🕝 2 мин
на чтение
В мире более 5000 религий. Их многообразие изучают учёные, которые так и называются — религиоведы.
Сергей Игоревич Иваненко — известный российский религиовед, доктор философских наук, руководитель авторского коллектива справочника «Религиозные объединения Российской Федерации», Государственный советник Российской Федерации 1-го класса. Более сорока лет изучает различные религии. Автор более двухсот статей о различных религиозных течениях и четырнадцати книг, в том числе «Религия и бизнес», в которой им было рассмотрено, как основные религиозные организации России относятся к предпринимательству. С 1992-го года Сергей Игоревич изучал также деятельность саентологов в России. Одним из плодов его исследований стала вышедшая в 2016 году книга «О чём молчат саентологи, или о некоторых особенностях религиозных убеждений последователей Саентологии» (см. по ссылке).
Вот как он определил суть Саентологии в одной из своих книг:
«Что можно признать самым важным и актуальным в Саентологии как новой религии? Думаю, у каждого может быть свой ответ. Выскажу собственное мнение. В отличие от всех других известных мне, как религиоведу, религий, Саентология провозглашает, что человек действительно может найти свое спасение не просто в какой-то там будущей вечности, но здесь и сейчас. Полагаю, что эта нацеленность на реальный мир и самые злободневные для человека проблемы и предопределила динамичное распространение Саентологии».
В интервью ниже он отвечает на ряд вопросов: является ли Саентология религией? Чем она отличается от других религий и вероучений? Что российское религиоведение говорит о Саентологии? Что такое религия с точки зрения науки? По каким критериям учёные определяют, является ли какое-либо учение религией или нет? И чем, по мнению религиоведа, саентологи отличаются от верующих других религий?
«Если где-то нужен родник оптимизма, то надо обращаться к саентологам. Это моё твёрдое убеждение».
«Для саентологов, особенно тех, которые активно двигаются, характерна некоторая такая маниакальная законопослушность, стремление заплатить все налоги, выполнить все обязательства — и перед государством, и перед партнёрами, и перед женой, и перед своими родственниками. Потому что особенность саентолога — он не может духовно прогрессировать в рамках своей религии, если он нарушает нормы закона, нормы нравственности».
— Иваненко С.И.
Об этом и о многом другом вы узнаете из первой части интервью:
Во второй части интервью Сергей Игоревич рассказывает о том, что его самого больше всего поразило в Саентологии. Здесь он отвечает на следующие вопросы:
Что характерно для Саентологии в плане темпов её развития как религии? По каким причинам Саентология так развивается все эти годы, начиная с момента её появления в 1954-м году? Что из теории и практики саентологов наиболее полезно для России, для российской государственности? Что полезного лично для себя и своей научной деятельности взял в Саентологии сам религиовед? Как меняются люди, которые приходят в Саентологию? Что характерно для саентологов? Что можно сделать для улучшения веротерпимости в стране? Что может сделать отдельно взятый верующий?
«Саентологами обычно становятся люди, которые хотят какой-то логичности, чёткой работающей системы инструментов. И в Саентологии они всё это находят».
«Главное, что меня поразило в учении Хаббарда, — это утверждение, что человек по природе своей хороший».
«Это открывает дополнительные возможности для реабилитации преступников, для того, чтобы избавлять людей от наркомании, от алкоголизма, помогать им создавать крепкие семьи — да и просто быть оптимистами».
— Иваненко С.И.
Итак, вот вторая часть.
Благодарим Сергея Игоревича за столь интересное, искреннее и содержательное интервью.
Вам может быть также интересно: