Лафайет Рональд Хаббард: биография человека
С середины 80-х годов прошлого века Россия пережила бурный период знакомства с зарубежным религиозным многообразием, ставшим доступным для ее граждан после принятия сначала нового советского, а затем и российского законодательства о свободе совести. Как и всякое новое, эти религии и движения вызывали подчас неоднозначное и даже взаимоисключающее к себе отношение, рождали безоговорочно верящих во всё адептов, и одновременно — безудержных критиков. Время сделало своё дело — и сегодня общественное мнение во многом успокоилось, признавая за гражданами право выбирать и менять религиозные, и шире — мировоззренческие, убеждения и жить сообразно свойственным им нормам и правилам, при безусловном признании аналогичных прав других граждан и не допуская их нарушения.
Немало новых религий и движений, став частью духовной жизни российских граждан, имеют статус зарегистрированных религиозных организаций, свои молитвенные здания, где проводят богослужения, издают и распространяют религиозную литературу, осуществляют религиозное воспитание и образование паствы.
Конечно, не всем так повезло, и ещё есть точки напряжения в обществе вокруг отдельных религий и церквей. Порой очень медленно изживаем мы ложно понимаемый с советских времен дух единомыслия, так трудно признать право не только за собой, но и за каждым, из тебя окружающих, на своеобразие, как во внешнем, так и во внутреннем, в поисках и утверждении своего духовного стержня.
К числу организаций, споры вокруг которых еще не утихли, относится Церковь саентологии, существующая в мире вот уже более полусотни лет и насчитывающая сегодня порядка восьми тысяч церквей, миссий и групп в 164 странах мира, т.е. имеющая членов и сторонников, исчисляющихся миллионами. Присутствует она, и даже активно проявляет себя практически на всем так называемом постсоветском пространстве.
Как правило, те, кто отрицает религиозный характер этой организации и её право на существование в правовом пространстве современных государств, включая и Россию, черпают свои аргументы (если их так можно назвать) в биографии и деятельности основателя саентологии — Лафайета Рона Хаббарда. Тем самым шествуя (может, для себя и не осознавая) по стопам всех бывших, если хотите, начиная с Иисуса из Назарета, обвинителей и гонителей новых пророков, основателей духовных учений, провозвестников новых форм общественного устройства и совершенствования человеческой личности.
В рамках толерантного подхода к иным мировоззреческим убеждениям и мнениям, главное состоит не в том, чтобы отринуть иные точки зрения просто на том основании, что они «не наши» и не совпадают с внутренними чувствами и взглядами конкретного человека. Все же куда существеннее понять иную сторону, уяснить, чем она руководствуется, что в ее позиции соответствует тем ценностям и идеалам, что мы сегодня называем общечеловеческими и что зафиксированы в многочисленных международных актах и в национальном законодательстве по вопросам свободы совести, мысли, религий и убеждений.
Что же касается до лидера той или иной религиозной организации, то, и не разделяя его мировоззренческих взглядов, можно непредвзято познакомиться с линией его судьбы, фактами биографии, увидеть в нем человека, которому свойственны свершения и достижения, заблуждения и ошибки. Исходя из этого, попытаемся собрать воедино разрозненные материалы о Л.Р. Хаббарде и представим их для читателя в виде биографического очерка.
Детство и юность
Лафайет Рональд Хаббард родился 13 марта 1911 г. в Тилдене (штат Небраска). Его отец — Гарри Росс Хаббард, офицер военно-морского флота США; мать — Ледора Мэй Хаббард (урожденная Уотербери де Вулф). Они встретились в Хастингсе, штат Небраска, где Гарри служил офицером вербовки в военно-морские силы, а Ледора училась в колледже для учителей. Сразу же после женитьбы они поселились у родителей Ледоры — Лафайета Оуэна Уотербери и его жены — Иды Де-Вульф.

Жизнь офицера — постоянное кочевье, и семья вслед за отцом переезжала с места на место. Спустя два года после рождения первенца, Хаббарды переехали на ранчо близ города Калиспелл, штат Монтана, а спустя некоторое время поселились в столице штата — городе Хелене. Летние месяцы семья проводила на ранчо, любовно называемом Старым Двором, где маленький Рон катался верхом на лошадях, охотился на койотов, а иногда по субботам с друзьями промывал золотоносный песок в близлежащих оврагах. На зиму все перебиралась в Хелену, в трёхэтажный дом из красного кирпича на углу Пятой Авеню и Бетти Стрит. О нем впоследствии вспоминал Л. Хаббард, как о хорошо обустроенным жилище с двумя массивными домашними очагами, что вмещало «моих тётей, моего дедушку и бабушку, и мои собственные скромные владения».
Лафайет был любознательным мальчиком и потому быстро узнал, что на окраине Хелены жило нечто загадочное, поражающее детское воображение — индейское племя «черноногих». Сюда он часто приходил и постепенно знакомился с непонятной культурой — культурой американских индейцев. Его другом стал шаман и знахарь Старый Том, поведавший немало интересного из истории народа, познакомивший с легендами и преданиями, с многообразными способами индейцев выживать в любых условиях. Забегая вперед, отметим, что спустя годы Рон вернет долг своему старшему другу и напишет роман «Батальоны в оленьих шкурах» (1937). Это будет одна из первых книг, повященных жизни индейцев племени черноногих. Откликаясь на это событие, газета «Нью-Йорк таймс» писала об авторе: «Он одним из первых изменил сложившийся расистский стереотип: «индеец всегда дикарь и убийца». А члены совета племени черноногих признавали, что в романе впервые верно описаны «моральные и этические законы нашего племени».
Постепенно мальчик знакомится и с миром, лежащим за пределами родного города и ранчо. В 1918 г. вместе с дедом (кстати, в честь которого он и получил своё имя) он совершает увлекательное автомобильное путешествие из Хелены в Портленд, штат Орегон. По возвращения в Хелену он, теперь уже один, отправляется к отцу в Такому, штат Вашингтон. В последующие несколько лет, по мере того, как отец получал все новые и новые назначения, семья Хаббардов переезжает с места на место — Сан-Диего, Окленд, Пьюджет-Саунд, Сиэтл. Везде Рон легко сходился со сверстниками, пользовался среди них авторитетом, был заводилой во многих мальчишеских делах. Свидетельством тому могут служить его членство в организации «Бойскауты Америки», присвоение званий скаута II-ого и I-ого класса. Среди его новых увлечений — фотография; целыми днями он не расставался с камерой, учился везде и всегда снимать занимательные сцены.

В октябре 1923 г. Гарри Росс Хаббард получает приказ о переводе в столицу страны, в Вашингтон. Недолгие сборы, и семья в полном составе в порту Сан-Франциско подымается на борт военно-морского судна «Юлисис С. Грант» («Ulysses S. Grant»), взявшего курс на Нью-Йорк через недавно открытый Панамский канал. Затем — автомобилем до Вашингтона. Здесь Хаббарды прожили несколько лет, в течение которых Рон активно участвовал в жизни вашингтонских бойскаутов, заслуженно получая все новые и новые награды, в марте 1924 г. он становится самым молодым в стране скаутом-орлом. В последующем он всегда тепло вспоминал об этих днях: «Я в большом долгу перед многими, многими хорошими людьми, которые посвятили своё время и внимание беспокойному, неугомонному и исключительно активному ребенку и подростку, и я, должно быть, много раз испытывал их терпение, но никогда не слышал, чтобы они говорили об этом».

Летом 1927 г. Рон бросил школу, где у него произошел конфликт с учителем, и решил отправиться к отцу, который в то время служил на базе военно-морского флота на острове Гуам. Он сел на поезд, следовавший к тихоокеанскому побережью, а затем на военном корабле пересёк Тихий океан — Япония, Китай, Филиппины, Гонг-Конг, Гавайские острова, и, наконец — остров Гуам. Отец был недоволен поведением сына, бросившим школу, но втайне гордился им и его решительностью самостоятельно проплыть через полмира. Гуам не был конечной целью Рона, его манила к себе Азия — земля, которая была еще так мало известна американцам и которая, как казалось, таила в себе всю мудрость веков. Но в этот раз достичь её не представилось возможности.
К концу сентября 1927 г. Рон возвращается в Хелену, где вступает в 163 национальный гвардейский пехотный полк Монтаны. Но его влечет Восток, и он вновь пускается в рискованное путешествие. На борту военно-морского судна США «Хендерсон» он устремляется на Восток. Последующие 14 месяцев Рон путешествует по океану, островам, азиатскому континенту.
Весной 1928 г. Рон записался на борт рабочей шхуны, окрещённой «Марианна Мару». Она плыла из Йокогамы, везя на борту копру, папирус и Ассамский чай в порты между Шанхаем и Малайским полуостровом. Это было двухмачтовое судно водоизмещением 116 тонн. Экипаж состоял в основном из филиппинцев под командованием трех европейских офицеров. Корабль шел в Китай через остров Ява. Лишь в середине октября Рон наконец достиг цели и высадился на побережье Китая. Он пишет о своих первых впечатлениях: улицы по щиколотку в пыли, принесённой из Гоби, железнодорожные платформы, повреждённые в трёхсторонних стычках между коммунистами, националистами и имперскими военачальниками.
Рон знакомится с культурой древнего Китая, стремится постигнуть истины древних, посещая буддийские монастыри в Тибете, беседуя с ламами. В сохранившихся дневниках на многих страницах занесены впечатления от путешествий, встреч и бесед со многими людьми. Именно здесь в нем впервые сформировался интерес к духовной жизни различных народов, к поиску ответа на вопрос о предназначении и судьбах Человечества. И сам Хаббард, спустя годы и десятилетия неоднократно возвращался к осмыслению результатов поездки в Азию и свидетельствовал: «Когда я был молод, я провел много времени в Азии, и это та область Земли, где человеческие страдания и бедность очень заметны, где человек достиг глубочайших уровней деградации. Молодой человек, повидав все это, задался вопросом: «Почему это все так? Что происходит? Как низко может пасть человек»? Я начал задавать вопрос: «Что такое человек»?» Никто не знал ответа на этот вопрос. Из чего он состоит? К чему он стремится? Я очень заинтересовался этими исследованиями и посвятил им всю жизнь».
Проведя более года в Азии, в конце сентября 1929 г., Рон вернулся в Америку. После столь значительного времени, проведенного вне школы, требовалась интенсивная подготовка к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. Он обучается в предварительной школе Свейли в Мэнасэс (Виргиния) и в Лесничьей предварительной школе в Вашингтоне (округ Колумбия).
Студенческие годы
В Вудвордской школе для мальчиков в Вашингтоне Рону вручают аттестат зрелости. Теперь можно сделать первый самостоятельный шаг к реализации мечты о познании истории и современного состояния народов мира. С этой целью юноша намеревался осенью 1930 г. поступить в Университет Джорджа Вашингтона. Однако обстоятельства сложились так, что вместо этнологии ему пришлось заниматься инженерным делом и математикой — таково было желание отца. Рон записался на один из первых в Америке курсов по ядерной физике. В университете он учится до 1932 г.
В годы учебы он приобретает опыт журналистики, создавая статьи для газеты «University Hatchet» (Университетский топор»). Здесь же публикуется его первый художественный рассказ «Тах». Первый драматургический опыт был связан с сотрудничеством с редакцией «Еженедельного Литературного Обозрения» и одноактной пьесой «Бог улыбается», заслужившей литературную премию. Увлеченно он продолжает заниматься фотографией, тем более, что многие из его фотографий, сделанных во время путешествия в Азию, нашли признание, были куплены фотокампанией «Андервуд и Андервуд» и крупнейшим национальным журналом США «National Geograpnics». В местных газетах Рон работает репортером и одновременно, по контрактам, с несколькими общенациональными изданиями. Выкраивается время и для работы штатным фотографом и репортером в газете «Вашингтон Геральд», и даже местной радиостанции, где ведет популярные программы и исполняет собственные баллады.
В эти же годы Рон «заразился» небом, обнаружив удивительную склонность и мастерство в полетах на планере. Затем «освоены» винтовые самолеты, на которых состоялись полеты над центральной и западной частью Америки. О мастерстве и отваге Рона, прозванным «вспышка», ходили легенды, он мог выделывать такие трюки, на которые не отваживались профессиональные пилоты. Начиная с 1932 г. на страницах журнала «The Sportsman Pilot» («Спортсмен-пилот») все чаще стали появляться статьи и фотографии Рона об авиации. И этот же журнал называл его «одним из выдающихся пилотов страны», а также «одним из наиболее громко заявивших о себе авиаторов». Летан Левис — редактор журнала писал: «Когда бы ни собрались вместе два-три пилота у Национального Капитолия, на слушание ли в конгрессе или просто за каким-нибудь ангаром, вы, скорее всего, услышали бы, как в их разговоре всплывало имя Рона Хаббарда, сопровождаемое такими эпитетами, как «сумасшедший», «дикий», «отчаянный». Ведь за несколько лет до этого, пилот с огненно-рыжей шевелюрой своими воздушными трюками поразил город, словно торнадо, заставив женщин визжать, а сильных мужчин плакать. Он просто бросал вызов законам тяготения».

Путешествия и исследования
Великая депрессия, потрясшая Америку, заставила Рона оставить Университет и отправиться в новые путешествия. Успешная писательская деятельность давала ему устойчивый капитал.
Весной 1932 г. он организует и возглавляет Карибскую киносъёмочную экспедицию на борту четырёхмачтовой шхуны «Дорис Хэмлин», матросами на которой стали пятьдесят студентов, решивших познакомиться с реальной жизнью за пределами университетских аудиторий. Экспедиция длилась два с половиной месяца и за это время шхуна прошла пять тысяч миль. Было собрано много образцов флоры и фауны для Мичиганского университета.
Вторая экспедиция, теперь уже при поддержке правительства США, состоялась весной 1933 г. На этот раз — на острова Вест-Индии (совокупность островов Атлантического океана между Северной и Южной Америкой). Главным было проведение первого полного минералогического исследования Пуэрто-Рико, находившегося тогда во владении США. Здесь, как и в первой экспедиции, Рон не упускал возможности, познакомиться с историей, бытом, культурой и верованиями местных народов. При любой возможности он совершал полеты над Карибскими острова, о чем также поведал со страниц журнала «Спортсмен-пилот», сопровождая статьи своими фотографиями.
Еще одним увлечением Рона в университетские годы, сохранившимся и на многие десятилетия вперед, стали автомашины и мотоциклы. Первым его автомобилем стал популярный в 1914 г. Форд модели Т, на котором он проезжал через западную пустыню и отвесные скалы еще задолго до того, как были разработаны машины для труднопроходимых дорог. Любовь к машинам Рон перенес и в свои рассказы. В них нередко содержались запоминающиеся сцены с автогонками, а в серии «Миссия Земля» герой Джетерро Хеллер является высококлассным пилотом, который без проблем осваивает любой вид транспорта.
Писательская деятельность
С 1933 г. увлечение планеризмом и фотографией уходят на второй план, а Рон всецело отдается профессиональной писательской деятельности. В течение почти десяти лет он по полгода проводил в Нью-Йорке. В заливе Пьюджет-Саунд в Порт-Орхард, на утёсе Вашингтон, располагался его одноэтажный фермерский дом. В качестве офиса он устроил себе небольшой кабинет, в котором главным богатством были полки с книгами: от текста Нового Завета на греческом языке до трудов по молекулярной теории, а также многие и многие тома, рассказывающие о процессе человеческого мышления и памяти. В воспоминаниях Рона сохранилось описание комнаты: «Она полностью обшита сучковатым красным кедром, имеет пол на подпорках, и в основе своей построена как кабина парусного судна, с кроватью длиной почти в три метра, которая стоит на колоннах в метре с лишним над палубой — как маленький дом». Здесь и рождались его многочисленные творения.

В феврале 1934 г. выходит первый приключенческий рассказ молодого писателя — «Зелёный Бог». В 1935 г. Хаббарда избрали президентом Нью-Йоркского отделения американской Гильдии писателей, что так же можно считать подтверждением его возрастающего авторитета в писательской среде, поскольку в Гильдию входили такие известные авторы, как Реймонд Чандлер, Дэшиел Хэммет и Эдгар Райс Берроуз. Практически каждые две недели в разных периодических изданиях выходил новый рассказ Хаббарда. Число его статей и рассказов возрастало с невероятной скоростью. 14 июля 1936 г. журналист «Birmingham News» («Новости Бирмингема») Эд Бодин отмечал, что молодой писатель уже перепрыгнул планку в один миллион печатных слов. Всего за период до начала Второй мировой войны Хаббард выпустил более сотни романов, повестей, рассказов, публицистических статей на всевозможные темы (от спорта до политики) и в различных жанрах — вестерны, детективные триллеры, повествования о политических интригах, приключения и даже романтические новеллы. Отдельно следует отметить, что в «золотой век» научной фантастики, популярность которой с особой силой проявилась в 30-40е годы, Хаббард был одним из самых заметных авторов.
С 1936 г. Хаббард пробует себя в Голливуде, работая сценаристом над несколькими фильмами. Спустя год по его первому сценарию для Columbia Motion Pictures снимается сериал из 15 частей под названием «Секрет острова Сокровищ» — один из самых прибыльных в истории кино. Голливуд приобретает право на постановку фильма по его роману «Убийство в пиратском замке».
Первые шаги к тайнам бытия
Но как бы Л. Хаббард ни был увлечен и занят писательским трудом, он не оставляет своих размышлений над философскими проблемами человеческого бытия и поисков источника жизни и разума. Эти вопросы не покидали его, пожалуй, с периода учебы в университете. В 1937 г. он изложил свои выводы в рукописи, названной «Экскалибур», и они сводились к тому, что общим знаменателем жизни и всех форм жизни является динамический принцип существования — выживание. Уже подготовив рукопись к изданию, он пришёл к заключению, что работа на самом деле не завершена, и требуется исследовать ещё очень и очень многое.
Тем не менее, были люди, которые считали, что «Экскалибур» не должен лежать на полке. Однажды вечером, в нью-йоркском клубе путешественников, Рона познакомили с тремя советскими торговыми представителями. Как выяснилось, в Советском Союзе узнали об исследованиях Рона и подготовленной им рукописи и посчитали необходимым использовать их в своих интересах, а именно, в повышении эффективности работы на государственных предприятиях. Рону предлагали выехать в Москву, обещали огромные средства и лабораторию. Несмотря на то, что он решительно отказался, от русских не так-то просто было отделаться. Когда вечером он вернулся в комнату, которую снимал в гостинице, то обнаружил, что его копия рукописи «Экскалибур» исчезла!
Признанный писатель
К 1938 г. Рон Хаббард, выпуская рассказы и статьи с беспрецедентной скоростью, сравнялся в мастерстве и встал в один ряд с такими писателями, как Роберт Хайнлайн, Айзек Азимов, Рей Бредбери, А.Е. Ван Вогт, Теодор Стержен и др. Один из издателей книг Хаббарда, обращаясь к читателям его нового проиведения, написал: «Я полагаю, Л. Рон Хаббард не нуждается в представлении. Судя по вашим письмам, его увлекательные произведения находятся в числе наиболее любимых вами книг из тех, что мы публиковали. Некоторые из вас поражаются также тому, как у него получается писать о далеких мирах настолько живо и ярко, а это на самом деле очень характерно для его рассказов. Ответ прост — он был там, приятели. Он там был, все видел, сам в этом участвовал. И зачастую и то, и другое, и третье!»
Друзья-писатели не раз собирались вместе, и нередко Рон развлекал их своими рассказами. О тех днях оставил свои воспоминания известный американский писатель-фантаст Айзек Азимов: «Мне кажется, что его (Рона) истории были скорее забавные, нежели трагичные, потому что мы развлекались, и много смеялись. Я, конечно же, сидел там и восхищался тем, что эти истории не нуждались в редактировании. Если бы вы их напечатали прямо так, как он их рассказал, то их содержание было бы просто великолепным. Не было бы незаконченных предложений, нерешительных звуков, никаких радикальных изменений сюжета, — как если бы он начал говорить что-то в середине чего-то еще. Если бы вы записали мое интервью таким образом — то вы бы нашли в нем все эти вещи. Но вы не нашли бы их в том, что сказал он. И почему-то они не производили на меня впечатления, что это было заучено им. Просто у него была такая способность».
В 30-х годах Рон является участником многочисленных радио-шоу. Как-то в одной радиопередаче состоялся такой интересный диалог, раскрывающий внутренний мир Рона-писателя.
Ведущий спросил: «Попадали ли Вы в какие-то приключения, когда писали свои рассказы?
В ответ услышал:
— Расскажу об этом на примере рассказа, в котором я писал об одном месте, где дождь шел 24 часа в сутки. В этой истории герой сражался с дождем. Дождь накрапывал, моросил, лил как из ведра, заливал и вообще промачивал героя до нитки с первой страницы и до конца. Когда я закончил, все еще находясь в атмосфере рассказа, я встал, надел свой дождевик, вышел на улицу и был поражен, увидев, что на улице ярко сияло солнце.
— Как, разве Вы не пролетели тысячи миль над землей, не совершали многокилометровые путешествия?! — воскликнул ведущий.
Заключительная тирада писателя была обескураживающая:
— Приключение не означает объездить весь мир, не означает великие деяния. Приключения — это как искусство. Вы должны пережить их, чтобы сделать их и для себя, и для читателя реальными.
Радиоэкспериментальная экспедиция на Аляску
И все же, как только выдавалась возможность, Рон стремится к новым путешествиям, к новым познаниям за пределами кабинетов и городов. Нью-Йоркский клуб путешественников в феврале 1940 г. принял его, бывшего с 1939 г. кандидатом, теперь и в полноправные члены и вручил одну из высших своих наград — флаг клуба. И уже, будучи членом Клуба, 27 июля 1940 г. он отправляется в радиоэкспериментальную экспедицию на Аляску. Его судно — одиннадцатиметровый парусник «Чародей» («Magician») отчаливает из Сиэтла, и идёт под флагом № 105 Клуба Путешественников. По тем временам это была смелая и неординарная затея: изучить две тысячи миль морского рельефа по береговой линии Британской Колумбии и Аляски.
Парусник шел на север вдоль побережья, совершая промеры глубин, описывая береговую линию, бухты и проливы, в которых могли бы в случае непогоды укрыться суда. Постепенно берег, который еще недавно был заполнен деревнями, превратился по большей части в дикую местность. Яхта пробиралась почти на ощупь, двигаясь сквозь темноту и приливные волны. Свои впечатления капитан записал в журнале: «Эти протяженные водные пространства и течения, узкие каналы, дикие, глубокие и безграничные; острые, не нанесенные на карту границы утесов, выстраивавшихся в колонны по обе стороны; некоторые из них заледенели и покрылись снегом, большинство из них разбиты ледниками и полны крутых обрывов. Подчас здесь невозможно было причалить к берегу, так как берега уходили вниз так же круто, как и горы».
На карту по заданию Гидрографического отдела ВМС США наносились никогда ранее не обозначенные опасности и очертания берегов, добавляя к уже имеющимся знаниям информацию о редко посещаемых навигационных проходах и островах в северо-западных океанских водах Америки. Рон также проводит эксперименты радиопелегации, сделал большое количество фотографий, иногда это были первые фотографии этих мест и береговых ориентиров. Результаты оказали существенную помощь в составлении карт побережья канадской провинции Британская Колумбия и штата Аляска. Нередко и сегодня они оказывают практическую помощь мореплавателям.
Не забывает путешественник изучать и исследовать мир культуры народностей тлинкитов, хайдасов и алеутов, с которым он познакомился в это время. Порой тому способствовали самые неожиданные обстоятельства. Так, когда на его яхте случилась поломка двигателя, он три месяца провёл в Кетчикане — городке на Аляске. Это время вынужденного «сидения» на одном месте он использовал с пользой: работал ведущим популярной морской радиопередачи, заслужил признание радиослушателей в качестве харизматического рассказчика. Охотно и часто общался с местными жителями. Особый интерес вызвали бытовавшие здесь легенды о Вселенском потопе, подтверждая универсальность этих представлений для народов Земли, в каком бы регионе они ни обитали.
Ценность практических результатов экспедиции была подтверждена сразу же по её окончании, когда 17 декабря 1940 г. американское Бюро морской инспекции и навигации выдаёт Рону лицензию «Мастера паровых и моторных судов». Через четыре с половиной месяца он получил от гидрографической службы Флота США второй сертификат, подтверждающий его мастерство морехода — «Лицензию специалиста по парусным судам» («Все океаны»).
В декабре 1940 г. Рон возвращается в Сиэтл, возобновляет свою литературную деятельность. А в мире, в далекой Европе, уже полыхало пожарище Второй мировой войны. Все понимали, что рано или поздно оно заденет и Соединенные штаты.
Военные годы
В начале июня 1941 г. Рону присвоено звание лейтенанта запаса Военно-морских сил США, а когда его страна в декабре 1941 г. вступила в войну на стороне антигилеровской коалиции, лейтенант Рон Хаббард был призван на флот. Пройдя тренировки в области контрразведки, Рон оказывается на борту наспех переоборудованного лайнера, направляющегося из Сан-Франциско в Манилу. Под палубами находилось пятьдесят пять истребителей, вооружение и запчасти для амеркианских боевых частей. Учитывая то, что японцы тогда практически бесконтрольно хозяйничали в южной части Тихого океана, этот поход можно было сравнить, словами Рона, с удиранием зайца от голодных волков.

Большинство переправлявшихся были молодые пилоты, еще не обстрелянные и неопытные. По мере того, как входили во вражеские воды, нервы у всех были на пределе. Примером тому может быть следующий случай. Как-то лейтенант Хаббард проснулся от грохота зенитных пулемётов на верхней палубе. Поднявшись, он обнаружил там почти в полном составе свой экипаж, стреляющий по Венере, которую ошибочно приняли за пикирующий бомбардировщик. В начале 1942 г. Рон привел свой корабль в Манилу.
Потом была служба в Австралии в качестве офицера контрразведки в 3-й секции армии Соединенных Штатов в Брисбене. Его штаб находился в провинциально роскошном отеле Леннонс, где выпивка подавалась вплоть до комендантского часа, хотя парень, на которого можно было всегда рассчитывать, что он оплатит выпивку, возможно, как пишет Рон, был агентом нацистов. Главной миссией всех, кто находился здесь, включая и Рона, была доставка вооружения, боеприпасов, медикаментов и продуктов питания американским военным, находившимся на Тихоокеанском военном фронте. Делать это приходилось в океанских водах, полных снующих враждебных японских и немецких подлодок и кораблей.
В марте 1942 г. командование переводит Л. Хаббарда в США, и он получает под своё командование военное судно для сопровождения караванов союзников в Атлантическом океане. Затем командует противолодочным кораблём PC 815 «Хелл Хоулер» с командой в шестьдесят человек. Это был гладкий, серый корабль, оснащённый передовой пусковой установкой для размещения подводных мин повышенного радиуса действия. В прибрежных американских водах в Тихом океане он идеально подходил для защиты от мародёрства вражеских подлодок. Документы тех лет свидетельствуют об особой обстановке и отношениях Рона с командой. Например, до нас дошло одно из писем, которое он в конце мая 1943 г., спустя всего 7 дней после первой битвы PC 815, написал матери одного из своих матросов. Там были и такие строки:
«Уважаемая мадам!
Я пишу Вам по причине боевого духа вашего сына, Роберта.
Несколько дней назад я заметил, что ваш сын ходит подавленный, и когда я спросил его, он заставил меня поверить, что расстроен, так как не получает новостей из дома. Он не говорил об этом напрямую, но я уверен, что его понурость напрямую связана с отсутствием вестей, так как я не видел его имя в приходящей почте.
Ему нужна ваша помощь. А так как он и мой человек тоже, мне нужна Ваша помощь.
Пожалуйста, пишите вашему парню часто. Он любит Вас, иначе он бы не беспокоился об этом так. Пожалуйста, посылайте ему письма, которые так благотворно влияют на его боевой дух».
В самом конце войны Рон оказался на излечении в военно-морском госпитале Оук-Нол в г. Окленд, штат Калифорния. Его поразила та медлительность, с которой выздоравливали пациенты госпиталя, несмотря на хорошие условия и лечение. Применяя свои ранние наработки по изучению психики человека, Рон в работе с больными установил, что причиной тому был умственный запрет на выздоровление. Снятие этого запрета повлекло за собой скорейшее выздоровление многих пациентов.
Исследования разума
После демобилизации в феврале 1946 г. Рон Хаббард возвращается к литературному творчеству, которое, как он убедился, только и способно было давать средства на исследования в области разума, а его основным направлением деятельности остаётся изыскание путей улучшения жизни людей. Он открывает офис на углу улиц Ла-Брея и Сансет в Лос-Анджелесе и исследует применение открытых им методик оказания помощи людям (будущей дианетики) в среде актёров, режиссёров, писателей и других деятелей Голливуда. Рон Хаббард принимает назначение на должность офицера особой полицейской службы в Лос-Анджелесе. Он использует своё положение, чтобы изучать криминальные элементы общества. В 1948 г. он подытожил свои исследования, описал доказанные им принципы и изложил их в рукописи, озаглавленной «Дианетика: основные тезисы».
Переехав в Саванну, штат Джорджия, он проводит много времени в больницах и психиатрических лечебницах, спасая жизни своими консультациями. Вооружившись результатами тестов и исследований, он едет в Вашингтон и пишет работу, которая подводит итоги его шестнадцатилетних поисков динамического существования. Результат этой работы был опубликован в книге, получившей в последствие наименование «Первоначальные тезисы».
В течение нескольких лет неопубликованные рукописи по дианетике переходили из рук в руки в профессиональных кругах, и каждый раз количество копий, с которыми могли знакомиться люди, становилось все больше и больше. Восторженные отклики становились столь многочисленны, что друзья настаивают на том, чтобы Рон написал и опубликовал популярную книгу по дианетике. В конце 1949 г. в зимне-весеннем выпуске журнала «Клуб Путешественников» появляется первая статья по дианетике: «Терра инкогнита: разум». Она вызвала интерес у читателей, забросавших автора вопросами и просьбами о пояснении его методик. Ответы на письма, а Рон всегда стремился отвечать своим корреспондентам, начали отнимать почти все его свободное время.
Начало дианетического движения
В этот момент подоспело предложение от издательства «Хермитэдж Хауз» и 9 мая 1950 г. книга «Дианетика: современная наука душевного здоровья» выходит в свет, а уже 18 июня она появляется в списке бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймс» и остаётся там в течение 28 недель подряд. Начинается всеамериканское дианетическое движение, которое вскоре станет самым быстрорастущим движением в Америке, стихийно возникли первые 750 дианетических групп. Мгновенно были раскуплены все 30 тысяч экземпляров книги. Автор бестселлера приглашается для чтения лекций, публичных встреч в различные, в том числе и в крупнейшие, города США. По всем Соединенным Штатам люди читали книгу и одитировались по описанной в ней технологии. Эта книга и сегодня остается, пожалуй, самым известным трудом Л.Р. Хаббарда. В ней содержатся многие основополагающие принципы дианетики. Сегодня члены Церкви саентологии называют «Дианетику» «Книгой один» и ежегодно праздную день ее опубликования (9 мая) по всему миру.
Дианетические центры и группы начинают возникать и за пределами США. Л. Рон Хаббард непрерывно посещает их, чтобы осуществлять общее руководство деятельностью, читать лекции по новым результатам своих исследований. Дианетика утверждалась в непростых условиях, были не только восторженные почитатели, но и те, кто не считал её наукой, например известный ученый Э. Фромм. К тому же книга Хаббарда появилась в те времена, когда считалось за правило решать психологические проблемы человека путем помещения его в психиатрические учреждения. А потому общественное мнение требовало от государства максимального развития сети подобных заведений. В них, как правило, люди сталкивались с весьма негуманным отношением к себе, смирительные рубашки были обычным делом, практиковались внутривенные инъекции, электрошок.
Рождение саентологии
Чтобы способствовать исследованиям в духовной сфере, распространять информацию о дианетике, воздействовать на общественное мнение, в городе Элизабет, штат Нью-Джерси, образуется первый Центр Хаббарда по исследованиям дианетики. Так родилась саентология — прикладная религиозная философия. Для Хаббарда саентология, безусловно, религия, ибо она осуществляла цель религии — освобождение души с помощью мудрости. В своих лекциях Хаббард пояснял введение и использование данного термина так: «Мы используем слово «саентология», что значит «знание» или «правда» или «Наука о знании или о правде». Или дословно с греческого — «Я знаю слово».
За три года (1951–1954) ЛРХ прочел более 1100 лекций и написал свыше 20 книг. Среди них наиболее важными, ставшими фундаментом саентологии, поскольку доступным языком излагали открытия Хаббарда в области разума и давали практические методики по улучшению человеческого существования, были: «Наука выживания», «Аксиомы дианетики», «Самоанализ», «Продвинутая процедура и аксиомы», «Настольная книга для преклиров», «История человека», «Саентология 8-80», «Саентология 8-8008», «Дианетика 55!», «Детская дианетика» и «Руководство для тех, кто получает одитинг».
В 1954 г. Л. Рон Хаббард и группа учредителей создают то, что впоследствии было названо Независимой церковью саентологии. Создание церковной организации, т.е. признание своего движения религиозным, породило немало вопросов о соотношении саентологии и религии. На них неоднократно приходилось отвечать самому Хаббарду. Специально их он рассматривает в своих лекциях, обращенных, как собственно к саентологам, так и к широкому кругу слушателей и читателей. ЛРХ подчеркивал, что Международная ассоциация саентологов является религиозной организацией. В таком качестве, пусть и не сразу, она была признана во многих странах мира. Приведем и такие его слова: «Саентология используется в религии. Я помню, архиерей Оттобери использовал саентологию во всех своих проповедях. Открытием того, что человек является духом, мы вторгаемся в сферу религии и становимся религиозными». В другом интервью, отвечая на вопрос журналиста: «Можно ли при помощи саентологии постигнуть Бога?» Хаббард заявлял: «Да, определенно. Саентолог, даже в самом начале, начинает понимать природу Вселенной. Он понимает, что все вокруг не просто возникло вдруг из научной формулы, что существует автор окружающего. Он также осознает свою причастность к созданию».
Первая саентологическая церковь открылась в Лос-Анджелесе в феврале 1954 г. и это стало исторической вехой в истории дианетики и саентологии. Затем церкви открываются в других городах США и за их пределами — Дания, Канада, Новая Зеландия, Франция, Южная Африка… ЛРХ взял на себя руководство возникающими саентологическими церквами по всему миру, возглавив централизованную организационную структуру. В 1954 г. в Фениксе (Аризона) Хаббард прочитал серию лекций, в которых представил философскую основу новой религии. Идя по пути правового укрепления своей организации, Хаббард в 1955 г. получает в американском окружном суде в округе Колумбия подтверждение, что он является священником саентологической церкви.

Годы с 1954 по 1959 Хаббард проводит в постоянных разъездах по Америке и миру (Великобритания, Ирландия, Пуэрто-Рико) с лекциями, консультациями, презентациями книг. Его насущной задачей и целью было стремление разработать административную технологию по руководству новой всемирной организацией; создание условий, при которых саентологические организации могли стабильно работать и расширять поле своей деятельности. В помощь своим соратникам и членам организаций Хаббард записывает на пленку свои выступления, совершенствует методики одитинга, пишет новые книги («Саентология: основы жизни», «Проблемы работы» и др.).

Сент-Хилл
Учитывая непростую ситуацию в США, где, как считал Рон Хаббард, правительство «вело охоту» на него и его последователей, он весной 1959 г. начинает поиски места для размещения Международной штаб-квартиры Церкви саентологии и своего постоянного проживания за пределами США. Им стала усадьба Сент Хилл в графстве Сассекс в Англии — в обширной и красивой резиденции эпохи короля Георга. Здесь Хаббард проведет последующие семь лет, продолжая исследования свойств оживляющей «жизненной силы», проводя опыты с растениями. О последнем мы можем судить по многочисленным публикациям в ведущем издании садоводов Англии «Garden News» («Новости садоводства»), газетным публикациям, а также и по телерепортажам на общенациональных каналах Великобритании из теплиц Рона.

Уже из Англии Хаббард продолжает свои поездки по странам и континентам — США, Южная Африка, Канарские острова — с чтением публичных лекций, встреч с членами Церкви, политическими и общественными деятелями.
Много времени он посвящает студентам из различных стран мира, которые приезжали в Сент Хилл для обучения. Для них он подготовил и прочитал в 1961–1966 гг. «Специальный обзорный курс», в котором давалась программа обучения для саентологов, охватывавшая всю историю развития саентологической технологии. По возвращении студенты могли использовать учебные методы, революционизировавшие философию обучения. Фактически лекции представляли собой отчет о повседневной исследовательской работе Л. Рона Хаббарда, где разъяснялись его мысли, выводы, эксперименты, методики, ведущие к духовной свободе. Эти 447 лекций составляют наиболее полный курс, когда-либо прочитанный на темы философии и практики дианетики и саентологии, и они являются важнейшей составной частью того, что теперь принято называть в Церкви саентологии Писанием. Тогда же был снят фильм «Полдень в Сент Хилле», знакомящий с устройством и деятельностью саентологической церкви и ее штаб-квартиры.

В эти же годы Рон Хаббард публикует Таблицу классов, ступеней и уровней сознания, получившую наименование «Мост к полной свободе», которая включает в себя последовательный перечень конкретных действий на пути от низшего духовного состояния к более высокому. Согласно таблице, продвигаясь по Мосту ступень за ступенью, человек постепенно поднимается из той точки, где он впервые узнал о саентологии, на самый верх Моста, где находится состояние полной свободы.
Снова в море
Таким образом, в английский период своей деятельности ЛРХ фактически завершил работу по созданию всех необходимых организационных, богословских и интеллектуальных составляющих для устойчивой деятельности саентологических организаций. После этого он посчитал возможным оставить все официальные административные должности, которые он занимал в саентологической церкви. Начинается новый этап в биографии Хаббарда, когда его целью становится поиск следов прошлых земных цивилизаций и их исследование. Эта задача была возложена на новую организацию — «Морская Организация», базировавшуюся на паруснике «Энчантер», к которому впоследствии присоединились корабли «Афина», «Роял Скотсмен». С их помощью проводились исследования в различных просторах мирового океана.
В какой-то мере покинуть «берег» и «выйти в море» заставили Хаббарда внешние обстоятельства — волны преследований в 1967-1975 гг. по всему миру в отношении саентологов и саентологии. Заметим, что спустя некоторое время выдвигавшиеся против саентологии и лично Хаббарда порой абсурдные обвинения и запреты были сняты, и деятельность саентологии легализована. Но тогда преследования были масштабными, скоординированными и жесткими.
Конечно, даже отойдя от официального руководства Церковью, Хаббард не оставлял своего детища. По-прежнему создаются книги и публикуются издания, посвященные человеку, его духовным силам и возможностям, формулам этики и принципам достижения целостной жизни.

Последние годы
К середине 1975 г. Л.Рон Хаббард возвращается в США, где ему будет суждено прожить последние десять лет земной жизни. Менялись места проживания: города и ранчо в штатах Флорида и Южная Калифорния, но неизменным был интерес к человеку, обществу, к поиску «сценариев» лучшей для человека духовной и материальной жизни.
В это десятилетие Рон стремится запечатлеть на пленке историю и действительность саентологической церкви. Он строит специальную киностудию, на которой он сценарист и режиссер одновременно. По его сценариям, а всего их набралось — 33, снимаются саентологические учебные фильмы. Еще семь фильмов сняты в помощь обучающимся одиторам.
Несмотря на ряд судебных процессов, разразившихся в США в 1977–1978 гг. против саентологии и нескольких видных саентологов, в том числе по обвинению в шпионской деятельности, Хаббард вопреки угрожающим обстоятельствам обращал особое внимание на решение проблем, которые приобрели масштаб общепланетарных бедствий: наркомания, преступность, широкая безграмотность, падение нравственности, химическое загрязнение организма.
Для преодоления этих бедствий он предлагает собственные программы. В частности, программа «Очищение» ставила своей задачей эффективное выведение из человеческого организма наркотиков, алкоголя, медицинских препаратов и других токсичных веществ, накопленных в течение его жизни, и являющихся причиной усталости, апатии, сонливости, тупости и других нежелательных реакций. Это было своего рода продолжение поиска методов разрешения общих проблем наркомании, начатого им еще во второй половине 1960-х годов. Тогда им была разработана технология для решения проблемы реабилитации наркоманов. Заключенный Вилли Бенитиз из тюрьмы штата Аризона прочел и применил некоторые материалы Хаббарда, благодаря этому он смог покончить с наркотиками. Затем он вовлек в это своих товарищей по камере, и статистика их успешной реабилитации привлекла внимание администрации тюрьмы и общественности. Вскоре после этого для широкого распространения и предоставления этих материалов другим была сформирована с помощью добровольцев организация под названием «Нарконон». Сегодня это международная организация, чьи центры действуют в Соединенных Штатах, Канаде, Мексике, Новой Зеландии, Австралии, Швеции, Германии и Англии. Касаясь этого же круга проблем, Хаббард в 1970 г. основал программу «Криминон» — программу перевоспитания преступников, а в начале 70-х годов устанавливает, что справиться с остаточными явлениями после потребления наркотиков человеку помогает правильное применение витаминов и питательных веществ.
В 80-е годы ЛРХ немало сил отдает писательской деятельности. Выходит его научно-фантастический роман «Поле битвы — Земля: сага о годе трёхтысячном», написанный в традициях боевой фантастики 30-х годов. Написаны и начали издаваться первые тома десятитомной научно-фантастической эпопеи «Миссия Земля» — современной сатирической пародии про слабости земной цивилизации. Книги попадали в список бестселлеров газеты «Нью-Йорк таймс». На их основе снимаются художественные фильмы. Для некоторых из них, в частности, для «Миссия Земля», Рон пишет музыку и стихи для альбома, который является музыкальным сопровождением книги, что явилось беспрецендентным случаем в истории мировой литературы.
Отдельно следует упомянуть о небольшой книжечке Рона «Дорога к счастью» (1981). Она представляет из себя изложение нерелигиозного морального кодекса, основанного на здравом смысле. Простые принципы, изложенные в этой брошюре, понятны каждому и помогают повысить уровень порядочности и честности человека. Именно поэтому распространение и использование данной брошюры приобрело всемирный характер (сейчас распространено более 60 миллионов экземпляров книги).
Смерть настигла писателя, исследователя, путешественника и религиозного мыслителя 24 января 1986 г. На ранчо недалеко от города Сан-Луис-Обиспо (Калифорния), Лафайет Рон Хаббард уходит из этой жизни.
Что он оставил миру и своим последователям, оказал ли влияние на бурный XX век? Вопросы можно множить и множить…
Очевидно, и ответы на них могут звучать по-разному, в зависимости от степени приближения к этой, безусловно, неординарной фигуре, от степени созвучия, которое вызывают в каждом из нас религиозные и общегуманистические идеи и взгляды Хаббарда. С ними можно познакомиться, ибо объем художественных, научных, религиозных и биографических изданий, распространяемых по всему миру на семидесяти языках, не уменьшается, а постоянно растет. Шутка ли — к настоящему времени их совокупный тираж составил свыше 115 миллионов! Продолжают жить в сознании и поступках многих и многих людей в самых различных странах, практически на всех континентах, представления и открытия Хаббарда, касающиеся духовного мира человека, роли и места человека в настоящем и будущем Земли и Вселенной.
Об авторе
Михаил Иванович Одинцов — писатель, доктор исторических наук. Автор книг из серии «Жизнь замечательных людей» — «Патриарх Сергий» и «Иоанн Кронштадский».
Михаил Иванович Одинцов — президент общероссийской общественной организации «Объединение исследователей религии». С 1999 по 2014 г. работал в Аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ (отдел защиты свободы совести). Им написано свыше 300 научных работ и более 20 книг.
Предлагаемая здесь статья М.И. Одинцова размещена в сборнике Российского объединения исследователей религии «Свобода совести в России: исторический и современный аспекты», Санкт-Петербург, 2009 год, выпуск 7, страницы 11–32. Заголовки частей биографии добавлены редакцией сайта.