Онейда, Брук-Фарм, Церковь Объединения, Харе Кришна, и Церковь Саентологии. Перечень опубликованных мною статей, а также книг под моей редакцией, приложен к моей биографии. Я прочитал множество лекций на тему новых религий в колледжах, университетах, а также на конференциях религиоведов в США, Канаде, Европе, Японии и Китае. Я давал показания по различным аспектам новых религий в Конгрессе США, перед законодательным собранием штатов Нью-Йорк, Огайо, Иллинойс и Канзас.
6. Я всесторонне изучаю Церковь Саентологии* с 1976 г. и хорошо ознакомился с её обширным писанием. Я посетил церкви Саентологии в Лос-Анджелесе, Клируотере, штат Флорида, Сент-Луисе, Портленде, штат Орегон, Торонто и Париже, где я познакомился с повседневной деятельностью Церкви. Я провёл многочисленные интервью с членами Церкви и стал свидетелем участия саентологов в центральных религиозных практиках этой религии. Кроме того, я ознакомился с большей частью литературы о Саентологии, начиная с объективных научных исследований и кончая журнальными и тенденциозными статьями, как одобрительными, так и критическими. На основании проведенного мною всестороннего исследования, а также в свете моей квалификации и постоянно растущего профессионального опыта я сформировал свое заключение, изложенное ниже.
* Я использую словосочетание «Церковь Саентологии» для обозначения всех организаций и отдельных людей, которые вместе образуют религиозный культ Саентологии. Я буду использовать выражения «Католическая церковь», «Церковь Мормонов» и «Лютеранская церковь» в таком же значении.
II. ЗАДАЧА
7. Мне было предложено дать экспертное заключение по нескольким связанным друг с другом вопросам. Первый вопрос: является ли Саентология «религией» по всем важнейшим аспектам. Второй вопрос: является ли Морская организация религиозным орденом Саентологической религии, аналогичным религиозным орденам, существующим в традиционных религиях. Ниже будет показано, что на оба вопроса я могу без тени сомнения ответить утвердительно.
8. Третий вопрос, разбор которого я проведу наиболее детально, касается роли и места Морской организации в Саентологической религии. В рамках исследования я поясню, почему Морская организация, как и любой религиозный орден, является исключительно религиозной организацией и, в действительности, подтверждает религиозную сущность Саентологии. Я также опишу, каким образом и почему Морская организация является религиозным орденом, несмотря на то, что она носит название «организация» в привычном смысле этого слова. Наконец, я продемонстрирую, что Морская организация представляет собой не организованную группу людей, которые так или иначе управляют церквями Саентологии, а, скорее, способ выразить духовную приверженность членов и их обязательство служить Саентологической религии и распространять религиозную веру Саентологии.
III. САЕНТОЛОГИЯ КАК РЕЛИГИЯ
А. Общее определение религии
9. Будучи специалистом в области сравнительной религии, я выявил три характеристики, или признака, присущие всем столь не похожим друг на друга религиям, существующим в мире. И хотя эти характеристики выражены в разных религиях по-разному и в неравной степени, тем не менее, любая религия совершенно отчётливо обладает всеми тремя характеристиками. Таким образом, я полагаю, что для того чтобы движение стало религией, а группа — церковью, они должны обладать всеми тремя характеристиками.
Я даю следующее определение трём важнейшим признаками религии:
(а) Во-первых, религия должна обладать системой верований или догматов, устанавливающих связь верующих с конечным смыслом жизни (Богом, Верховным Существом, Внутренним Светом, Вечностью, и т. д.).
(б) Во-вторых, система верований должна найти свое выражение в религиозной практике, которую можно разделить на 1) нормы поведения (позитивные — наказы, и негативные — запреты или табу) и 2) обряды и церемонии, действа и другие ритуалы (таинства, посвящения, рукоположения, проповеди, молитвы, погребения, брачные церемонии, медитации, обряды очищения, духовные занятия, благословения, и т. д.).
(в) В-третьих, система верований и практик должна так объединять группу верующих или членов, чтобы они представляли собой единую опознаваемую общину, которая имела бы иерархическое или конгрегационалистское устройство и вела бы духовный образ жизни, гармонирующий с конечным смыслом жизни в понимании последователей.
Б. Приложение общего определения религии к Саентологии
10. Опираясь на результаты моего исследования Церкви Саентологии с точки зрения этих трех характеристик, я могу совершенно определенно заявить, что Церковь Саентологии является подлинной религией. Она обладает тремя главными признаками религий, известных во всём мире: чётко определенной системой верований (1), которая находит своё выражение в религиозных практиках (включая нормы поведения, религиозные обряды, церемонии, действа и ритуалы) (2), и которые, в свою очередь, поддерживают существование группы верующих в виде опознаваемой религиозной общины, отличной от других религиозных общин (3).
1. Система верований
11. В отношении системы верований Саентологии существует огромное количество материалов религиозного содержания. Саентология, как и всякая другая религиозная традиция в истории человечества, является по своему характеру органической, и она продолжает развиваться. Как бы то ни было, система верований в Саентологии прочно основывается на трудах Л. Рона Хаббарда — единственном источнике боговдохновенности для всех догматов Саентологии, относящихся к центральным религиозным практикам Саентологии — одитингу и обучению.
12. Мои беседы с саентологами и изучение писания Саентологии показали, что члены Церкви придерживаются общего кредо, в котором они утверждают, что люди в своей основе являются хорошими, что человек по своей природе является духом, а не телом или разумом, что дух может быть спасен, и что дух может исцелить как физические, так и душевные болезни. Ниже приводится полный текст кредо Саентологии:
Мы в нашей Церкви верим, что:
Все люди любой расы, любого цвета кожи и любого вероисповедания изначально имеют равные права;
Все люди имеют неотъемлемое право исповедовать любую религию и придерживаться её обычаев;
Все люди имеют неотъемлемое право жить так, как они считают нужным;
Все люди имеют неотъемлемое право на душевное здоровье;
Все люди имеют неотъемлемое право защищать себя;
Все люди имеют неотъемлемое право создавать, выбирать, поддерживать любые организации, церкви и правительства и помогать им;
Все люди имеют неотъемлемое право свободно думать, свободно говорить, свободно писать свои собственные мнения, а также высказываться по поводу мнений других людей или выражать своё несогласие с ними;
Все люди имеют неотъемлемое право обращать других людей в свою веру;
Душа человека имеет права человека;
Изучение разума и излечение болезней, вызванных нарушением в работе разума, не должны отделяться от религии, и нельзя смотреть сквозь пальцы на осуществление этой деятельности в нерелигиозных областях;
И никакая сила, меньшая чем Бог, не может приостановить действие этих прав или отказать в них — открыто или скрыто.
И мы в нашей Церкви верим, что:
Человек в своей основе хороший;
Он стремится выживать;
Его выживание зависит от него самого, от его ближних и от достижения им единства со вселенной.
И мы, в нашей Церкви, верим, что законы Бога запрещают человеку:
Разрушать себе подобных;
Разрушать душевное здоровье других;
Разрушать или порабощать души других;
Разрушать или уменьшать выживание своих товарищей или групп.
И мы в нашей Церкви верим, что дух может быть спасён и что лишь дух может спасти или исцелить тело.
Источник: «Саентологическая религия: истоки, церемонии, проповеди и службы»., стр. 7 (1999 г.); «Что такое Саентология?», стр. 579 (1998). Это кредо дополняет и развивает учение Саентологии о «Восьми динамиках». «Динамика» — это побуждение, движущая сила, стимул к выживанию на каждом из восьми уровней: на уровне самого себя, секса (в том числе воспроизведения потомства и семьи), группы, всего человечества, всех живых существ, всего материального мира, духа и, наконец, Бесконечности или Бога. Вопреки некоторым распространенным, но ошибочным представлениям о Саентологии, Церковь всегда сохраняла веру в духовное начало, в частности, в существование Верховного существа. Действительно, в самом раннем издании книги «Саентология: основы жизни» ясно сказано: «ВОСЬМАЯ ДИНАМИКА — это стремление к существованию в качестве Бесконечности, что также может быть определено как Верховное существо». («Саентология: основы мысли», стр. 38, 1956 г.) Ожидается, что каждый верующий за время своего участия в Саентологии наиболее полно реализует себя во всех восьми динамиках и, таким образом, обретает понимание Верховного существа или, как предпочитают говорить саентологи, Бесконечности.
13. Саентологи обозначают духовную сущность человека словом «тэтан», что является эквивалентом традиционного понятия души. Они верят, что «тэтан» бессмертен, и в прошлых жизнях брал себе разные тела. Доктрина Саентологии о прошлых жизнях имеет много общего с буддийским учением о сансаре, или переселении душ. Более подробно об этом — в разделе 16 ниже.
14. Кредо Саентологии можно сравнить с классическим христианским кредо Никеи (325 г. н. э.), Аугсбургским исповеданием (1530 г. н. э.), и Пресвитерианским Вестминстерским исповеданием (1646 г. н. э.). Подобно этим ранним вероучениям, кредо Саентологии объясняет верующему, в чём состоит конечный смысл жизни, формирует и определяет принципы поведения и богослужения в соответствии с кредо, а также очерчивает группу приверженцев, которые присоединяются к этому кредо. Подобно классическим вероучениям, кредо Саентологии придает смысл трансцендентным понятиям: душе, духовной аберрации или греху, спасению, исцелению с помощью духа, свободе верующего и духовному равенству всех людей.
15. Следуя своему кредо, саентологи проводят различие между «реактивным», или пассивным (бессознательным), умом и «аналитическим», или активным, умом. Реактивный ум записывает то, что приверженцы Саентологии называют «инграммами», которые представляют собой отпечатки в разуме перенесенной боли, травмы или воздействия. Считается, что реактивный ум сохраняет инграммы, полученные не только в период внутриутробного развития человека, но и в предшествующих жизнях. Теологическая концепция понятия «инграмма» очень похожа на буддийскую доктрину о «нитях запутанного клубка», которые являются последствием предшествующих воплощений и мешают человеку достичь высшего просветления. Саентологи считают, что пока человек не освободится от этих инграмм, его способность выживать по всем «восьми динамикам», его счастье, умственные способности и духовное благополучие будут продолжать находиться в очень ослабленном состоянии. Это духовное знание или вера в необходимость освобождения от инграмм побуждает приверженцев Саентологии проходить через многочисленные уровни одитинга и обучения, которые являются центральными религиозными практиками Саентологии. Неофита, или начинающего процесс одитинга или обучения, называют «преклир», а того, кто в процессе одитинга и обучения с успехом освободился от всех инграмм, — «клир». Такое различие можно сравнить с христианским различием между грехом и благодатью, и буддийским различием между незнанием (на санскрите — авидья) и просветлением (бодхи). Более подробно я опишу одитинг и обучение в разделе 19.
16. Саентологи не говорят о «клировании» исключительно в смысле индивидуального благополучия. Они верят, что одитинг и обучение оказывают положительное влияние на всю семью человека, ставшего клиром, его группу, окружение и сферу влияния. Иными словами, положительный эффект имеет место на всех восьми уровнях «динамик». Саентологи также верят, что они должны улучшить мир вокруг себя, помогая другим достичь состояния «клир». Они считают, что если достаточное количество людей достигнет состояния «клир», то основная цель Саентологии, провозглашенная Л. Роном Хаббардом, будет достигнута: «Цивилизация без безумия, преступности и войн, где способные могут процветать, а честные люди — иметь права, и где человек свободен подняться до невероятных высот». (Л. Рон Хаббард, «Саентология: основы мысли», стр. 112, 1956 г.)
17. В своём стремлении искоренить недоверие, войну и саморазрушение Саентология не отличается от традиционных миссионерских и евангелических религий, таких как Буддизм, Иудаизм, Христианство и Ислам. Три аспекта цели Саентологии «отклировать планету» для создания новой цивилизации демонстрируют, что система верований Церкви полностью соответствует моделям великих исторических религий прошлого и настоящего. Этими тремя аспектами являются: (а) миссионерский характер цели Саентологии, (б) её вселенский характер, (в) глубина участия последователей в её реализации и их приверженность этой цели:
(а) Во-первых, религиозные поиски Саентологии можно представить как священную миссию, обращенную ко всем и каждому. Таким же образом библейским пророкам Старого Завета, таким как Амос, Исайя и Иеремия, были дарованы откровения о том, что на них лежит миссия обращения со словами о мире, справедливости и любви ко всем народам мира. Буддийские миссионеры второго века до нашей эры ощущали в себе призвание распространять учение Будды на Дальнем Востоке, в том числе и в Китае, Индокитае, Индонезии, Корее и Японии. Сегодня буддийские миссионеры из Японии распространяют своё учение в Европе и по всему американскому континенту. Аналогично, Иисус из Назарета посылал своих учеников ко всем народам. Миссионерский характер Ислама настолько силен, что в настоящее время это — самая быстрорастущая религия в истории. Совершенно очевидно, что в своем миссионерском стремлении отклировать планету с целью создания новой цивилизации Саентология полностью соответствует моделям великих исторических религий.
(б) Во-вторых, Саентология считает свою миссию вселенской. Саентологи собрались открыть миссионерские центры во всех частях света, чтобы сделать технологию одитинга и обучения общедоступной. Наиболее очевидной параллелью среди традиционных исторических религий является наказ Иисуса своим ученикам: «Итак, идя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Евангелие от Матфея 28:19). Восемью столетиями раньше иудейский пророк Амос был призван донести Слово Божье не только до Иудеи и Израиля, в которых вера в Бога уже была распространена, но и до «языческих» ханаанских городов-государств, таких как Дамаск, Газа, Аскалон, Тир, Сидон и Эдом (Амос, главы 1-2). Сегодня мусульмане основывают множество мечетей в таких городах, как Лондон, Лос-Анджелес, Торонто, Сеул, поскольку они верят во вселенский смысл слова пророка Мухаммеда. Аналогично, буддийские и индусские духовные лидеры Веданты несут свои духовные наставления и образ жизни на американский континент, так как они убеждены, что их учения имеют универсальную применимость. И здесь Саентология вновь следует моделям исторических религий в своём стремлении распространить во всём мире технологию одитинга и обучения, которая, как считают миссионеры Саентологии, принесёт пользу всему человечеству.
(в) В-третьих, цель Саентологии заключается в том, чтобы, помогая достаточному количеству людей достичь состояния «клир», обратить вспять нисходящую спираль развития цивилизации. Для этой цели характерна высшая степень участия последователей Саентологии в её реализации и их приверженность этой цели. Учение всякой великой исторической религии содержит, кроме всего прочего, центральную тему, формирующую у последователей непреодолимое стремление выполнить свою духовную миссию во всемирном масштабе, с чувством безотлагательности и максимальной отдачей. У буддистов эта центральная тема нашла своё выражение в таких духовных понятиях как «освобождение» (мокша) от пут чувственных желаний и обретение «блаженства отсутствия везде» (нирвана). В священном тексте буддистов под названием «Дхаммапада» Будда говорит: «О строитель дома, ты видишь! Ты уже не построишь снова дома. Все твои стропила разрушены, конёк на крыше уничтожен. Разум на пути к развеществлению достиг уничтожения желаний». (Глава 154.) Вершина подобного просветления всегда вдохновляла и продолжает вдохновлять каждого буддийского монаха и миссионера. Как я уже отмечал выше, вера саентологов в существование прошлых жизней тесно связана с буддийским понятием «сансара»; аналогично, понятие «клирование», существующее в Саентологии, очень похоже на стремление буддистов к мокше. Подобно тому, как буддийские миссионеры стремились и стремятся помочь всем разумным существам достичь «освобождения» от всех чувственных желаний земного существования, так и миссионер-саентолог стремится помочь всем и каждому избавиться от инграмм, препятствующих всеобщему выживанию, миру и изобилию. Исламские миссионеры черпают силы для поиска новообращенных по всему миру из своей убежденности в истинности слов пророка Мухаммеда, выраженных в следующей шахаде: «Нет бога кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». В библейской традиции стержневым верованием, которое продолжает стимулировать миссионерскую деятельность, является непоколебимая вера в то, что Бог желает спасения и искупления грехов для всех людей на земле. Библейский пророк Исайя отождествлял божественное спасение народов с сотворением новой земли, на которой всякая плоть будет приходить на поклонение единому, истинному Богу (Исайя, 66:22–23). В Новом Завете апостол Павел рассматривает искупление людских грехов Христом не просто как спасение христиан или даже всего человечества, а как вселенское освобождение, восстановление и воссоздание мировой гармонии (Римлянам, 8:19–23). Таким образом, приверженность Саентологии миссии «клирования планеты» с целью создания новой цивилизации соответствует той высшей степени преданности и мотивации, которая свойственна великим историческим религиям.
2. Религиозные практики
18. В Саентологии существуют те же виды религиозных обрядов, которые можно найти и в других мировых религиях, а именно, обряд посвящения или крещения (который саентологи называют «наречение»), брачная церемония, похоронная церемония. Помимо этих обрядов в Саентологии существует религиозный ритуал под названием «одитинг», который является центральной религиозной практикой саентологов. И хотя одитинг присущ только Саентологии, его можно сравнить с последовательными уровнями медитации у католиков, буддистов и индусов-ведантистов. Одитингу сопутствует саентологическое обучение, о котором речь пойдёт ниже.
(а) Одитинг — это религиозный ритуал, во время которого обученный саентологический священник, выступая в роли духовного наставника, проводит верующего через уровни духовного просветления. Саентологи верят, что активное прохождение последовательных уровней одитинга помогает освободить душу, или «тэтана», из сплетения огорчений или «инграмм». Стадии одитинга называются «ступени» или «уровни», и они показаны в «Таблице классов, ступеней и осознания». Эта таблица метафорически отражает расстояние между низшими и высшими уровнями духовного существования. Саентологи называют эту таблицу «Мост к полной свободе» или просто «Мост». Мост охватывает весь духовный континуум, от отрицательной области «несуществования», через средние уровни «общения», «просвещения», «способности» вплоть до «клирования», «источника» и, в конце концов, «могущества по всем восьми динамикам». Основная и очень обширная часть религиозной практики Саентологии посвящена одитингу и курсам духовного просвещения и обучения одиторов, которые являются духовными наставниками Церкви. Эти прогрессирующие ступени удивительным образом похожи на уровни религиозного и духовного просвещения, описанные в знаменитых трактатах «Путешествие души к Богу» («Journey of the Mind into God») средневекового францисканского теолога Св. Бонавентуры, и «Духовные упражнения» («Spiritual Exercises») Св. Игнатия Лойолы, основателя ордена иезуитов. Духовная цель одитинга прежде всего заключается в том, чтобы стать «клиром», т. е., очиститься от вредоносных «инграмм», а затем достичь состояния полного ОТ или «Оперирующего Тэтана», — существа, которое «является причиной» по отношению к «жизни, мысли, материи, энергии, пространству и времени». Подобная религиозная приверженность делу исцеления духа объясняет отрицательное отношение Саентологии к психотропным препаратам, которые, как считают саентологи, скорее препятствуют, а не способствуют достижению умственного и духовного здоровья.
(б) Другой центральной религиозной практикой Саентологии является «обучение», представляющее собой интенсивное изучение писаний Церкви. Хотя важным аспектом обучения является обучение отдельных одиторов предоставлять прихожанам одитинг, обучение самих одиторов имеет не менее важный индивидуальный духовный компонент. Этот духовный компонент согласуется с тем значением, которое Саентология, как и восточные религии, придает медитативным и просветительским религиозным обрядам, в отличие от западных религий, обряды которых носят характер воспевания и прославления. В действительности, саентологическая доктрина гласит, что саентологическое обучение обеспечивает половину всех духовных достижений, которые получают прихожане, двигаясь вверх по «Мосту».
3. Церковная община
19. Как и в каждой известной мне религии, в Саентологии есть община и церковная организация, в чьи функции входит сохранение и отражение системы верований Саентологии, а также содействие развитию ее религиозных практик. Выражаясь церковным языком, Церковь Саентологии имеет скорее иерархическую структуру, нежели конгрегационалистскую. Конгрегационалистские религии, в число которых входит большинство протестантских конфессий в США, осуществляют власть «снизу вверх», избирая священников, вынося на голосование вопросы, касающиеся изменений в системах верований (кредо), религиозных практиках, а также в устройстве церкви. Иерархические же религии, напротив, осуществляют власть, проводя назначения на должности и отдавая указания «сверху вниз». Это делает либо ключевая церковная фигура, например, Папа Римский в католической церкви или Далай Лама в тибетском буддизме, либо центральный исполнительный орган, например, синод или совет старейшин.
20. Моё исследование Церкви Саентологии показало, что она следует классическому иерархическому типу церковного правления. Л. Рон Хаббард, который умер в 1986 г., был и остаётся единственным источником религиозных догматов и технологии Саентологии, включая высшие уровни ОТ. Самой важной функцией ЦРТ является сохранение и защита чистоты технологии Саентологии и обеспечение точного и этичного её применения в соответствии с принципами саентологической веры. ЦРТ является высшей и последней апелляционной инстанцией во всех спорах, касающихся доктрины Саентологии. Международная Церковь Саентологии является «материнской церковью», главной обязанностью которой является распространение саентологического вероучения и осуществление управления церквями Саентологии во всём мире. Такая структура функционально очень схожа с другими конфессиями, имеющими иерархическое строение. Ниже я рассмотрю роль Морской организации в Саентологии.
IV. МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК РЕЛИГИОЗНЫЙ ОРДЕН
А. Общие сведения о религиозных орденах
21. Как в западных так и в восточных религиях религиозные ордены возникали либо одновременно с формированием религии, либо в скором времени после этого. Целью этих орденов было сохранять учение основоположника религии и способствовать его развитию. Так, Гаутама Будда обратился к Сангхе, общине монахов, в чьем окружении он находился, с просьбой сохранить его учение на вечные времена. На Западе же в VI веке нашей эры Святой Бенедикт Нурсийский (Италия) сначала основал общину в Субиако, а затем в знаменитом монастыре Монте-Кассино, чтобы сохранить учение и жизнеописание Иисуса Христа и служить примером следования его заветам.
22. В своей общинной жизни религиозные ордены Запада сознательно подражали Христианской церкви раннего периода, члены которой «владели всем сообща» (Деяния 4.32) и жили в соответствии с жизнеописанием Иисуса Христа и его первых учеников. Древние монахи верили, что их совместная жизнь в общине является залогом сохранения вероучения основоположника религии в исходном виде. Со временем члены этих религиозных орденов превратились в летописцев и хранителей главных догматов, верований и практик Христианства. Результатом приверженности этих орденов совместной религиозной жизни стало то, что монахи очень часто (но не всегда) давали обет бедности, безбрачия, послушания и постоянства, что означало для них жизнь в одном монастыре. Такие монастыри сохранились на Западе и по сей день.
23. Одним из самых известных христианских монашеских орденов на Западе является орден Святого Бенедикта. Устав ордена содержит указания, позволяющие жителям общины в совершенстве подражать Христу. Сущность Устава ордена Святого Бенедикта выражена во фразе Ora et Labor, что означает «Молись и работай». На сегодняшний день жизнь монахов-бенедиктинцев в общине остается строго направленной на ежедневное коллективное чтение молитв и псалмов. Кроме того, они изучают священное писание и другие труды, вместе питаются и занимаются физическим трудом.
24. Хотя Устав Святого Бенедикта стал образцом для всех христианских религиозных орденов и обществ, появившихся позднее, его не копировали во всех подробностях. Например, монахи нищенствующих орденов средневековья не давали обет постоянства, но давали обет полной нищеты и не имели ничего ни в личном пользовании, ни в коллективном. Более поздние религиозные общества, как, например, общество Иезуитов, основанное Игнатием Лойолой, проводили коллективные чтения молитв и псалмов лишь по случаю больших религиозных праздников; в основном же монахи читали молитвы про себя в своих кельях. Другие же религиозные общества, например, Оратория Святого Филиппа Нери, основанная во времена Католической контрреформации, не дают обет бедности, а значит, могут владеть личной собственностью. Тем не менее, члены таких орденов живут общиной, отдавая свои силы на общее благо, принимают пищу коллективно, вместе читают молитвы и псалмы и выполняют общие религиозные миссии.
25. Монашеские ордены были особенно важны для Христианства в двух отношениях. Во-первых, большинство древних манускриптов Библии и других писаний Христианства хранились в монастырских библиотеках. Наиболее полный текст Нового Завета, известный сегодня под названием «Синайский кодекс», был обнаружен в 1859 г. в монастыре святой Катарины, расположенном у подножия горы Синай. Прочие христианские монастыри также служили хранителями священных текстов и учений, и предавали их из поколения в поколения. Действительно, многие учёные утверждают, что западная цивилизация в том виде, в котором мы её знаем, обязана своим существованием деятельности монахов первого тысячелетия. Во-вторых, прочные изменения, произошедшие в Христианстве, взяли своё начало в монастырях и других религиозных орденах. Реформа в Клуни, к примеру, привела в итоге к реорганизации функций папы в Ватикане. Монахи нищенствующих орденов, Иезуиты и члены монашеского ордена Оратория подобным же образом повлияли на изменения в Католичестве во времена контрреформации.
26. Жизнь в общине, благодаря которой члены ордена стремятся сохранить вероучения основоположников их религий в исконном виде, является общей чертой большинства религиозных орденов как на Западе, так и на Востоке. В обеих традициях характер духовной жизни отражает жизнь и наставления основателя религии. Как и Иисус, который жил в бедности и безбрачии, так и религиозные ордены, возникшие в Христианстве, предписывали принятие обета бедности и безбрачия. То же самое можно сказать и об орденах буддистов, хотя сам Будда не признавал крайних форм аскетизма и бедности. С другой стороны, Мухаммед был женат и торговал. Соответственно, исламские ордены Суфи не требовали принятия обета бедности или безбрачия, но они настаивали на полном посвящении себя общинной жизни, дабы сохранить религиозное учение и созерцательные практики, созданные Мухаммедом. На протяжении всей истории Индии духовные наставники, которых называют гуру, создавали ашрамы — огороженные убежища отшельников, посвятивших себя следованию по священным дорогам богов Шивы, Вишну и их многочисленных воплощений. В некоторых ашрамах живут только монахи, давшие обет безбрачия, в других же монахи, давшие обет безбрачия, живут вместе с женатыми членами, их семьями и детьми. Близкое сходство между ашрамами и христианскими монастырями особенно заметно в наши дни, когда католические монахи-бенедиктинцы создают ашрамы в Индии по аналогии с западными монастырями. И в каждом случае целью жизни в общине является соблюдение и содействие развитию учения и практик, созданных основателем.
Б. Морская организация
27. Морская организация Церкви Саентологии возникла из небольшой группы саентологов, сопровождавших основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда в его длительном морском путешествии, которое началось в 1967 г. Именно во время этого путешествия г-н Хаббард приступил к разработке процессов одитинга на продвинутых духовных уровнях Оперирующего Тэтана (ОТ). Морская организация была сформирована из этих преданных саентологов, ставших свидетелями священнодействий г-на Хаббарда, которые дали клятву служения религии Саентологии на миллиард лет, выражая тем самым свою приверженность Церкви и её цели «отклировать» планету в этой и последующих жизнях. Как и во всех других мировых религиях, Морская организация придерживается, отображает и воплощает в себе жизнь и учение основателя Саентологии Л. Рона Хаббарда.
28. В наши дни численность Морской организации достигает 5000 человек во всем мире. Они отвечают за предоставление религиозных услуг на высших ступенях одитинга и составляют штат всех церквей Саентолгии высокого уровня. Благодаря своей приверженности учению и практикам Саентологии в их исконном виде, члены Морской организации занимают все посты, в том числе и руководящие, в главных корпорациях Церкви, таких как Центр религиозной технологии, Международная Церковь Саентологии, а также Церковь Саентологии обслуживающая организация Флаг. Как и их предшественники, участвовавшие в морском путешествии г-на Хаббарда, члены Морской организации продолжают жить общей духовной жизнью. Церковь считает, что общинная жизнь членов Морской организации жизненно необходима для сохранения и продвижения миссии и учения Саентологии, в особенности благодаря обеспечению правильного применения технологии одитинга, который представляет собой центральную религиозную практику Саентологии. Таким образом, члены Морской организации коллективно выступают в качестве руководящей духовной силы Церкви Саентологии во всем мире.
29. Не всякий штатный сотрудник Церкви Саентологии является членом Морской организации. За немногими исключениями сотрудники саентологических церквей класса V и саентологических миссий не являются членами Морской организации. Персонал же церквей более высокого уровня полностью состоит из членов Морской организации, поскольку эти люди обладают высочайшим уровнем знаний и мастерства и твёрдостью религиозных убеждений, что необходимо для управления церквями этого уровня, а также и потому, что это позволяет им посвятить себя совместной религиозной деятельности и служению, что и является отличительным признаком любого религиозного ордена. В то же время церковные организации более низкого уровня не требуют от своих штатных сотрудников ни подобного уровня приверженности, ни жизни в общине, как это делают члены монашеского ордена.
30. С 1978 г. я опросил очень многих членов Морской организации, а также регулярно наблюдал за членами Морской организации во время их повседневной деятельности, начиная с изучения писания Саентологии и заканчивая церковным руководством саентологическими церквями по всему миру. Я без колебаний могу утверждать, что функции Морской организации в рамках Церкви Саентологии во всех важнейших аспектах идентичны функциям монашеских орденов в Римско-католической церкви и монашеских общин в Буддизме. Обет вечного служения, который дают члены Морской организации, их умеренный образ жизни, а также их приверженность сохранению технологии одитинга не только способствуют их личному духовному росту в рамках саентологической веры, но также позволяют им совершать религиозные ритуалы Церкви эффективно и в точном соответствии с саентологическим писанием.
31. Хотя некоторые критики Церкви Саентологии порицают Морскую организацию за её «морские» традиции, неверно приписывая им военный характер, в других религиях существует немало параллелей. Например, христиане обычно чувствуют и изображают себя воинами в битве с Сатаной и силами зла. Среди христианских организаций воинская метафора сильнее всего выражена у Армии спасения. Ответвление Методизма под названием «Возрожденцы» было основано Вильямом Бутом в трущобах Лондона в 1861 г. с целью борьбы с реальным физическими и духовными последствиями «влияния Сатаны» на общество того времени, такими как бедность, пьянство, общая деградация. Чувствуя себя преданными идее борьбы с Сатаной, последователи Бута сформировали «армию», возглавляемую генералом и полностью укомплектованную комиссарами, полковниками, капитанами, лейтенантами. В Церкви Саентологии метафора, избранная членами Морской организации, отражает постоянную связь с морем Основателя церкви Л. Рона Хаббарда. Г-н Хаббард, которого называли «Коммодор», разработал большую часть технологии одитинга на высших уровнях будучи в плавании, в конце 60-х — начале 70-х годов, в тот самый период истории Церкви Саентологии, во время которого появилась и сама Морская организация, ставшая воплощением приверженности её членов саентологической религии.
32. Члены Морской организации получают офицерские звания, от мичмана до капитана. Кроме того, есть и соответствующие звания ниже офицерских. (Что касается Коммодора, то этим человеком был и останется сам г-н Хаббард.) Однако все эти звания носят почётный, духовный характер, точно так же, как и в Армии спасения. Мне известны некоторые заявления критиков Церкви о том, что подобная система званий почему-то «доказывает», что Церковь Саентологии (и в частности, Морская организация) на самом деле не является религиозным объединением. Точно такие же обвинения были выдвинуты против Армии спасения в конце 40-х годов за использование военных терминов. Соответствующие органы пытались помешать организации «Армия спасения» направить своих священников, носящих звание «генерал», «командир», «капитан» и т. д, из материнской Церкви Лондона в США. Это делалось под тем предлогом, что «Армия» является военной или квази-военной организацией, а не религиозной. В знаменитом судебном деле N-, 5I & N Dec. 178 (1953 г.), суд США по вопросам иммиграции со всей определенностью разрешил спор в пользу Армии спасения. Чисто морские звания, используемые в Церкви Саентологии, практически полностью аналогичны званиям, используемым членами Армии спасения, которая вне всяческих сомнений считается в настоящее время подлинно религиозной организацией в самом полном смысле этого понятия.
33. Как и в других религиозных орденах, требование совместного, или общинного, проживания в помещениях, называемых «каютами», предъявляемое к членам Морской организации, уходит своими корнями в систему религиозных убеждений Саентологической религии. Саентологии считают, что земное существование человека неспокойно и полно несчастий вследствие воздействия реактивного ума (см. раздел 14 выше). Они также считают, что любое из существующих человеческих сообществ в той или иной степени действует по определенным шаблонам, навязанным реактивными умами отдельных его членов, а также духовными страданиями, которые на протяжении миллиардов лет испытывали человеческие существа. По мнению саентологов, любой, кто хочет осуществлять свою деятельность в рамках такого сообщества, неизбежно подвергнется воздействию его реактивных контуров, а значит, не сможет вырваться из тенёт материализма, неэтичности и духовной нищеты общества, утратившего представление об истинной, духовной природе человека. И это именно те мотивы, по которым на протяжении всей истории человечества преданные последователи той или иной религии объединялись в различные монашеские ордены, причём в каждом случае члены ордена в значительной степени меняли свой образ общения с миром, находящимся вне их религиозной общины.
34. Вопрос, который встал перед этими преданными своей религии саентологами, сводился к следующему: как помочь столь обременённым людям работать вместе, чтобы избавиться от этого духовного бремени. Решение было следующим: вложить церковное управление Церковными организациями самого высокого уровня, а также предоставление религиозных услуг высшего уровня, в руки тех преданных членов, которые в значительной степени смогли отойти от материалистических и аморальных аспектов современного испорченного общества, а именно, в руки членов Морской организации. И вновь многому учит нас история. История религиозных орденов Запада и Востока показывает, что религиозные ордены возникают особенно во времена кризисов, принимая на себя бремя реформирования и руководства существующими религиозными традициями. В частности, в средние века официальная церковная власть приглашала францисканцев, доминиканцев и членов других нищенствующих орденов занять посты и принять на себя управление церковными организациями в рамках Церкви, в том числе и в самом Ватикане. Члены ордена Иезуитов и других новых орденов были вынуждены оказать Церкви подобные же услуги. Соответственно, и Церковь Саентологии пришла к выводу о том, что церковные организации самого высокого уровня должны быть непременно укомплектованы исключительно членами Морской организации, поскольку это люди, посвятившие себя служению саентологической церкви и религии в целом. Проживая и работая в общине людей, имеющих общую религиозную миссию и беззаветную преданность целям Саентологии, члены Морской организации, как и члены других религиозных орденов, стараются подняться над аберрациями современного общества и культуры и помочь обществу достичь более высокого духовного уровня.
35. Помимо своего исторического происхождения название Морской организации и её морские обычаи символизируют коллективную работу в одной команде и глубокое чувство общности, столь необходимые экипажу для того, чтобы с успехом управлять большим кораблем. (Здесь также наблюдается полная аналогия с Армией спасения.) Таким же образом члены Морской организации работают как религиозная община во всех аспектах своей жизни. Члены Морской организации живут и работают вместе, дабы гарантировать правильное предоставление саентологических религиозных услуг прихожанам церкви, точно так же, как католические религиозные ордены объединяются вместе в своём служении евангелие. Как и бенедиктинцы, францисканцы и иезуиты, члены Морской организации принимают пищу вместе, проживают в совместных помещениях и живут простой жизнью, посвящённой идеалам их религиозных убеждений. Как и члены известных религиозных орденов, члены Морской организации дают обет служения и ведут умеренный образ жизни.
36. Когда человек вступает в Морскую организацию, он посвящает себя служению саентологической религии «на миллиард лет», тем самым символизируя собой бессмертный дух, являющийся, согласно учению Саентологии, сущностью каждого человека. Этот обет точно соответствует клятвам, которые дают люди, посвящающие себя служению другим религиозным орденам по всему миру.
36. Важно понять связь между Морской организацией и иерархической структурой Церкви Саентологии, которая сходна с другими иерархическими конфессиями, например, с Католической церковью или церковью Мормонов. Международная Церковь Саентологии (МЦС) является материнской церковью саентологической религии а, значит, отвечает за осуществление церковного руководства местными церквями и оказание им поддержки. Каждая церковная организация на любом уровне — от местной миссии или церкви до ЦРТ и МЦС — находится под управлением и контролем собственного совета директоров и служащих. Естественно, каждая церковь функционирует в соответствии с общей религиозной доктриной и церковной политикой Саентологической религии.
38. Члены Морской организации работают в различных церковных структурах самого разного уровня в рамках иерархии Церкви Саентологии. Однако во всех случаях их полномочия как сотрудников вытекают исключительно из должности, занимаемой ими в той церковной структуре, в которой они работают. Нет никакой отдельной области полномочий, вытекающей из статуса, которым обладает человек в Морской организации. Более того, то или иное звание члена в рамках Морской организации (см. п. 33) не определяет должность, на которую он будет поставлен, или уровень его полномочий. Зачастую штатный сотрудник церкви, являющийся членом Морской организации, работает в подчинении у другого сотрудника, имеющего более низкое звание в Морской организации. Такая взаимосвязь характерна и для работы членов католических религиозных орденов в различных католических организациях, таких как учреждения общественного здравоохранения и образовательные учреждения. Здесь работник подчиняется правилам поведения, вытекающим из его статуса работника учреждения, а также следует духовным обязательствам, вытекающим из его членства в том или ином католическом ордене. Я лично знаю многих иезуитов и членов других монашеских орденов, которые преподают в университетах, основанных и управляемых соответствующими орденами. Звание того или иного иезуита в университете зависит исключительно от должности, занимаемой им в этом университете, но никак не от его статуса в Обществе иезуитов или стажа служения этому Обществу.
39. Наконец, важно иметь ввиду, что формирование и развитие Морской организации отражает эволюцию традиционных орденов Востока и Запада. Как и Морская организация, эти ордены не появились в один прекрасный день неизвестно откуда. Напротив, они формировались долгое время, по мере того, как основатель религии, окруженный небольшой группой последователей, совершал свои духовные открытия, ложившиеся в основу духовных традиций, уклада жизни и религиозных миссий конкретной религии. Морская организация следует этой классической модели и, без сомнения, будет и дальше расти и развиваться вместе с Саентологией. Примечательно, что Морская организация очень быстро превратилась в зрелый религиозный орден в самом полном смысле этого слова.
11 ИЮЛЯ 2003 Г., СЕНТ-ЛУИС, МИССУРИ
Франк К. Флинн, бакалавр богословия, доктор философии.
Об авторе
Франк К. Флинн Краткая биография
7228 Шафтсбери, Сент-Луис, Миссури 63130 — (314)725–4331
Сфера компетенции
Основная область знаний: Теология и культура; философская теология.
Специальности: Религии Америки; сравнительная религия; новые религии; толкование древних текстов; феноменология религии; религия и право.
Образование
Доктор философии — 1981 г.
Институт христианской мысли,
Университет св. Михаила,
Институт теологии Торонто.
Диссертация на тему: «Критика Джорджа Паркина Гранта технологического либерализма».
Специальные исследования — 1968–69 гг.
Университет Пенсильвании
Исследования в Месопотамии; лингвистика; антропология.
Гарвардский университет — 1967–68 гг.
Языки и литература Ближнего Востока.
Исследователь — 1966–67 гг.
Университет Гейдельберга
Институт исследований свитков с Мертвого моря.
Совместные исследования с Карлом Ловитом, Герхардом фон Радом и Клаусом Вестерманом.
Бакалавр богословия — 1966 г.
Гарвардский институт богословия
Углубленные исследования христианской теологии и библейские исследования.
Специальные исследования — 1962–64 гг.
Богословская семинария св. Джозефа
Теутополис, Иллинойс
Святоотеческая и средневековая теология.
Бакалавр гуманитарных наук — 1962 г.
Колледж Куинси
Философия; античные языки.
Занимаемые должности
Университет им. Джорджа Вашингтона — 1990 г. — по настоящее время
Сент-Луис, Миссури
Адъюнкт-профессор — Религиоведение.
Курсы лекций: Современное христианское мышление: истоки. Религии Североамериканского континента. Религиоведение. Храмы и святыни. Женщины-теологи XX века. Христианство в современном мире. Искусство толкования древних текстов. Толкование Священного писания. «Культы» в Америке. Введение в мировую религию. Курс мировых писаний. Ранние религии американского континента. Хегал: философские и теологические произведения. Критика религии.
Колледж Фонтбонн — 1990–1998 гг.
Сент-Луис, Миссури
Лектор — религиоведение.
Курсы лекций: Этика и социальная ответственность. Вопросы современной морали. Мировые религии. Религии Северной Америки. Введение в философию. Христианство на протяжении веков.
Независимый консультант:
Судебная религия — 1977 – по настоящее время.
Свидетель-эксперт по вопросам отношений между церковью и государством и юридического определения религии.
Судебные дела в Канаде, США, Великобритании, Франции, Испании, Германии.
Международный фонд религии — 1983–1989 гг.
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Главный консультант
Редактор Бюллетеня Международного фонда религии.
Руководитель конференции по религиям Востока и Запада.
Религия эпохи мирного времени, Пуэрто-Рико, 1984 г. Религии Кореи и Пуэрто-Рико в период после второй мировой войны, 1985 г. Восточные толкования писаний Запада, Мартиника, 1986 г. Восприятие и ошибочное восприятие религии Дальнего Востока на Западе, Сент-Круа, 1987 г. Религия Китая: прошлое и настоящее, 1989 г., Пекин, Китай.
Парагон Хаус Паблишерс — 1983–1989 гг.
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк
Главный редактор — Исследования эпохи мирного времени.
Эдвин Меллен Пресс — 1979–1983 гг.
Льюистон, Нью-Йорк
Старший редактор, религиозная тематика.
Университет Сент-Луиса — 1977–1979 гг.
Сент-Луис, Миссури
Лектор по теологии.
Директор программы магистров религии и образования.
Профессорско-преподавательский состав, программа «Человек, технология, общество».
Курсы лекций: Человек, технология, общество: перспективы развития религии. Модели нравственного и религиозного развития. Религии североамериканского континента. Современная протестантская теология.
Научный руководитель соискателей степени магистра гуманитарных наук.
(Уход с должности после закрытия программы).
Колледж св. Джона — 1970–1975 гг.
Санта-Фе, Нью-Мексико
Научный руководитель, программа «Великие книги».
Курсы лекций:
Лаборатория — для первокурсников: теоретические основы измерений, химии, атомной физики; для второкурсников: генетика, теория эволюции.
Математика — для первокурсников: Евклид, Птолемей. Для второкурсников: Коперник, Кеплер.
Языки — для первокурсников: грамматика греческого языка, Мено, Сапфо. Для второкурсников: Театет, Софист, Категории, Интерпретация, Предварительный анализ. Предшественники Сократа. Евангелие от Иоанна.
Семинары — для первокурсников: античная греческая литература. Для второкурсников: Библия, родоначальники Христианства, Средние века. Для студентов предпоследнего курса: Эпохи Ренессанса и Просвещения.
Индивидуальные консультации: Микеланджело. Форма и растворение формы.
Индивидуальные консультации для выпускников: изменения в Западной цивилизации; руководитель группы: От алхимии до науки. Латинская поэзия средних веков и Ренессанса.
Колледж Лассаля — летние семестры 1968–1973 гг.
Филадельфия, Пенсильвания.
Лектор, высшая школа религии
Курсы лекций: Библейские исследования. Антропология религии.
Бостонский колледж — 1967–1968 гг.
Бостон, Массачусетс.
Лектор, Библейские исследования.
Ньютоновский колледж — 1965–1966 гг.
Ньютон, Массачусетс
Лектор, Библейские исследования.
Публикации и избранные произведения
2000 Religion in the 2st Century. Video. Massachusetts School of Law Education Forum. Show # 47.
1999a “Awakening: Millennial Visions have ranged from Armageddon to spiritual growth.” St. Louis Post-Dispatch. December 30. P. B7.
1999b “Conversion: Up From Evangelicalism or the Pentecostal and Charismatic Experience.”
Conversion: Content, Context and Controversy. Edit. M. Darrol Bryant and Christopher Lamb. London: Cassels.
1997 “Curbing ‘Cults’ Could Hurt Religion.” Long Island Newsday Viewpoints (Monday March 31), A25.
1996 “Khilafah and Western Technology.” International Journal of Science and Technology. Kuala Lampur. August.
1995a “Question: Is apocalyptic religion bad for America?” Symposium debate with William Sims Bainbridge. Insight (June 19). Pp.18-21.
1995b “Government Shouldn’t Fulfill Milita’s Apocalyptic Prophecies.” Insight. May 29. Pp. 38-39.
1995c “Toward self-inflicted Armageddon.” Houston Chronicle. Sunday, April, April 30.
1994 “Church, Denomination, Sect, Cult.” Liberty Magazine 89/4 (July/August), Pp. 24–25.
1993 “Government Played Into Waco Apocalypse.” New York Newsday Viewpoints (Wednesday, April 21), P. 101.
1990a “Prometheus and the Masks of Technology, A Post-Grantian Meditation.” In Two Theological Languages. Essays in Memory of George Parkin Grant. Edit. Wayne Whillier. Lewiston, NY: Edwin Mellen. Pp. 121–140.
1990b “Reconstructing the Deconstruction of Ontology” in The Future of Onto-theology. Edit. Henry Ruf.
New York Paragon House. Pp. 127–138.
1990c Book Review: James L. Marrah. Post-Cartesian Meditations: An Essay in Dialectical Phenomenology.
New York: Fordham University Press (1988), in Cross Currents (Summer, 1990). Pp. 274–276.
1990d “Weber and the Study of Religion in China,” Dialogue and Alliance (Summer, 1990). Pp. 71–89.
1989a Interreligious Dialogue: Voices from a New Frontier. Editor with M. Darrol Bryant. New York: Paragon.
1989b “The Self the Other and Interfaith Dialogue.” Postscript to 1989a. Pp. 207–215.
1989c Christology: Center and Periphery. New York: Paragon House. Editor.
1989d “Who do you say I am?” Intro. to 1989c.
1987a “Criminalizing Conversion: The Legislative Assault on New Religions et al.” in Crime, Values and Religion. Edit. James M. Day and William S. Larrfer. Norwood, NJ: Ablex. Pp. 153–192.
1987b “Liberation Theology and the Political Order in Latin America.” In Spirit Matters: The Worldwide Impact of Religion and Politics. Edit. Richard L. Rubenstein. New York: Paragon House. Pp. 303–340.
1986 “Prophetic Christianity and the Future of China.” In Prophetic Religions and Politics. Edit. Jeffrey K. Hadden and Anson D. Shupe. New York: Paragon House. Pp. 307–328.
1985a “George Grant’s Three Languages.” Chesterton Review. May. 11/2: 155–166.
1985b “The Phenomenology of Symbol: Genesis I and II.” In Phenomenology in Practice and Theory. Edit. William S. Hamrick. Dordrecht: Martinus Nijhoff.
1985c Editor. Religion in the Pacific Era. New York: Paragon House.
1984a “The Question about the Millennium.” Intro. to The Return of the Millennium. Edit. Joseph Bettis and S.K. Johannesen. New York: New ERA Books. Pp. 1–8.
1984b “Credo/Credimus: The Calculus of Faith.” New ERA Newsletter, 1984, 4/2: 1–3.
1983 “Scientology as Theological Buddhism.” In Alternatives to Mainline Religions. Edit. Joseph H. Fichter. New York: Paragon House.
1981a “The New Religions and the Second Naivete: Beyond Demystification and Demythologization.” In Ten Theologians Respond to the Unification Church. Edit. Herbert W. Richardson. New York: Rose of Sharon. Pp. 41–59.
1981b “Law, Language & Religion.” New ERA Newsletter. May-June. 1/2.
1981c Horizons & Hermeneutics: The Shape of the Future. Editor. New York: Rose of Sharon.
1981d “The Hermeneutics of Completed Testaments.” In 1981c Pp. 115–129.
1980 “Creation, Providential History and the Structure of Christian Theology.” In Proceedings of the Virgin Islands Seminar on Unification Theology. Edit. M. Darrol Bryant. New York: Rose of Sharon. Pp. 177–188.
1979a “Technological Closure and the Rise of New Religions.” In Symposium on Religious Liberty. Edit M. Darrel Bryant. Washington; Committee to Defend the First Amendment. Pp. 77–88.
1979b Hermeneutik im Lichte der christlichen Tradition, im Lichte der Vereinigungstheologie. Mörfelden-Walldorf: Aquarius. With Thomas Boslooper.
1979c “A Working Model for Mercy High School.” In Mercy High School Task Force: Report and Recommendations. St. Louis: Archdiocesan Board of Education. Pp. 35–38.
1978a “George Parkin Grant: A Bibliographical Introduction.” In George in Process. Edit. Larry Schmidt.
Toronto: Anansi. Pp. 195–205.
1978b “Christian Hermeneutics and Unification Theology.” In A Time for Consideration. Edit. M. Darrol Bryant & Herbert W. Richardson. Lewiston, NY: Edwin Mellen. Pp. 141–166.
1977 “Schleiermacher and Baader: Individuality and Androgyny.” In Women and Religion. Edit. Elizabeth Clark & Herbert W. Richardson. New York: Harper & Row. Pp. 173–190.
1973 Translation. Martin Heidagger. “Die Frage nach der Technik.” Vortage und Aufsatze. Pfullingen: Neske, 1954. In Au Verso 3:4–7.
1972 “New Testament ‘Timing’” Au Verso 2:26–29.
1966 “Toward a Model of Hermeneutics.” Perspectives (Harvard Divinity School) 1:213–220.
1962 “Scotus and Hopkins: Christian Metaphysics and Poetic Creativity.” Duns Scotus Philosophical Association Annual Report 26:50–94
Публикации, готовящиеся к выходу:
“The Use and Abuse of Matter of N.: Who has a right to define what is a religion?”
“Kant and the Paths of Theology in the 19th Century.”
“From Suspension to Suspicion: Husserl and Deconstruction.”
“Creatio ignota: Science, Ideology and the Theology of Creation.”
“Durkheim and Social Kantianism: Symbol and Civil Religion.”
“ Franz von Baader and Theology in the Romantic Age.”
Представленные документы и лекции
“Church and State in American History.” Ladue Chapel Presbyterian Church. Ladue MO. Fall, 1999.
“The Millennium: From Armageddon to Apocalypse.” Second Baptist Church. Ladue MO. Fall, 1999.
“The Ecumenical Self: How is One Religion to Relate to Another?” Vedanta Society, St. Louis MO, January 12, 1999.
“Treemonisha: Scott Joplin’s Religious World.” Scott Joplin Symposium. Sedalia MO, June 3, 1995.
“The Use and Abuse of Matter of N.: Who has a right to define what is a religion?” Address, American Academy of Religion, Church-State Studies. Anaheim, CA. Nov. 21, 1999.
“The Enlightenment’s Enlightener.” New ERA Conference on the Reappraisal of the Enlightenment. Lake Simcoe, Ontario. August 19, 1989.
“The Masks of Prometheus: A Post-Grantian Meditation.” Canadian Learned Society. McMaster University. Hamilton. Ont. June 8, 1987.
“Pearl Harbor and Hiroshima: A Theological Reflection.” East/West Ministers Conference. New York City. June 4, 1985.
“Ehe als eschatologischer Typ in der Vereinigungstheologie.” Institut fur neuen Religionen, Universitat Marburg, Germany, Nov. 10, 1981.
“Conflict in Catholic Political Theology: Restoration, Accommodation and Liberation.” St. Anselm Priory. St. Louis, MO. Oct. 15, 1979.
“From the Middle Ages to the Renaissance: The Seasons of the Year in the Tres Riches Heures (1415) and the Grimani Breviary (1521).” Marlboro College. Marlboro, VT. Jan. 16, 1975.
“The Ritual Moment.” LaSalle College. Philadelphia, PA. June 26, 1973.
“Myth, Ritual and Totemism.” St. John’s College. Santa Fe, New Mexico. Oct 20, 1972.
“Mythic Structure in the Theban Cycle: A Critique of Levi-Strauss.” Untv. Of Pennsylvania. Philadelphia, PA. Nov. 28, 1969.
Опыт работы в других областях
Аттестационный комитет средней школы Мерси, Сент-Луис, Миссури — 1978–79 гг.
Руководитель симпозиума «Человек и ритуалы», колледж Лассаля, Филадельфия, штат Пенсильвания — июнь 1973 г.
Музыкальный директор, Григорианская школа, Санта-Фе, Нью-Мексико — 1970–75 гг.
Программа исследовательских работ в гетто, Гарвардский институт богословия — 1964–66 гг.
Управляющий, Ферма Блюберри, гора Вашингтон, Массачусетс — лето 1964 г.
Президент, Философская ассоциация Данс Скот — 1961–62 гг.
Графика, акварель.
Знание языков
Современные языки: немецкий — свободно. Французский и испанский — хорошо.
Древние языки: греческий и латынь — эксперт. Древнееврейский, аккадский, шумерский — хорошо.
Почетные звания и членства
Преподаватель месяца, Университет Дж. Вашингтона — февраль 1992 г.
Наставник, Центр религиозных исследований, Университет Торонто — 1976–77 гг.
Лауреат гранта Форда, колледж св. Джона, Санта-Фе, Нью-Мексико — 1972–73 гг.
Стипендиат министерства обороны США (Титул VI), Университет Пенсильвании — 1968–69 гг.
Стипендиат программы Фулбрайт, университет Гейдельберга — 1966–67 гг.
Бакалавр богословия, с отличием, Гарвардский институт богословия — 1966 г.
Профессиональные ассоциации
Американская академия религии